Интегрированный урок математики и развития речи «Весна в гостях у математики»
план-конспект урока по математике (4 класс)

Свердлова Елена Витальевна

Представлена разработка урока по предмету "Математика" для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тип урока интегрированный.

Этот тип урока позволил мне увеличить количество видов деятельности и рационально их использовать. В рамках данного урока были задействованы наглядные, технические, дидактические средства обучения. Во время самостоятельной работы использовался приём свободного выбора действия. Работая в парах,  учащиеся смогли самостоятельно применить изученные ранее знания по этим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx35.61 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_vesna_v_gostyah_u_matematik.ppt1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок математики

 и развития речи

«Весна в гостях у математики»

учитель начальных классов                                                          

Свердлова Елена Витальевна

ГКОУ школа № 15

г. Славянска-на-Кубани

Тема:  Взаимосвязь умножения и деления. Признаки весны.

Цели: Закрепить знания таблицы умножения числа 7 и соответствующих случаев деления, совершенствовать умение решать примеры на умножение и деление; закрепить знания о весенних изменениях в природе.

Коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления;  связной устной речи, умения делать выводы, обобщать.

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение  к природе; умение работать коллективно и самостоятельно.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,  карточки для  практической работы, творческое задание.

Ход урока.

I. Орг. момент.                                                                                                                                Слайд 1

II. Психолог. настрой:

- На улице весна, светит яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе. Вы видите, какие вы симпатичные и старательные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым и приподнятым, вам захочется выполнить много интересных заданий!

- Давайте покажем, с каким настроением мы начинаем урок?

- Ребята, урок наш необычный, сегодня  мы  будем  выполнять и математические задания, и задания связанные с окружающим нас миром.

Ждёт нас сегодня работа важная:

Что изучили – будем закреплять,

Что мы знаем – будем повторять, 

Что забыли – будем вспоминать.

- Прочитайте стихотворение и подумайте, о каком из времени года идёт речь.

III. Актуализация опорных знаний.                                                                                   Слайд 2

Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.

На зеленой ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребенкой,
Птиц
вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра.
Подсластить цветы для пчелки,
Вовремя
полить сады.
- Скажите, какое время года выполняет все эти дела.  
(Весна.)

- Посмотрите внимательно на подчёркнутые слова и скажите, что они обозначают?

(Эти слова обозначают действия.)

- Посчитайте сколько дел (действий) совершила весна? (Семь.)

- Посмотрите на опорную схему и скажите, какие мы будем совершать

действия с числом 7. (Умножение и деление.)

IV. Устный счет:                                                                                                                            Слайд 3

1. Составьте из чисел 7, 5 и 35 все возможные равенства.

5 · 7 = 35

7 · 5 = 35

35 : 5 = 7

35 : 7 = 5

- Какими правилами вы воспользовались при составлении этих примеров? (Правилом взаимосвязи умножения и деления.)

2. Решение задачи.                                                                                                                        Слайд 4

Гуси с юга к нам летели
На зеленом лугу сели.
Семь под дубом, семь за дубом,

Семь в пруду за тем пригорком,

Семь на травку у берёзы.

Вот скажите-ка, друзья,
Какова гусей семья? (7х4=28)

- Откуда к нам летели гуси?

- Почему они решили к нам вернуться?

3. Найдите значения следующих выражений.                                                                  Слайд 5

- Как называются компоненты действия умножения?

- Как называются компоненты действия деления?

V. Проверка д/з

Выборочная проверка примеров.

- Расположите результаты в порядке возрастания чисел. (карточки с числами)

- Прочитайте предложение. «Весна в гостях у математики».

VI. Основная часть (сообщение темы и цели).

1. Работа над темой урока:

- К нам пришла Весна – волшебница. С её приходом всё в природе оживает. Весна сегодня не просто заглянула к нам на урок. Она приготовила для вас сюрприз и приглашает всех на весеннюю прогулку. Закройте глаза, и Весна своим волшебством перенесёт нас на природу. (картина)

- Посмотрите на весенний лес и скажите, какие изменения происходят в природе с приходом весны? (Растаял лед на реке, бегут ручьи, набухают почки на деревьях, небо стало голубым, ярко светит солнце, дни становятся длиннее, возвращаются перелётные птицы, животные просыпаются от зимней спячки.)

