Программа дополнительного образования культурологической направленности "Занимательная математика"
календарно-тематическое планирование на тему
Программа дополнительного образования культурологической направленности "Занимательная математика"
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета | УТВЕРЖДЕНО директор |
протокол от | ________________ / А.А.Скокова |
приказ от |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Культурологической направленности
«Занимательная математика»
для детей 7 -11 лет
Срок реализации 4 года
Составитель: Муртазина Л.М.
г. Нефтеюганск
2014 г.
Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» имеет культурологическую направленность и составлена на основе программы курса Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО РАО в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности, на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа позволяет педагогу концентрировать внимание на индивидуальности каждого ребенка, помогает развитию личности через творчество. Занятия в объединении стимулируют творческую деятельность, создают условия для развития личностных качеств обучающихся
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть объединение дополнительного образования детей «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель программы: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся начальной ступени образования
Задачи:
познакомить с основами конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические действия, решать текстовые задачи и др.)
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии как наук;
- учить решению нестандартных творческих задач;
- учить моделировать различные математические объекты;
- учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
- воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость, целеустремленность;
- содействовать развитию творческого воображения, логического мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и выполнения упражнений нового вида;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли, рассуждать.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является усиление практической направленности деятельности обучающихся, она составлена с учётом интересов детей, их возможностей. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности, освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Срок реализации программы - 4 года.
Возраст учащихся 7-11. Занятия проводятся 2 раза в неделю на первом году обучения, 1 раз в последующие года обучения.
Первый год обучения - 66 ч.
Ожидаемые результаты
В результате освоения программы «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для
моделирования ситуации, моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Воспроизводить способ решения задачи, сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции и составлять фигуры из частей. Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять действия контроля и самоконтроля: сравнивать Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)
Способы проверки ожидаемого результата
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися используются нестандартные виды контроля:
- участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
- выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.
Формы подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы: КВН
Викторины
Интегрированные занятия
Учебно-тематический план программы
1 год обучения
№ | Название | Количество часов | В том числе | |||||||||
теория | практика | |||||||||||
1 | Раздел: Математические игры (2часа) | |||||||||||
Математика – это интересно. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
2 | Раздел: Работа с конструктором (2часов) | |||||||||||
Танграм: древняя китайская головоломка. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
3 | Раздел: Геометрическая мозаика (2часов) | |||||||||||
Путешествие точки. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
4. | Раздел: Математические игры (2часов) | |||||||||||
Игры с кубиками. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
5. | Раздел: Работа с конструктором (2часов) | |||||||||||
Танграм: древняя китайская головоломка. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
6. | Раздел: Геометрическая мозаика (4часов) | |||||||||||
Волшебная линейка | 4 | 2 | 2 | |||||||||
7. | Раздел: Работа с конструктором (2часов) | |||||||||||
Конструирование многоугольников из деталей танграма. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
8. | Раздел: Математические игры (4часов) | |||||||||||
Игра-соревнование «Веселый счёт» | 2 | 1 | 1 | |||||||||
Игры с кубиками. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
9. | Раздел: Работа с конструктором (4часов) | |||||||||||
ЛЕГО-конструкторы. | 4 | 1 | 4 | |||||||||
10. | Раздел: Геометрическая мозаика (2часов) | |||||||||||
Весёлая геометрия. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
11. | Раздел: Математические игры (2часов) | |||||||||||
Математические игры. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
12. | Раздел: Работа с конструктором (2часов) | |||||||||||
«Спичечный» конструктор. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
13. | Раздел: Мир занимательных задач (2часов) | |||||||||||
Задачи-смекалки. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
14. | Раздел: Геометрическая мозаика (2часов) | |||||||||||
Прятки с фигурами. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
15. | Раздел: Математические игры (2часов) | |||||||||||
Математические игры. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
16. | Раздел: Числа, арифметические действия, величины (2часов) | |||||||||||
Числовые головоломки. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
17. | Раздел: Математические игры (2часов) | |||||||||||
Математическая карусель. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
18. | Раздел: Геометрическая мозаика (2часов) | |||||||||||
Уголки. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
19. | Раздел: Математические игры (2часов) | |||||||||||
Игра в магазин. Монеты. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
20. | Раздел: Работа с конструктором (2часов) | |||||||||||
Конструирование фигур из деталей танграма. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
21. | Раздел: Математические игры (6часов) | |||||||||||
Игры с кубиками. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
Математическое путешествие. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
Математические игры | 2 | 1 | 1 | |||||||||
22. | Раздел: Мир занимательных задач (2часов) | |||||||||||
Секреты задач. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
23. | Раздел: Математические игры (2часов) | |||||||||||
Математическая карусель. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
Числа, арифметические действия, величины | ||||||||||||
Числовые головоломки. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
24. | Раздел: Математические игры (2часов) | |||||||||||
Математические игры. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
Раздел: Числа, арифметические действия, величины (2часов) | ||||||||||||
Числа 11-20 | 2 | 1 | 1 | |||||||||
25. | Раздел: Математические игры (4часов) | |||||||||||
Веселый счет | 1 | - | 1 | |||||||||
Повторение и закрепление изученного «Круглый год» | 1 | - | 1 | |||||||||
Математическая викторина | 1 | - | 1 | |||||||||
Проверь свои знания и умения | 1 | - | 1 |
Содержание программы
1.Раздел. Математические игры
2.Раздел. Работа с конструктором
3.Раздел. Геометрическая мозаика
4.Раздел. Мир занимательных задач
5. Раздел. Числа. Арифметические действия. Величины
Математические игры
Математические игры.
