Рабочая программа по математике для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс)
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._matematika_2022-23_1kl.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от 19.12.2014 № 1599 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе программы «Математика» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классы», автор М.Н. Перова, Т.И. Бугаёва, Старкова И.Г. под редакцией к.п.н. профессора И.М. Бгажноковой (изд. 2011год)
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект:
1.«Математика». 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы В 2 ч. Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2017;
Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в основной образовательной программе для детей с особыми возможностями здоровья.
Цель программы - максимальное общее развитие учащихся средствами
данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения.
Рабочая программа по математике в 1 классе решает следующие задачи:
- повседневное изучение ребёнка, наблюдение и изучение его психолого – педагогических особенностей, степень овладения жизненным опытом;
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов; подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- воспитание у школьников целеустремлённости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
В рабочей программе для 1 класса по математике предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по математике в 1 классе не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
В 1 классе ведётся безотметочное обучение. Основная цель которого сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
В течение года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа трёх этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап – промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определённый промежуток времени.
3 этап – итоговая диагностика.
Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов. (Приложение №1).
По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился).
1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).
2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.
3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний и умений в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися на следующий этап обучения.
На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Усвоенные обучающимися, даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения, играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
II. Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися.
У умственно отсталых детей наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы в 1 классе. У детей наблюдается недоразвитие познавательной деятельности с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счёту. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математики, являются абстрактными.
Обучение математике носит практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, умением использовать математические знания в нестандартных ситуациях. Процесс обучения организован на наглядной основе, обеспечен соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, раздаточным дидактическим материалом. Математический материал в 1 классе составлен с учётом познавательных и возрастных возможностей учащихся. Учащиеся знакомятся с представлениями о цвете, размере, величине, массе предметов; уточняются и развиваются их количественные, пространственные, временные представления; развивается моторика и речь, корригируются все психические процессы.
Содержание математики как учебного предмета в первом классе включает пропедевтику (подготовка к изучению математики), которая продолжается в течение первой четверти; во второй, третьей и четвёртой четверти изучается нумерация чисел 1 – 10; число и цифра 0; единицы измерения и их соотношения (стоимости, длины, массы, времени); два арифметических действия с натуральными числами; решение текстовых арифметических задач, геометрический материал.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предмет «Математика» входит в образовательную область «Математика» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год программа рассчитана на 97 часов в год (3 часа в неделю).
IV. Результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса базовых учебных действий:
- Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
- Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
- Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо – родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текс, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны усвоить следующие представления:
- о цвете, величине, массе, размере, форме предметов;
- о положении предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга;
- о временах года, о частях суток, порядке их следования; о смене дней: вчера, сегодня, завтра; о днях недели (7 дней);
- о числах 1-10 и числе 0;
- о количественном и порядковом счёте;
- о единицах стоимости: рубль, копейка; о монетах: 1р., 2р., 5р., 10р., 1к., 5к., 10к., о бумажной купюре 10р.;
- об арифметических действиях (сложение и вычитание), знаках +, - , =;
- о переместительном свойстве сложения;
- о составе чисел первого десятка из двух чисел;
- о геометрических формах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике, точке, прямой и кривой линиях, отрезке, кубе, шаре, брусе.
Основные требования к умениям учащихся.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень.
- сравнивать по цвету, величине, размеру, массе, форме 2 – 4 предмета;
- сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;
- называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показывать себе положение частей тела, рук и т.д.;
- изменять количество предметов, устанавливать взаимно однозначное соответствие;
- образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
- считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;
- оперировать количественными и порядковыми числительными;
- заменять 10 единиц 1 десятком (1дес. = 10 ед.);
- сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнения одного и двух действий;
- пользоваться переместительным свойством сложения;
- пользоваться таблицей состава чисел первого десятка из двух слагаемых;
- пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
- заменять несколько монет по 1р. (1к.) одной монетой достоинством 2р., 5р, 10р, (5к., 10к.), бумажной купюрой 10р.; разменивать монеты достоинством 2р., 5р., 10р. (5к., 10к.), бумажную купюру 10р. по 1р. и другими возможными способами;
- решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;
- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки;
- обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону, трафарету.
