Конспект урока по математике 4 класс "Умножение многозначного на однозначное"
методическая разработка по математике (4 класс)

Кожевникова Евгения Юрьевна

Конспект урока по математике , урок - путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:  Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число.

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений выполнять умножение многозначного числа  на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок действий в числовых выражениях.

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научаться выполнять умножение многозначного числа  на однозначное в столбик, решать задачи изученных видов, сравнивать площади фигур, соблюдать порядок действий в числовых выражениях.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/  приобретённая компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и ведут диалог,  оценивают  свои достижения на уроке; умеют вступать  в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

учебник М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика» 4 класс

презентация, компьютер, проектор, экран.

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор; лист для самооценки «шкала знаний», карточки-задания для работы в парах, презентация, диск с презентацией.

Основные понятия и термины

Письменные приемы умножения

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-зации.

Взаимо-действия на уроке

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

I.Мотива-ция

(самоопределение)

к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к усвоению изучаемого материала

Приветствует уч-ся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Откройте тетради  и запишите число и классная работа.

Вдаль идет дорога –

Будет знаний много.

Так дерзай, дружок, учись,

Не болтай и не ленись,

Не отлеживай бока –

Путь - дорога нелегка

- Пусть этот день несет радость от общения друг с другом. У вас на столах лежат листы обратной связи. По ходу урока вы будете их заполнять и в конце урока мне сдадите.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная

индивидуальная

К- планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Наблюдение

Учителя за организацией уч-ся рабочего места

Психологический настрой

Звучит музыка.

Т-с-с-с! Сказка начинается.

Не простая сказка эта,

В ней и сказка, и намек.

В нашей сказке спрятан где-то

Время приближается,

Сказка начинается.

Слушают учителя

Л- понимают значение знаний для человека и применяют его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

II. Сообщение темы, цели урока

- Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в гостях  у сказки об Иване Царевиче и Елене Прекрасной.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был Иван Царевич с Еленой Прекрасной. Но однажды злой и страшный Змей Горыныч похитил Елену Прекрасную. И нам сегодня нужно во что бы то ни стало помочь Ивану Царевичу спасти Елену Прекрасную. А чтобы мы легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать будем под девизом «Один за всех и все за одного»

Звучит музыка.

-Какой предмет обычно указывает путь героям? (Клубочек)

Он находиться в наших руках. И он привел нас к камню, а на камне основное задание, которому мы должны к концу урока прийти.

Запишите числа. Продолжите закономерность:

2132, 3243, 4354,5465, …6576,  7687,  8798 

Как назвать одним словом  эти числа? (многозначные)

  1. Увеличьте каждое число на 1 единицу.

Проверьте задание по эталону, в листах обратной связи поставьте балл за задание.

  1. Увеличьте первое число в 4 раза. Как это сделать? (умножить многозначное число на однозначное)

Сформулируйте  главную  задачу  урока .

На камне появилась тема урока: «Приемы умножения многозначного числа на однозначное»

ОЦЕНИТЕ СВОИ ЗНАНИЯ  по ШКАЛЕ ЗНАНИЙ

Выполняют задание

Познакомиться с приемом умножения многозначного числа на однозначное

Фронтальная

индивидуальная

Р.- принимают и сохраняют учебные задачи

III.

Актуализа-ция знаний.

1. Устный счет.

Пошел Иван царевич дальше. На пути его лес, а в лесу – избушка на курьих ножках. И стоит та избушка к «лесу передом, а к нам задом». Избушка повернется к нам в том случае, если мы справимся с устным заданием.

  1. Логическое задание (работа в группах).

-Нарисуйте недостающую фигуру.

C:\Users\1\Desktop\2014-12-05\Mail0002.JPG

ПРОВЕРКА

-Послушайте, что она скажет.

 (Слушаем голос)

(Избушка повернулась)

П- фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют математические термины, знаки; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р- принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно.

К- умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия.

Л.- способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

IV.

Изучение нового материала.

1.повторение

2. Объяснение учителем.

- Избушка повернулась, и теперь нам предстоит встреча с ее хозяйкой – Бабой Ягой.

-Послушайте, что она скажет.

 (Слушаем голос)

-Итак, Баба Яга требует решить примеры. Давайте выполним это задание.

Но сначала вспомним, как мы умножали трехзначное число на однозначное. Решите пример: 247• 4

Будем умножать, начиная с единиц: 7 единиц умножить на 4, получится 28 единиц- это 2 десятка 8 единиц; единицы подпишем под единицами, 2 десятка запомним, 4 десятка умножить на 4, получиться 16, да еще 2 десятка, всего 18 десятков – это 1 сотня и 8 десятков; 8 десятков подпишем под десятками, а 1 сотню запомним;  2 сотни умножить на 4, получится 8 сотен, да еще 1 сотня, всего 9 сотен. Записываем под сотнями, ответ 988.

Фронтальная

индивидуальная

Знание письменного приема умножения трехзначного числа на однозначное.

Молодцы. Письменное умножение любых многозначных чисел на однозначное число выполняется так же, как умножение  трехзначных чисел на однозначное число: сначала умножают единицы, потом сотни и т.д. Попробуйте объяснить решение примера 5432• 3

Второй множитель подписываем под единицами первого множителя. Будем умножать, начиная с единиц: 2 умножить на 3, получиться 6, подписываем под единицами. Умножаем десятки: 3 умножить на 3, получиться 9, подписываем 9 под десятками. Умножаем сотни: 4 умножить на 3, получится 12 сотен – это 1 тысяча и 2 сотни; 2 сотни подписываем под сотнями, а 1тысяча запоминаем. Умножаем тысячи: 5 умножить на 3, получится 15, да еще 1 тысяча, получится 16. Записываем 16 ниже. Читаем ответ: 16 296

Чем  будет отличаться умножение многозначного числа на однозначное от изученных случаев?

