Конспект урока по математике 4 класс "Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предоставляю Вашему вниманию конспект урока по математике 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_matematike.docx | 332.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Оформление урока «Повторение»
Используемый УМК: «Школа России»;
Учебный предмет: «Математика»;
Класс: 4В
Дата проведения: 21.01.19
Тема урока: " Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел»
Цель урока: Повторить выполнение письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.
Планируемые достижения: 1. Предметные: Умения: считать, называть, читать, записывать, числа в пределах первой тысячи.
2. Знания: знание алгоритма письменного сложения и вычитания многозначных чисел; знание разрядных слагаемых.
Виды деятельности на уроке: Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Моделировать связи между данными и искомым в текстовых задачах и решать их. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Писать цифры. Представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых; Определять количество разрядных единиц.
Межпредметные связи: Русский язык; Литературное чтение;
Ресурсы и оборудование: Тетради, Канцелярские принадлежности, Доска, Интерактивная доска, Парты, Стулья, Учебник;
Ход урока:
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
Цель: Включение учащихся в деятельность на личностном уровне «хочу, потому что могу». Возникновение положительного эмоционального настроя. | |||
Личностные: Мотивация учебной деятельности. | Прозвенел звонок, тихо встали. Давайте проверим все ли мы готовы к уроку, все ли у нас на партах. Сегодня у нас на партах должны лежать ручки, простые карандаши, линейка. Садитесь. | 2 мин | |
Цель: повторение изученного материала необходимого для новой темы. Если это домашнее задание, установить правильность, полноту и осознанность его выполнения, обнаружить и устранить ошибки. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации. | |||
Познавательные УУД: умение анализировать, синтезировать, классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формирование монологической и диалогической речи. | Давайте вспомним правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях О чем гласит правило? Что нужно сделать, чтобы узнать значение числового выражения? Как правильно выполнить действие если выражение содержит несколько пар скобок? Давайте воспользуемся этим правилом для выполнения упражнения 11 | Если соединить числа знаками арифметических действий, то получится числовое выражение. Чтобы узнать значение числового выражения, нужно выполнить вычисления, строго следуя правилам о порядке выполнения действий. Если выражение содержит несколько пар скобок, то сначала находят значения выражений в скобках, а затем выполнять действия по правилу о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Действия выполняются согласно правилу о порядке выполнения действий в числовых выражениях. | 4 мин |
Цель: выяснить почему возникли затруднения, чего мы еще не знаем. | |||
Познавательные УУД: умение структурировать свои знания. Анализ объектов с целью выделения их признаков. Классификация объектов. | Ребята, давайте немного разомнемся и посчитаем. Устный счет.
| 8 единиц, 3 сотни, 4 единицы тысяч 58+34=92 60*9=540 480:8=60 300:3=100, 300:30=10 210:70=3 580-70=510 30*8=240 600+325=925 64:16=4 | 4 мин |
Часть 1. Построение проекта, выход из затруднений. Цель: постановка тем у цели, плана, и выбор способа решений задач. | |||
Регулятивные УУД: целеполагание; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; Познавательные УУД: самостоятельное определение познавательной цели. Коммуникативные: умение выражать своим мысли и учитывать мнения других. Обосновывать собственную позицию. | Что мы сейчас делали с числовыми выражениями? Как вы думаете, какая тема нашего урока? Сегодня мы вспомним как выполняются арифметические действия сложения и вычитания в столбик. Как правильно называется выполнение арифметических действий в столбик? Верно, сегодня мы с вами вспомним компоненты сложения и вычитания; потренируемся в выполнении письменных приемов работы с арифметическими действиями путем выполнения различных заданий: решение уравнений, текстовых задач и арифметических выражений. | Мы вычитали, складывали, умножали и делили Устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел Письменные приемы выполнения арифметических действий. | 4 мин |
