Адаптированная рабочая программа по математике для детей с ОВЗ 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
- Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Математика». М.: «Просвещение», 2013 г.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Настоящая программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Для реализации программы используется учебное пособие «Математика 4 класс» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2 частях, Т.В. Алышева. - Москва «Просвещение», 2019г.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpktp_4_klass_matematika.doc | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анцирская средняя общеобразовательная школа»
"Утверждаю" директор школы Л.П.Витман " "29 " августа 2022г. | "Согласовано" зам. директора по УВР Н.С.Важенина "29" августа 2022г. |
|
Адаптированная
рабочая программа
по математике
для детей с легкой умственной отсталостью
4 класс
2022-2023 уч.год
Составила: Батина Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2022 год
село Анцирь
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
- Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Математика». М.: «Просвещение», 2013 г.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Настоящая программа составлена на 170 часов (5 часов в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Для реализации программы используется учебное пособие «Математика 4 класс» учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, в 2 частях, Т.В. Алышева. - Москва «Просвещение», 2019г.
Математика является одним из важных общеобразовательных предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цели программы: повышение уровня общего развития обучающихся, социальная реабилитация и адаптация обучающихся с интеллектуальным нарушением в современном обществе, подготовка к овладению доступными профессионально - трудовыми навыками.
Достижение данной цели в процессе обучения математике предусматривает решение следующих основных задач:
– овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
– формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
– достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
– формирование доступных умственно обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
– коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
– формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умений планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
Математика является наиболее важным предметом для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и как предмет включена в федеральную (инвариантную) часть образовательной области. Данный предмет гарантирует овладение минимумом содержания образования в соответствии с требованиями учебных программ, обеспечивающих успешное обучение.
Задачи обучения математике в 4 классе:
- дать обучающимся представления об отрезке числового ряда от 11 до 20, об однозначных и двузначных числах, о компонентах и результатах сложения и вычитания, о геометрических фигурах: луче, угле, о видах углов, об элементах треугольника, квадрата, прямоугольника;
научить выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20;
- использовать процесс обучения в целях коррекции недостатков познавательной деятельности;
- воспитание трудолюбия, терпеливости и усидчивости.
Наряду с выше указанными задачами на уроках решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью каждого почти урока является устный счет, геометрический материал. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельных работ, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Учащиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегчённые варианты примеров, задач, других заданий.
Ведущие приёмы и методы обучения математике: сравнение, нахождение сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и дифференциация, усыновление причинно - следственных связей между понятиями, материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа по работе с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.
Использование наглядных пособий, дидактических игр, игровых приёмов, занимательных упражнений необходимо для пробуждения у учащихся интереса к математике.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Оно закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: обучающие учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию, мира, а также является основой формирования базовых учебных действий. Базовые учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие обучающихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет умения учиться.
Реализация программы обеспечивает формирование базовых учебных действий у учащихся 4 класса с интеллектуальными нарушениями.
Предметные
Личностные учебные действия:
– проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики и при выполнении домашнего задания;
– умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя);
– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики, умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации;
– освоение социальной роли обучающегося, элементарные проявления мотивов учебной деятельности на уроке математики;
– умение участвовать в диалоге с учителем и сверстниками на уроке математики, с использованием в собственной речи математической терминологии;
– элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении группой отдельных видов деятельности на уроке математики
(с помощью учителя), оказания помощи одноклассникам в учебной ситуации;
– элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма;
– начальные навыки самостоятельной работы с учебником математики;
– начальные умения производить самооценку выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений, и при необходимости осуществлять необходимые исправления неверно выполненного задания;
– элементарное понимание связи математических знаний с некоторыми жизненными ситуациями, умение применять математические знания для решения отдельных жизненных задач;
– отдельные начальные представления о семейных ценностях, здоровом образе жизни, бережном отношении к природе, безопасном поведении в помещении и на улице.
