Конспект урока математики "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ведяйкина Людмила Викторовна
Открытый урок математики, проведённый в 3 Г классе
МОУ «Гимназия №12»
г.о. Саранск Республики Мордовия
Дата: 20. 02. 2023 год
 
Учитель: Ведяйкина Людмила Викторовна
 
 
Тема урока: Деление с остатком.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики, проведённый в 3 Г классе МОУ «Гимназия №12» г.о. Саранск Республики Мордовия

 г. Саранск

         Дата: 20. 02. 2023 год

          Учитель: Ведяйкина Людмила Викторовна

Тема урока: Деление с остатком

Цели: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике.

Задачи урока:

1.0бразовательные:

•        познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;

•        формировать практические навыки деления числа с остатком;

•        продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;

•        формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.        Развивающие:

•        развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;

•        развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;

•        развитие культуры речи и эмоций учащихся.

3.        Воспитательные:

•        в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма,

        наблюдательности и любознательности;

•        развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

•        Регулятивные: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать, сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;

•        Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;

•        Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать, решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).

•        Личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;        

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Структура урока:

1.        Организационный момент.

2.    Актуализация опорных знаний.

3.        Целеполагание и мотивация.

4.        Первичное усвоение новых знаний.

5.        Осознание и осмысление учебного материала.

6.        Первичное закрепление.

7.        Контроль и самопроверка.

8.    Подведение итогов, рефлексия.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, аудиозапись с музыкальным сопровождением к физминутке, электронное приложение к уроку, плакатики с названием темы, девизом, наглядный материал, примерами, раздаточный материал, плакат к рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный момент

  • Встало солнышко давно,
    Заглянуло к нам в окно,
    На урок торопит нас –
    Математика сейчас.
  • Пожелаем всем удачи-
  • За работу в добрый час!

 Я предлагаю вам отправиться в “ИКС-педицию”.

-        Чем в математике является X ?  

-        Верно. Мы постоянно на уроках математике ищем Икс. Проводим  исследовательские работы, в математике для вас еще много неизвестных ИКС. На уроке нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою работу и проставлять на полях вашей тетради знаки самооценки.

Слушают

Садятся за парты.

Отвечают:

-Неизвестным числом, которое надо найти.

Слушают

Личностные:

широкая мотивационная основа

учебной деятельности, умение учиться и способность к организации своей деятельности

2. Актуализация опорных знаний.

А сейчас мы проведём небольшую разминку.

-Я предлагаю  поиграть в игру «Составь слово».

1. Составь слово. У каждого ребенка на парте листочек с примерами и буквы для составления кодового слова

24:12=                       26*1=

7*8=                          67*0=

49:7=                         34-6=

24+16=                      20*3=

о

ь

д

в

з

р

е

о

7

28

56

0

12

40

60

26

 Вы решаете пример, находите в таблице соответствующую букву и у вас должно получиться кодовое слово.

-Какое слово у вас получилось?

-Каким навыком вы пользовались, решая первое выражение?

-Испытывали ли вы трудности при решении 2 и 3 выражений?

-Какой математическое действие вы использовали в 4 выражении?

- Что мы должны знать складывая двузначные числа с двузначным?

-Какие правила мы должны знать решая 5 и 6 выражения?

-Каким удобным способом выполнить вычитание в 7 выражении?

-Как называются компоненты при умножении? Что мы должны помнить при нахождении результата в 8 примере?

- Какие ассоциации у нас возникают со словом здоровье? Как поддерживать здоровье?

-Что нужно делать утром для поддержания здоровья?

-Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения, говорил так: «Математика – гимнастика ума».

-Как выпонимаете эти слова?

  • - Где в вашей жизни может пригодиться математика?

- Ребята, на каждом уроке, мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. А для этого мы с вами проведем различные эксперименты.

Сейчас мы тренировали свой ум. Но на этом мы не закончим, и продолжим тренировку.

  • 2.Устный счет
  • 12 кустов роз посадили ребятки.

По 3 куста на каждую грядку.

Посчитай-ка, поскорей,

Сколько грядок у друзей?

  • Как называются компоненты при делении?

Ребята, я прошу  вас помочь мне выбрать числа, которые делятся на 3 и на 4.

21,12,16,7,8,9,28,27,5,30. (взаимопроверка)

  • Девочки выбирают те числа, которые делятся на 4;
  • Мальчики – на 3. (Проверка у доски)
  • 3. Каллиграфическая минутка.

Найдите число, которое делится и на 3 и на 4.

Письмо числа 12. Что известно про число 12? (Четное число, состоит из двух значков, в числе 12 – 1дес. и 2 ед.. Соседи: 11и 13. Можно заменить суммой разрядных слагаемых -10+2)


 

4. -Продолжаем работать по рядам. На каждой парте карточка с заданием

-Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка.