Минимальный уровень:
- различать 2 предмета по цвету, величине, размеру и массе;
- сравнивать предметы по одному признаку;
- определять положение предметов на плоскости;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счёт по 2, по 5, по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счётного и дидактического материала;
- пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел таблицей сложения и вычитания в пределах 10);
- заменять несколько монет по 1р. (1к.) одной монетой достоинством 2р., 5р, 10р, (5к., 10к.), бумажной купюрой 10р.; разменивать монеты достоинством 2р., 5р., 10р. (5к., 10к.), бумажную купюру 10р. по 1р. ( с помощью учителя);
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
- обводить геометрические фигуры по трафарету.
V. Содержание учебного предмета.
Диагностика знаний учащихся.
Выявление знаний и умений учащихся. Проверка знаний осуществляется по разделу «Пропедевтика». «Нумерация 1 – 10», Арифметические действия, Арифметические задачи.
Геометрический материал: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Линии: прямые, кривые, отрезок.
Пропедевтика. Геометрический материал.
Цвет, назначение предметов. Круг. Величинные понятия: большой - маленький, одинаковые, равные по величине. Пространственные понятия: слева-справа, в середине, между. Квадрат. Пространственные понятия: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный – короткий. Треугольник. Пространственные понятия: внутри – снаружи, в, рядом, около, далеко - близко, дальше - ближе, к, от. Сравнение двух - четырёх предметов: широкий - узкий. Сравнение предметов по высоте: высокий - низкий, выше - ниже, равной высоты. Прямоугольник. Сравнение предметов по глубине: глубокий - мелкий, глубже - мельче, одинаковой (равной) глубины. Пространственные понятия: впереди - сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. Сравнение предметов по толщине: тонкий - толстый, толще - тоньше, одинаковой (равной) толщины. Временные понятия: сутки: утро, день, вечер, ночь; рано - поздно. Временные понятия: сутки: утро, день, вечер, ночь; рано - поздно. Сравнение предметов по массе (весу): тяжелый - легкий, тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести. Количественные понятия: много - мало, несколько, один - много, ни одного. Временные понятия: давно – недавно; молодой - старый. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях. Слова больше, меньше, одинаково, ровно столько же. Сравнение объёмов жидкостей, сыпучего вещества в одной ёмкости до и после изменения объёма.
Нумерация 1 – 10. Геометрический материал. Арифметические действия. Арифметические задачи.
Число и цифра 1. Число и цифра 2. Знакомство со знаком плюс. Состав числа 2. Числовой ряд 1,2. Сравнение предметных множеств. Запись числа цифрой. Знакомство со знаком равенства и словом пара. Сравнение чисел 1 и 2. Знакомство с задачей. Составление задач по рисунку. Шар. Число и цифра 3. Числовой ряд 1,2,3. Свойства числового ряда. Порядковые числительные: первый, второй, третий. Знакомство с понятиями: столько же, меньше, поровну. Сравнение предметов и чисел. Состав числа 3. Сложение в пределах 3. Вычитание в пределах 3. Куб. Решение задач. Сложение и вычитание в пределах 3. Число и цифра 4. Числовой ряд 1,2,3,4. Свойства числового ряда. Порядковые числительные: первый, второй, третий, четвертый. Сравнение предметных множеств и чисел. Уравнивание чисел (подчёркивание большего и меньшего числа). Сложение и вычитание в пределах 4. Состав числа 4. Брус. Сложение и вычитание в пределах 4. Решение задач. Число и цифра 5. Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5. Сравнение чисел. Порядковые числительные. Сравнение предметных множеств и чисел. Составление задач по рисунку. Состав числа 5. Точка, линии. Число и цифра 0. Овал. Составление и решение примеров по рисункам. Число и цифра 6. Числовой ряд 1-6. Предыдущее и следующие числа. Сравнивание чисел в пределах 6. Состав числа 6. Переместительное свойство сложения. Название компонентов. Решение примеров и задач. Построение прямой линии через одну точку, две точки Понятие о числе и цифре 7. Числовой ряд 1-7. Присчитывание и отсчитывание по одному. Предыдущее и следующее числа. Решение задач по рисункам и примерам. Состав числа 7. Решение сложных примеров. Решение примеров и задач в пределах 7. Отрезок. Сутки. Неделя. Решение примеров и задач в пределах 7. Число и цифра 8. Числовой ряд 1-8. Сравнивание предметных множеств. Сложение и вычитание в пределах 8. Отрезок. Состав числа 8. Переместительное свойство сложения. Дополнение примеров на сложение и вычитание нужными числами. Счёт равными числовыми группами, по 2 (пары). Построение прямоугольника, треугольника, квадрата. Число и цифра 9. Числовой ряд 1-9. Состав числа 9. Сравнивание чисел. Дополнение примеров нужными числами. Составление и решение задач по рисунку. Счёт равными числовыми группами по 2, по 3. Мера длины - сантиметр. Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10. Отрезок. Десять единиц - один десяток. Сравнивание предметных множеств и чисел. Состав числа 10. Измерение и вычерчивание отрезков заданной длины. Решение взаимообратных примеров. Меры стоимости. Мера массы – килограмм. Мера емкости – литр.
