Открытый урок математики УМК "Планета знаний", 3 класс "Единицы длины"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Урок математики по теме "Единицы длины" с применением технологий проблемного диалога, ТРКМ, системно-деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Единицы измерения" | 35.16 КБ |
Презентация к уроку "Единицы измерения" | 570.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики, 3 класс, УМК «Планета знаний»
Тема: Единицы измерения.
Тип урока: | Урок «открытия» нового знания |
Технологии: | - проблемный диалог; - ТРКМ; - системно-деятельностный подход. |
Методы обучения: | - словесные (беседа); - наглядные (опорная схема, модели, рисунок); - практические (измерение длины разными мерками); - репродуктивные (на этапе первичного закрепления); - индуктивные (от фактов к выводам на этапах составления опорных схем). |
Приёмы обучения: | - «вхождение в урок»; - выдвижение гипотез; - таблица ЗХУ (способ графической организации материала). |
Планируемые результаты: | Личностные УУД: - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: (Регулятивные УУД). - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Коммуникативные УУД). - Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, формировать отношения сотрудничества между учителем и учениками. (Познавательные УУД). - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Формировать когнитивные компетенции: умения анализировать, обобщать. Перевод предметных компетентностей в универсальные (применение теоретических знаний на практике). Предметные: - Уметь использовать в речи названия единиц длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; - формировать умение сравнивать разные единицы длины, переводить из одной в другую - знать соотношение между единицами измерения длины. |
Основные понятия: | Длина. Единицы измерения – метр, сантиметр, дециметр, миллиметр. Соотношение между единицами измерения длины. |
Ресурсы: - основные -дополнительные | - Учебник для 3-го класса. Математика. Часть 1. Башмаков М. И., Нефёдова М. Г. - тетрадь - карточки с заданиями, проектор, экран, компьютер, цветные полоски длиной 1 дм, рулетки, линейки длиной 1м, презентация |
Формы работы | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре. |
Ход урока:
- Мотивирование на учебную деятельность. Эмоциональный настрой.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Добрый день, ребята! - Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, посмотрите на них, поприветствуйте своей улыбкой. -Поверните голову друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов на уроке и скажите, у кого семь пядей во лбу? - Если вы будете внимательны на уроке, то сможете ответить на этот вопрос! | Учащиеся приветствуют друг друга Ученики пытаются ответить, неизбежно возникает вопрос, что такое «пядь» |
2. Актуализация знаний.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Бабушка нашла 100 маслят, что в 10 раз больше найденного внуком. Сколько нашёл грибов внук? - В игре участвовало 4 команды по 5 игроков. 2 человека выбыли. Сколько осталось игроков? - За каждый неудачный бросок мяча в кольцо на тренировке тренер велел сделать 20 прыжков. Сколько прыжков сделали спортсмены, если они «промазали» 50 раз? - Назовите «лишнее число», дайте ему характеристику. - Что можете сказать обо всех остальных числах, дайте им кратное сравнение. - Эти числа сегодня будут нашими помощниками на уроке. | Два ученика работают за доской, остальные в тетрадях. Ученики сравнивают свою записи с результатами на доске, в случае несовпадения доказывают правильность того или иного: 100, 10, 18, 1000. Называют «лишнее» число - 18 Учащиеся называют кратное соотношение 10 и 100 остальных чисел |
3. Осознание проблемы. Формулирование темы и целей урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Вчера я попросила вас измерить длину нашей доски. Одни из вас измеряли её в шагах, другие в сантиметрах, другие в дециметрах, третьи – в метрах, а кто-то даже решил в миллиметрах! - Что у вас получилось? - Почему получились разные ответы, ведь вы измеряли одну и ту же величину? - Что необходимо сделать, чтобы ответ был одинаковым? - А если такой нет?