10,11,12,13,14,15- задание для 1 ряда

Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка

20, 21, 22, 23, 24, 25- задание для 2 ряда

Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка

40, 41, 42, 43, 44, 45 -        задание для 3 ряда

Учитель выслушивает ответы детей

  • -Вы смогли полностью выполнить задание? 
  • Почему? В чём было затруднение?

Работают индивидуально на листочках и с доской, составляют кодовое слово.

-Здоровье.

-Методом подбора . Умножали 12 на столько аз, чтобы получить 24.

-Нет. Это табличное умножение и деление.

-Сложение.

-Единицы складываем с единицами, десятки с десятками. Число 16

Представляем на сумму удобных слагаемых.(10 и 6)

-При умножения числа на 1 получаем тоже самое число.

-Приумножение числа на 0 получаем 0.

-Вычитаемое представить на удобные нам слагаемые 4+4.

-1 множитель.ю 2 множитель, произведение. При умножении круглого десятка мы переводим его в разрядные единицы : 20 это 2 десятка умножить на 3 получаем 6 десятков. 6 десятков = 60.

Ответы детей:

-вести здоровый образ жизни

-не иметь вредных привычек

-правильно питаться

-заниматься спортом

-Зарядку.Гимнастику.

- Математика дает упражнения для развития гибкости ума, развивает математические способности. Математический ум – точный, ясный ум

(12:3=4 гр.)

-Делимое, делитель, частное.

Девочки:12, 16, 8, 28

Мальчики:12, 21, 9, 27, 30.

Ребята устно решают, записывая в тетрадях. Дети проверяют свои ответы, оценивают себя.

Прописывают число 12 четыре раза.

-Четное число, состоит из двух значков, в числе 12 – 1дес. и 2 ед.. Соседи: 11и 13. Можно заменить суммой разрядных слагаемых -10+2.

-Нет. Некоторые числа не делятся.

-В некоторых примерах нет такого числа, при умножении которого на делитель

можно получить делимое.

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

3. Целеполагание и мотивация.

Физминутка.

Постановка проблемы.

Выполняя последнее задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока?

  • Давайте проведем 1 эксперимент.

У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц для этих сарафанов и распределите их поровну на сарафаны.

  • Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана?
  • Сколько пуговиц на каждом сарафане?
  • Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.
  • Сколько пуговиц было сначала? (9)
  • На сколько сарафанов их разделили? (2)
  • Все ли пуговицы разделили? (нет)
  • Какое самое большое число делили? (8)
  • Сколько осталось?
  • Как получили?

Эксперимент 2:

  • Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов.
  • Сколько всего карманов?
  • Какое действие вы выполняли?
  • Все ли карманы удалось разделить?
  • Запишем выражение.
  • Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили?
  • Получается следующее выражение.
  • На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1)


Смотрите, у нас везде получается остаток.

Может кто-то из вас сформулирует тему урока.

Тема урока: Деление с остатком

Наша цель сегодня научиться быстро, делить с остатком.


На болоте 3 лягушки

Четырех делили комаров.

Перессорились подружки,

Поругались - будь здоров!

Ни одна не уступает,

Комара не отпускает.

-А вы смогли бы поделить комаров?

(по 1 –лягушкам и 1- отпустили бы)

-Давайте запишем решение задачи в тетрадь.

Найдете значения этих частных:

15:5     20:5     19:5

-Вы смогли полностью выполнить задание?  

Почему? В чём было затруднение? Чем похожи примеры и чем отличаются?

-Какой возник вопрос?

-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Эксперимент 3:

-Предлагаю такую ситуацию - у меня коробка с 19 карандашами, я её отдаю Кате и предлагаю разделить поровну между пятью учениками.

-Попробуем.

-Разделили?

-Делаем вывод.

- Сколько получит каждый? (по 5)

-Все ли карандаши разделили? (нет)

-Почему оставшиеся карандаши никому не достались? (потому что делили поровну)

-Сколько осталось? (4) Так что такое 4? (остаток)

Давайте запишем это выражение.

-Как вы думаете, а куда записать оставшиеся тетради?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 19: 5 =3 (ост. 4) (уч-ль проговаривает)

-Сколько разделили без остатка? (15) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу умножения)

-Так сколько раз по 5 содержится в 19? (5 ост. 4)

Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

- Так какая тема урока?

На доске вывешивается тема урока:

Деление с остатком

- Умеем ли мы с вами делить?

 -А делить с остатком? (нет)

 -Определите цель:

Вопросы:

-Как разделить число с остатком        ?

-Как найти остаток ?

12:2, 36:6, 24:6, 42:6, 12:3, 20:4, 54:9, 40:4 Упражнения выполняются столько раз, сколько получается в примерах.

Учитель указывает на пример и показывает движение

Дети частично называют тему урока «Деление»

Дети работают в парах. Проводят эксперимент.

3 пуговицы на каждом сарафане и одна лишняя.