Коммуникативные учебные действия:
– вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
– использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
– обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
– сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
– принимать участие в работе парами и группами;
– воспринимать различные точки зрения;
– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;
– понимать необходимость использования правил вежливости;
– контролировать свои действия в классе;
– оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– читать и пересказывать текст, находить в тексте конкретные сведения, факты;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Регулятивные учебные действия:
– адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
– принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
– следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
– активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
– соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
– принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
– корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
– готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Познавательные учебные действия:
– способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
– познавательный интерес к математической науке.
Метапредметные результаты.
Учащиеся научатся:
– понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, и решать ее в сотрудничестве с учителем ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.
– проводить элементарный самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя математические символы и математические термины.
– освоить под руководством учителя способы решения задач творческого и поискового характера.
– уметь использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных задач.
– уметь излагать свое мнение и аргументировать его.
– овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на математическом материале третьего года обучения.
Учащиеся получат возможность научиться:
– овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
– использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий;
– положительно относиться к позициям другого, пытаться договориться.
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 170 часов часов (34 учебные недели ).
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Нумерация
Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 в пределах 100.
Упорядочение чисел в пределах 100.
Числа четные и нечетные.
Единицы измерения и их соотношения
Единица измерения (мера) длины – миллиметр (1 мм). Соотношение:
1 см = 10 мм. Измерение длины предметов с помощью линейки с выражением результатов измерений в сантиметрах и миллиметрах (12 см 5 мм).
Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). Двойное обозначение времени.
Сравнение чисел, полученных при измерении величин двумя мерами стоимости, длины, времени. Упорядочение чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости, длины, массы, ёмкости, времени.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных вычислений (с записью примера в строчку).
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд и с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений
(с записью примера в столбик).
Способы проверки правильности выполнения вычислений при сложении и вычитании чисел. Проверка устных вычислений приемами письменных вычислений и наоборот. Проверка сложения перестановкой слагаемых. Проверка сложения и вычитания обратным арифметическим действием.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Переместительное свойство умножения. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимосвязь умножения и деления. Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление на 1, 10. Деление 0 на число. Способы проверки правильности выполнения вычислений при умножении и делении чисел (на основе использования таблиц умножения и деления, взаимосвязи сложения и умножения, умножения и деления).
