Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений
методическая разработка по математике по теме
Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений (для детей с умеренной умственной отсталостью)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пособия используемые на уроке математике для формирования геометрических представлений
- Игровая таблица (сенсорная).
Цель:
Закрепление свойств геометрических фигур (сенсорные эталоны) .
1. Ориентировка на листе в клетку.
2. Развитие устойчивого внимания.
3. Укрепление памяти.
4. Активизация мыслительных процессов.
Материал: игровая карта для каждого ребёнка. Она имеет 5 столбцов и 10 рядов, что составляет 50 клеток. В каждой клетке произвольно размещены геометрические фигуры, разные по форме, цвету, размеру.
Игровые задачи:
Счет.
-Сколько всего квадратов (овалов, кругов, треугольников?)
-Сколько всего маленьких квадратов (овалов, кругов?)
-Сколько всего больших квадратов (овалов, кругов?)
-Сколько всего маленьких (больших) фигур?
-Сколько всего красных (синих, жёлтых, зелёных.) фигур?
-Каких фигур больше по цвету (размеру?)
-Сколько больших (маленьких) фигур в определённом столбце, ряду?
-В каком ряду больше фигур по цвету (размеру, форме)
Ориентировка:
-Найди фигуру по адресу: второй ряд, третий столбец. Дай полную характеристику фигуры.
-Найди фигуру по адресу. Назови другие фигуры, которые её окружают (справа, слева, сверху, снизу, в правом верхнем углу и т. д.)
-Найди фигуру по адресу. Определи, какая фигура находится на две (3, 5.) клетки выше (ниже, правее, левее и т. п.)
-Дети самостоятельно задают друг другу адреса для поиска загаданной фигуры.
- Пособие по ознакомлению с геометрическими фигурами «Разноцветные льдинки»
Цель. Развивать геометрические представления по теме: «Многоугольники».
Задачи. - Освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
- Развивать умение составлять геометрические фигуры из частей,
понимать соотношения целого и части;
- Упражнять в умении конструировать предметные силуэты путем
наложения или приложения пластинок.
- Развивать внимание, память, воображение, умение анализировать,
сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.
- Учить придумывать описательные или сюжетные рассказы.
Описание.
На прозрачном пластике наклеены цветные фрагменты квадрата (разной конфигурации, из которых (накладывая один на другой) можно сделать как квадрат, так и другие фигуры.
В игровой комплект входит различный фон, по 30 цветных пластинок каждого цвета. С ними, в зависимости от цели занятия, можно совершать различные действия — от простой сортировки пластин по заданным признакам до сочинения увлекательных сказок.
Примерный перечень игр.
1. Игра «Найди лишнюю льдинку»
Цель. Тренирует внимание, развивает память и сообразительность. Развить логическое мышление, научиться рассуждать и делать выводы.
Ход игры. Предложить детям выложить ряд из четырех льдинок, найти лишнюю и доказать, что ты прав.
- Игра «Отыщи общее»
Цель. Упражнять в умении анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Ход игры. Предложить детям составить ряд из льдинок. Объяснить, что их объединяет. Назвать одним словом.
- «Продолжи ряд»
Цель. Учить детей выкладывать алгоритм по цепочке.
Ход игры. Предложить детям выложить ряд по образцу, найти закономерность и продолжить его.
4. «Составь одинаковые фигуры»
Цель. Развивать логическое мышление, внимание. Учить аргументировать сделанный выбор.
Ход игры. Предложить детям льдинки и попросить сложить из них квадрат или большой треугольник.
5. Игра «Сложи фигурки по схемам»
Цель. Упражнять в составлении из геометрических фигур - частей игры, плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных.
Ход игры. Предложить детям сложить животных, птиц, рыб и т. д. по схеме на фоне и придумать рассказ.
- Игровой квадрат
Материал.
Игра представляет собой двухцветный квадрат, составленный из 32 треугольников. Плотная прозрачная основа, оклеенная с двух сторон треугольниками, придаёт квадрату гибкость и возможность многократно складывать из него различные фигуры.
Цель.
Игра способствует развитию тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения составлять геометрические фигуры из частей, понимая соотношения целого и части. «Игровой квадрат» развивает внимание, память, речь, логику, сообразительность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Игровые задания.
1. Дети знакомятся с квадратом: называют его цвета, проводят пальцем по контуру, определяя его форму. Далее называют геометрические фигуры, из которых состоит квадрат. Например, из четырёх маленьких квадратов; четырёх маленьких треугольников; одного квадрата и восьми маленьких треугольников; шестнадцати маленьких треугольников и т. д.
