2. Актуализация опорных знаний. | А сейчас мы проведём небольшую разминку. -Я предлагаю поиграть в игру «Составь слово».
1. Составь слово. У каждого ребенка на парте листочек с примерами и буквы для составления кодового слова 24:12= 26*1= 7*8= 67*0= 49:7= 34-6= 24+16= 20*3=
Вы решаете пример, находите в таблице соответствующую букву и у вас должно получиться кодовое слово. -Какое слово у вас получилось? -Каким навыком вы пользовались, решая первое выражение? -Испытывали ли вы трудности при решении 2 и 3 выражений? -Какой математическое действие вы использовали в 4 выражении? - Что мы должны знать складывая двузначные числа с двузначным? -Какие правила мы должны знать решая 5 и 6 выражения? -Каким удобным способом выполнить вычитание в 7 выражении? -Как называются компоненты при умножении? Что мы должны помнить при нахождении результата в 8 примере?
- Какие ассоциации у нас возникают со словом здоровье? Как поддерживать здоровье?
-Что нужно делать утром для поддержания здоровья? -Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения, говорил так: «Математика – гимнастика ума». -Как выпонимаете эти слова? - - Где в вашей жизни может пригодиться математика?
- Ребята, на каждом уроке, мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. А для этого мы с вами проведем различные эксперименты. Сейчас мы тренировали свой ум. Но на этом мы не закончим, и продолжим тренировку.
- 2.Устный счет
- 12 кустов роз посадили ребятки.
По 3 куста на каждую грядку. Посчитай-ка, поскорей, Сколько грядок у друзей? - Как называются компоненты при делении?
Ребята, я прошу вас помочь мне выбрать числа, которые делятся на 3 и на 4. 21,12,16,7,8,9,28,27,5,30. (взаимопроверка) - Девочки выбирают те числа, которые делятся на 4;
- Мальчики – на 3. (Проверка у доски)
- 3. Каллиграфическая минутка.
Найдите число, которое делится и на 3 и на 4. Письмо числа 12. Что известно про число 12? (Четное число, состоит из двух значков, в числе 12 – 1дес. и 2 ед.. Соседи: 11и 13. Можно заменить суммой разрядных слагаемых -10+2)
4. -Продолжаем работать по рядам. На каждой парте карточка с заданием -Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка. 10,11,12,13,14,15- задание для 1 ряда Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка 20, 21, 22, 23, 24, 25- задание для 2 ряда Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка 40, 41, 42, 43, 44, 45 - задание для 3 ряда Учитель выслушивает ответы детей - -Вы смогли полностью выполнить задание?
- Почему? В чём было затруднение?
| Работают индивидуально на листочках и с доской, составляют кодовое слово.
-Здоровье. -Методом подбора . Умножали 12 на столько аз, чтобы получить 24. -Нет. Это табличное умножение и деление. -Сложение. -Единицы складываем с единицами, десятки с десятками. Число 16 Представляем на сумму удобных слагаемых.(10 и 6) -При умножения числа на 1 получаем тоже самое число. -Приумножение числа на 0 получаем 0. -Вычитаемое представить на удобные нам слагаемые 4+4. -1 множитель.ю 2 множитель, произведение. При умножении круглого десятка мы переводим его в разрядные единицы : 20 это 2 десятка умножить на 3 получаем 6 десятков. 6 десятков = 60. Ответы детей: -вести здоровый образ жизни -не иметь вредных привычек -правильно питаться -заниматься спортом
-Зарядку.Гимнастику.
- Математика дает упражнения для развития гибкости ума, развивает математические способности. Математический ум – точный, ясный ум
(12:3=4 гр.)
-Делимое, делитель, частное.
Девочки:12, 16, 8, 28 Мальчики:12, 21, 9, 27, 30. Ребята устно решают, записывая в тетрадях. Дети проверяют свои ответы, оценивают себя. Прописывают число 12 четыре раза. -Четное число, состоит из двух значков, в числе 12 – 1дес. и 2 ед.. Соседи: 11и 13. Можно заменить суммой разрядных слагаемых -10+2.
-Нет. Некоторые числа не делятся. -В некоторых примерах нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое. | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: сохранять заданную цель урока Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.
|
3. Целеполагание и мотивация.
Физминутка. | Постановка проблемы. Выполняя последнее задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? - Давайте проведем 1 эксперимент.
У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц для этих сарафанов и распределите их поровну на сарафаны. - Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана?
- Сколько пуговиц на каждом сарафане?
- Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.
- Сколько пуговиц было сначала? (9)
- На сколько сарафанов их разделили? (2)
- Все ли пуговицы разделили? (нет)
- Какое самое большое число делили? (8)
- Сколько осталось?
- Как получили?
Эксперимент 2: - Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов.
- Сколько всего карманов?
- Какое действие вы выполняли?
- Все ли карманы удалось разделить?
- Запишем выражение.
- Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили?
- Получается следующее выражение.
- На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1)
Смотрите, у нас везде получается остаток. Может кто-то из вас сформулирует тему урока.
Тема урока: Деление с остатком Наша цель сегодня научиться быстро, делить с остатком.
На болоте 3 лягушки Четырех делили комаров. Перессорились подружки, Поругались - будь здоров! Ни одна не уступает, Комара не отпускает. -А вы смогли бы поделить комаров? (по 1 –лягушкам и 1- отпустили бы) -Давайте запишем решение задачи в тетрадь.
Найдете значения этих частных: 15:5 20:5 19:5 -Вы смогли полностью выполнить задание? Почему? В чём было затруднение? Чем похожи примеры и чем отличаются? -Какой возник вопрос? -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.