Увеличение и уменьшение в несколько раз данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Нахождение неизвестного компонента сложения. Проверка правильности вычислений по нахождению неизвестного компонента сложения.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»).
Простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга. Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Прямоугольники: прямоугольник, квадрат. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге). Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.
Учебно-тематическое планирование программного материала.
На реализацию программы по математике в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 170 часов (5 часов в неделю).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровье сберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Класс | Содержание | Кол-во часов | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||
4 | Нумерация чисел 1 - 100 (повторение). | 9 | - | - | - | |
Числа, полученные при измерении величин. | 2 | - | - | - | ||
Мера длины – миллиметр. | 1 | - | - | - | ||
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). | 10 | - | - | - | ||
Меры времени. | 2 | - | - | - | ||
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. | 1 | - | - | - | ||
Окружность, дуга. | 1 | - | - | - | ||
Умножение чисел. | 2 | - | - | - | ||
Таблица умножения числа 2. | 4 | |||||
Деление чисел. Деление на 2. | 2 | - | - | - | ||
Деление на 2. | 6 | |||||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). | 3 | 2 | - | - | ||
Ломаная линия. | - | 1 | - | - | ||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). | - | 6 | - | - | ||
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии. | - | 1 | - | - | ||
Таблица умножения числа 3. | - | 4 | - | - | ||
Деление на 3. | - | 5 | - | - | ||
Таблица умножения числа 4. | - | 3 | - | - | ||
Деление на 4. | - | 3 | - | -- | ||
Длина ломаной линии. | - | 1 | - | - | ||
Таблица умножения числа 5. | - | 3 | - | - | ||
Деление на 5. | - | 5 | - | - | ||
Двойное обозначение времени. | - | 1 | - | - | ||
Таблица умножения числа 6. | - | 3 | 1 | - | ||
Деление на 6. | - | - | 7 | - | ||
Прямоугольник. | - | - | 1 | - | ||
Таблица умножение числа 7. | - | - | 3 | - | ||
Увеличение числа в несколько раз. | - | - | 3 | - | ||
Деление на 7. | - | - | 3 | - | ||
Уменьшение числа в несколько раз. | - | - | 6 | - | ||
Квадрат. | - | - | 1 | - | ||
Таблица умножения числа 8. | - | - | 3 | - | ||
Деление на 8. | - | - | 5 | - | ||
Меры времени. | - | - | 1 | - | ||
Таблица умножения числа 9. | - | - | 3 | - | ||
Деление на 9. | - | - | 5 | - | ||
Пересечение фигур. | - | - | 1 | - | ||
Умножение 1 и на 1. | - | - | 1 | - | ||
Деление на 1. | - | - | 1 | - | ||
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). | - | - | 3 | 1 | ||
Умножение 0 и на 0. | - | - | 10 | |||
Деление 0 на число. | - | - | 10 | |||
Взаимное положение фигур. | - | - | 2 | |||
Умножение 10 и на 10. | - | - | 1 | |||
Деление на 10. | - | - | 4 | |||
Нахождение неизвестного слагаемого. | - | - | - | 4 | ||
Повторение. | - | - | - | 9 |
Календарно-тематическое планирование по математике 4 класс
№ п/п | Тема раздела, тема и элементы содержания урока | Кол-во часов | Дата
| |||||||
по плану | по факту | |||||||||
1 четверть 42ч | ||||||||||
Нумерация чисел 1 - 100 (повторение) 9ч | ||||||||||
1. | Сложение и вычитание в пределах 100 на основе присчитывания, отсчитывания по 10 | 1 | 01.09 | |||||||