Повторение.
Сложение и вычитание в пределах 3. Сложение и вычитание в пределах 7. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач.
VI. Тематический план.
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Диагностика знаний учащихся. | 3ч |
2. | Пропедевтика. Геометрический материал | 22ч |
3. | Нумерация 1 – 10.Геометрический материал. Арифметические действия. Арифметические задачи. | 69ч |
4. | Повторение. | 3ч |
Итого: | 97ч |
VI. Календарно-тематическое планирование.
1 четверть (25 часов)
(3 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
планируемая | фактическая | |||||
Диагностика. | ||||||
1. | Диагностика знаний и умений учащихся. | Выявить состояние знаний детей, моторики; их общее и речевое развитие. | Участие в беседе; работа с числовым рядом 1-10; практическая работа. | 1ч | 05.09 | |
Пропедевтика. | ||||||
Свойства предметов. Геометрический материал. | ||||||
2. | Цвет, назначение предметов. Круг. | Познакомить с основными свойствами предметов; учить различать предметы по цвету, форме, размеру, признакам, назначению. | Работа с учебником; работа с наборами геометрических фигур; работа в тетрадях. | 2ч | 06.09 07.09 | |
Сравнение предметов. | ||||||
3. | Величинные понятия: большой - маленький, одинаковые, равные по величине. | Познакомить с понятиями: большой - маленький, одинаковые, равные по величине; ввести понятие «круг»; учить сравнивать предметы по величине. | Работа с учебником; работа с цветными полосками; работа с наборами геометрических фигур; работа в тетрадях. | 1ч | 12.09 | |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. Геометрический материал. | ||||||
4 | Пространственные понятия: слева-справа, в середине, между. Квадрат. | Познакомить с пространственными понятиями: слева- справа, в середине, между; ввести понятие «квадрат»; учить использовать пространственные понятия в речи. | Работа с учебником; дид. игра «лево - право»; работа с наборами геометрических фигур; работа в тетрадях. | 2ч | 13.09 14.09 | |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. | ||||||
5. | Пространственные понятия : вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | Познакомить с пространственными понятиями: вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под; учить использовать пространственные понятия в речи. | Работа с учебником; дид. игра «выше - ниже»; работа с наборами для счёта. | 1ч | 15.09 | |
Сравнение предметов. Геометрический материал. | ||||||
6. | Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный – короткий. | Познакомить с понятиями: длинный – короткий, ввести понятие «треугольник»; учить сравнению предметов. | Работа с учебником; дид. игра «длинный - короткий»; работа с наборами геометрических фигур; работа в тетрадях. | 2ч | 19.09 20.09 | |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. | ||||||
7. | Пространственные понятия: внутри – снаружи, в, рядом, около, далеко - близко, дальше - ближе, к, от. Треугольник. | Познакомить с пространственными понятиями: внутри – снаружи, в, рядом, около, далеко - близко, дальше - ближе, к, от; учить использовать пространственные понятия в речи. | Работа с учебником; дид. игра «далеко - близко»; | 2ч | 21.09 26.09 | |
Сравнение предметов. Геометрический материал. | ||||||
8. | Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух - четырёх предметов: широкий - узкий. | Познакомить с понятиями: широкий - узкий, шире - уже, равной ширины. | Работа с учебником; с наборами предметов (игрушек); игра «широкий - узкий». | 1ч | 27.09 | |
9. | Сравнение предметов по высоте: высокий - низкий, выше - ниже, равной высоты. Прямоугольник. | Познакомить с понятиями: высокий - низкий, выше - ниже, равной высоты, ввести понятие «прямоугольник; учить сравнению предметов по высоте. | Работа с учебником; с наборами предметов (игрушек); с наборами геометрических фигур; игра «высокий - низкий». работа в тетрадях. | 1ч | 28.09 | |
10. | Сравнение предметов по глубине: глубокий - мелкий, глубже - мельче, одинаковой (равной) глубины. | Познакомить с понятиями: глубокий - мелкий, глубже - мельче, одинаковой (равной) глубины; учить сравнению предметов по глубине. | Работа с учебником; с наборами предметов (детская посуда). | 1ч | 03.10 | |
Положение предметов в пространстве, на плоскости. | ||||||