- А ещё весенний лес полон загадок и задач. И вот первое задание.

а) Работа над задачей. (Учащиеся составляют задачу с помощью картины и решают её.)                                                                                                                                                        Слайд 6

- Какие деревья вы видите на опушке леса? (Сосны и берёзы.)

- Каких деревьев больше?  (берёз)

- Составьте условие задачи об этих деревьях, соответственно теме нашего урока.

- А сегодня на уроке мы свами  выполняем, какие математические действия с числом семь? (умножение и деление)

- Значит, мы составляем условие задачи, опираясь на картину и на одно из этих действий.

- Как будет звучать первое предложение задачи? (На опушке леса росло три сосны)

- О чём следует сказать дальше? (а берёз в 7 раз больше.)

- Каким должно быть последнее предложение задачи? А чём мы можем спросить?

(Сколько берёз росло на опушке леса?)

Дети читают условие задачи, анализируют и составляют краткую запись задачи.

Один ученик работает у доски.

-краткая запись

- решение (решение проговаривают устно, записывают самостоятельно)

-запись ответа (III группа выполняет самостоятельно)

Дети I, II группы продолжают работу над задачей вместе с учителем.

- Ребята, как бы вы изменили вопрос этой задачи, чтобы она решалась в два действия? (Сколько деревьев растёт на опушке леса?)                                                 Слайд 7

- Как это обозначить на краткой записи?

- решение второго действия

-запись ответа (выполняют самостоятельно)                                                                Слайд 8

- О каких деревьях шла речь в задаче? (В задаче говорилось о соснах и о берёзах.)

- Как вы думаете, эти деревья относятся к одной группе деревьев или к разным?

- На какие две группы можно разделить эти деревья? (хвойные и лиственные)

- Чем они различаются? (ответы детей)

- Как выглядят ветви лиственных деревьев сейчас?

- А что с ними произойдёт, через месяц?

- Откуда появятся листочки? (Из почек.)

- А что необходимо растению для того, чтобы на нём появились листочки? (солнце и вода)

Физминутка.                                                                                                                                  Слайд 9

Бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

два - изящно покружилась,

Три – качнулась

И к цветочкам полетела.

Наши тонкие цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши белые цветки

Открывают лепестки.

- Почему проснулась бабочка?

- Куда она полетела? (картина на печатной основе)

- Какие первые весенние цветы появились на лесной полянке? (подснежники и мать-и-мачеха)

- Интересно, почему цветы  получили такое название? (ответы детей)

б)  Решение примеров на умножение и деление. (собери букет) 

По одному выходят и с объяснением решают на доске, остальные в тетрадях.

- Какими правилами вы воспользовались при составлении и решении этих примеров? (Правилом взаимосвязи умножения и деления.)

- Вы правильно решили все примеры и собрали красивые букеты цветов.

- А как вы думаете, можно ли такие букеты собирать в лесу из первоцветов? Почему?

(ответы детей)

- Ребята скажите, почему я назвала подснежники и мать-и-мачеху первоцветами?

- Правильно, эти цветы появляются самыми первыми в первый месяц весны? Кто подскажет название первого месяца весны? (март)

- Посмотрите, в марте нас уже радует солнышко своими тёплыми лучами, но и снег ещё не везде растаял.  Получается, что у нас есть Лучик и Снежинка.                Слайд 10

- Посмотрите, вы знаете этих героев? Кто они? (они талисманы паралимпийских игр)

- Почему игры называются паралимпийские, кто в них участвует? (ответы детей)

- Вот наша гостья «Весна» предлагает  вам, тоже устроить небольшое соревнование.

Гимнастика для глаз.

