Интегрированный урок по математике и окружающему миру " Экологическая безопасность" 3 класс
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Номоконова Елена Витальевна

Урок будет полезен во время проведения недели математики и окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ

Интегрированный урок:

        «Окружающий мир» и математика в 3 классе        

ЦЕЛИ УРОКА

  • учить применять знания о природе в новой ситуации;
  • развивать речь путём беседы, мышления;
  • обогащать словарный запас, учить сравнивать; обобщать;
  • воспитывать экологическую культуру школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ:

        Учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедиа приставка.

Обоснование используемых методов, технологий и средств обучения

Методы:

  • Беседа учителя с учащимися. Слово учителя является самым доступным методом обучения, особенно при объяснении нового материала, обеспечивает непосредственный контакт между участниками процесса обучения.
  • Парная работа, взаимопроверка. Данный метод учит детей сотрудничать, слушать друг друга, помогать.
  • Метод самоконтроля и самооценки позволяет ребенку самому находить ошибки и исправлять их, предупреждать их появление.
  • Творческая работа (составление памятки) в конце урока позволяет подвести итоги, закрепить изученный материал.
  • Чтение текста по цепочке активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает навыки самоконтроля и усидчивости.

Технологии:

  • ИКТ-технология позволяет облегчить работу педагогов, оптимизировать образовательный процесс в целом, упростить систему контроля за учениками.
  • Здоровьесберегающие технологии позволяют беречь и сохранять здоровье подрастающего поколения.
  • Традиционная технология (классно-урочная система) – классический вариант обучения, прививает дисциплину и усидчивость.
  • Кроссенс-технология – технология, основанная на нахождении взаимосвязи в словах и картинках. Она развивает логическое мышление, творческие процессы.
  • Технология проблемного обучения, через постановку вопросов, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Средства:

  • Мультимедийные средства обучения облегчают и восприятие информации у современных детей, и подготовку учителя к уроку.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

        Звучит музыка природы, т.е. звуки природы.

- Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами оказались в царстве природы.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА.

  • Мы узнаем, что такое экологическая безопасность, как мы связаны с окружающей средой.( слайд)
  • А ещё будем решать  примеры и задачи на экологическую тему, которые помогут нам относится к природе бережно, помогать ей.

III. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РАССКАЗ.

- Что такое экология? ( слайд)

(Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде.)

Экология изучает, как растения и животные (включая людей) живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. В природе всё взаимосвязано, но человек очень часто вмешивается в природу, нарушая экологическое равновесие. Каждый из нас должен вести себя, так чтобы не нарушать порядка, созданного самой природой. Мы все знаем правила поведения в природе, но соблюдаем ли мы их? Я предлагаю вам составить правила поведения в лесу, а поможет нам в этом экологический рассказ.

ВОСКРЕСЕНЬЕ В ЛЕСУ.

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже транзистор.

        Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

Быстро наломали веток, разложили костёр. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые мешки. Горящие угли костра подмигивали нам на прощание.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать бросила его, взяли его с собой. С охапками луговых  и лесных цветов мы пошли к станции. Через  час подошёл поезд. Весело прошёл день.

(Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.)

Молодцы!

IV. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.

Итак, мы сегодня с вами решаем примеры и  задачи на экологическую тему и узнаём интересные факты о лесных ягодах, насекомых и о многом другом.

Устный счет.

О 48 : 2+ 80 : 20=26

Г 54 : 6 + 9 х 8=81

Л 7 х 9 – 8 х 4=31

Э 19 х 4 х 0=0

К 8 х 6 : 4=12

О 35 х 2 – 34 : 2=53

-Какое слово у вас получилось?

-Кто такой эколог? (Эколог -человек, не допускающий загрязнения окружающей среды.)

Индивидуальная работа

- Ребята, а вы знаете какую ягоду если съесть грамм, то человек запасется витаминами на всю зиму.

- Нам нужно решить математическую «цепочку», правильно решив её, мы узнаем, какая это ягода.

4-40:10+8:2.1+14:2+54+10=75

Варианты ответов:

  1. Черника – 65
  2. Земляника – 75
  3. Клюква – 95

Чему равно значение выражения? Значит это какая ягода.

Дети: «Земляника».

  • - Вот такая полезная ягода.
  • А где нельзя собирать ягоды? Никогда не собирайте ягоды и грибы недалеко от автобусных и железнодорожных свалок и промышленных предприятий. В них накапливаются вредные вещества. Всегда нужно мыть овощи и фрукты.

  • Ребята, а вы знаете, как питаются насекомые?
  • Я предлагаю вам решить задачи и узнать, какую они приносят пользу.
  • Стрекоза за один час съедает 40 мух. Сколько мух съест стрекоза за два часа, если будет охотиться одинаково успешно всё это время? (80)

ВЫВОД:         Итак, мы повторили порядок действий, табличное умножение и деление, умножение круглых чисел.

V. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.

         Давайте решим задачу про воздух. Прочитайте про себя.

Для семьи из трех человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов воздуха потребуется для семьи из 5 человек?

Расход на 1 человека

Количество людей

Общий расход воздуха

?