2. | Таблица разрядов. | 1 | 02.09 | |||||||
3. | Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. | 1 | 05.09 | |||||||
4. | Числовой ряд в пределах 100. | 1 | 06.09 | |||||||
5. | Сложение и вычитание в пределах 100 на основе разрядного состава чисел | 1 | 07.09 | |||||||
6. | Решение составных задач в 2действия | 1 | 08.09 | |||||||
7. | Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок | 1 | 09.09 | |||||||
8. | Повторение пройденного | 1 | 12.09 | |||||||
9. | Закрепление пройденного | 1 | 13.09 | |||||||
Числа, полученные при измерении величин 2ч | ||||||||||
10. | Входная контрольная работа | 1 | 14.09 | |||||||
11. | Величины. Сравнение чисел, полученных при измерении величин. | 1 | 15.09 | |||||||
Мера длины – миллиметр 1ч | ||||||||||
12. | Знакомство с мерой длины – миллиметром. Измерение длины отрезков | 1 | 16.09 | |||||||
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи) 10ч | ||||||||||
13. | Сложение и вычитание вида: 40 + 20; 40 – 20 | 1 | 19.09 | |||||||
14. | Сложение и вычитание вида: 45 + 2; 2 + 45; 45 – 2. | 1 | 20.09 | |||||||
15. | Сложение и вычитание вида:34 + 20; 20 + 34; 34 – 20 | 1 | 21.09 | |||||||
16. | Сложение двузначных чисел вида:54 + 21. | 1 | 22.09 | |||||||
17. | Вычитание двузначных чисел вида: 54 – 21; 54 – 24; 54 - 51. | 1 | 23.09 | |||||||
18. | Получение в сумме круглых десятков и числа100 | 1 | 26.09 | |||||||
19. | Вычитание вида: 50 – 4; 50 – 24. | 1 | 27.09 | |||||||
20. | Вычитание вида: 100 – 4; 100 – 24 | 1 | 28.09 | |||||||
21. | Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд» | 1 | 29.09 | |||||||
22. | Работа над ошибками. | 1 | 30.09 | |||||||
Меры времени 2ч | ||||||||||
23. | Соотношения мер времени. | 1 | 03.10 | |||||||
24. | Определение времени по часам | 1 | 04.10 | |||||||
Замкнутые, незамкнутые кривые линии 1ч | ||||||||||
25. | Замкнутые, незамкнутые кривые линии | 1 | 05.10 | |||||||
Окружность, дуга 1ч | ||||||||||
26. | Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность,дуга. | 1 | 06.10 | |||||||
Умножение чисел 2ч | ||||||||||
27. | Умножение как сложение одинаковых чисел (слагаемых) в пределах 20. | 1 | 07.10 | |||||||
28. | Решение задач на нахождение произведения. | 1 | 10.10 | |||||||
Таблица умножения числа 2 4ч | ||||||||||
29. | Таблица умножения числа 2. | 1 | 11.10 | |||||||
30. | Порядок действий в числовых выражениях без скобок в 2 действия | 1 | 12.10 | |||||||
31. | Воспроизведение таблицы умножения числа 2 . | 1 | 13.10 | |||||||
32. | Самостоятельная работа по теме «Таблица умножения числа 2». | 1 | 14.10 | |||||||
Деление чисел 2ч | ||||||||||
33. | Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4 равные части. | 1 | 17.10 | |||||||
34. | Простые задачи на нахождение частного (на равные части) | 1 | 18.10 | |||||||
Деление на 2 6ч | ||||||||||
35. | Таблица деления на 2. Числа четные и нечетные. | 1 | 19.10 | |||||||
36. | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | 20.10 | |||||||
37. | Работа над ошибками. | 1 | 21.10 | |||||||
38. | Порядок действий в числовых выражениях без скобок | 1 | 24.10 | |||||||
39. | Деление по содержанию по 2. | 1 | 25.10 | |||||||
40. | Взаимосвязь таблицы умножения числа 2 и деления на 2. | 1 | 26.10 | |||||||
Сложение с переходом через разряд (устные вычисления) 5ч | ||||||||||
41 | Сложение с переходом через разряд вида:38+5 | 1 | 27.10 | |||||||
42 | Переместительного свойства сложения. | 1 | 28.10 | |||||||
2 четверть 40 ч | ||||||||||
43 | Составление арифметических задач в 2 действия | 1 | 07.11 | |||||||
44 | Сложение чисел вида: 38+25 приемами устных вычислений. | 1 | 08.11 | |||||||
45 | Порядок действий в числовых выражениях со скобками, без скобок. | 1 | 09.11 | |||||||
Ломаная линия 1ч | ||||||||||