-7

-на 2

-нет

-6

-1

-7:2=3 (ост.1)

- по 1

-3

-деление

-нет

-3:2=1 (ост. 1)

-Всего 3 кармана, на 2 сарафана разделили.

Прыгают.

Раскачиваются в стороны с вытянутыми руками.

Руками закрывают лицо.

Руки на поясе.

Руки вверх.

Отвечают на вопросы учителя

-Нет

-19:5

-В примере 19:5 нет такого числа, при умножении которого на делитель

можно получить делимое

-Надо познакомиться с каким-то новым приёмом деления.

Участвуют в эксперименте.

Дети выходят к доске. Один из них раздает тетради товарищам

Отвечают на вопросы

Дети формулируют название темы:

 «Деление с остатком»

Отвечают учителю:

-да

-нет

Определяют цель:

- Научиться выполнять действие деления с остатком.

Отвечают на вопросы

-Найти ближайшее наибольшее число. которое разделится без остатка.

- Из числа вычесть разделившееся

Считают, выполняют соответствующее количество движений.

Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание;

Личностные: учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

 Коммуникативные: владение диалогической формой

речи.

Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Эксперимент 4:

-        Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.

Работа в парах: (полоски = 15 см).

Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 4 см содержится в 15?

-        Какое решение запишем? 15:4 = 3 (ост 3)

-        Что в записи означает 15? (делимое), 4? (делитель), 3? (частное),3? (остаток).

-        Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).

Работают в парах, измеряют длину полоски, выполняют деление, отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: сохранять заданную цель урока

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

5. Осознание и осмысление учебного материала

-А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

-Как вы думаете, что нам поможет?

(Алгоритм)        

Памятка

Как разделить число с остатком.

  1. (карточки с алгоритмом розданы детям) Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.
  4. Остаток всегда меньше делителя.
  5. Для проверки правильности выполнения деления с остатком, нужно делитель умножить на частное и к полученному произведению прибавить остаток.

У доски решают примеры, задачу.

Решают. Проверяют. Ставят самооценку.

Наблюдают над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.

Отвечают на вопросы

Читают памятку

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи.

Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод

6. Первичное закрепле

ние

Физминутка.

-Какая тема нашего урока?

-Какое открытие вы для себя сделали?

 Самостоятельная работа

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

27:9=        17:8=        26:13 =

40 : 5 =        22:10=        26 : 5 =

- Сейчас проверим ,как, вы справились с работой.

Отвечают учителю

Дети отдыхают

Решают.

Проверяют товарищей, себя, ставят самооценку.

Личностные: способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.

Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

7. Контроль и самопроверка.

Самостоятельная работа.

   1)Работа в группах

                                  1 группа 

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

56:9 = 6(ост.2)

40:5 =

9:4=

12:6 = 6 (ост. 2)

                                 2 группа 

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

40:8 =

37: = 9 (ост. 1)

50:9=5 (ост. 5)

81:9 =

                                3 группа 

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

18:6 =

43:5 = 8(ост.3)

50:6 = 8(ост.2)

36:6 =  

                                 

                            4 группа 

 Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

21:7 = 3

37:5 = 7(ост.3)

30:6 =

39:6 = 6(ост.3)

                            5 группа 

 Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

24:6 = 4

47:5 = 9(ост.2)

17:4 = 4(ост.1)

42:6 =  7

 (Дети  самостоятельно   работают  в группах. . Учитель координирует  и организует  работу  группы.)

 

Подведение итога выполнения работы

- Оцените свою работу на данном этапе урока солнышком.

Если всё правильно – улыбающееся

Если допущены 1-2 ошибки – то серьёзное

Если допущено больше 2 ошибок – грустное солнышко.

-Встаньте, кто нарисовал улыбающееся солнышко.

-А теперь, кто серьёзное солнышко.

-Молодцы.

Слушают учителя

Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.

Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания.

8. Подведение итогов, рефлексия.

Домашнее задание.

-Какое открытие помогло сегодня?

-Необходимо ли вам это новое открытие? Для чего?

-Достигли мы поставленной цели?

-Поставьте себе самооценку за урок на полях. Покажите своё настроение.

- Давайте, выставим отметки.

Возле доски плакат со словами (4 пункта)

Учитель просит показать детям свое настроение к концу урока.

1.Урок полезен, всё понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Ещё придётся потрудиться.

4.Да, трудно всё-таки учиться!

Дома придумать и решить 4 примера с остатком.

Отвечают на вопросы

Дети подходят и ставят знак у того выражения, которое выражает их настроение.

Слушают учителя

Регулятивные: уметь осуществлять самооценку  (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие.

Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.

Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Деление с остатком".

Конспект открытого урока математики в 3 классе школы VII вида....

Конспект урока "Деление с остатком"

Урок математики "Деление с остатком"...

Конспект урока "Деление с остатком"

Тема урока "Деление с остатком"...

Конспект урока "Деление с остатком" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Деление с остатком". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России"....