3 человека

51 кг

5 человек

?

Назовите первое число. Что оно обозначает? Какая это величина? И т. д.

Какой главный вопрос в задаче? Мы сразу сможем на него ответить? Почему? (Мы не знаем расход воздуха на одного человека)

А можем ли мы узнать это? Как?

Зная расход на одного человека, сможем ли мы узнать общий расход? Как?

Во сколько действий будет решаться задача? Кто желает решить задачу у доски?

  1. 51:3=17 (кг) на одного человека
  2. 17.5=85 (кг) на 5 человек

Ответ: 85 кг потребуется воздуха для семьи из 5 человек.

        Дополнительный вопрос. Во дворе школы посадили клумбу с цветами. Длина клумбы 8 м, а ширина – 4 м. найди площадь этой клумбы. (32 кв. м)

ВЫВОД:

Как найти величину «Расход на 1 человека»?

Как найти «Общий расход»?

Как защищаться от загрязнений воздуха?

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- Представьте, что мы в лесу.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.

VII. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Все вы знаете, какое важное значение в природе играет вода. Но, к сожалению, люди загрязняют её и расходуют неэкономно. Как защищаться от загрязнённой воды?

Давайте прочитаем вторую задачу.

        В квартире подтекает водопроводный кран. За 3 часа набегает 12 полных стаканов воды. Сколько воды вытекает из неправильного крана за 8 часов?

- Какие слова возьмем для составления краткой записи?

Расход воды за 1 час

Количество часов

Общий расход воды

?

3 часа

12 стаканов

?

8 часов

?

- Назовите первое число. Что оно обозначает? Какая это величина? И т. д.

- Какой главный вопрос в задаче? Мы сразу сможем на него ответить? Почему? Во сколько действий будет решаться задача? Почему?

Сейчас вам предстоит решить задачу самостоятельно. Первым 3 ученикам я поставлю оценки.

САМОКОНТРОЛЬ.

1) 12 : 3= 4 (стакана) – воды вытекает за 1 час.

2) 4 х 8 = 32 (стакана) - воды вытекает за 8 часов.

Ответ: 32 стакана воды вытекает из неисправного крана за 8 часов.

- Вы поняли, как бережно нужно относиться к воде? (Бережно)

Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, звери, человек.

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

ВЫВОД:         Мы сегодня решали экологические задачи. Я думаю, что они научили вас бережно относиться к природе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

VIII. ТЕСТ ПРОВЕРЬ СЕБЯ (НА ВНИМАНИЕ).

  1. Что такое цепь загрязнения?

А) загрязняющие вещества попадают в реку;

Э) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

2) Как можно себя защитить от загрязненного воздуха?

Ю) Отойти в сторону:

К) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух.

3) Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?

Д) Через воздух, воду, почву;

О) Через воздух, воду и продукты питания.

4) Что такое экологическая безопасность?

М) Как растения и животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду;

Л) Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.

5) Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

А) Мой овощи и фрукты;

О) Пользуйся экологически чистыми продуктами питания.

6) Цепь загрязнения – это что?

Д) Вытоптанные тропинки;

Г) Сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовитый).

- Какое слово получается из правильных ответов?

         Ответ: эколог.

_-Мне бы очень хотелось, чтобы из каждого их вас вырос настоящий человек, не допускающий загрязнений окружающей среды.

X. ИТОГ.

- Какие правила поведения в лесу нужно знать?

Мне бы очень хотелось, чтобы из каждого их вас вырос настоящий человек, не допускающий загрязнений окружающей среды.

XI. Домашнее задание:

        Нарисовать рисунок «Мы защитим природу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру в 3 классе

В конспекте представлена интеграция урока математики с уроком окружающего мира в 3 классе. Темаурока: "Единицы измерения. Век. Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси"...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе “Умножение. Редкие и исчезающие растения и животные Ростовской области (Красная книга Ростовской области)”

Перспектива экологического воспитания весьма широка, т.к. проблема экологии – это проблема существования человека на Земле, поэтому знания, полученные в школе, будут востребованы и необходимы каждому ...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру для 2 класса по системе Занкова

Представлен урок-закрепление таблицы умножения на 2 с презентацией....

Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 1 классе

Интегрированный урок по математике и окружающему миру в 1 классе. Урок нестандартного типа. В основе организации - занимательность, познавательный интерес, собственный труд детей, формирование потребн...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 классе

Тема интегрированного урока во 2 классе: "Водоёмы". Закрепление по теме:"Числа от 1 до100. Сложение и вычитание. Письменные вычисления".Цели урока:1. Организовать деятельность обучающихся по изучению ...

Презентация к интегрированному уроку по математике и окружающему миру во 2 классе.

Презентация к интегрированному уроку  по математике и окружающему миру во 2 классе.Тема:"Водоёмы". Закрепление по теме:"Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. письменные вычисления"...

Интегрированный урок по Математике и Окружающему миру в 4 классе

В данной разработке по Окружающему миру знакомство с Великими путешественниками и их открытиями, по Математике - закрепление знаний по теме:"Решение задач на движение"...