11. | Пространственные понятия: впереди - сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. | Познакомить с пространственными понятиями: впереди - сзади, перед, за, первый, последний, крайний, после, следом, следующий за; учить использовать пространственные понятия в речи. | Работа с учебником; с наборами предметов (игрушек); с цветными полосками. | 2ч | 04.10 05.10 | |
Сравнение предметов. | ||||||
12. | Сравнение предметов по толщине: тонкий - толстый, толще - тоньше, одинаковой (равной) толщины. | Познакомить с понятиями: тонкий - толстый, толще - тоньше, одинаковой (равной) толщины; учить сравнению предметов по глубине. | Работа с учебником; с наборами предметов (игрушек); с цветными полосками. | 1ч | 10.10 | |
Единицы измерения и их соотношения. | ||||||
13. | Временные понятия: сутки: утро, день, вечер, ночь; рано - поздно. | Познакомить с временными понятиями: утро, день, вечер, ночь – сутки; рано – поздно; учить различать части суток на временные понятия в речи. | Работа с учебником; с суточными часами; с предметными картинками. | 1ч | 11.10 | |
14. | Временные понятия: сегодня, завтра, вчера, на следующий день; быстро - медленно. | Познакомить с временными понятиями: сегодня, завтра, вчера, на следующий день; быстро - медленно; учить использовать временные понятия в речи. | Участие в беседе; работа с учебником. | 1ч | 12.10 | |
Сравнение предметов. | ||||||
15. | Сравнение предметов по массе (весу): тяжелый - легкий, тяжелее - легче, одинаковые (равные) по тяжести. | Познакомить с понятиями: тяжелый - легче, тяжелее- легче, одинаковые (равные) по тяжести; учить сравнению предметов по весу. | Практическая работа с разными предметами; игра «тяжёлый-лёгкий». | 1ч | 17.10 | |
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. | ||||||
16. | Количественные понятия: много - мало, несколько, один - много, ни одного. | Познакомить с количественными понятиями: много - мало, несколько, один - много, ни одного ; учить использованию количественных понятий. | Работа с учебником; со счётным материалом; с наборами предметов (игрушки). | 1ч | 18.10 | |
Единицы измерения и их соотношения. | ||||||
17. | Временные понятия: давно – недавно; молодой - старый. | Познакомить с временными понятиями: давно – недавно, молодой - старый; учить использовать временные понятия в речи. | Участие в беседе; игра «молодой-старый». | 1ч | 19.10 | |
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих. | ||||||
18. | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях. Слова больше, меньше, одинаково, ровно столько же. | Познакомить с понятиями: «объём», «жидкие и сыпучие вещества»; учить сравнению объёмов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых ёмкостях. | Работа с учебником; Практическая работа. | 1ч | 24.10 | |
20. | Диагностика знаний учащихся по изученным темам. Итоговый урок | Проверить уровень знаний учащихся по изученным темам. | Участие в беседе. | 1ч | 25.10 | |
21 | Повторение и закрепление пройденного | Закрепить знания по пройденным темам | Работа с учебником; Практическая работа. | 1 ч. | 26.10 |
Календарно - тематическое планирование по математике
2 четверть (21 час)
(3 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
планируемая | фактическая | |||||
Нумерация чисел 1 – 3. Геометрический материал. Арифметические действия. Арифметические задачи. | ||||||
1. | Число и цифра 1. | Познакомить с числом и цифрой 1, учить обозначать количество предметов соответствующей цифрой; писать правильно цифру 1. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «1»). | 1ч | 07.11 | |
2. | Число и цифра 2. Знакомство со знаком плюс. | Познакомить с числом и цифрой 2; арифметическим действием - сложением, учить обозначать количество предметов соответствующей цифрой; писать правильно цифру 2. | работа с учебником; Работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «2», «+»). | 2ч | 08.11 09.11 | |
3. | Состав числа 2. Числовой ряд 1,2. | Познакомить с составом числа 2; с числовым рядом 1,2, учить правильно писать цифру 2; соотносить количество предметов с нужной цифрой. | Работа с учебником; с числовым рядом 1,2; работа в тетрадях; работа со счётным материалом, со счётами; с демонстрационной карточкой (цифра «2», «+»). | 2ч | 14.11 15.11 | |
4. | Сравнение предметных множеств. Запись числа цифрой. Знакомство со знаком равенства и словом пара. | Учить сравнению предметных множеств; записью числа цифрой. Познакомить со знаком равенства и словом пара. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом. Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом; с демонстрационной карточкой «=» | 2ч | 16.11 21.11 | |
