Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Технологическая карта урока в 4 классе по теме: "Движение в противоположных направлениях" (Перспективная начальная школа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_borisova_t.n.docx | 87.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 4 классе по программе «Перспективная начальная школа» по теме: «Движение в противоположных направлениях»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, давайте начнём наш урок с разминки. Мы умные! Мы дружные! Мы внимательные! Мы старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! -Я желаю, чтобы урок принес вам радость общения друг с другом и чтобы каждый ушел с урока с весомым багажом знаний. А теперь улыбнитесь и пожелайте товарищу успешной работы. -Как вы думаете, чему будет посвящен урок? (Открытию нового знания) -А какие шаги мы делаем при открытии нового знания? («Что я знаю? Что я не знаю? Сам найду способ») | Включаются в деловой ритм урока, повторяют речевку, отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоопределение |
2. Актуализация знаний (подготовка к самостоятельному выполнению пробного действия) | 1.- Давайте вспомним, над чем мы работали на прошлом уроке? -Как найти скорость, если известны время и расстояние? -Как найти время? Как найти расстояние? 2.- Проверим, хорошо ли вы умеете решать задачи с этими величинами. Возьмите карточки на столе. Работаете в парах. Время-2 минуты. Тест
а) 63км б) 20 км в) 180 км
а) 3 ч б) 4 ч в) 5 ч
А) 70 км/ч б) 80 км/ч в) 90 км/ч
Самопроверка (ответы на доске) -Кто выполнил без ошибок? С ошибкой? Где допустили? -Молодцы! С заданиями мы справились хорошо. Идём дальше. 3.Решите задачу №1 на жёлтой карточке. Проверим. Какой чертёж выбрали? Почему? Какое решение выбрали? Почему? Чем пользовались для решения задачи? (Известным правилом : «При движении в одном направлении скорость изменения расстояния между движущимися объектами равна разности скоростей этих объектов») | 1. Отвечают на вопросы по повторению тем предыдущих уроков (Мы решали задачи на движение ). Рассказывают о взаимосвязи величин при движении. 2. Выполняют задания на карточках по повторению ключевых знаний о взаимосвязи величин «скорость», «время», «расстояние», работая в парах. Делают выводы: осознанное и произвольное построение речевого высказывания 3. Решают задачу на движение в одном направлении: С автовокзала одновременно выехали в одном направлении два автобуса. Первый из них ехал со скоростью 80 км/ч, а второй – 60 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 4 часа? 1. Выбери подходящую схему к задаче. А) Б) В) 2. Выбери правильное решение задачи. А) (80 км/ч+60 км/ч)·4ч=560 км Б) (80 км/ч-60 км/ч)·4ч=80 км В) (80 км/ч+60 км/ч):4ч=35 км Объясняют используемое правило, основанное на закономерности движения. | Регулятивные: фиксировать индивидуальное затруднение Коммукативные: выражать свои мысли, аргументировать своё мнение Познавательные:осознанно строить речевые высказывания, подводить под понятие. |
3. Выполнение пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения (выявление места и причины затруднения) | Решите задачу №2 на карточке. Проверим. Какой чертёж выбрали? Почему? Какое решение выбрали? Как вы рассуждали при этом? Почему разные результаты? В чём ваше затруднение? (Мы не умеем решать задачи, в которых объекты движутся в противоположных направлениях) | Пробуют решить задачу: С автовокзала одновременно выехали в противоположных направлениях два автобуса. Первый из них ехал со скоростью 80 км/ч, а второй – 60 км/ч. Какое расстояние будет между автобусами через 4 часа?