«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Работа с конструктором
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков. Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия. «Математика и конструирование».
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.(По выбору учащихся.).
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная
пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика.
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.(По выбору учащихся.).
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная
пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.)
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Методическое обеспечение программы
Материалы для учителя:
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем память. Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2004
Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО, 2004
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр, 2006
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен,
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 1 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 2 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 3 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Нестандартные задачи по математике: 4 класс/ Т. П. Быкова. – М.: Экзамен, 2012
Сборник тесовых задач: Тексты, методика, мониторинг: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Свечников А. А., Сорокин П. И. Числа, фигуры, задачи во внеклассной работе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1977
Сухин И. Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001
Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
Сухин И. Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. - М.: АСТ, 2006
Усачёв А. А. Считарь. Числа, счёт, сложение. – М.: РООССА, 2011
Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации/ Н. А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005
Шевелёв К. В. Занимательная геометрия. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2011
Шевелёв К. В. логика. Сравнение. Счёт. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2011
Энциклопедический словарь юного математика/ А. П. Савин.— М.: Педагогика-Пресс, 1999
Я познаю мир: Математика: Детская энциклопедия/Авт.-сост. А. П. Савин и др. – М.: Издательство АСТ: ООО «Издательство Астрель», 2004
Материалы для учащихся:
Кочурова Е. Э. Я учусь считать: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Кочурова Е. Э. Дружим с математикой: комплект рабочих тетрадей для 2-4 классов.– М.: Вентана-Граф
Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Специфическое оборудование:
Кубики (игральные) с точками и цифрами.
Комплекты карточек с числами.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки).
Измерительные приборы: весы, часы.
Демонстрационные инструменты: линейка, угольник, циркуль.
Набор «Геометрические тела».
Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100», «Умножение и деление».
Демонстрационные таблицы для начальной школы «Математика»
Электронно-программное обеспечение:
Электронное издание. Математика и конструирование. – М.: ООО ДОС Калуга, 2006
Список используемой литературы:
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр, 2006
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
Рудницкая В. Н. Математика: дидактические материалы. В 2 ч.: комплект рабочих тетрадей для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Нормативно-правовая база:
Закон РФ «Об образовании»;
Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования учащихся «Юный математик»
Данная программа разработана на основе пособия Б.П.Гейдман, И.Э.Мишариной «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа» М. «Айрис-пресс»2011г. Имеет естественно-научную направленность. Акту...
Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"
Программа дополнительного образования "Дружим с математикой"...
программа дополнительного образования культурологической направленности « Я- исследователь «Моя родословная»
цель: создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся,определяющих формирование компетентной личности...
программа дополнительного образования культурологической направленности "Этот удивительный мир народа нашего края"
программа дополнительного образования культурологической направленности "Этот удивительный мир народа нашего края"...
программа дополнительного образования культурологической направленности "Календарные праздники"
программа дополнительного образования культурологической направленности "Календарные праздники"...
программа дополнительного образования культурологической направленности "Забытые слова русского народа"
программа дополнительного образования культурологической направленности "Забытые слова русского народа"...
Рабочая программа дополнительного образования "Школа Юных Математиков (1-2 класс)
Данная программа является программой дополнительного образования.Рабочая программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образо...