- Предлагаю вам назвать тему урока. - Всё верно: единицы длины, а чему мы будем учиться? - Правильно, давайте сказанное представим в виде таблицы: (Слайд № 2) Знаю Хочу узнать | Выступают представители разных групп. Данные каждой группы записываются на доске. Дети говорят, что в одних метрах невозможно, так как длина более 2 метров, в дециметрах долго и тоже не получается целое число, в сантиметрах очень долго, а в миллиметрах быстро запутались. В шагах получились совсем разные результаты, так как шаги у всех разные. Учащиеся предлагают измерить с помощью большой линейки. Ученики предлагают измерять и метром, и дециметром, и сантиметром. Дети определяют тему урока: «Единицы измерения метр, дм, см, мм» Ученики выводят цель урока: учиться измерять в разных единицах длины. Знаю Хочу узнать Единицы длины Как измерять в разных единицах длины |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения, реализация проекта.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Кто знает, как называют большую линейку, длина которой больше метра? - Измерьте длину доски, назовите результат. - А как быть, если рулетки нет? - У нас опять получился разный результат? - Как вы думаете, почему эти единицы длины имеют такое название? Ответ кроется в самих словах. Откройте учебник с 46. Прочитайте, ответ на вопрос. - Попробуйте упорядочить единицы измерения: (Слайд № 3) см мм м дм - Как соотносятся метр и дециметр? Докажите. - Запишите в порядке увеличения, покажем соотношение между единицами длины, докажите: (Слайд № 3) 1000
100 100 мм см дм м 10 10 10 - Опираясь на выведенное соотношение, докажите, что 246 см = = 2 м 4 дм 6 см? - Чем вам помогли числа из математического диктанта? | Ученики предполагают разные ответы, называют рулетку. Ученики измеряют: 246 см Нужно использовать все мерки: метровую, потом дм, потом сантиметровую линейку. Ученики измеряют сперва метровой линейкой, потом дециметрами и остаток обычной линейкой. Сравнивают результаты: 2м 4дм 6см. Высказываются доказательства за и против. Учащиеся читают разгадку латинских приставок деци-, санти-, милли- деци – десять санти – сто милли - тысяча Дети предлагают в порядке увеличения, в порядке уменьшения: мм см дм м и обратный порядок. Учащиеся у доски наглядно демонстрируют соотношение наложением полосок длиной 1 дм на метровую линейку. Учащиеся предлагают соотношение, доказывают своё мнение, опираясь на знания, что 1 см = 10 мм, а 1 дм = 10 см и на таблицу в учебнике: 1 м = 10 дм 1 м = 100 см 1 м = 1000 мм Учащиеся доказывают равенство Числа 10, 100 и 1000 – это соотношения между единицами длины. |
- Физкультминутка.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Мальчики будут показывать от пола величины мм и дм, девочки – см и м. Чем измерить слона, муравья, ласточку, кошку, хомячка, паучка, кита, собаку? | Дети показывают, наклоняясь и вставая величины. |
- Первичное закрепление.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Пользуясь составленными соотношениями, выполните задания учебника с 46 № 1 | Учащиеся вслух проговаривают соотношения, выражая 2 м, 3 м, 8 м, 5 м в дм, см, мм |
- Самостоятельная работа
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- № 3а) на с 46 сделайте самостоятельно, опираясь на соотношения: (Слайд № 3) - Проверьте себя на слайде: кто смог выполнить без ошибок, кто понял свою ошибку? (Слайд № 4) - Следующее задание дано на карточках (Прил. № 1) 350 см = .. м .. дм 28 дм = .. м .. дм 105 см = .. м .. см 309 мм = .. дм .. мм 439 см = ..дм .. см 501 см = .. м .. см 760 см = .. дм .. см 384 мм = ..см .. мм - Обменяйтесь карточками, проверьте у своего соседа, исправьте при необходимости - Оцените свою работу | Учащиеся выполняют задание Дети сверяют решения с эталоном: 1 м 30 см = 130 см 1 м 34 см = 134 см 3 м 40 см = 340 см 6 м 75 см = 675 см 2 м 5 см = 205 см 4 м 6 см = 406 см Учащиеся выполняют задание с опорой на выведенные соотношения: (Слайд № 3) Дети обмениваются карточками, проверяют. Учащиеся говорят, кто справился сам, кому потребовалась помощь |