А) Б) В) 2. Выбери правильное решение задачи. А) (80 км/ч+60 км/ч)·4ч=560 км Б) (80 км/ч-60 км/ч)·4ч=80 км В) (80 км/ч+60 км/ч):4ч=35 км Под руководством учителя выявляют место затруднения и проговаривают причину затруднения: «Мы не умеем решать задачи, в которых объекты движутся в противоположных направлениях». | Регулятивные: ориентирование в своем объеме знаний, отличить новое от уже известного волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Познавательные:проблема выбора эффективного способа решения |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство) | -Какую цель вы перед собой поставите? Это и будет тема нашего урока: «Движение в противоположных направлениях» (на доске) -Найдите её в учебнике. -Какие знания нам необходимы для решения этой задачи? | Формулируют тему и цели урока(познакомиться с задачами на движение в противоположных направлениях, научиться их решать) проговаривают следующий шаг учебной деятельности, задачи и план действия ( нужно хорошо понять, что означает «движение в противоположных направлениях», как его изобразить в виде чертежа и выяснить, что происходит с величинами «скорость», «время», «расстояние» при таком движении) | Регулятивные: целеполагание Коммукативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
5. Реализация построенного проекта (обсуждение предложенных вариантов и выбор оптимального) | Шаг 1 -Автобусы двигались в противоположных направлениях. Что это означает? Как вы себе представляете такое движение? (один ехал направо, а другой – налево, или один – на север, а другой – на юг…) Покажите принцип такого движения с помощью рук. -Встаньте рядом с партой. Дети первого ряда повернутся лицом к шкафам. Сделайте все шаг вперёд. Как назовем такое движение по отношению к детям первого и третьего ряда? Вы сближались или удалялись друг от друга? -Теперь дети первого и третьего ряда повернутся лицом к шкафам, а второго – ко мне лицом. Сделайте шаг вперед. Каким было это движение? Сейчас вы удалялись или сближались? -Понятен ли вам теперь смысл выражения «двигаться в противоположных направлениях? Вернитесь за свои столы. Шаг 2 -Выясним, какой чертёж подойдет к такому типу движения. Мне поможет Катя. Мы встанем по разные стороны от стола и по команде начнем движение. Мы двигались в одном направлении? (Нет, в противоположных) Какой чертеж вы бы выбрали для иллюстрации нашего с ней движения? Почему вы так думаете? -Теперь встанем спиной друг к другу и тоже начнем двигаться. В каком направлении мы двигались? (в противоположном) Какой чертёж сейчас вы предложите для иллюстрации движения? Почему? (направления стрелок совпадают с направлением движения) Шаг 3 Выясним, как ведут себя величины «скорость» и «расстояние» при таком типе движения. Прочитайте задачу №153 в учебнике. -О чем говорится в задаче? (о поездах). Как двигались поезда? (навстречу друг другу) -Остановились ли они в момент встречи? (Нет, они продолжили движение) -Какой чертёж подойдёт к условию задачи? (На доске варианты) Объясните свой выбор. Начертим его в тетради. Где напишите значения скоростей? (над стрелками) -С какой скоростью ехал первый поезд? (80 км/ч) А второй?(70 км/ч) -На каком расстоянии друг от друга будут поезда через час? (первый поезд проедет за час 70 км, а второй -80 км, значит, вместе проедут 70+80=150км) -Ответьте на вопросы в учебнике. -С какой скоростью увеличивается расстояние между ними?( 70 км/ч+80 км/ч=150 км/ч) Что это за величина? (скорость изменения расстояния между поездами) Как она связана со скоростями поездов? (это сумма двух скоростей) - Какое правило мы можем сформулировать в этом случае? (При движении в противоположных направлениях скорость изменения расстояния равна сумме скоростей этих объектов) Это и будет наш эталон. (на доске: «При движении в противоположных направлениях V1+V2») -На каком расстоянии друг от друга будут находиться поезда через 2 часа после встречи? Как узнать?(скорость умножить на время) Запишите. | Практическим путем приходят к а) пониманию смысла движения двух объектов в противоположных направлениях; б) выбору способа изображения такого движения с помощью чертежа; в) устанавливают особенности во взаимосвязи величин «скорость», «время», «расстояние» при движении в противоположных направлениях и формулируют с помощью учителя правило-эталон | Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы; использовать учебный, жизненный опыт и информацию полученную на уроке Коммукативные: выражение своих мыслей, достижение договоренности и согласовывание общего решения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (закрепление изученного способа действия) | Давайте закрепим наши знания. Прочитайте задачу №154. -Как движутся эти поезда? (навстречу друг другу) Какой чертёж точнее отразит условие задачи? (выбрать из предложенных на доске и зарисовать в тетрадях) - Что еще известно в задаче? (скорости поездов, расстояние между городами) Дополните чертёж. - Что требуется найти в задаче? (Через сколько часов встретятся поезда?) - Что мы может найти, зная скорость двух поездов? ( Сначала мы найдем скорость изменения расстояния ) (Один ученик вызывается к доске и оформляет решение с пояснениями устными и письменными.) Какой ответ получили? Каким правилом воспользовались? Прочитайте правило ещё раз. Повторите своими словами. | Анализируют задачу под руководством учителя, выполняют чертеж к ней, выбирая из предложенных на доске: а) б)
