Конспект урока по математике 4 класс "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Мазурова Екатерина Александровна

Предоставляю Вашему вниманию конспект урока по математике 4 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike.docx332.03 КБ

Предварительный просмотр:

Оформление урока «Повторение»

Используемый УМК: «Школа России»;

Учебный предмет: «Математика»;

Класс:

Дата проведения: 21.01.19

Тема урока: " Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел»

Цель урока: Повторить выполнение письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

Планируемые достижения: 1. Предметные: Умения: считать, называть, читать, записывать, числа в пределах первой тысячи.

2. Знания: знание алгоритма письменного сложения и вычитания многозначных чисел;        знание разрядных слагаемых.

Виды деятельности на уроке: Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Моделировать связи между данными и искомым в текстовых задачах и решать их. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Писать цифры. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; Определять количество разрядных единиц. 

Межпредметные связи: Русский язык; Литературное чтение;

Ресурсы и оборудование: Тетради, Канцелярские принадлежности, Доска, Интерактивная доска, Парты, Стулья, Учебник;

                                                                                   Ход урока:

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

  1. Этап. Самоопределение к деятельности.

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностном уровне «хочу, потому что могу». Возникновение положительного эмоционального настроя.

Личностные: Мотивация учебной деятельности.

Прозвенел звонок, тихо встали. Давайте проверим все ли мы готовы к уроку, все ли у нас на партах. Сегодня у нас на партах должны лежать ручки, простые карандаши, линейка. Садитесь.

2 мин

  1. Актуализация опорных знаний

Цель: повторение изученного материала необходимого для новой темы. Если это домашнее задание, установить правильность, полноту и осознанность его выполнения, обнаружить и устранить ошибки. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.

Познавательные УУД: умение анализировать, синтезировать, классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов;

Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формирование монологической и диалогической речи.

Давайте вспомним правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях

О чем гласит правило?

Что нужно сделать, чтобы узнать значение числового выражения?

Как правильно выполнить действие если выражение содержит несколько пар скобок?

Давайте воспользуемся этим правилом для выполнения упражнения 11

Если соединить числа знаками арифметических действий, то получится числовое выражение.

Чтобы узнать значение числового выражения, нужно выполнить вычисления, строго следуя правилам о порядке выполнения действий.

Если выражение содержит несколько пар скобок, то сначала находят значения выражений в скобках, а затем выполнять действия по правилу о порядке выполнения действий в числовых выражениях.

Действия выполняются согласно правилу о порядке выполнения действий в числовых выражениях.

4 мин

  1. Постановка учебной задачи, обсуждение возникших затруднений.

Цель: выяснить почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем.

Познавательные УУД: умение структурировать свои знания. Анализ объектов с целью выделения их признаков. Классификация объектов.

Ребята, давайте немного разомнемся и посчитаем.

Устный счет.

  1. Запиши число 4308 в виде суммы разрядных слагаемых.

  1. Чему равно уменьшаемое, если вычитаемое 34, а разность 58?
  2. Чему равно делимое, если делитель равен 60. А частное 9?

  1. Во сколько раз 480 больше 8?

  1. Найдите частное чисел 300 и 3; 300 и 30

  1. Во сколько раз 70 меньше 210?

  1. Найти разность чисел: 580 и 70.

  1. Какое число разделили на 30 и получили 8?

  1. 325 увеличить на 600.

  1. Во сколько раз 64 больше 16?

8 единиц, 3 сотни, 4 единицы тысяч

58+34=92

60*9=540

480:8=60

300:3=100, 300:30=10

210:70=3

580-70=510

30*8=240

600+325=925

64:16=4

4 мин

  1. Открытие новых знаний

Часть 1. Построение проекта, выход из затруднений.

               Цель: постановка тем у цели, плана, и выбор способа решений задач.

Регулятивные УУД: целеполагание; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

Познавательные УУД: самостоятельное определение познавательной цели. Коммуникативные: умение выражать своим мысли и учитывать мнения других. Обосновывать собственную позицию.

Что мы сейчас делали с числовыми выражениями?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Сегодня мы вспомним как выполняются арифметические действия сложения и вычитания в столбик.

Как правильно называется выполнение арифметических действий в столбик?

Верно, сегодня мы с вами вспомним компоненты сложения и вычитания; потренируемся в выполнении письменных приемов работы с арифметическими действиями путем выполнения различных заданий: решение уравнений, текстовых задач и арифметических выражений.

Мы вычитали, складывали, умножали и делили

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел

Письменные приемы выполнения арифметических действий.

4 мин

Часть 2. Реализация построенного проекта

Регулятивные УУД: решение проблемы.

