Урок математики в 4 классе по УМК «Школа России» «Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление»
методическая разработка по математике

Федосеева  Елла Иосифовна

организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский»                                                                                    

Урок  математики в 4 классе по УМК «Школа России»

«Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление»

Номинация «Лучшая методическая разработка в рамках реализации инклюзивного образования»

Федосеева Елла Иосифовна

учитель начальных классов

 высшая категория

г.Советский

2022 год

1.Введение

Форма урока: «Математическая игра»

Тип урока: закрепление изученного материала

Вид урока: комбинированный

Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии (использование презентации  на тему: «Волшебные квадратики» на всех этапах урока).

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, функциональной грамотности, развитие способности к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций:

Личностные УУД:  иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность; самоопределение; иметь установку на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД: коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения;  последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий; осуществлять действия контроля и самоконтроля; принимать цель деятельности, действовать по предложенному плану; контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; слушать и понимать речь других; строить рассуждение; соблюдать правила речевого поведения в коллективном обсуждении; участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение; уметь выражать свои мысли.

Познавательные УУД: коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию; применять общий способ действия для решения конкретных практических задач; ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; вести целенаправленные наблюдения; анализировать, сравнивать, делать выводы; представлять результаты анализа в знаково-символической форме; применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Методы работы : проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде таблиц, схем), метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к предмету.

Задачи урока:

1. Закрепить  знания и умения  детей в выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД

2.Основная часть

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД.

(2 МИН.)

(слайд2)

-Давайте через свои ладошки подарим друг другу тепло и доброту своих сердец, хорошее настроение.

«Ладошки»: прикоснитесь друг к другу ладонями и пожелайте большого успеха во всём и везде.

- Нарисуйте подбородком улыбку.

- Улыбнитесь мне, друг другу.

- Проверьте готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Сосредотачиваются, настраиваются

на работу.

Садятся на места.

Проверяют готовность к уроку.

 Иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимают его важность(Л)

Осуществлять самоконтроль (Р)

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

слушать и понимать речь других; строить рассуждение (К)

II. Актуализация знаний (2 МИН)

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

-Ребята, а вы любите играть в настольные игры?

- А в какие настольные игры вы играете с друзьями, с семьёй?

- Вот вы сказали, что любите собирать пазлы? А как вы это делаете? Что вам помогает собрать картинку?

- Вот и мы сегодня на уроке будем составлять пазлы. Предлагаю поиграть в математическую игру «Волшебные квадратики».

-Как вы думаете, а что нужно будет сделать, чтобы открыть квадратики?

-А какие задания мы будем выполнять?

-Какие математические действия с многозначными числами  мы с вами знаем и умеем выполнять?

-Да.

-Лото, домино, монополия, пазлы….

-Внимательность, память.

-Выполнить задания

.

-Решать примеры и задачи.  

-Сложение и вычитание многозначных чисел .

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

III. Постановка учебной задачи

( 2 МИН)

 Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

-Так какая тема нашего урока? Сформулируйте её.(слайд 3)

- Какую поставим перед собой цель?

(слайд 4)

- За волшебными квадратиками  спрятан сказочный герой.

(слайд 5)

 Выполнив задания сегодняшнего урока, мы с вами  освободим сказочного героя .Но чтобы  освободить его, нам потребуются в пути смекалка, вычислительные навыки, логическое мышление, наблюдательность, внимание.  По дороге нам будут встречаться трудности, преграды. Во время коллективной работы, я думаю, мы сумеем их преодолеть.

- «Сложение и вычитание многозначных чисел»

- Закрепить  знания и умения  при выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)

IV. Применение знаний и умений в новой ситуации

( 3 МИН)

Цель. организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

(слайд 6)

-А вот и первое задание.

-Записать числа в порядке возрастания

-Проверим .какое слово получилось?

-Что вы знаете о дружбе?

 

-Выполняют задания.

-(17.20,39,49,58,61)

-(Дружба)

-Это близкие отношения между людьми.