46 | Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. | 1 | 10.11 | |||||||
Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления) 6ч | ||||||||||
47 | Вычитание вида:34-5 приемами устных вычислений. | 1 | 11.11 | |||||||
48 | Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 3, 4, 6 | 1 | 14.11 | |||||||
49 | Вычитание вида: 53-24 приемами устных вычислений. | 1 | 15.11 | |||||||
50 | Составление и решение составных задач по рисунку, краткой записи. | 1 | 16.11 | |||||||
51 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание с переходом через разряд». | 1 | 17.11 | |||||||
52 | Работа над ошибками. | 1 | 18.11 | |||||||
Замкнутые, незамкнутые ломаные линии 1ч | ||||||||||
53 | Замкнутые, незамкнутые ломаные линии | 1 | 21.11 | |||||||
Таблица умножения числа 3 4ч | ||||||||||
54 | Табличное умножение числа 3 в пределах 20. | 1 | 22.11 | |||||||
55 | Табличные случаи умножения числа 3 в пределах 100. | 1 | 23.11 | |||||||
56 | Таблица умножения числа 3, ее составление | 1 | 24.11 | |||||||
57 | Переместительное свойство умножения. | 1 | 25.11 | |||||||
Деление на 3 5ч | ||||||||||
58 | Деление предметных совокупностей на 3 равные части. | 1 | 28.11 | |||||||
59 | Таблица деления на 3, ее составление | 1 | 29.11 | |||||||
60 | Выполнение табличных случаев деления на 3 с проверкой. | 1 | 30.11 | |||||||
61 | Деление по содержанию по 3. | 1 | 01.12 | |||||||
62 | Контрольная работа по теме «Умножение числа 3, деление на 3» | 1 | 02.12 | |||||||
Таблица умножения числа 4 3ч | ||||||||||
63 | Табличные случаи умножения числа 4. | 1 | 05.12 | |||||||
64 | Таблица умножения числа 4, ее составление | 1 | 06.12 | |||||||
65 | Нахождение произведения на основе знания переместительного свойства умножения | 1 | 07.12 | |||||||
Деление на 4 3ч | ||||||||||
66 | Деление предметных совокупностей на 4 равные части. | 1 | 08.12 | |||||||
67 | Таблица деления на 4, ее составление | 1 | 09.12 | |||||||
68 | Деление по содержанию по 4. Деление на равные части и по содержанию. | 1 | 12.12 | |||||||
Длина ломаной линии 1ч | ||||||||||
69 | Вычисление длины ломаной линии. | 1 | 13.12 | |||||||
Таблица умножения числа 5 3ч | ||||||||||
70 | Табличные случаи умножения числа 5 в пределах 100. | 1 | 14.12 | |||||||
71 | Административная контрольная работа | 1 | 15.12 | |||||||
72 | Таблица умножения числа 5, ее составление | 1 | 16.12 | |||||||
Деление на 5 5ч | ||||||||||
73 | Деление предметных совокупностей на 5 равных частей. | 1 | 19.12 | |||||||
74 | Выполнение табличных случаев деления на 5 с проверкой. | 1 | 20.12 | |||||||
75 | Деление по содержанию по 5. | 1 | 21.12 | |||||||
76 | Контрольная работа по итогам 2 четверти. | 1 | 22.12 | |||||||
77 | Работа над ошибками. | 1 | 23.12 | |||||||
Двойное обозначение временит 1ч | ||||||||||
78 | Определение частей суток на основе знания двойного обозначения времени. | 1 | 26.12 | |||||||
Таблица умножения числа 6 4ч | ||||||||||
79 | Табличные случаи умножения числа 6 в пределах 100. | 1 | 27.12 | |||||||
80 | Таблица умножения числа 6, ее составление | 1 | 28.12 | |||||||
81 | Цена, количество, стоимость. | 1 | 29.12 | |||||||
82 | Краткая запись в виде таблицы простых арифметических задач на нахождение стоимости. | 1 | 30.12 | |||||||
3 четверть 44 ч | ||||||||||
Деление на 6 7ч | ||||||||||
83 | Деление предметных совокупностей на 6 равных частей. | 1 | 09.01 | |||||||
84 | Выполнение табличных случаев деления на 6 с проверкой. | 1 | 10.01 | |||||||
85 | Простые арифметические задачи на нахождение цены. | 1 | 11.01 | |||||||
86 | Знакомство с решением простой арифметической задачи на нахождение цены по известным данным | 1 | 12.01 | |||||||
87 | Контрольная работа по теме «Умножение числа 6, деление на 6». | 1 | 13.01 | |||||||
