Освоение детьми представлений о величинах и овладение измерительной деятельностью
методическая разработка по математике (3 класс)
Освоение детьми представлений о величинах и овладение измерительной деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_modul_predstavleniya_o_velichinah.pptx | 456.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОДУЛЬ 3. ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ И ОВЛАДЕНИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Тема 3.1. Особенности освоения детьми представлений о величинах и овладения измерительной деятельностью § 1. Понятие величины. Свойства величин. Измерение величин § 2. Генезис представлений детей о величинах § 3. Система работы по формированию представлений о величинах у детей § 4. Формирование представлений о величинах у детей младшего и среднего дошкольного возраста § 5. Развитие представлений о величинах и их измерении в старшем дошкольном возрасте Тема 3.2. Формирование представлений о временных отношениях у детей § 1. Время как величина. Свойства времени § 2. Особенности восприятия времени § 3. Технологии развития представлений о времени у детей
§ 1. Понятие величины. Свойства величин. Измерение величин Свойства величин Величина Однородная Разнородная
Скорость Величины в курсе математики Емкость Площадь Масса Длина
§ 2. Генезис представлений детей о величинах Анализаторы Осязательный Двигательный Зрительный
Способность воспринимать величину предмета начинает формироваться в раннем возрасте в процессе выполнения предметных действий. До 2–3 лет Игнорирование величины Различение резко контрастных по величине предметов
К 3–4 годам К 4–5 годам Восприятие величины недифференцированно Ориентация на общий объем предмета Отсутствие четких представлений о трехмерности предметов
Исследование Р. Л. Березиной Уровни ориентировки детей 3– 7 лет в величинах 1. Общее представление о величине 5. Выделение трехмерности в объемных объектах 4. Выделение двух протяженностей в плоских предметах 3. Выделение значимой в ситуации протяженности 2. Различение, называние протяженностей
§ 3. Система работы по формированию представлений о величинах у детей Этапы знакомства с величинами ( Белошистая А.В.) 1-й этап Выделение Распознавание Сравнение без измерения Свойств и качеств предметов Субъективные Объективные Оценивающие разность
2-й этап Сравнение величин с использованием промежуточной мерки Знакомство со способом счета мер через посредство меток Система заданий На измерение величин Сравнение Уравнивание На установление разницы
3-й этап Знакомство с общепринятыми стандартными мерами Знакомство с измерительными приборами Использование стандартизированной мерки для сравнения величин Запоминание условно-согласительных названий и соотношений
§ 4. Формирование представлений о величинах у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1 этап. Сравнение предметов по одному признаку 2 этап. Обучение сравнению путем приложения. 3 этап. Обучение сравнению предметов по трем измерениям. 4 этап. Воссоздание отношений между предметами по величине по представлению. 5 этап. Обучение сравнению при помощи предметов-посредников 1 направление. Обучение детей сравнению предметов по величине.
2 направление. Обучение сериации 1 этап. Сериация по одному измерению 2 этап. Сериация по нескольким измерениям. 3 этап. самостоятельное построение сериационных рядов
§ 5. Развитие представлений о величинах и их измерении в старшем дошкольном возрасте Измерительная деятельность – новый для ребенка вид математической деятельности. 1 направление. Обучение измерению величин условными мерками. 3 этап. Измерение величины одной условной мерой. 2 этап. Измерение осуществляется одной мерой 1 этап. Измерение проводится одновременно несколькими одинаковыми мерами 4 этап. Одновременное выполнение счета и измерения одной меркой 5 этап. Измерение сложной (составной) мерой
2 направление. Освоение зависимостей между измеряемой величиной, меркой и результатом измерения При измерении одного и того же объекта разными по величине мерками его количественная характеристика будет различной. Чем больше мерка, тем меньше раз она уложится в объекте, и наоборот – это обратная функциональная зависимость.
Общая последовательность обучения 1. Активизация представлений об измерении объекта различными условными мерками 2. Демонстрация модели единицы измерения, измерительного прибора 3. Демонстрация способа измерения. 4. Упражнения в измерении различных объектов.
ТЕМА 3.2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ У ДЕТЕЙ § 1. Время как величина. Свойства времени. Объективность Абсолютность Длительность Количественная и качественная бесконечность Необратимость Одномерность Неразрывная связь с пространством и движущейся материей. Единство прерывности и непрерывности в структуре
§ 2. Особенности восприятия времени ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СКОРОСТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
На восприятие времени влияют следующие факторы: Текучесть времени Отсутствие специального анализатора Легко искажается субъективными факторами Обозначение временных отношений изменчиво Отсутствие наглядных форм
Этапы развития представлений о времени у детей
§ 3. Технологии развития представлений о времени у детей Овладение представлениями о календарных временных эталонах предполагает: освоение умений измерять время знание количественной характеристики временных эталонов осознание зависимости между отдельными звеньями системы временных эталонов
Развитие чувства времени Факторы, на основе которых формируется чувство времени: Обобщенное представление о временных эталонах. Переживание – чувствование детьми длительности временных интервалов. Развитие умения оценивать временные интервалы без часов. Учет времени самими детьми – по часам.
Порядок работы по Рихтерман Т.Д.: 1. Материал излагается в необходимой последовательности 2. Вычленяется временная последовательность в содержании материала 3. Педагог воспроизводит временную последовательность на модели 4. Дети самостоятельно устанавливают временную последовательность на модели 5. Дети восстанавливают нарушенную последовательность звеньев 6. Дети выполняют задания в предложенной последовательности без модели
Моделирование временных отношений Линейные модели Циклические модели
Работа выполнена по учебнику: Габова , М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии : учебное пособие : [12+] / М.А. Габова . – 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : Директ -Медиа, 2019. – С. 178 - 203 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих учебных умений и навыков и овладение способами деятельности в процессе освоения предметного содержания начального общего образования
Школа может быть для ребенка счастьем, окном в широкий мир природы и общества, в глубины собственной души и может стать бедой, унынием, принудительным существованием. Этот климат з...
Проектирование как интегрирующее начало освоения детьми окружающего мира.
Чем раньше начинается развитиетворческих способностей личности,тем больше творческих результатовможно ожидать от неё в будущем....
Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"
Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....
Результат проведения диагностики в 1 классе по теме"Уровень сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью, к обучению грамоте, математике"
В работе дается подробный анализ о проведениее диагностики в 1 классе по теме"Уровень сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельности....
Роль родителей в освоении детьми образовательной программы
Информационный буклет для родителей.Рекомендации, как помочь первокласснику успешно адаптироваться в школе и без проблем осваивать основную образовательную программу, а также признаки, по которым можн...
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общения (из опыта работы)
Формы организации практической работы в урочной и внеурочной деятельности, направленной на освоение детьми основ нравственности и морали, изучение правил этикета в процессе формирования навыков общени...
Презентация «Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»
laquo;Реализация регионального компонента в процессе освоения детьми основной образовательной программы через ознакомление с культурой родного края»......