5. | Сравнение чисел 1 и 2. Знакомство со знаком минус. | Учить сравнению чисел 1 и 2, совершенствовать навык счета; умение находить место чисел в числовом ряду. арифметическим действием – вычитанием. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом. | 2ч | 22.11 23.11 | |
6. | Знакомство с задачей. | Познакомить с понятием «задача» и её составных частях, записывать в тетрадь задачу. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом; работа с таблицей. | 2ч | 28.11 29.11 | |
7. | Составление задач по рисунку. Шар. | Учить составлять задачу по рисунку; правильно записывать её в тетрадь, ввести понятие шар. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с таблицей – рисунком. | 2 ч | 30.11 05.12 | |
8. | Число и цифра 3. | Познакомить с числом и цифрой 3, учить правильному написанию цифры 3. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «3»). | 2ч | 06.12 07.12 | |
9. | Числовой ряд 1,2,3. | Познакомить с числовым рядом 1,2,3; с его свойствами. | Работа с учебником; с числовым рядом 1,2,3; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «3»). | 1ч | 12.12 | |
10. | Свойства числового ряда. Порядковые числительные: первый, второй, третий. | Познакомить с порядковыми числительными: первый, второй, третий. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и наборами предметов (игрушки); игра «Я – первый). | 1ч | 13.12 | |
11. | Знакомство с понятиями: столько же, меньше, поровну. Сравнение предметов и чисел. | Познакомить с понятиями: столько же, больше, меньше, поровну, учить сравнению предметов и чисел. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и наборами предметов (игрушки). | 2ч | 14.12 19.12 | |
12. | Состав числа 3. Сложение в пределах 3. | Познакомить с составом числа 3, учить сравнивать предметные множества и числа. Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом, со счётами. Работа с учебником; с дем. карточкой «+». работа в тетрадях; работа по карточкам. | 2ч | 20.12 21.12 |
Календарно - тематическое планирование по математике
3 четверть (27 часов)
(3 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
планируемая | фактическая | |||||
Нумерация чисел 1 – 3. | ||||||
1. | Вычитание в пределах 3. Куб. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров, ввести понятие «куб». | Работа с учебником; с дем. карточкой «-». работа в тетрадях; работа по карточкам; с дем. пособием «куб». | 1ч | 11.01 | |
2. | Решение задач. Сложение и вычитание в пределах 3. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач, учить выполнять сложение и вычитание в пределах 3. | Работа с учебником; работа в тетрадях. | 2ч | 16.01 17.01 | |
3. | Повторение. Сложение и вычитание в пределах 3. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам и со счётным материалом. | 1ч | 18.01 | |
Нумерация чисел 4 – 7. Геометрический материал. Арифметические действия. Арифметические задачи. | ||||||
4. | Число и цифра 4. Числовой ряд 1,2,3,4. | Познакомить с числом и цифрой 4, учить обозначать количество предметов соответствующей цифрой; писать правильно цифру 4. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «4»); с числовым рядом 1,2,3,4. | 2ч | 23.01 24.01 | |
5. | Свойства числового ряда. Порядковые числительные: первый, второй, третий, четвертый. | Познакомить с порядковыми числительными: первый, второй, третий, четвертый. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с наборами предметов (игрушки); игра «первый, второй, третий, четвёртый). | 1ч | 25.01 | |
6. | Сравнение предметных множеств и чисел. Уравнивание чисел (подчёркивание большего и меньшего числа). | Учить сравнению предметных множеств и чисел. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с наборами предметов (игрушки). | 1ч | 30.01 | |
7. | Сложение и вычитание в пределах 4. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с числовым рядом 1,2,3,4; со счётным материалом. | 1ч | 31.01 | |
8. | Состав числа 4. Брус. | Познакомить с составом числа 4; отрабатывать умение правильно писать изученные цифры, ввести понятие «брус». | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётными палочками, со счётами; с дем. пособием «брус». | 1ч | 01.02 | |