88 | Работа над ошибками. | 1 | 16.01 | |||||||
89 | Решение простых арифметических задач. | 1 | 17.01 | |||||||
Прямоугольник 1ч | ||||||||||
90 | Прямоугольник. Названия, свойство сторон прямоугольника. | 1 | 18.01 | |||||||
Таблица умножения числа 7 3ч | ||||||||||
91 | Табличные случаи умножения числа 7 в пределах 100. | 1 | 19.01 | |||||||
92 | Таблица умножения числа 7, ее составление | 1 | 20.01 | |||||||
93 | Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач | 1 | 23.01 | |||||||
Увеличение числа в несколько раз 3ч | ||||||||||
94 | Увеличение в несколько раз. Составление числового выражения. | 1 | 24.01 | |||||||
95 | Увеличение в несколько раз предметной совокупности «увеличить в …». | 1 | 25.01 | |||||||
96 | Знакомство с простой задачей на увеличение числа в несколько раз. | 1 | 26.01 | |||||||
Деление на 7 3ч | ||||||||||
97 | Таблица деления на 7, ее составление | 1 | 27.01 | |||||||
98 | Выполнение табличных случаев деления на 7 с проверкой. | 1 | 30.01 | |||||||
99 | Решение составных арифметических задач. | 1 | 31.01 | |||||||
Уменьшение числа в несколько раз 6ч | ||||||||||
100 | Уменьшение в несколько раз. Составление числового выражения. | 1 | 01.02 | |||||||
101 | Уменьшение в несколько раз предметной совокупности «уменьшить в …». | 1 | 02.02 | |||||||
102 | Знакомство с простой задачей на уменьшение числа в несколько раз. | 1 | 03.02 | |||||||
103 | Знакомство с простой задачей на увеличение числа в несколько раз. | 1 | 06.02 | |||||||
104 | Контрольная работа по теме «Умножение числа 7, деление на 7». | 1 | 07.02 | |||||||
Квадрат 1ч | ||||||||||
105 | Квадрат. Противоположные стороны квадрата, их свойство. | 1 | 08.02 | |||||||
Таблица умножения числа 8 3ч | ||||||||||
106 | Табличные случаи умножения числа 8 в пределах 100. | 1 | 09.02 | |||||||
107 | Таблица умножения числа 8, ее составление | 1 | 10.02 | |||||||
108 | Выполнение табличных случаев умножения числа 8 с проверкой. | 1 | 13.02 | |||||||
Деление на 8 5ч | ||||||||||
109 | Таблица деления на 8, ее составление. | 1 | 14.02 | |||||||
110 | Выполнение табличных случаев деления на 8 с проверкой. | 1 | 15.02 | |||||||
111 | Составление простых задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». | 1 | 16.02 | |||||||
112 | Проверочная работа по теме «Умножение числа 8, деление на 8». | 1 | 17.02 | |||||||
113 | Решение составных задач, содержащих отношения «меньше в…», «больше в…». | 1 | 20.02 | |||||||
Меры времени 1ч | ||||||||||
114 | Определение времени по часам тремя способами. | 1 | 21.02 | |||||||
Таблица умножения числа 9 3ч | ||||||||||
115 | Табличные случаи умножения числа 9 в пределах 100. | 1 | 22.02 | |||||||
116 | Таблица умножения числа 9, ее составление | 1 | 27.02 | |||||||
117 | Выполнение табличных случаев умножения числа 9 с проверкой. | 1 | 28.02 | |||||||
Деление на 9 5ч | ||||||||||
118 | Таблица деления на 9, ее составление | 1 | 01.03 | |||||||
119 | Табличные случаи деления на 9 | 1 | 02.03 | |||||||
120 | Выполнение табличных случаев деления на 9 с проверкой. | 1 | 03.03 | |||||||
121 | Простые задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. | 1 | 06.03 | |||||||
122 | Проверочная работа по теме «Умножение числа 9, деление на 9». | 1 | 07.03 | |||||||
Пересечение фигур 1ч | ||||||||||
123 | Пересечение геометрических фигур. Точки пересечения. | 1 | 09.03 | |||||||
Умножение 1 и на 1 1ч | ||||||||||
124 | Умножение единицы на число. Умножение числа на единицу. | 1 | 10.03 | |||||||
Деление на 1 1ч | ||||||||||
125 | Деление числа на единицу. . | 1 | 13.03 | |||||||
126 | Правило нахождения частного, если делитель равен 1 | 1 | 14.03 |
Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). 35ч Сложение и вычитание без перехода через разряд 4ч | ||||