Часть 2. Реализация построенного проекта | |||
Регулятивные УУД: решение проблемы. Познавательные УУД: Осуществление записи. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении творческих и продуктивных заданий. Коммуникативные УУД: работа учителя с ребенком. | Откроем учебник на странице 7, рассмотрим упражнение № 15 Прочитаем первый столбик первой таблицы. К какому арифметическому действию относятся данные компоненты? Как найти сумму? Как найти неизвестное слагаемое? Рассмотрим 2 таблицу, прочитаем 1 столбик К какому арифметическому действию относятся данные компоненты? Как найти разность? Как найти уменьшаемое? Как найти вычитаемое? Рассмотрим задание № 17 Что нам нужно вспомнить для выполнения арифметического действия в столбик? Вспомним алгоритм арифметического действия сложения и вычитания в столбик. | Слагаемое, слагаемое, сумма Действие сложение Нужно к 1 слагаемому прибавить 2 слагаемое Нужно из суммы вычесть известное слагаемое Уменьшаемое, вычитаемое, разность Действие вычитание Нужно из уменьшаемого вычесть вычитаемое Нужно к разности прибавить вычитаемое Нужно из уменьшаемого вычесть разность Алгоритм письменного приема выполнения арифметических действий. При вычитании: записываем числа разряд под разрядом вычесть поразрядно, начинаем с наименьшего разряда если необходимо занять десяток из большего разряда, то над разрядом, в котором заняли, поставить точку. Над разрядом, для которого заняли, поставить 10. если в разряде, в котором заняли, стоит 0, тогда занимаем из следующего разряда уменьшаемого и над ним ставим точку. Над разрядом, для которого заняли, поставить 9, т.к. один десяток занят. При сложении: записываем числа разряд под разрядом складываем поразрядно, начинаем с наименьшего разряда Если получилось число большее «10», записываем только последнюю цифру полученного числа. А полученный десяток поставим над большим разрядом. | 7 мин |
Часть 1. Закрепление с помощью учителя | |||
Регулятивное УУД: Выполнение учебных действий в устной форме. Коммуникативные УУД: Формирование диалогической речи. | Выполняем вычисления в столбик Прочитаем задачу под №19 О чем идет речь в данной задаче? Что нам известно о количестве отдыхающих в летнем лагере? Верно, что нам не известно? Как правильно поставить вопрос в задаче? Как узнать сколько человек отдохнуло в загородном лагере в августе? Выполняем действия, узнаем сколько человек отдохнуло за 2 месяца Как удобно выполнить сложение? Теперь мы можем узнать сколько человек отдохнуло в загородном лагере в августе. | К 803 прибавляем 169. Записываем разряд под разрядом. Начинаем выполнять сложение единиц. К 3 прибавляем 9, получаем 12. В числе 12, в разряде единиц стоит 2, поэтому значение суммы под единицами пишем 2 Из 425 вычитаем 375. Записываем разряд под разрядом, начинаем выполнять действие с единицами. Из 5 вычитаем 5, остается 0. Пишем 0 под единицами. Вычитаем десятки. Из 2 вычесть 7 мы не можем, поэтому «занимаем» десяток в соседнем разряде – разряде сотен. Над разрядом сотен ставим точку, значит, сотен в уменьшаемом на 1 меньше. Над разрядом десятков пишем 10. Теперь 7 вычитаем из 12, потому что десяток занимали и еще 2 в уменьшаемом было. Из 12 вычитаем 7, остается 5. Пишем 5 под десятками. Вычитаем сотни. В уменьшаемом было 4 сотни, 1 «занимали», осталось 3 сотни. Из 3 сотен вычитаем 3. Сотен не остается, значит в значении разности под разрядом сотен ничего не пишем. Получаем 50. Из 736 вычитаем 608. Записываем разряд под разрядом, начинаем выполнять действие с единицами. Из 6 вычесть 8, мы не можем, поэтому «занимаем» десяток в соседнем разряде – разряде десятков. Над разрядом десятков ставим точку, значит, десятков в уменьшаемом на 1 меньше. Над разрядом единиц пишем 10. Теперь 8 вычитаем из 16, потому что десяток занимали и еще 6 в уменьшаемом было. Из 16 вычитаем 8, остается 8. Пишем 8 под единицами. Вычитаем десятки. В уменьшаемом было 3 десятка, 1 «занимали», осталось 2 десятка. Из 2 десятков вычитаем 0, получаем 2 десятка. Вычитаем следующий разряд сотен. Из 7 вычитаем 6, остаемся 1. Пишем 1 под сотнями. Получаем 128. К 375 прибавляем 456. Записываем разряд под разрядом. Начинаем выполнять сложение единиц. К 5 прибавляем 6, получаем 11. В числе 11, в разряде единиц стоит 1, поэтому значение суммы под единицами пишем 1, а 1 десяток прибавляем к десяткам, записываем 1 над десятками и находим сумму десятков. К 7 прибавляем 5 и еще 1, получаем 13. В числе 13, в разряде десятков стоит 3, поэтому значение суммы под десятками пишем 3, а 1 сотню прибавляем к сотням, записываем 1 над сотнями и находим сумму сотен. К 3 сотням прибавляем 4 сотни, и еще 1, получаем 8. Записываем под сотнями. Получаем 861. Речь идет о количестве отдыхающих в летнем лагере Нам известно, что за все 3 месяца отдохнуло 700 ребят. В июне – 220, а в июле – 180. Нам не известно сколько человек отдохнуло в августе. Сколько человек отдохнуло в загородном лагере в августе. Нужно узнать сколько человек отдохнуло за 2 месяца – июнь, июль. И из общего количества ребят вычесть полученный результат. 