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний (П)

Иметь установку на здоровый образ жизни(Л)

V. Первичное закрепление

(6 МИН)

Цель.

организовать первичное применение нового знания.

(слайд 7)

-Чтобы открыть следующий квадрат, предлагаю игру "Домино".          

Перед вами прямоугольные "костяшки".

Правила игры:

Решаем  примеры по "цепочке" и вставляем ответы в пустой квадратик следующей "костяшки"

- Какие знания и умения нам пригодятся для выполнения задания?

Ответы детей.

-Умения складывать и вычитать многозначные числа.

Принимать цель деятельности; действовать по предложенному плану;

Осуществлять самоконтроль(Р.);

Анализировать, сравнивать, делать выводы; представлять результаты анализа в знаково-символической форме (П);

Воспринимать и понимать письменную речь других(К.)

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 МИН)

Цель. 

Закрепление нового способа действия .

Физминутка (1 мин)

(слайд 8)

-Ребята, чтобы открыть следующий квадратик, вам нужно решить примеры, записывая их столбиком.

649-178=

1843+3527=

- Что помогло вам удачно выполнить эту работу?

(слайд 9)

.  А сейчас мы немного отдохнём и проведём физминутку.

Самостоятельно работают

-Умение складывать и вычитать по алгоритму.

Выполняют упражнения.

Выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Уметь выражать свои мысли (К).

VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

(15 МИН)

Цель.

Включение нового
знания в систему изученного материала.

Физминутка (1 мин)

(слайд 10)

-Чтобы открыть следующий квадрат, нужно решить задачу устно.

-А теперь открываем следующий волшебный квадрат. Мы знаем разные способы записи условий задач. Теперь мы эти знания применим на практике.

(слайд 11)

-Проверим, как вы сделали краткую запись.

- Решаем задачу по действиям.

- Проверим решение  

- Молодцы ребята!

 - Открываем следующий квадрат.

(слайд 12)

-Ребята ,вам нужно решить пример по действиям.

(180Х3+420:7)-2=

(слайд 13)

-Ребята, давайте немного отдохнем, проведем физминутку.

(слайд14)

- Открываем следующий квадрат. Ребята, нам нужно решить  уравнение .

 Х:6=5х2

-Открываем следующий квадрат Нужно  решить   геометрическую задачу.

(слайд 15)

-Ребята, скажите  как  можно найти  площадь?

-Задание: начертите  прямоугольник со сторонами 4см и 3см.

-Найдите площадь прямоугольника.

- Открываем последний квадратик. Игра "Смекалка". 

 

(слайд 16)

Задание :с помощью чисел и букв вам надо  получить новое слово.(Тритон, столб, семья, сорока)

-Решают задачу устно

-Составляют краткую запись и решают задачу

Решают пример по действиям

Выполняют упражнения

Решают уравнения.

-Длину умножить на ширину

Чертят прямоугольник и находят площадь

Работают с картинками

. Составляют слова

Ориентироваться в своей системе знаний (П)

Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Уметь выражать свои мысли (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Уметь выражать свои мысли,

слушать и понимать речь других; строить рассуждение (К)

Самоопределение (Л)

VIII. Рефлексия

Цель.  (3 МИН)

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

- Наш урок подходит к концу.  

- Довольны ли вы своей работой?  

-Что мы повторили на уроке?

– Молодцы. Где вы будете применять полученные знания?

(слайд 17)

-Мы с вами справились со всеми трудностями, встретившимися у нас на пути и освободили сказочного героя "ЛИСИЧКУ". Молодцы!

-Все ли цели достигнуты? Что еще необходимо для лучшего результата?

Самооценка . Рассуждения учащихся.

Ответы детей.

Оценивают свою работу.

Рассуждения учащихся.

Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)

Самоопределение (Л)

3. Заключение

Самоанализ урока

Учебный материал данного урока мною выбран в соответствии с календарно-тематическим планированием и общеобразовательной программой по математике.

