Урок математики в 4 классе «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
план-конспект урока по математике (4 класс)
Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока:
1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении в противоположных направлениях, фиксировать результат в виде формулы;
2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение в противоположных направлениях; тренировать вычислительные навыки.
3) воспитывать взаимопонимание, дисциплинированность, чувство ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_4_klasse_reshenie_zadach_na_dvizhenie.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 4 классе УМК «Школа России»
Тема: «Решение задач на движение».
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Цели: закреплять умения решать задачи на движение, работать с величинами; совершенствовать вычислительные навыки; развивать логическое мышление.
Задачи:
1. Образовательная: продолжать формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков с величинами (скорость, время, расстояние), обеспечить условия для развития у школьников умения решать задачи на движение; закреплять арифметические навыки; развивать логическое мышление.
2. Развивающая: развивать мышление, умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь; развивать логическое мышление детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать).
3. Воспитательная: воспитание стремления детей к успеху в учебе, чувства дружбы и товарищества на основе работы в парах, умения адекватно оценивать свой труд и труд своего одноклассника, содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к математике, культуры общения и поведения.
4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Планируемые результаты: учащиеся продолжат учиться моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; составлять задачу по схематическому чертежу; выполнять письменные вычисления изученных видов; работать в парах.
Оборудование: интерактивная доска, учебник «Математика» 4 класс, автор М.И. Моро, рабочие тетради, маршрутный лист, карточки с заданиями, презентация к уроку, выполненная в MicrosoftOffice 2010.
Методическая литература: Волкова С.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Математика 4 класс. Методические рекомендации к учебнику М.И. Моро и др. ФГОС» 2018г; "Математический тренажер. 4 класс. Текстовые задачи. ФГОС"; О.В. Узорова, Е.А. Нефедова "Сборник задач и примеров по математике для начальной школы», Москва «Аквариум», 2010.
Ход урока:
- Организационный момент:
Прозвенел уже звонок,
Что ж начнем мы наш урок.
Посмотрите друг на друга.
Все ль на парте есть у нас?
И пенал, тетрадь и книга?
Рада видеть всех я вас.
Наш урок я хочу начать словами Леонида Владимировича Шебаршина: «Движение — жизнь; движение к цели — разумная жизнь, движение в неведомое — творчество» и хочу вам сегодня пожелать двигаться вперед к цели и разумно преодолевать все преграды.
II. Актуализация знаний:
1.Интеллектуальная разминка.
Сегодня нас ожидает интересный математический полет, а, как и в любом полете у нас должны быть с вами маршрут. Перед вами на столе лежит файл. Переверните его. Что вы видите? (маршрутный лист). Сколько остановок нас сегодня ожидает? (7) Как называется у нас первая остановка? (Движение в природе)
Положите перед собой маршрутный лист и возьмите карточку №1. Я прочитаю вам интересные факты о животных, ваша задача записать в строчку только цифры, которые вы услышите.
Интеллектуальная разминка «Знаете ли вы?»
- Сайгаки населяют полупустыни и сухие степи Евразии. По гладкой равнине эти стремительны Антилопы могут мчаться со скоростью 80км/ч.
- Самая крупная птица – африканский страус. В случае опасности страусы бегут со скоростью 70 км/ч.
- Самое быстрое животное на Земле – гепард. В погоне за копытными на коротких дистанциях гепард мчится с скоростью 110 км/ч.
- Пчела летит со скоростью 18 км/ч.
- В воде наибольшую скорость развивает рыба-меч до 100 км/ч.
- Земляная кукушка населяет сухие равнины. Живет на земле и летать не любит. Зато бегает быстрее всех других летающих птиц, развивая скорость до 25 км/ч.
А теперь расположите в порядке возрастания скорости. Какой порядок у вас получился? (18, 25, 70, 80, 100, 110) Теперь с помощью шифра расшифруйте слово (шифр на интерактивной доске).
25 | 18 | 100 | 70 | 110 | 80 |
А | З | Ч | Д | А | А |
-Какое слово получилось? (задача)
III. Постановка учебной задачи.
Давайте вспоминать какие задачи мы с вами начали решали на прошлом уроке? (начали решать задачи на движение) Вспомните, мы с вами записывали в таблицу три величины: скорость, время и расстояние. Что называется, расстоянием? (весь пройденный путь) Скоростью? (путь, пройденный за единицу времени) Что мы продолжим делать сегодня на уроке? (продолжим решать задачи на движение)
IV.Самоопределение к деятельности.
Отлично, ребята. Летим дальше? Заглянем в маршрутный лист. Какая у нас следующая остановка? (Вспомни и реши). Что ж достаем карточку №2. Как мы с вами говорили для полета нам необходимы три величины: скорость, время и расстояние. А если какая-то величина нам не известна? Что же мы будем делать? Как будем искать нужное нам значение? Давайте вспоминать.
скорость | время | расстояние | |
1 | 20км/ч | 5ч | ? |
2 | ? | 4мин | 84м |
3 | 8м/с | ? | 88м |
- Вспоминайте нашу табличку, которую мы рисовали на предыдущем уроке. Как найти расстояние? (скорость умножить на время)
- В каких единицах может быть выражено расстояние? (в километрах, метрах)
- Как найти скорость если известны расстояние и время? (расстояние разделить на время)
- В каких единицах может выражена скорость? (км\ч, м\с)
- Как найти время, если известны скорость и расстояние? (расстояние разделить на скорость)
- В каких единицах может быть выражено время? (час, минута, секунда)
- Сформулируйте задачи урока? (продолжать учиться решать задачи с величинами скорость, время, расстояние).