в) Закрепление вычислительных навыков. Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам.

- Сейчас мы свами разделимся на пары. Каждая пара получит свой значок и выберет себе задание.                                                                                                                                 Слайд 11

-Какую тропинку выберите вы для своей пары?

На желтой вас ждет легкое задание

На зеленой - сложное задание

На красной - самое сложное, трудное задание

- Кто выбрал красную тропинку? Поднимите значок пары. (получают задание)

- Дорисовать картину признаками весны, решив примеры.

- Помните, что вы должны выполнять задание вместе, сообща, помогая друг другу. Когда закончите работу, поднимите значок пары.

Проверка.

- Какие изменения происходят в природе ранней весной?

- Какие математические умения мы отрабатывали на уроке?

- Для чего нам нужны полученные знания?

VII. Д/з стр. 119  № 32   I, II группа

III группа –   2 столбика

VIII.   Итог урока.

Оценка собственной деятельности. Рефлексия.

- Используя эти слова, составьте предложения.                                                            Слайд 12

Я узнал …

Я повторил …

Я задумался …

- Довольны ли вы своей работой на уроке.                                                                      Слайд 13

- С каким настроением вы завершаете работу на этом уроке? Выберите солнышко с соответствующим настроением.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированный урок математики и развития речи «Весна в гостях у математики» учитель начальных классов Свердлова Елена Витальевна ГКОУ школа № 15 г. Славянска-на-Кубани

Слайд 2

Разморозить землю нужно, Чтоб могла взойти трава, Сделать так, чтоб жили дружно Все живые существа. На зеленой ножке тонкой Укрепить бутон цветка, Обойти луга с гребенкой, Птиц вернуть издалека. Берега, поля, пригорки Окропить росой с утра. Подсластить цветы для пчелки, Вовремя полить сады. 7 : Х

Слайд 3

Составьте из чисел 7 , 5 и 35 все возможные равенства. 7 х 5 = 35 5 х 7 = 35 35 : 5 = 7 35 : 7 = 5

Слайд 4

Гуси с юга к нам летели На зеленом лугу сели. Семь под дубом, семь за дубом, Семь в пруду за тем пригорком, Семь на травку у берёзы. Вот скажите-ка, друзья, Какова гусей семья?

Слайд 5

7 х 2 = 7 х 4 = 14 28 14 : 7 = 21 : 7 = 7 х 7 = 7 х 3 = 49 : 7 = 2 21 3 49 7

Слайд 6

На опушке леса росло 3 сосны , а берёз в 7 раз больше. Сколько берёз растёт на опушке леса?

Слайд 7

На опушке леса росло 3 сосны , а берёз в 7 раз больше. Сколько деревьев растёт на опушке леса?

Слайд 12

Я узнал … Я повторил … Я задумался …

Слайд 14

https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/gusi-lebedi https://ru.pinterest.com/pin/297870962835587611/ https://ru.pinterest.com/pin/677369600180981715/ http://olimp.kcbux.ru/zima-talisman.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок чтение +развитие речи

Урок для уч-ся 2 класса коррекционной школы....

Методическая разработка интегрированного урока по развитию речи и окружающего мира "Прощание с зимой" 2-3 класс УМК любой.

В зависимости от подготовки учащихся данную разработку можно использовать во 2-ом или 3-ем классе как для урока, так и для внеурочной деятельности. Дается много заданий для развития познавательных спо...

Урок по развитию речи "Весна"+ презентация

Урок по развитию речи в 4 классе школы для слабослышаших...

Интегрированный урок труд+развитие речи.

Урок подготовлен для детей со множественными нарушениями развития. Учащиеся повторяют и закрепляют знания по теме "Грибы" и выполняют изделие из бросового материала....

Технологическая карта интегрированного урока по развитию речи и изобразительного искусства

Конспект открытого интегрированного урока по развитию речи и изобразительного искусства. Составители: учитель начальных классов Хабарова А.П., учитель изобразительного искусства Федорова С.Г...