в) г) Обосновывают способ решения и находят ответ на её требование, контролируют правильность с помощью полученного ранее эталона | Познавательные: извлечение из текстов необходимой информации, моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаковосимволических средств Коммукативные: использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуальная работа по выполнению нового учебного действия, сравнение с эталоном) | -Давайте закрепим наши знания. Вернемся к задаче на карточке. Прочитайте вслух. (ученик) -Как они двигались? (в противоположных направлениях). Какой из чертежей отражает движение автобусов в задаче? (под буквой Б) Почему? -Расстояние между ними изменяется? Как? (увеличивается) -С чего начнете решать задачу? Узнаем скорость изменения расстояния. Выполните решение по действиям самостоятельно. -Какой ответ получили? - Каким правилом пользовались? Обратимся к эталону. Повторите правило (выслушиваются 1-2 ученика) | Выполняют решение, дают ответ на требование, сравнивают работу с эталоном, выявляют и корректируют ошибки | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму |
8. Включение в систему знаний и повторение (применение нового знания с новым способом действий) | Организует включение новых понятий в систему знаний, предлагая сформулировать задачу по чертежу и числовым данным в учебнике, самостоятельно решить её и проконтролировать правильность решения у своего товарища, обменявшись тетрадями. -Важно ли для решения задачи знать направление движения объектов? Почему? | Самостоятельно формулируют задачу, выполняют её решение, находят ответ, контролируют способ решения своего товарища, сверяя с полученным на уроке эталоном. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждения, управление поведением партнера |
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока): самооценка собственной учебной деятельности. | Организует обобщение нового содержания, проводит итоговую самооценку, фиксирует степень сотрудничества на уроке с обучающимися | Отвечают на вопросы учителя, рассказывают правило нахождения скорости изменения расстояния при движении в противоположных направлениях, проводят самооценку по «лесенке успеха» | Личностные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммукативные: умение выражать свои мысли, аргументация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики "Увеличение и уменьшение на 1, на 2" УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс
Цель урока: создание условий по формированию навыка «увеличить», «уменьшить» на 1,2Задачи урокаДидактические:Обеспечить осознание и усвоение правила увеличения, уменьшения на 1...
Технологическая карта урока математики (4 класс). Тема: "Литр и килограмм". УМК «Перспективная начальная школа»
Цель урока: формирование представления о том, что масса одного литра воды, равна массе одного килограмма, при одинаковом объеме, жидкости могут иметь различную массуЗадачи урокаДидактические:1. ...
Технологическая карта урока математики "Деление с однозначным частным с остатком" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся навыка выполнять и записывать в столбик деления с остатком для случая, когда частное является однозначным числом.Задачи урокаДидактические:Формировать у учащихся пр...
Технологическая карта урока математики "Умножение и деление на 4 и 5" (УМК Начальная школа XXI века"); 3 класс
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умений умножать и делить числа на 4 и 5Задачи урока:Дидактические:Совершенствовать вычислительные навыкиФормировать умение...
Технологическая карта урока математики 1 класс, "Сложение одинаковых слагаемых,умножение чисел", УМК "Начальная школа 21 века".
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения находить сумму одинаковых слагаемых, умения заменять сумму одинаковых слагаемых на умножение.Задачи урокаДидактические:1 ...
Технологическая карта урока математики по теме "Правильные и неправильные дроби" (УМК "Перспективная начальная школа" - 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о правильных и неправильных дробях;Задачи урока: Дидактические:1) Познакомить обучающихся с правильны...
Технологическая карта урока математики «Повторение. Сравнение чисел, величин, обоснование результата сравнения» (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс).
Цель урока: Повторение действий умножения, деления, вычитания, сложения, повторение компонентов, решение задач. Задачи урокаДидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о решение задач.2....