Познавательные УУД: Осуществление записи. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении творческих и продуктивных заданий.

Коммуникативные УУД: работа учителя с ребенком.

Откроем учебник на странице 7, рассмотрим упражнение № 15

Прочитаем первый столбик первой таблицы.

К какому арифметическому действию относятся данные компоненты?

Как найти сумму?

Как найти неизвестное слагаемое?

Рассмотрим 2 таблицу, прочитаем 1 столбик

К какому арифметическому действию относятся данные компоненты?

Как найти разность?

Как найти уменьшаемое?

Как найти вычитаемое?

Рассмотрим задание № 17

Что нам нужно вспомнить для выполнения арифметического действия в столбик?

Вспомним алгоритм арифметического действия сложения и вычитания в столбик.

Слагаемое, слагаемое, сумма

Действие сложение

Нужно к 1 слагаемому прибавить 2 слагаемое

Нужно из суммы вычесть известное слагаемое

Уменьшаемое, вычитаемое, разность

Действие вычитание

Нужно из уменьшаемого вычесть вычитаемое

Нужно к разности прибавить вычитаемое

Нужно из уменьшаемого вычесть разность

Алгоритм письменного приема выполнения арифметических действий.

При вычитании: записываем числа разряд под разрядом

вычесть поразрядно, начинаем с наименьшего разряда

если необходимо занять десяток из большего разряда, то над разрядом, в котором заняли, поставить точку. Над разрядом, для которого заняли, поставить 10.

если в разряде, в котором заняли, стоит 0, тогда занимаем из следующего разряда уменьшаемого и над ним ставим точку. Над разрядом, для которого заняли, поставить 9, т.к. один десяток занят.

При сложении:

записываем числа разряд под разрядом

складываем поразрядно, начинаем с наименьшего разряда

Если получилось число большее «10», записываем только последнюю цифру полученного числа. А полученный десяток поставим над большим разрядом.

7 мин

  1. Первичное закрепление

Часть 1. Закрепление с помощью учителя

Регулятивное УУД: Выполнение учебных действий в устной форме.

Коммуникативные УУД: Формирование диалогической речи.

Выполняем вычисления в столбик

Прочитаем задачу под №19

О чем идет речь в данной задаче?

Что нам известно о количестве отдыхающих в летнем лагере?

Верно, что нам не известно?

Как правильно поставить вопрос в задаче?

Как узнать сколько человек отдохнуло в загородном лагере в августе?

Выполняем действия, узнаем сколько человек отдохнуло за 2 месяца

Как удобно выполнить сложение?

Теперь мы можем узнать сколько человек отдохнуло в загородном лагере в августе.

К 803 прибавляем 169. Записываем разряд под разрядом. Начинаем выполнять сложение единиц. К 3 прибавляем 9, получаем 12. В числе 12, в разряде единиц стоит 2, поэтому значение суммы под единицами пишем 2
, а 1 десяток прибавляем к десяткам, записываем 1 над десятками и находим сумму десятков. К 0 прибавляем 6 и еще 1, получаем 7 десятков. Находим сумму сотен. К 8 сотням прибавляем 1 сотню, получаем 9. Записываем под сотнями. Получаем 972.

Из 425 вычитаем 375. Записываем разряд под разрядом, начинаем выполнять действие с единицами. Из 5 вычитаем 5, остается 0. Пишем 0 под единицами. Вычитаем десятки. Из 2 вычесть 7 мы не можем, поэтому «занимаем» десяток в соседнем разряде – разряде сотен. Над разрядом сотен ставим точку, значит, сотен в уменьшаемом на 1 меньше. Над разрядом десятков пишем 10. Теперь 7 вычитаем из 12, потому что десяток занимали и еще 2 в уменьшаемом было. Из 12 вычитаем 7, остается 5. Пишем 5 под десятками. Вычитаем сотни. В уменьшаемом было 4 сотни, 1 «занимали», осталось 3 сотни. Из 3 сотен вычитаем 3. Сотен не остается, значит в значении разности под разрядом сотен ничего не пишем. Получаем 50.

Из 736 вычитаем 608. Записываем разряд под разрядом, начинаем выполнять действие с единицами. Из 6 вычесть 8, мы не можем, поэтому «занимаем» десяток в соседнем разряде – разряде десятков. Над разрядом десятков ставим точку, значит, десятков в уменьшаемом на 1 меньше. Над разрядом единиц пишем 10. Теперь 8 вычитаем из 16, потому что десяток занимали и еще 6 в уменьшаемом было. Из 16 вычитаем 8, остается 8. Пишем 8 под единицами.  Вычитаем десятки. В уменьшаемом было 3 десятка, 1 «занимали», осталось 2 десятка. Из 2 десятков вычитаем 0, получаем 2 десятка. Вычитаем следующий разряд сотен. Из 7 вычитаем 6, остаемся 1. Пишем 1 под сотнями. Получаем 128.