9. | Сложение и вычитание в пределах 4. Решение задач. | Учить выполнять сложение и вычитание в пределах 4. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с дем. карточками «+, - ». | 1ч | 06.02 | |
10. | Число и цифра 5. Числовой ряд 1, 2, 3, 4, 5. Сравнение чисел. | Познакомить с числом и цифрой 5, с числовым рядом 1-5, с его свойствами. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «5»); с числовым рядом 1,2,3,4,5. | 1ч | 07.02 | |
11. | Порядковые числительные. Сравнение предметных множеств и чисел. | Познакомить с порядковыми числительными, учить выполнять сравнение предметных множеств и чисел. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с наборами предметов (игрушки); игра «первый, второй, третий, четвёртый, пятый). | 1ч | 08.02 | |
12. | Составление задач по рисунку. | Отрабатывать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 5. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с таблицей – рисунком. | 1ч | 20.02 | |
13. | Состав числа 5. Точка, линии. | Познакомить с составом числа 5, с понятиями «точка», «линии прямые и кривые », учить построению прямых и кривых линий. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с числовым рядом 1,2,3,4,5; со счётами, со счётными палочками; работа по таблице «геом. линии, точка»; | 1ч | 21.02 | |
14. | Число и цифра 0. Овал. | Познакомить с числом и цифрой 0, учить обозначать количество предметов соответствующей цифрой; писать правильно цифру 0. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с дем. карточкой «0». | 1ч | 22.02 | |
15. | Составление и решение примеров по рисункам. | Отрабатывать умение составлять и решать примеры по рисункам. | Работа с учебником; работа в тетрадях; по рисунку. | 1ч | 27.02 | |
16. | Число и цифра 6. Числовой ряд 1-6. | Познакомить с числом и цифрой 6, с числовым рядом 1-6, с его свойствами. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «6»); с числовым рядом 1,2,3,4,5,6. | 1ч | 28.02 | |
17. | Предыдущее и следующие числа. | Познакомить с понятиями «предыдущее число» и «следующее число». | Работа с учебником; работа в тетрадях; с числовым рядом 1,2,3,4,5,6. | 1ч | 01.03 | |
18. | Сравнивание чисел в пределах 6. | Закрепить умение сравнивать предметные множества и числа. | Работа с учебником; работа в тетрадях; с числовым рядом 1,2,3,4,5,6; со счётным материалом. | 1ч | 06.03 | |
19. | Состав числа 6. | Познакомить с составом числа 6; учить сравниванию чисел. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётными палочками, со счётами; с числовым рядом 1,2,3,4,5,6. | 1ч | 07.03 | |
20. | Переместительное свойство сложения. Название компонентов. | Познакомить с переместительным свойством сложения, с названием компонентов при сложении. | Работа с учебником; работа в тетрадях; по таблице «названия компонентов при д. сложения». | 1ч | 13.03 | |
21. | Решение примеров и задач. Построение прямой линии через одну точку, две точки. | Закрепить умение решать примеры и задачи, учить построению прямых линий через одну точку, две точки. | Работа с учебником; работа в тетрадях; практическая работа (построение прямой линии через одну, две точки). | 1ч | 14.03 | |
22. | Понятие о числе и цифре 7. Числовой ряд 1-7. | Познакомить с числом и цифрой 7, с числовым рядом 1-7, с его свойствами. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и предметными картинками; с демонстрационной карточкой (цифра «7»); с числовым рядом 1,2,3,4,5,6,7. | 1ч | 15.03 | |
23. | Присчитывание и отсчитывание по одному. Предыдущее и следующее числа. | Совершенствовать знания о изученных числах и цифрах (1, 2, 3,4,5,6,7), формировать вычислительные навыки. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётными палочками; с числовым рядом. | 1ч | 20.03 | |
24. | Решение задач по рисункам и примерам. | Отрабатывать умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 7. | Работа с учебником; работа в тетрадях; по рисункам. | 1ч | 21.03 | |
25. | Состав числа 7. Решение сложных примеров. | Познакомить с составом числа 7, закрепить умение решать сложные примеры. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётными палочками; с числовым рядом. | 1 x. | 22.03 |
Календарно - тематическое планирование по математике
4 четверть (21 час)
(3 часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Цель | Основные виды деятельности | Кол-во часов | Дата | |
планируемая | фактическая | |||||
Нумерация чисел 4 – 7. | ||||||