180+220 При помощи разложения на разрядные слагаемые: В число 180 входит 1 сотня и 8 десятков; в число 220 входит 2 сотни и 2 десятка. 100+80 + 200+20 Для рационального сложения воспользуемся сочетательным законом (100+80) + (200+20) воспользуемся переместительным законом для чисел 200 и 80 (100+200) + (80+20) = 300+100=400 700 – 400=300 Ответ: 300 человек отдохнуло в загородном лагере в августе. | 10 мин |
Часть 2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | |||
Регулятивные УУД: Самоконтроль. Оценивание. Коррекция. Познавательные УУД: Структурирование знаний. Рефлексия способов действий. Личностные УУД: Самоконтроль | А теперь поработаем самостоятельно с упражнением 20. Поменялись тетрадью с соседом по парте. На слайде представлено правильное выполнение упражнения, проверяем, исправляем ошибки простым карандашом. | 180 - 100 ----- 80 40 + 17 ----- 57 50 - 24 ----- 26 | 8 мин |
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение | |||
Регулятивные УУД: Коррекция, выделение того, что усвоено и что надо усвоить. Осознание качества и уровня освоения материала. Познавательные УУД: Структурирование знаний. | Сегодня мы с вами вспомнили правила сложения и вычитания в столбик или письменные приемы выполнения арифметических действий сложения и вычитания. Почему мы выполняли действия в столбик? |
Выполнение действий в столбик упрощает нахождение значения выражения. В столбик удобнее производить арифметические действия. | 2 мин |
VII. Рефлексия деятельности | |||
Личностные УУД: Самооценка Регулятивные УУД: Оценивание, коррекция; выяснение и осознание того, что знаю или того, что не знаю. Познавательные УУД: Рефлексия Коммуникативные УУД: Умение полно выражать свои мысли | Что мы повторили сегодня на уроке? Какие задания вызвали у вас затруднения? Над чем вам нужно еще поработать? На этом наше занятие окончено, спасибо за работу, готовьтесь к следующему уроку. | Сегодня мы повторили компоненты сложения и вычитания; потренировались в выполнении письменных приемов работы с арифметическими действиями путем выполнения различных заданий: решение уравнений, текстовых задач и арифметических выражений. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел", 4 класс.
Данный урок построен на основе развивающего метода по программе "Школа России". Целью данного урока является не только закрепление знаний и умений, но и создание условий для развития логического мышле...
Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел
Тема урока математики -закрепление письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел. На данном уроке детям предоставляется возможность в игровой форме повторить и закрепить знания письменных...
Конспект урока по математике «Устные и письменные приемы сложения и вычитания , нумерация чисел»
Конспект урока по математике «Устные и письменные приемы сложения и вычитания , нумерация чисел»...
Конспект урока по математике на тему «Письменные приёмы сложения и вычитания » (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся навыка сложения и вычитания пределах 1000, формировать навык работы по алгоритму «письменное сложение и вычитание»;Пл...
Конспект урока по математике на тему «Письменные приёмы сложения и вычитания» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся навыка сложения и вычитания пределах 1000 переходом через десяток, формировать навык работы по алгоритму «письменное ...
Конспект урока: "Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел."
Задачи урока: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, запоминания знаний и способов действий, связей и отношени...
Открытый урок по математике в 4 классе "Закрепление алгоритма письменных приёмов сложения и вычитания многозначных чисел."
Цель: повторение и закрепление алгоритма письменных приёмов сложения и вычитания....