В настоящее время на уроках очень активно применяется  использование ИКТ и игровых технологий, поэтому применение мультимедиа и «Математической игры» на данном уроке, способствует развитию внимания, памяти, мышления.

Система заданий разработана с учетом формирования всех видов УУД. 

На всех этапах урока применяются различные методы активизации учащихся с ОВЗ, что не позволяет им устать от однообразия материала. Для проверки и оценки знаний учащихся используются слайды с готовыми ответами для самопроверки.

Урок способствовал дальнейшему развитию у обучающихся потребности в самопознании и саморазвитии, стремлении учиться, развитию самостоятельности.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный учебный материал выполнен в полном объеме и соответствовал возрастным и психологическим особенностям детей с ОВЗ.

Качество знаний и способов действия, которые ученики получили на уроке, соответствовало целям урока.

 Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, мною достигнуты.

4.Список использованных источников

1.Азимова, Ф. Р. Основные формы, методы и технологии современного урока в начальном образовании / Ф. Р. Азимова. – Текст : непосредственный // Достижения науки и образования. – 2018. – № 15 (37). – С. 66-68. – ISSN 2413-2071

2.Болтаев, Ч. Б. Инновационный урок – как современная форма организации урока / Ч. Б. Болтаев. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1-2. – С. 27-29. – Библиогр.: с. 29 (5 назв.). – ISSN 2518-1793. –

3.Гребенщикова, Н. В. Современный урок математики в условиях реализации ФГОС / Н. В. Гребенщикова. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2019. – № 9-1. – С. 23-29. – ISSN 2518-1793.

4.Перельман, Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки / Я.И. Перельман. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 163 с.

5.Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст] / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М: Просвещение, 2013. - 192с.

6.Рысбаева, Г.А. Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов [Текст] / Г.А. Рысбаева // Международный журнал экспериментального образования. –2014. – №5. – С. 78-80.

7.Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе - М., 2004 г. - 245 c.

8..Соколова Л.Н. Нестандартный урок в начальных классах: сущность,

признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального

университета им. И. Канта. – 2017 – №9. – С.125-128.

9.Шепшинская И.М. Технология планирования и организации

нетрадиционного урока // Вестник Челябинского государственного

университета. – 2017 – №2. – С.63-67.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел» Федосеева Елла Иосифовна, у читель начальных классов, в ысшая категория Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский»

Слайд 2

Цель: Закрепить знания и умения при выполнении математических действий с многозначными числами, при решении задач.

Слайд 3

4 9 2 5 1 8 7 6 3 0

Слайд 4

16 Д 28 Р 36 У 59 Ж 71 Б 100 А Записать числа в порядке возрастания 28,16,36,71,59,100.

Слайд 5

5+3 10-5 40+50 45+5 18+18 47+34 7+7 8+8 22+22 10+10 30+32 35+35 8 16 20 14 36 50 44 62 90 81 70 5 Игра «ДОМИНО»

Слайд 6

649– 178 = Решите примеры, записывая их в столбик 1 843+3527=

Слайд 7

Устно решите задачу 3 щурёнка, 3 ерша, 3 сома и 3 леща. Сколько рыбок ?

Слайд 8

Решите задачу по действиям Лиса поймала 40 рыбок, а волк на свой хвост в 2 раза больше. Сколько рыбок поймали они вместе?

Слайд 9

Решите примеры по действиям. (180х3+420:7)-2=

Слайд 10

физкультминутка

Слайд 11

Решение уравнений Х:6= 5х2

Слайд 12

Геометрическая задача Стороны прямоугольника равны 5см и 2 см. Найдите площадь прямоугольника.

Слайд 13

3 ТОН 40 А 100 ЛБ ЯЯЯЯЯЯЯ тритон столб семья сорока « СМЕКАЛКА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление»

Урок закрепления полученных знаний...

самостоятельная работа 4 класс УМК "Школа России" "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"

Самостоятельная работа по математике 4 класс "Сложение и вычитание трёхзначных чисел" и "Умножение трёхзначных чисел на однозначное"...