2. | Решение примеров и задач в пределах 7. Отрезок. | Закрепить умение решать примеры и задачи в пределах 7, закрепить умение строить отрезки заданной длины. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётами. | 1ч | 03.04 | |
3. | Сутки. Неделя. Решение примеров и задач в пределах 7. | Познакомить с понятиями сутки, неделя, решать примеры и задачи в пределах 7. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по суточным часам. | 1ч | 04.04 | |
4. | Повторение. Сложение и вычитание в пределах 7. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам и со счётным материалом; с числовым рядом 1-7. | 1ч | 05.04 | |
Нумерация чисел 8 – 10. Геометрический материал. Арифметические действия. Арифметические задачи. | ||||||
5. | Число и цифра 8. Числовой ряд 1-8. | Познакомить с числом и цифрой 8, с числовым рядом 1-8, с его свойствами. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и со счётами; с демонстрационной карточкой (цифра «8»); с числовым рядом 1,2,3,4,5,6,7,8. | 1ч | 10.04 | |
6. | Сравнивание предметных множеств. Отрезок. | Отрабатывать умение сравнивать предметные множества и числа, учить сравнивать числа. умение строить отрезки заданной длины. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом. работа по таблице «геом. линии». | 1ч | 11.04 | |
8. | Состав числа 8. Переместительное свойство сложения. | Познакомить с составом числа 8. Закрепить знание переместительного свойства сложения. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётными палочками и со счётами; с числовым рядом; по таблице «названия компонентов при д. сложения». | 1ч | 12.04 | |
9. | Дополнение примеров на сложение и вычитание нужными числами. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров. | Работа с учебником; работа в тетрадях; у доски; с числовым рядом. | 1ч | 17.04 | |
10. | Счёт равными числовыми группами, по 2 (пары). Построение прямоугольника, треугольника, квадрата. | Закрепить счет равными числовыми группами, по 2 (парами), учить чертить прямоугольник, треугольник, квадрат. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётным материалом, со счётами; работа с наборами геом. фигур. | 1ч | 18.04 | |
11. | Число и цифра 9. Числовой ряд 1-9. | Познакомить с числом и цифрой 9, с числовым рядом 1-9, с его свойствами. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и со счётами; с демонстрационной карточкой (цифра «9»); с числовым рядом 1,2,3,4,5,6,7,8,9. | 1ч | 19.04 | |
12. | Состав числа 9. Сравнивание чисел. | Познакомить с составом числа 9. Отрабатывать умение сравнивать числа. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётными палочками и со счётами; с числовым рядом. | 1ч | 24.04 | |
13. | Дополнение примеров нужными числами. Составление и решение задач по рисунку. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров; закрепить умение составлять и решать задачи в пределах 9. | Работа с учебником; работа в тетрадях; у доски; с числовым рядом; с рисунком. | 1ч | 25.04 | |
14. | Счёт равными числовыми группами по 2, по 3. Мера длины - сантиметр. | Учить считать тройками (по 3), познакомить с мерой длины - сантиметром. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётным материалом, со счётами; работа с таблицей «меры длины – сантиметр». | 1ч | 26.04 | |
15. | Число и цифра 10. Числовой ряд 1-10. Отрезок. | Познакомить с числом и цифрой 10, с числовым рядом 1-10; совершенствовать умение строить отрезок заданной длины. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётным материалом и со счётами; с демонстрационной карточкой (цифра «10»); с числовым рядом 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. | 1ч | 02.05 | |
16. | Десять единиц - один десяток. | Познакомить с новой счётной единицей-десятком, учить считать предметы десятками. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа со счётными палочками и со счётами. | 1ч | 03.05 | |
17. | Сравнивание предметных множеств и чисел. | Закрепить умение сравнивать числа. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётным материалом. | 1ч | 10.05 | |
18. | Состав числа 10. Измерение и вычерчивание отрезков заданной длины. | Познакомить с составом числа 10, закрепить умение строить отрезки заданной длины. | Работа с учебником; работа в тетрадях; со счётными палочками и со счётами; с числовым рядом; практическая работа (вычерчивание отрезков заданной длины). | 1ч | 15.05 | |