Эксперимент 3: -Предлагаю такую ситуацию - у меня коробка с 19 карандашами, я её отдаю Кате и предлагаю разделить поровну между пятью учениками. -Попробуем. -Разделили? -Делаем вывод. - Сколько получит каждый? (по 5) -Все ли карандаши разделили? (нет) -Почему оставшиеся карандаши никому не достались? (потому что делили поровну) -Сколько осталось? (4) Так что такое 4? (остаток) Давайте запишем это выражение. -Как вы думаете, а куда записать оставшиеся тетради? В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 19: 5 =3 (ост. 4) (уч-ль проговаривает) -Сколько разделили без остатка? (15) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу умножения) -Так сколько раз по 5 содержится в 19? (5 ост. 4) Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. - Так какая тема урока?
На доске вывешивается тема урока: Деление с остатком - Умеем ли мы с вами делить? -А делить с остатком? (нет)
-Определите цель:
Вопросы:
-Как разделить число с остатком ?
-Как найти остаток ?
12:2, 36:6, 24:6, 42:6, 12:3, 20:4, 54:9, 40:4 Упражнения выполняются столько раз, сколько получается в примерах. Учитель указывает на пример и показывает движение | Дети частично называют тему урока «Деление»
Дети работают в парах. Проводят эксперимент.
3 пуговицы на каждом сарафане и одна лишняя.
-7
-на 2
-нет -6 -1
-7:2=3 (ост.1)
- по 1
-3 -деление
-нет
-3:2=1 (ост. 1) -Всего 3 кармана, на 2 сарафана разделили.
Прыгают. Раскачиваются в стороны с вытянутыми руками. Руками закрывают лицо. Руки на поясе. Руки вверх.
Отвечают на вопросы учителя -Нет -19:5 -В примере 19:5 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое -Надо познакомиться с каким-то новым приёмом деления.
Участвуют в эксперименте. Дети выходят к доске. Один из них раздает тетради товарищам Отвечают на вопросы
Дети формулируют название темы: «Деление с остатком»
Отвечают учителю: -да -нет Определяют цель: - Научиться выполнять действие деления с остатком. Отвечают на вопросы -Найти ближайшее наибольшее число. которое разделится без остатка. - Из числа вычесть разделившееся
Считают, выполняют соответствующее количество движений. | Регулятивные: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание; Личностные: учебно - познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные: владение диалогической формой речи. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Эксперимент 4: - Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления. Работа в парах: (полоски = 15 см). Задание: - Измерьте и узнайте, сколько раз по 4 см содержится в 15? - Какое решение запишем? 15:4 = 3 (ост 3) - Что в записи означает 15? (делимое), 4? (делитель), 3? (частное),3? (остаток). - Что мы с вами исследовали? (Деление с остатком).
|
Работают в парах, измеряют длину полоски, выполняют деление, отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. Регулятивные: сохранять заданную цель урока Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. |
5. Осознание и осмысление учебного материала | -А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? -Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) Памятка Как разделить число с остатком. - (карточки с алгоритмом розданы детям) Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
- Данное число делим на делитель. Это значение частного.
- Вычитаем разделившееся число из делимого – это остаток.
- Остаток всегда меньше делителя.
- Для проверки правильности выполнения деления с остатком, нужно делитель умножить на частное и к полученному произведению прибавить остаток.
| У доски решают примеры, задачу.
Решают. Проверяют. Ставят самооценку. Наблюдают над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток. Отвечают на вопросы
Читают памятку | Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели для решения задачи. Регулятивные: уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие, уметь анализировать и синтезировать информацию, делать вывод
|
7. Контроль и самопроверка.
| Самостоятельная работа. 1)Работа в группах 1 группа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 56:9 = 6(ост.2) 40:5 = 9:4= 12:6 = 6 (ост. 2) 2 группа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 40:8 = 37: = 9 (ост. 1) 50:9=5 (ост. 5) 81:9 = 3 группа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 18:6 = 43:5 = 8(ост.3) 50:6 = 8(ост.2) 36:6 = 4 группа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 21:7 = 3 37:5 = 7(ост.3) 30:6 = 39:6 = 6(ост.3) 5 группа Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 24:6 = 4 47:5 = 9(ост.2) 17:4 = 4(ост.1) 42:6 = 7 (Дети самостоятельно работают в группах. . Учитель координирует и организует работу группы.) Подведение итога выполнения работы
- Оцените свою работу на данном этапе урока солнышком. Если всё правильно – улыбающееся Если допущены 1-2 ошибки – то серьёзное Если допущено больше 2 ошибок – грустное солнышко. -Встаньте, кто нарисовал улыбающееся солнышко. -А теперь, кто серьёзное солнышко. -Молодцы.
| Слушают учителя
| Регулятивные: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности; слушать, когда говорят другие. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими. Познавательные: уметь осознано, и произвольно строить устные речевые высказывания.
|
8. Подведение итогов, рефлексия. Домашнее задание. | -Какое открытие помогло сегодня? -Необходимо ли вам это новое открытие? Для чего? -Достигли мы поставленной цели? -Поставьте себе самооценку за урок на полях. Покажите своё настроение. - Давайте, выставим отметки. Возле доски плакат со словами (4 пункта) Учитель просит показать детям свое настроение к концу урока. 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! Дома придумать и решить 4 примера с остатком. | Отвечают на вопросы
Дети подходят и ставят знак у того выражения, которое выражает их настроение.
Слушают учителя | Регулятивные: уметь осуществлять самооценку (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на успешность работы на уроке); уметь слушать, когда говорят другие. Познавательные: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. Коммуникативные: сохранять дружеские отношения с окружающими.
|