- Включение в систему знаний и повторение. Творческое задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Теперь вы знаете, как пользоваться единицами длины, попробуйте самостоятельно ответить на вопрос задания № 2 учебника. Докажите своё мнение. - Кто помнит, какой вопрос на уроке остался без ответа? - Это слово вам незнакомо, потому что означает старинную русскую меру длины, равную расстоянию от большого до указательного пальца (Слайд № 5) - А какова длина вашей парты? Работая в паре измерьте её и выразите её в различных известных вам единицах длины. - Каков результат, как измеряли? - Кто сколькими способами смог выразить одну и ту же величину? - Почему число пядей разное? - Как вы думаете, почему пядь не используется сейчас? - В старину пядь была принята около 18 см. Так семь пядей во лбу это сколько? Кто быстро посчитает? Это реальный размер лба? О каком человеке это выражение? | Учащиеся доказывают, что 9 м = 90 дм и не равно 9000 см. 9000 см = 90 м, такая длина класса быть не может. Дети вспоминают про неизвестную им пядь Ученики измеряют своими линейками, полосками 1 дм, рулеткой, метровой линейкой, собственной пядью. Дети рассказывают процесс и результат: 120 см = 1 м 20 см = 12 дм = 1 м 2 дм = = 1 м 200 мм = 1200 мм. А вот число пядей различно Руки и пальцы у всех разные Учащиеся приводят свои доводы Ученики перемножают, приходят к выводу, что выражение имеет переносный смысл, так говорят об очень умном человеке |
- Рефлексия учебной деятельности
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Чему мы учились на уроке? (Слайд № 6) Знаю Хочу узнать Узнал |
Знаю Хочу узнать Узнал Единицы Как измерять в Как из переводить длины разных единицах из метров в дм, длины см, мм и обратно |
- Домашнее задание
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Д/з на с 47 № 4 | Учащиеся записывают задание |
Приложение № 1
350 см = | ... м … дм | 28 дм = | … м … дм | |
105 см = | ... м … см | 309 мм = | … дм … мм | |
439 см = | ... дм … см | 501 см = | … м … см | |
760 см = | ... дм … см | 384 мм = | … см … мм |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знаю Хочу узнать Узнал Единицы длины Как измерять в разных единицах длины
м м см дм м 1000 100 100 мм см дм м 10 10 10
1 м 30 см = 130 см 1 м 34 см = 134 см 3 м 40 см = 340 см 6 м 75 см = 675 см 2 м 5 см = 205 см 4 м 6 см = 406 см Проверь себя!
Пядь – старинная русская мера длины
Знаю Хочу узнать Узнал Единицы длины Как измерять в разных единицах длины Как переводить из метров в дм , см, мм и обратно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок математики "Складываем и вычитаем большие числа" 4 класс УМК "Планета знаний"
Урок с применением ИКТ на котором обучающиенся учатся наглядно решать примеры и задачи с многозначными числами.4 класс УМК "Планета знаний"...
Открытый урок математики в 4 классе. Тема: Закрепление пройденного материала (единицы измерения длины, площади).
Цели урока: 1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение преобразовывать и сравнить величины.2. Закреплять умение творчески подход...
Открытый урок математики в 4 классе "Длина пути в единицу времени, или скорость". Перспективная начальная школа.
Открытый урок математики 4 класс«Перспективная начальная школа» Длина пути в единицу времени, или скоростьработа с таблицами, групповая и парная работа...
Технологическая карта открытого урока математики в 3 классе (3 четверть) на тему Закрепление знаний устных и письменных вычислений в пределах 1000
Технологическая карта открытого урока математики в 3 классе по теме "Закрепление устных и письменных вычислений в пределах 1000 (3 четверть). В данном уроке хороше выражена связь с уроками окружа...
Открытый урок математики в 1 классе на тему "Тема. Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка»."
Тема. Закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание чисел первого десятка»....
Открытый урок математики в 1 классе. Тема: Сравнение длин отрезков.
Цель и ожидаемый результат: путём наблюдения и сравнения познакомить детей с алгоритмом сравнения отрезков.Задачи урока (деятельность учителя):1. Создать проблемную ситуацию для открытия новых знаний....
Открытый урок математики по теме "Время. Единицы измерения времени" 4 класс УМК «Планета знаний»
Тип урока: комбинированныйЦель урока: создать условия для обобщения знаний о единицах времени.Задачи:1. Создать условия для обобщения понятий о времени, единицах времени.2. Сп...