19. | Решение взаимообратных примеров. Меры стоимости. | Учить выполнять взаимообратные действия. Познакомить с мерами стоимости: монетами (копейки, рубли). | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по таблице «меры стоимости». | 1ч | 16.05 | |
20. | Мера массы – килограмм. | Познакомить с мерой массы: килограмм, учить измерять массу в килограммах. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по таблице «меры массы»; практическая работа. | 1ч | 17.05 | |
21. | Мера емкости – литр. | Познакомить с мерой емкости: литр, учить измерять меру емкости в литрах. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по таблице «меры ёмкости»; практическая работа. | 1ч | 22.05 | |
Повторение. | ||||||
22. | Повторение. Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач. | Совершенствовать вычислительные навыки при решении примеров и задач. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам и со счётным материалом; с числовым рядом 1-10. | 1ч | 23.05 | |
23. | Диагностика знаний и умений учащихся. Итоговый урок. | Проверить уровень знаний учащихся по изученным темам. | Работа с учебником; работа в тетрадях; работа по карточкам и со счётным материалом; с числовым рядом 1-10. | 1ч | 24.05 |
VII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Освоение учебного предмета «Математика» предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучения для создания материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости:
Демонстрационные и печатные пособия:
- магнитная доска;
- наборное полотно;
- объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 5; от 1 до 10;
- модель сутки;
- набор геометрических фигур демонстрационный;
- касса цифр, знаков с магнитным креплением;
- числовой ряд чисел 1-10;
- таблицы состава чисел 1 десятка;
- счётные палочки;
- счёты;
- демонстрационные пособия для уточнения представлений о цвете, размере, величине, массе предметов; о количественных, о пространственных и временных представлениях;
Приборы и инструменты демонстрационные
- метр демонстрационный;
- транспортир;
- угольник классный пластмассовый;
Технические средства обучения
- персональный ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию программы по математике.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
Учебно-методическая литература:
1. М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М: Просвещение, 2011. Под редакцией И.М. Бгажноковой.
2. Коваленков В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М: Просвещение, 2010.
3. Кудрина С.В. Уроки математики. Конспекты занятий и дидактический материал для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога- дефектолога.- М: ВЛАДОС, 2010.
4. Моро М.И. Математика в 1 классе: пособие для учителя.- М: Просвещение, 2011.
5.Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М: Просвещение, 2010.
6.Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. - М: Просвещение, 2007.
7.Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М: Просвещение, 2009.
Литература для учащихся.
1. «Математика» в 2х частях, 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Автор Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2017;
2.Алышева Т.В., Эк В.В. Сравниваем, считаем. Рабочая тетрадь по математике. Пособие для учащихся подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях. - 2 – изд. – М.: Просвещение, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения
Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третьего года обучения ведется по адаптированной программе для экспериментальных классов для глуб...
Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В рабочей программе представлено содержание предмета, его место в учебном плане школы, количество часов по классам, тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...
Программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с рабочей тетрадью для реализации в 1-4 классах.
В программе коррекционно-развивающих занятий определены основные направления коррекционной работы:- развитие мышления;- развитие познавательной деятельности;- двигательная и сенсомоторная координация...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по русскому языку предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа по математике для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 1 класса c лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....