-А еще Баба Яга предлагает нам решить задачу. 

Кощею я отправила  1т 345 кг яблок,  а Змею Горынычу в 5 раз больше. Сколько яблок я отправила Змею Горынычу?

- Как умножать величины?

1 т 345 кг • 5 = 6 т 725 кг

1т 345 кг = 1345 кг

    1345

×        5

   672 5

Больше цифр  нужно умножать

Представлять смешанную величину в более мелких единицах измерения, умножить как обычно число и заменить мелкие единицы крупными

V.

Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику

Выполним  № 333 (2 строчка) .1 человек у доски.

    2 км 425 м • 8 =19 км 400 м

    2 425

           8

  19 400

 19 400 м = 19 км 400 м

18 ц 02 кг  • 4 = 72 ц 08 кг

   1 802

         4

   7208

7208 кг = 72 ц 08 кг

                                      230 см 2 • 4 = 920 см 2

Решение примеров ученики подробно объясняют, записывая умножение в столбик на доске.

индивидуальная

П.- владеют способами выполнения заданий поискового характера.

Р. – принимают и сохраняют учебную задачу.

К. – проявляют готовность слушать.

Выполнение заданий

VI. Практическая деятельность

Решение примеров.

2.Работа над пройденный материалом.

а)(Работа в парах)

_ Поможем Ивану царевичу справиться со Змеем. Решим примеры. Дети у кого много математических силы, сражается с тремя головами, у кого немножечко поменьше – с двумя головами, а кто считает, что у вас еще не так много математических силы, - сражается с одной головой Змея Горыныча.

Молодцы, совместными усилиями мы помогли Ивану Царевичу справиться со Змеем Горынычем. Недаром, девиз нашего урока – «Один за всех и все за  одного»

Физпауза- ЛЕСНАЯ ЗАРЯДКА

Ребята, смотрите кто у нас на пути! Птичка предлагает нам сделать лесную зарядку.

- Посмотрите, у птички для нас записка. Нужна помощь Елене Прекрасной. Но для этого нам надо поработать в парах: решить задачу

№336

56492•9=508 428

23 452 •7=164 164

 

4914•2 =9 828

5 124 • 2= 10 248

237•4 =948

274•6=1 644

1)500:5=100(м)

2)1 ч=60 мин

100• 60= 6000(м)

6000м=6 км

Ответ : 6 км

Фронтальная

индивидуальная

П.- проводят анализ, синтез, моделирование разных схем; осуществлять построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р- осуществляют контроль, волевую саморегуляцию  в ситуации затруднения.

Р.- осуществляют контроль, волевую саморегуляцию  в ситуации затруднения.

К.-понимают различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предположения.

б)Нахождение площади

- И отправился Иван Царевич дальше, а там три замка. А птичка нам шепнула, что Елена Прекрасная находиться в том замке, площадь которого больше всего.

- Вспомним, как найти площадь.

S=48•5=240см2

S=27•4=108см2

S=19•6=114см2

В)

- Итак, мы нашли замок, где находиться Елена Прекрасная, но на пути снова препятствие. Елена Прекрасная выйдет только в том случае, если мы решим уравнение.

VIII. Подведение итогов

- Подходит к концу наше путешествие, вы помогли Ивану Царевичу спасти Прекрасную Елену.

_ А как вы думаете, почему у нас все получилось?

-Под каким девизом мы сегодня работали?

Вернемся к теме сегодняшнего урока. Как она была сформулирована?

В листах обратной связи посчитайте общее количество баллов, выведите оценку своей деятельности по дескриптору, подпишите листы и сдайте

16-18б

13-15б

10-12б

Менее 10 б

5

4

3

2

Положите перед собой лист самооценки и отметьте уровень своих знаний по «Шкале знаний» на конец урока.

Чтение стихотворения 

Спасибо за старание,
Ведь главное – желание,
А навык и умения
С годами к вам придут.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

индивидуальная

П- ориентируются в своей системе знаний.

Р. – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л.- проявляют интерес к предмету

Устные ответы

VIII.

Д\З

Инструктаж

с. 77, № 337, 339

Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике: «Умножение многозначного числа на однозначное число»

Урок по математике с применением ИКТ в 4 классе. По УМК «Гармония». Учебник математики Истомина Н.Б.- См.: Ассоциация XXI в, 2009.ТИП УРОКА: Урок изучения нового материала.АВТОРСКИЙ МЕДИАПРОДУКТ: през...

Конспект урока по математике "Умножение многозначных чисел на однозначные" в 4 классе

Тема урока «Письменные приёмы умножения многозначных чисел на однозначные.»Учебник «Математика»  Авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова  и др.Цель  деятельности  учителя:...

конспект урока по математике "Сложение двузначного и однозначного числа с переходом через разряд"

авторская разработка конспекта урока по математике 2 класс с элементами психологического тренинга...

Конспект урока по математике. «Деление многозначного числа на однозначное». 4 класс.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Используемые технологии обучения: игровая, групповая, технология  уровневой дифференциации.Используемые формы организации познаватель...

План-конспект урока по математике "деление многозначных чисел на однозначное число"

Класс: 3Тема: деление многозначных чисел на однозначное число.Тип урока: ОНЗЦель: познакомить с алгоритмом письменного деления многозначного числа на однозначное число;Задачи:1. Научиться выполнять де...

Конспект урока по математике «Умножение многозначного числа на однозначное»

В конспекте предлагаются методы и приемы работы, направленные на усвоение  алгоритма умножения многозначных чисел на однозначное.Актуальность урока в использования технологии проблемного обучения...