127 | Контрольная работа за 3четверть | 1 | 15.03 | |
128 | Сложение вида: 35+12. Вычитание вида: 45-13. | 1 | 16.03 | |
129 | Сложение и вычитание вида: 45+20, 45-20. | 1 | 17.03 | |
4 четверть 39ч | ||||
130 | Письменное сложение и вычитание как способ проверки устных вычислений. | 1 | 27.03 | |
Сложение с переходом через разряд 10ч | ||||
131 | Сложение вида: 27+15. | 1 | 28.03 | |
132 | Письменные приемы вычислений. | 1 | 29.03 | |
133 | Сложение вида: 36+24. | 1 | 30.03 | |
134 | Сложение вида: 74+26. | 1 | 31.03 | |
135 | Сложение вида: 25+7. | 1 | 03.04 | |
136 | Проверка правильности выполнения письменного сложения перестановкой слагаемых. | 1 | 04.04 | |
137 | Способы действий, приёмы вычислений | 1 | 05.04 | |
138 | Решение задач разных видов на сложение и вычитание. | 1 | 06.04 | |
139 | Контрольная работа по теме «Сложение с переходом через разряд». | 1 | 07.04 | |
140 | Работа над ошибками. | 1 | 10.04 | |
Вычитание с переходом через разряд 10ч | ||||
141 | Вычитание вида: 60-23. | 1 | 11.04 | |
142 | Вычитание вида: 62-24. | 1 | 12.04 | |
143 | Закрепление навыка письменного вычитания чисел. | 1 | 13.04 | |
144 | Вычитание вида: 51-43 | 1 | 14.04 | |
145 | Вычитание вида: 34-5. | 1 | 17.04 | |
146 | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении стоимости. | 1 | 18.04 | |
147 | Умение осуществлять связь условия текстовой задачи | 1 | 19.04 | . |
148 | Проверка правильности выполнения вычитания обратным действием – сложением. | 1 | 20.04 | |
149 | Проверка правильности выполнения сложения обратным действием – вычитание. | 1 | 21.04 | |
150 | Закрепление пройденного | 1 | 24.04 | |
Умножение 0 и на 0. Деление 0 на число 2ч | ||||
151 | Умножение 0 на число . Умножение числа на 0. Деление 0 на число | 1 | 25.04 | |
152 | Итоговая контрольная работа | 1 | 26.04 | |
Взаимное положение фигур 1ч | ||||
153 | Взаимное положение на плоскости геометрических фигур. | 1 | 27.04 | |
Умножение 10 и на 10. Деление на 10. 4ч | ||||
154 | Умножение 10 на число. Умножение числа на 10. | 1 | 28.04 | |
155 | Деление числа на 10. | 1 | 02.05 | |
156 | Самостоятельная работа «Вычитание с переходом через разряд» | 1 | 03.05 | |
157 | Закрепление пройденного | 1 | 04.05 | |
Нахождение неизвестного слагаемого 4ч | ||||
158 | Решение примеров с неизвестным слагаемым «х». | 1 | 05.05 | |
159 | Решение простых задач на нахождение неизвестного слагаемого | 1 | 10.05 | |
160 | Простыезадачи на нахождение неизвестного слагаемого. | 1 | 11.05 | |
161 | Краткая запись задачи, решение задачи с проверкой. | 1 | 12.05 | |
Повторение 9ч | ||||
162 | Нахождение значения числового выражения со скобками в 2 действия | 1 | 15.05 | |
163 | Табличные случаи умножения и деления. | 1 | 16.05 | |
164 | Промежуточная аттестация | 1 | 17.05 | |
165 | Сложение чисел с переходом через разряд | 1 | 18.05 | |
166 | Вычитание чисел с переходом через разряд | 1 | 19.05 | |
167 | Умение использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений | 1 | 22.05 | |
168 | Умение применять письменные приемы вычислений для нахождения суммы и разности | 1 | 23.05 | |
169 | Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | 1 | 24.05 | |
170 | Занимательный урок | 1 | 25.05 |
Приложение
Критерии оценивания
Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными рабочей программой 4 класса по 5балльной шкале системы отметок. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
Оценка «5» - «очень хорошо» (отлично) свыше 65%;
Оценка «4» - «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
Оценка «3» - «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
Оценка «2» не ставится.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов осуществляется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию.