К 375 прибавляем 456. Записываем разряд под разрядом. Начинаем выполнять сложение единиц. К 5 прибавляем 6, получаем 11. В числе 11, в разряде единиц стоит 1, поэтому значение суммы под единицами пишем 1, а 1 десяток прибавляем к десяткам, записываем 1 над десятками и находим сумму десятков. К 7 прибавляем 5 и еще 1, получаем 13. В числе 13, в разряде десятков стоит 3, поэтому значение суммы под десятками пишем 3, а 1 сотню прибавляем к сотням, записываем 1 над сотнями и находим сумму сотен. К 3 сотням прибавляем 4 сотни, и еще 1, получаем 8. Записываем под сотнями. Получаем 861.

Речь идет о количестве отдыхающих в летнем лагере

Нам известно, что за все 3 месяца отдохнуло 700 ребят. В июне – 220, а в июле – 180.

Нам не известно сколько человек отдохнуло в августе.

Сколько человек отдохнуло в загородном лагере в августе.

Нужно узнать сколько человек отдохнуло за 2 месяца – июнь, июль. И из общего количества ребят вычесть полученный результат.

180+220

При помощи разложения на разрядные слагаемые:

В число 180 входит 1 сотня и 8 десятков; в число 220 входит 2 сотни и 2 десятка.

100+80 + 200+20

Для рационального сложения воспользуемся сочетательным законом

(100+80) + (200+20) воспользуемся переместительным законом для чисел 200 и 80

(100+200) + (80+20) = 300+100=400

700 – 400=300

Ответ: 300 человек отдохнуло в загородном лагере в августе.

10 мин

 Часть 2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Регулятивные УУД: Самоконтроль. Оценивание. Коррекция.

Познавательные УУД: Структурирование знаний. Рефлексия способов действий.

Личностные УУД: Самоконтроль

А теперь поработаем самостоятельно с упражнением 20.

Поменялись тетрадью с соседом по парте.

На слайде представлено правильное выполнение упражнения, проверяем, исправляем ошибки простым карандашом.

180

-

100

-----

  80

40

+

17

-----

57

50

-

24

-----

26

8 мин

        VI.       Включение нового знания в систему знаний и повторение

Регулятивные УУД: Коррекция, выделение того, что усвоено и что надо усвоить. Осознание качества и уровня освоения материала.

Познавательные УУД: Структурирование знаний.

Сегодня мы с вами вспомнили правила сложения и вычитания в столбик или письменные приемы выполнения арифметических действий сложения и вычитания. Почему мы выполняли действия в столбик?

 

Выполнение действий в столбик упрощает нахождение значения выражения. В столбик удобнее производить арифметические действия.

2 мин

        VII.      Рефлексия деятельности

Личностные УУД: Самооценка

Регулятивные УУД: Оценивание, коррекция; выяснение и осознание того, что знаю или того, что не знаю.

Познавательные УУД:

Рефлексия

Коммуникативные УУД:

Умение полно выражать свои мысли

Что мы повторили сегодня на уроке?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Над чем вам нужно еще поработать?

На этом наше занятие окончено, спасибо за работу, готовьтесь к следующему уроку.

Сегодня мы повторили компоненты сложения и вычитания; потренировались в выполнении письменных приемов работы с арифметическими действиями путем выполнения различных заданий: решение уравнений, текстовых задач и арифметических выражений.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.

Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел

Тема урока математики -закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел. На данном уроке детям предоставляется возможность в игровой форме повторить и закрепить знания письменных...

Конспект урока по математике «Устные и письменные приемы сложения и вычитания , нумерация чисел»

Конспект урока по математике «Устные и письменные приемы сложения и вычитания , нумерация чисел»...

Конспект урока по математике на тему «Письменные приёмы сложения и вычитания » (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся навыка сложения и вычитания пределах 1000, формировать навык работы по алгоритму «письменное сложение и вычитание»;Пл...

Конспект урока по математике на тему «Письменные приёмы сложения и вычитания» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся навыка сложения и вычитания пределах 1000 переходом через десяток,  формировать навык работы по алгоритму «письменное ...

Конспект урока: "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел."

Задачи урока:  обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, запоминания знаний и способов действий, связей и отношени...

Открытый урок по математике в 4 классе "Закрепление алгоритма письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел."

Цель: повторение и закрепление алгоритма письменных приёмов сложения и вычитания....