2. Следуя принципу «оригами» превращают квадрат в лодку, конфетку. Дети играют в превращение квадрата, самостоятельно складывают фигуры по схемам сложения, запоминая алгоритм конструирования. Например, попросите ребёнка сложить красно-синюю лодочку и найти спрятанные в ней геометрические фигуры. Затем пусть он посчитает, сколько в «лодочке» красных квадратов, прямоугольников, красных треугольников.
3. Квадрат «оживает» и превращается в различные предметы. Учащиеся складывают предметы по собственному замыслу, придумывая совместно сказочную историю.
- Многофункциональное дидактическое пособие «Умные клеточки» для формирования элементарных математических представлений
Материал.
На большой лист картона наклеен расчерченный на клеточки лист белой бумаги. Края оформлены самоклеющейся скотчем. Число колонок и рядов клеточек может быть произвольным. Наверху и внизу колонки пронумерованы цифрами разного цвета. Для полноценного использования пособия оно сделано на каждого ребенка.
Использование.
1. При организации работы по ориентировке в пространстве:
-геометрическая фигура движется в заданных направлениях по клеточкам от точки, обозначенной в центре пособия;
2. При организации работы на закрепление навыков порядкового счета:
- данное пособие - это многоэтажный дом - размещение фигур, по этажам, по квартирам;
- данное пособие - это лифт - фигура катается на лифте (поднимается на второй этаж, пятый.)
3. Развивающая игра " Стадион"
Цель игры:
-закрепление навыков счета и умения ориентироваться в пространстве;
- развитие логического мышления - умения выделять признаки геометрических фигур;
Материалы для игры: игровое поле, набор геометрических фигур разных по цвету, форме и величине.
Ход игры:
Ведущий предлагает построить "спортсменов"
(геометрические фигуры) на старте - на синие цифры. " Спортсмены" движутся согласно заданной учителем команде.
Например:
Все фигуры делают один шаг вперед.
Все фигуры делают два шага, но нельзя квадратам.
Продолжающие бег фигуры делают три шага вперед, но нельзя круглым.
И так далее, согласно заданию. По окончании игры дети подсчитывают - сколько спортсменов добралось до финиша (красные цифры).
- Геометрический сундучок.
Материал: сундучок из картонной коробки для каждого учащегося.
Содержимое сундучка: наборы различных геометрических фигур разных цветов и размеров.
- Геометрический конструктор.
Цель: Формировать наглядно-образное мышление, устойчивость и произвольность деятельности (творческая фантазия и креативные способности). Учить анализировать расположение фигур. Составлять фигуры-силуэты, ориентируясь на образец, сравнивать конфигурацию, находить в фигурах общее и различие. Совершенствовать развернутое учебное высказывание.
Изготовили на уроках трудового обучения два набора (в первом 8 треугольников одинакового размера, во втором квадрат, четырёхугольник и 5 треугольников разного размера). Два слоя цветного картона, склеенных между собой. Аккуратно нарезали на геометрические фигуры. Фигуры хранятся в индивидуальных конвертиках. У учителя наборы карточек с изображением различных фигур (гусь, мельница, вертолёт, звёздочка и т.д.)
Задания:
- рассмотрите фигуру;
- из каких фигур собрана?
- из какого количества фигур сделана?
- аккуратно составьте такую фигуру из конструктора;
- расскажите как вы её составляли.
- Пособие «Мешочки»
Используются как части и целое. Я использую их для объединения, сравнения множеств (знаки «равно» и «не равно»; «больше» и «меньше») и для моделирования примеров, задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование геометрических представлений и творческого воображения у младших школьников. Система задач конструктивного характера».
В настоящее время педагогика носит личностно-развивающий характер. Развивающий эффект нетрадиционных методов заключается не в овладении ЗУНами, а в развитии способностей к овладению какими-либо ...
Дидактические пособия используемые на уроках надомного обучения для формирования двигательных и моторных навыков ,
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ИЗ ЛЕНОЛЕУМА....
Формирование геометрических представлений у младших школьников
В данной работе представлено выступление на областном семинаре "Формирование пространственного мышления школьников при обучении геометрии" в рамках реализации экспериментальной работы по данной теме....
Содержание работы по формированию геометрических представлений по теме «Многоугольники» 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида (для детей с умеренной умственной отсталостью)
Содержание работы по формированию геометрических представлений...
Дидактические игры для формирования геометрических представлений
Дидактические игры для формирования геометрических представлений на уроках математики для детей с умеренной умственной отсталостью...
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью...
"Формирование геометрических представлений и изучения методики обучения геометрическим понятиям"
Данная презентация поможет учителю в работе над методикой работы с геометрическим материалом....