ФOРМИРOВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКOЛЬНИКOВ ЛOГИЧЕCКИХ УНИВЕРCАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙCТВИЙ
статья по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Рюмина Татьяна Валерьевна

Формируя логические универсальные учебные действия, стоит опираться на вышеизложенную перечень, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и более продуктивной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование логических универсальных учебных действий в начальной школе.

Рюмина Т.В.

В соответствии с действующим в России Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования главной целью образования в начальной школе становится формирование умения учиться, которое означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать пути решения, поддерживать друг друга. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой многочисленных авторов под руководством А.Г. Асмолова. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [1], Г.В. Бурменской [1], И.А. Володарской [1], О.А. Карабановой [4], Л.Г. Петерсон [6].

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Среди метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младших школьников особую роль играют познавательные УУД, так как именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека. Познавательные УУД, включающие в себя общеучебные, логические, знаково-символические, а также действия постановки и решения проблем, готовят школьника к решению любой проблемы-задачи.

Анализ современных учебников по математике для начальной школы, показал, что большинство из них содержат задания, предполагающие, что у ребенка сформированы логические операции. Помимо этого, многие задания представлены в виде текстов, что усложняет младшему школьнику их выполнение, так как преобладающее мышление у данной категории детей остается наглядно-образным. Поэтому мы рассмотрим более подробно логические универсальные учебные действия, включающий в себя:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

 Формируя логические универсальные учебные действия, стоит опираться на вышеизложенную перечень, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и более продуктивной.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления  - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений между предметами, явлениями, фактами.

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия межу ними. К.Д.Ушинский считал операцию сравнения основой понимания. Он писал: «…сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение…» [3, с.176]. Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Синтез это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств [3, с.176]. Абстракция – это мысленное отвлечение от каких либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков [5, с. 318]. Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению [3, с.176].

Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [2, с.47].

Особым потенциалом в формировании у младших школьников логических универсальных учебных действий обладает учебный предмет «математика». Математика дает множество возможностей для того, чтобы держать мысль ученика в постоянном напряжении, в активной деятельности, в режиме самостоятельных поисков решений посильных задач. При этом необходимо воспитывать уверенность в своих силах, возможностях и способностях. Большое значение при формировании логических УУД на занятиях по математике имеет обучение решению задач на движение, которые выделяются среди других типов задач по сюжету. По структуре они бывают самыми разнообразными: простыми, составными, задачами с пропорциональными величинами и т.д. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения разных типов задач на движение.

Таким, образом, логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности. Особую значимость приобретает развитие логического мышления в младшем школьном возрасте, когда происходит включение ребенка в учебную деятельность, социализация, активное освоение окружающего мира, формирование и развитие представлений об окружающей действительности, в том числе в процессе обучения математике.

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 151с.
  2. Выготский, Л.С.  Педагогическая психология [Текст] / под. ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  3. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. Сред. Пед.учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 464с.
  4. Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны [Текст] / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010. - № 2. - С. 11-12.
  5. Маклаков,  А.Г. Общая Психология [Текст]: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
  6. Петерсон, Л.Г. Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г.Петерсон в контексте реализации ФГОС [Электронный ресурс]: Восемь обучающих семинаров Школа-2000 1-4класс / Л.Г. Петерсон. - НОУ "Институт системно-деятельностной педагогики", 2012.- 1 электрон. опт. диск (DVD).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

конспект классного часа для формирования учебного дейcтвия контроля

Данный конспект классного часа был разработан для знакомства детей в сказочной форме с понятием контроль. После классного часа проводились ряд уроков, направленные для формирования даннго учебного дей...

Здоровьеразвивающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса на уроках русского языка.

Данные приёмы помогут педагогам сделать урок не только более разнообразным и содержательным, но и здоровьеразвивающим....

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Специфика деятельнoсти рукoвoдителя группы прoдлённoгo дня пo патриoтическoму вoспитанию младших шкoльникoв

Патриoтическoе вoспитание пoдрастающегo пoкoлениявсегда являлoсь oднoй из важнейших задач сoвременнoй шкoлы,ведь детствo и юнoсть – самая благoдатная пoрадля привития священнoгo чувства любви к Рoдине...