Календарно-тематическое планирование математического кружка "Смекалка" 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Качараба Дарья Витальевна

 

Основное содержание курса математики 4 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

В практике работы кружка возможны следующие формы: решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет, работа с ЦОР «Виртуальные лаборатории: «Перекладывания», «Взвешивания», «Переправы» и др.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_smekalka.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях математического кружка предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе математического кружка “Смекалка”.

Цель кружка: Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.

Задачи кружка:

  • сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;
  • развить комбинаторные способности учащихся;
  • научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Всего 34 часа. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с содержанием УМК “Математика. 4 класс” под редакцией Н. Б. Истоминой.

Основные направления и содержание деятельности.

Основное содержание курса математики 4 класса составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль в данном УМК отведена решению текстовых задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

В практике работы кружка возможны следующие формы: решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет, работа с ЦОР «Виртуальные лаборатории: «Перекладывания», «Взвешивания», «Переправы» и др.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, в международном математическом конкурсе-игре “Кенгуру». Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.

Учебная программа.

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Оборудование

1

04.09.09

Вводное занятие. Решение ребусов.

Карточки с заданиями, дидактический материал, портреты великих математиков, таблицы, ИКТ и др.

2

11.09.09

Решение ребусов и логических задач.

18.09.09

Как люди научились считать.

25.09.09

Решение занимательных задач в стихах.

02.10.09

Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд».

09.10.09

Подумай и реши.

16.10.09

Выпуск математической газеты № 1.

23.10.09

Математические горки. Наглядная алгебра. Логические задачи. Игра «У кого какая цифра».

06.11.09

Решение занимательных задач. Меры в пословицах.

10 

13.11.09

Задачи на разрезание.

11 

20.11.09

Выпуск математической газеты № 2.

12 

27.11.09

Конкурс знатоков (отборочный тур).

13 

04.12.09

Задачи-смекалки. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

14 

11.12.09

Логические задачи. Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

15 

18.12.09

Выпуск математической газеты № 3.

16 

25.12.09

«Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями.

17 

15.01.10

Математический КВН.

18 

22.01.10

Старинные меры длины.

19 

29.01.10

Школьный тур олимпиады.

20 

05.02.10

Выпуск математической газеты № 4.

21 

12.02.10

Немного истории. Детям о времени.

22 

19.02.10

Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».

23 

26.02.10

Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».

24 

05.03.10

Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».

25 

12.03.10

Решение олимпиадных задач. Подготовка к конкурсу «Кенгуру».

26 

19.03.10

Талантливая женщина-математик С. В. Ковалевская. Игра «Задумай число».

27 

02.04.10

Выпуск математической газеты № 5.

28 

09.04.10

Задачи на движение. Игра «Удивительный квадрат».

29 

16.04.10

Открытие нуля.

30 

23.04.10

Решение задач повышенной трудности.

31 

30.04.10

«Знакомство» с математиком Пифагором. Задачи с многовариантными решениями.

32 

07.05.10

Игра «Крестики-нолики».

33 

14.05.10

Точные и приближенные числа.

34 

21.05.10

Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах».

Условия реализации программы.

Кружок создается на добровольной основе из ребят 4 класса, имеющих повышенный интерес к математике.

Занятия групповые (12 человек), 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Занятия планируются на весь учебный год. Всего 34 часа.

Материально-технические и методические условия имеются.

Ожидаемые результаты:

  • формирование интереса к творческому процессу;
  • умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
  • умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • успешное выступление учащихся на олимпиадах, конкурсе «Кенгуру».

Массовые мероприятия.

Планируется участие детей в школьном туре олимпиады по математике, всероссийском математическом конкурсе «Кенгуру», в отчетной конференции «Мир моих увлечений», а также выпуск математических газет для учащихся начальной школы.

Список литературы.

  1. Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...