- Повернитесь теперь к соседу по парте и вместе найдите неизвестную величину. К сожалению, нам пора улетать и у вас на решение этих задач всего лишь 3 минуты и я уверена, что вместе вы справитесь. Время пошло.
V. Работа по теме урока.
С этой станцией разобрались. Летим дальше. Какая станция ждет нас теперь? (Пролетая над полотном тетради)
Открывайте тетради, отступите от домашней работы 4 клетки, запишите число на полях и посередине вид работы.
Работа по учебнику.
С8 №29
- Прочитайте задачу 1. А пока нам читает … у доски краткую запись будет записывать… ? Что известно? Что нужно узнать? правильно ли … записал то, что нам известно Как найти расстояние?
- Как узнать скорость движения в минутах?
- Запишите решение задачи. А теперь … (кто читал) у доски, а мы вместе с ним в тетрадках решим эту задачу.
- Прочитайте задачу 2. Что значит «1км за 1 минуту»?
- Какова скорость движения в минуту?
- Как узнать время, если известно расстояние и скорость?
- Запишите решение задачи.
- Прочитайте задание 3 и рассмотрите чертеж.
- Сколько объектов движется?
- Какова скорость первого объекта? Второго?
- Что обозначает флажок? (место встречи)
- Какую единицу времени выберем? Почему?
- Часов проехал до места встречи каждый объект?
- Как узнать, какое расстояние преодолел каждый из них?
- Какой вопрос поставим к задаче?
VI. Физкультминутка.
Мы с вами молодцы, наш полет проходит нормально. Двигаемся дальше к станции «Спортивная». Давайте немного разомнемся. Вставайте и слушайте меня внимательно.
Раз, два — стоит ракета. (Руки вытянуты вверх.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопаем в ладоши.)
А потом на каждый счет. (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре (Хлопаем в ладоши.)
Руки выше, плечи шире. (Руки вверх-вниз.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
И на месте походили. (Шагаем на месте.)
VII. Закрепление изученного материала.
Отлично ребята, и ракетой побыли, и самолетом. Летим дальше! Мы прилетели с вами на станцию «Потеряшек». Посмотрите на доску, к сожалению, на этой станции всегда кто-то теряется. Давайте поможем условию задачи найти свой вопрос так, чтобы задачи решались легко в одно действие.
За 30 минут Наташа прошла 2 км. | Через 60 минут Наташа пришла домой. Сколько км шла Наташа? | |
Скорость Наташи 80 м/мин | На каком расстоянии Наташа будет через 5 минут? | |
Расстояние в 800м Наташа пройдет за 10 минут. | Сколько км Наташа пройдет за 10 минут? |
Молодцы, ребята. Станция «Потеряшек» пройдена. Возвращаемся к станции «Пролетаем над полотном тетради».
Работа по учебнику.
С8 №32.
Кто хочет прочитать задачу? Посмотрите на поля, такой же маршрут как у нас с вами. А кто хочет решить ее? А пока … решает ее у доски, остальные попробуйте решить ее самостоятельно, а затем сверимся с решением … . Обратите внимание на числа. Так как они большие, то мы решаем в столбик. Не забудьте записать ответ.
VIII. Рефлексия
Ой, смотрите. Мы с вами прилетели. Последняя станция «Закрепляющая». На ней вы будете работать самостоятельно. Берите карточки №3 и приступаете к решению, а я вам хочу предложить побить свой рекорд. В начале урока мы решали с вами такие задачи в парах за 3 минуты, а теперь попробуйте решить самостоятельно за 2 минуты. Вперед! Кто быстрее решит просигнальте мне я проверю.
Скорость | время | расстояние | Решение задачи |
12км/ч | ? | 48км | |
? | 5мин | 15м | |
6км/ч | 3ч | ? |
ХI. Итог урока:
Что ж, ребята, наш полет подошел к концу.
- какой навык мы с вами закрепляли сегодня?
- Как найти расстояние, если известны скорость и время?
- Как найти время, если известны расстояние и скорость?
- Как найти скорость, если известны расстояние и время?
- Что понравилось на уроке? Что было легко? Что вызвало затруднения?
Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек. Зеленая карточка – успешно справился с заданиями на уроке, трудностей не было. Желтая карточка – на протяжении уроку у меня возникали трудности. Красная карточка – я не справился с заданиями на уроке.
Молодцы ребята, спасибо вам за урок. Оценки у нас сегодня получают: … .
Домашнее задание
Учебник c8 №33, рабочая тетрадь с3 №2 и 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики на тему: "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Урок математики в 4 классе по программе "Школа России"...
урок математики 4 класс "Решение задач на одновременное движение двух объектов в противоположных направлениях"
Конспект урока и презентация.Цель: Закрепить умение решать задачи на различные виды движения: навстречу друг другу, в противоположных направленияхЗадачи: 1)...
Урок по математике в 4 классе "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Данный урок был проведен в 4 классе для закрепления темы"Решение задач на движение в противоположных направлениях"...
Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)
Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)...
Урок по математике на тему: "Решение задач на движение в противоположном направлении".
Урок математики по системе 2100 в 4 классе знакомит с понятием "скорость удаления", дает представление о задачах на движение в противоположном направлении....
Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение в противоположных направлениях"
Представлен конспект для 4 класса, УМК "Школа России"...
Конспект урока математики в 4 классе: "Задачи на движение в противоположном направлении"
Фрагмент конспекта урока по математике в 4 классе....