В течение учебного года проводится диагностика уровня усвоения знаний и умений учащихся. Она состоит из анализа трёх этапов:
1 этап – стартовая диагностика на начало изучения темы.
Цель: определить готовность и предпосылки к освоению программного материала по изучаемым темам.
2 этап – промежуточная диагностика.
Цель: проанализировать процесс формирования знаний и умений учащихся по конкретной теме изучаемого предмета за определённый промежуток времени.
3 этап – итоговая диагностика.
Цель: Выявить уровень усвоения материала и умения использовать полученные знания на практике.
Данные этапов диагностики фиксируются в сводной таблице достижений предметных результатов.
По итогам каждого этапа диагностики заполняется графа знаком, представленным в виде баллов:
0 баллов – не проявил данное умение (не научился).
1 балл – демонстрирует умение только с помощью учителя (частично научился).
2 балла – допускает ошибки при демонстрации умений, требуется частичная помощь учителя.
3 балла – демонстрирует в работе данное умение самостоятельно.
Результаты дают возможность получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с учащимися в дальнейшем обучении.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Учебно-методический комплекс.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией В.В.Воронковой М., «Просвещение», 2010 г.
Программа М. Н. Перова, В. В. Эк. Математика / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В. Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. «Просвещение»
Алышева Т. В. Математика 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы; в 2 частях; Москва «Просвещение», 2018 г.
Рабочая тетрадь. Математика. 4 класс. В 2 частях; Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Алышева Т.В., Эк В.В., Москва «Просвещение», 2018г.
Методические рекомендации. Математика. 1-4 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
- Классная доска
- Магнитная доска.
- Касса цифр.
- Наборное полотно.
- Счетный материал.
- Набор геометрических фигур.
- Демонстрационная оцифрованная линейка.
Информационно-образовательные ресурсы.
- Дидактический демонстрационный материал, схемы, таблицы.
- Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания (анимированные тренажеры).
- Тематические мультимедийные презентации.
- Интернет – ресурсы.
9. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Математика: Коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы /Автор-сост. А.А. Шабанов. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
Б.П. Никитин «Развивающие игры».- М., «Просвещение», 2000 г.
Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор: В.В. Эк - М: «Просвещение», 2006г.
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.
Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 2003г.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.
В. В. Эк «Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы», Москва, «Просвещение», 1990г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное индивидуальное занятие для группы детей ЗПР 1 класса по математике.
Коррекционное индивидуальное занятие для группы детей ЗПР 1 класса по математике.Коррекционно - образовательные задачи:- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, р...
Коррекционное индивидуальное занятие для группы детей ЗПР 1 класса по математике.
Коррекционное индивидуальное занятие для группы детей ЗПР 1 класса по математике.Коррекционно - образовательные задачи:- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, р...
конспект открытого занятия и презентация по математике (для детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности) "В гостях у Маши" 3 класс
Игровое занятие по математике "В гостях у Маши" ориентирован на учащихся 3 класса с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. Цель: повышение познавательной активности и интереса к урок...
Рабочая программа 1-2 классы по курсу математика для детей со множественными нарушениями в развитии
В программе указаны цель и задачи на один год обучения. В содержании описаны основные направления работы и конечный результат. Программа составлена на основе програмно- методических рекомендаций под р...
рабочая программа по математике для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс
рабочая программа по математике для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 1 класса на дому (индивидуальное обучение)...
Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ (ЗПР), 4 класс
Рабочая программа по математике для 4 класса, предназначена для обучения детей с огрниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития)....
Рабочая программа по математике для детей 5-9 классов с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта)
Адаптированная основная образовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это обра...