Комплекс творческих заданий, используемых на уроках математики
картотека по математике (1, 2, 3, 4 класс)

Плешакова Инна Михайловна

Комплекс творческих заданий, используемых на уроках математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_tvorcheskih_zadaniy.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

 

Комплекс творческих заданий, используемых  на уроках математики

Задачи  с  меняющимся  содержанием: здесь  дана  исходная  задача  и

второй  ее  вариант.  Во  втором  варианте  изменяется  один  из  элементов,

вследствие чего содержание задачи и действий по ее решению резко меняется.

В задаче, на первый взгляд, никаких существенных изменений не произошло,

поэтому  ученик  уже  придерживается  (невольно)  сложившегося  способа

решения. Необходимо проследить, как решается второй вариант

 а) сам по себе;

б) сразу после решения первого варианта.

Прямые и обратные задачи: задачи такого типа позволяют исследовать

способность к обратимости мыслительного процесса. Решая обратную задачу, учащиеся  перестраивают  суждения  и  умозаключения,  использованные  при решении прямой задачи. При этом они овладевают новыми связями между мыслями  и  новыми,  более  сложными  формами  рассуждений.  Составление новых  задач,  обратных  данным,  приводит  ученика  в  постановке  проблем, получению существенно иных разновидностей задач. Это простой и удобный способ развития творческого мышления.

Задачи с несколькими решениями: в таких задачах наиболее простой

путь  решения  по  возможности  скрыт.  С  их  помощью  можно  выяснить,

насколько хорошо ученик способен переключаться с одного способа решения

задачи  на  другой.  Ученик  должен  самостоятельно  найти  максимальное

количество способов решения задачи. Выясняется так же, нет ли у ребенка

потребности, не удовлетворяясь первым решением, находить наиболее простой способ.

Задачи на перестройку действия: суть состоит в том, чтобы выяснить,

легко ли  ученик переключается с одного способа, на другое, перестраиваются ли рассуждения и алгоритмы решения.

Задачи, в которых нет вопроса: ученики замечают, что решать нечего,

так как нет вопроса в задании. Предлагается самим поставить вопрос и решить. В  более  сложных  задачах  дети  предлагают  различные  вопросы,  на  одном условии получается несколько задач.

«Определяй-ка»: учащимся  предлагается  3  слова  (например:

квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический,

жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов,

которым  были  бы  свойственны  все  три  определения.  Поощряются  самые

сумасшедшие идеи.

«Что  на  что  похоже»: детям  раздаются  карточки  с  схематичным

изображением  предметов.  Ребята  рассматривают  карточки  и  отвечают  на

вопрос «На что похож предмет?». Учит детей создавать в воображении образы на основе схематичного изображения предметов.

«Третий лишний»: нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее»,

причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит

одно, а другой другое.

«Новая  геометрическая  фигура»:  учащимся  предлагается  создать

новую геометрическую фигуру и дать ей название.

«Сочини сказку»: сочинить сказку про цифры ( как она появились, их

жизнь в стране цифири) или про геометрическое фигуры.

«Сочини задачу в стихотворной форме»: при проведении устного счета

включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это

оживляет  работу,  вносит  элемент  занимательности.  Задачи  такого  типа

используются  при  изучении  таблиц  сложения,  вычитания,  умножения  и

деления.

(например: Ежик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл:

Два – под берёзой,

Один - у осины.

Сколько их будет

в плетёной корзине?)

«Волшебные очки»: учитель  предлагает  надеть  «волшебные очки»,

через которые ученики видят все вокруг в виде изучаемой геометрической

фигуры. После чего ученикам нужно изобразить представленное на бумаге.

«Ассоциативная цепочка»: дети выстраивают цепочку ассоциаций по

заданной теме или заполняют пробелы в тематической цепочке.

«Итоги урока, от имени изучаемой темы»: ученики подводят итоги

урока от имени изучаемой темы (Я – треугольник, я могу рассказать о себе…).

Составление римских цифр: поделите детей на группы. Один человек

из каждой группы должен вытащить из мешка столько палочек, сколько может захватить его рука. Нужно составить из палочек как можно больше римских цифр, а затем сложить их. Побеждает группа, получившая самую большую сумму.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений

Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений (для детей с умеренной умственной отсталостью)...

Основные методы и приёмы, используемые на уроках математики в УМК "Начальная школа XXI века"

Презентация к выступлению на МО учителей начальной школы. Помощь педагогу, работающему по УМК "Начальная школа XXI века"....

Комплекс творческих заданий, используемых на уроках русского языка

Комплекс творческих заданий, используемых на уроках русского языка...

Комплекс творческих заданий, используемых на уроках литературного чтения

Комплекс творческих заданий, используемых на уроках литературного чтения...

Банк проблемных ситуаций, используемых на уроках математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе.

Банк проблемных ситуаций, используемых на уроках математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе....