План-конспект урока по математике "деление многозначных чисел на однозначное число"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Мустаева Юлия Юрьевна

Класс: 3

Тема: деление многозначных чисел на однозначное число.

Тип урока: ОНЗ

Цель: познакомить с алгоритмом письменного деления многозначного числа на однозначное число;

Задачи:

1. Научиться выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик.

2. Формировать вычислительные навыки, способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления.

3. Воспитывать интерес к математике.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: математика.

Класс: 3

Тема: деление многозначных чисел на однозначное число.

Тип урока: ОНЗ

Цель: познакомить с алгоритмом письменного деления многозначного числа на однозначное число;

Задачи:

1. Научиться выполнять деление многозначного числа на однозначное в столбик.

2. Формировать вычислительные навыки, способствовать развитию внимания, наблюдательности, логического мышления.

3. Воспитывать интерес к математике.

Методы и приёмы: коммуникативные методы, беседа, работа с учебником; наглядные методы; фронтальная, индивидуальная работа.

Наглядность и оборудование: учебник «Математика. 3 класс», часть 1 (авт. Петерсон Л.Г.); мультимедиа;

Учитель – Мустаева Юлия Юрьевна

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

1 мин

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Юрьевна. Сегодня я проведу у вас урок математики. Посмотрите на свои рабочие места, всё ли у вас готово к уроку? Если готово, тогда садитесь.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно и открыть что-то новое.

Приветствуют.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся на места.

Поворачиваются друг к другу, улыбаются, желают хорошего настроения на уроке.

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Личностные: прививать любовь к предмету.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие

5 мин

Ребята, кто знает, кто такой Емеля? Из какой он сказки? Все читали сказку «По щучьему веленью»? Емеля прислал нам письмо. Кто хочет прочитать? (1 СЛАЙД – письмо Емели)

«Дорогие ребята! Прошу вас мне помочь! Многоуважаемая щука из моей сказки рассердилась на мою лень. Она убрала все краски и теперь я и другие герои стали черно-белыми! Щука повелела мне выполнить задания и только тогда она снимет свое заклинание! Без вас мне не справиться, помогите, пожалуйста! С уважением, ваш хороший знакомый Емеля»

Ребята, поможем Емеле выполнить задания и вернуть в его жизнь краски?

Тогда открываем тетради, записываем число, классная работа. Сядьте правильно, спину держите ровно.

Начинаем арифметический диктант от Емели. Слушаем задание, устно вычисляем и записываем ответ в строчку через запятую.

  1. Найдите произведение чисел 376 и 10.
  2. Произведение чисел 825 и 0, увеличьте на единицу.
  3. Первый множитель 42, второй 100. Найдите произведение.
  4. Найдите частное чисел 860 и 10
  5. Делимое 46000. Делитель 1000. Найдите частное.
  6. Произведение чисел 100 и 1, уменьшите в 10 раз

Ребята, все дописали свои ответы? Теперь, посмотрите еще раз на числа и на следующей строчке также через запятую расставьте их в порядке убывания. Закончили?

 Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Возьмите в руки карандаши. Внимательно смотрим на экран и проверяем работу, исправляем ошибки и оцениваем по критериям, который даны снизу. Будьте внимательны. Ошибки исправляйте аккуратно.

(2 СЛАЙД – 3760, 1, 4200, 86, 46, 10;

4200, 3760, 86, 46, 10, 1;

Критерии оценивания:

Нет ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Более 4 ошибок – «2»)

Закончили? Поставьте своему соседу по парте отметку в тетради. Ребята, встаньте те, кто получил 4 и 5.

Я очень рада, что у вас все получилось. Вы большие молодцы, ребята!

У кого сегодня получились не очень хорошие отметки – не расстраивайтесь. Как придете домой – повторите еще раз и тогда у вас всё получится.

Большинство класса справились с заданием и в жизнь Емели добавились краски. Емеля передает вам спасибо! (3 СЛАЙД – картинка Емели) Продолжим помогать ему?

Герой русской народной сказки. По щучьему веленью. Да.

Читают письмо.

Да, поможем.

Записывают число, классная работа.

3760

1

4200

86

46

10

4200, 3760, 86, 46, 10, 1

Осуществляют взаимопроверку, оценивают работу соседа по парте, учитывая критерии.

Продолжим.

Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; ориентироваться в своей системе знаний;

Познавательные УУД:

ребенок учится слушать и слышать задание учителя.

Регулятивные УУД:

ученик сравнивает способ действия и результат с эталоном и выявляет отклонения от него.

3 Выявление места и причины затруднения

4 мин

Ребята, посмотрите на доску. Даны 3 выражения. Ваша задача – найти значение этих выражений, письменно, в тетради.

(на доске записано 56:4 ; 560:4 ; 536:4.

Давайте попробуем найти закономерность у данных выражений? (что общего у них?)

Что вы можете сказать о первом и втором примере?

Решение какого примера вызвало у вас затруднение?

Как вы думаете, какое выражение здесь лишнее?

Почему оно лишнее?

Решают примеры.

Все примеры на деление, делимое увеличивается, а делитель не изменяется.

Если делимое увеличивается в 10 раз, то и частное увеличивается в 10 раз.

Последнего.

Последнее.

Первые 2 выражения сводятся к делению двузначного числа на однозначное, а в последнем - деление трехзначного на однозначное)

Регулятивные:  целеполагание

Коммуникативные: постановка вопросов

Познавательные: формулирование цели, проблемы.

4 Построение проекта выхода из затруднений

3 мин

Ребята, ты уже поняли, какая тема нашего сегодняшнего урока? (4СЛАЙД – Тема - Деление многозначных чисел на однозначное число.)

Как вы думаете, какая цель нашего урока? Что мы должны узнать?

(4 СЛАЙД – по щелчку. Узнать, … как делятся многозначные числа на однозначное число)

Молодцы, ребята. Чтобы жизнь Емели стала более красочной, пришла пора узнать способы деления многозначных чисел на однозначное. Готовы? Тогда будьте внимательны и активны.

Деление многозначных чисел на однозначное число.

Узнать, как делятся многозначные числа на однозначное число.

Готовы.

Познавательные:

-ученик учится выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации

5 «Открытие» нового знания.

Реализация построенного проекта

6 мин

Ребята, Емеля очень ждет, когда мы поможем ему справиться с примером.

Для начала давайте нарисуем графическую модель числа 536. Кто покажет нам у доски? Остальные работают в тетрадях.

Молодец, садись, нарисуй данную модель к себе в тетрадь.

-Чтобы разделить число 536 на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления?

-Сколько сотен разделим на 4?

-Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней?

-Сколько у нас получится десятков и сколько их них разделится на 4?

-Обводим те десятки, которые разделятся. Что остается?

-Оставшиеся единицы делятся на 4?

-Обводим единицы.

Ребята, а знаете ли вы, как записать то, что мы сделали на рисунке?

Смотрите внимательно.

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4=134

А теперь давайте представим, что вместо числа 536 стоит число , которое содержит еще больше разрядов, например 1 576 489. Удобно ли будет решать его письменно?

А почему?

Правильно. Именно поэтому, существует способ, который более удобен для решения таких примеров. Хотите его узнать?

Ребята, сядьте удобно, положите ручки на парту, слушайте меня внимательно и вникайте в то, о чем я говорю. Вам это очень пригодится. Такой способ называется «деление столбиком» или «деление уголком»

-Для начала записываем числа 536 и 4, затем делим их перпендикулярными линиями.

-Число 536 это делимое, а цифра 4 – делитель.

-Начинаем делить с сотен. В числе 536 5 сотен – это первое неполное делимое, 5 больше 4, значит в частном будут и сотни, и десятки, и единицы, чтобы не запутаться и не забыть, можем поставить  под делителем 3 точки..

-Теперь вспоминаем таблицу умножения. В цифре 5 может уместиться только одна 4, поэтому записываем единицу на первую точку под делителем.

-Далее умножаем единицу на 4. Полученную цифру записываем под первой цифрой делимого. В нашем случае это цифра 4. Между ними ставим знак вычитания и подводим черту. То есть, если из 5 вычесть 4 получится 1, записываем это.

-Так как единица меньше 4, добавляем к ней десятки, получается 13 десятков – это второе неполное делимое. Начинаем делить десятки

-Самое большое число, которое делится на 4 это 12. 12 делим на 4, получаем 3. Записываем цифру 3 на вторую точку под делителем. Умножаем 3 на 4, получаем 12. Записываем число 12 под числом 13, ставим знак вычитания и подводим черту. Из 13 вычесть 12 получится 1, записываем результат.

-Единица снова меньше 4, значит добавляем к ней единицы. Получается 16 единиц – это третье неполное делимое. Начинаем делить единицы. 16 делится на 4, получается 4. Записываем цифру 4 под третьей точкой под делителем. Умножаем 4 на 4, получаем 16. Записываем 16 под числом 16, ставим знак вычитания, подводим черту. Из 16 вычитаем 16, остатка нет, записываем нулем.

Таким образом, мы получили ответ – 134.

А теперь, ребята, возьмите ручки запишите данное решение к себе в тетрадь и в уме постарайтесь проговорить алгоритм действия.

Ребята, Емеля очень рад и благодарит вас за помощь. Без нас он бы не разобрался. Щука возвращает ему цвета. (5 СЛАЙД – Емеля)

Один учение выходит к доске, рисует графическую модель числа.

-Удобнее сначала разделить сотни.

-4с.

-Добавить её к десяткам и потом делить десятки.

-Всего 13 десятков, а разделится 16.

-Остается 1 десяток, его добавляем к единицам, получаем 16 единиц.

-Да, 16 единиц делятся на 4

Не удобно.

Можно сбиться и потерять цифры.

-да.

Познавательные:

-ученик учится выражать свои мысли, строить высказывания в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

-ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит освоению;

-перед тем как начать действовать, ученик определяет последовательность действий.

Интерактивная физ. минутка. Время – 2мин. 30 сек.

Продолжение реализации построенного проекта

4 мин

Ребята, давайте постараемся усвоить и закрепить деление столбиком.

Кто хочет поработать у доски? Остальные работают у себя в тетрадях.
336:2

Ответ: 168

Ребята, Емеля очень рад, что у вас всё получается, ведь щука прощает его все больше и больше.(6 СЛАЙД – Емеля)

Ученик у доски решает и комментирует, я помогаю.

Записываем числа 336 и 2, затем делим их перпендикулярными линиями. 336 это делимое, 2 – делитель.

Начинаю делить с сотен. В числе 336 3 сотни. 3 больше двух, значит в частном будут и сотни, и десятки, и единицы. Чтобы не забыть ставим 3 точки. В цифре 3 умещается только одна 2, записываем единицу на первую точку под делителем и начинаем умножать 1 умножить на 2 получается 2. записываем цифру 2 под первой цифрой делимого. Ставим знак вычитания и подводим черту. Из трех вычесть 2 получится 1, записываем результат. 1 меньше 2, значит спускаем десятки. Получается 13 десятков. Начинаем делить десятки. Двойка в числе 13 умещается 6 раз. Записываем цифру 6 на вторую точку под делителем. Умножаем 6 на 2 получаем 12, записываем 12 под числом 13. Ставим знак вычитания и подводим черту. Из 13 вычитаем 12 получаем 1, записываем результат. 1 меньше двух. Опускаем единицы и получаем 16 единиц. Двойка в 16 умещается 8 раз. Записываем цифру 8 в частное на третью точку. Умножаем 8 на 2 получаем 16. записываем число 16 под 16. ставим знак вычитания и подводим черту. Из 16 вычитаем 16 - получаем нуль. Записываем нуль. Ответ получился 168.

6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7 мин

Ребята, кто еще хочет поработать у доски?

732:3

Ребята, а следующий пример постараемся прокомментировать все вместе. (Я записываю у доски), а дети по очереди или хором помогают в решении и записывают в тетрадь.

465:3

Какие же вы молодцы. Емеля очень благодарен вам за то, что вы помогли ему. Щука простила его и вернула ему всю красочность. Теперь Емеля пообещал больше никогда не лениться и побольше учиться. (6 СЛАЙД – Емеля)

Выходит один ученик. Решает пример у доски и комментирует.

Познавательные: ребенок учится вести поиск и выделять необходимую информацию.

Регулятивные: ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит освоению.

Коммуникативные: ученик умеет вступать в диалог.

7 Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5 мин

Ребята, мы помогли Емеле, а он помог нам. Ведь если бы щука не разозлилась на него, мы бы так и не научились делить многозначные числа на однозначные. Теперь нам нужно поработать самостоятельно.

438:3

792:6

Выходят к доске 2 ученика из 1 и 2 варианта.

Решают у доски самостоятельно. Остальные в тетради. После сверяют свои решения, находят ошибки, исправляют их.

146

132

Личностные: ребенок не боится допускать ошибки.

Регулятивные :у ученика сформирован внутренний план действий.

8 Включение в систему знаний и повторение

5 мин

Теперь открываем учебники на странице 12. Смотрим задачу под номером 7 (а).

С двух пальм собрали 152 банана, причем с первой пальмы собрали на 28 бананов больше, чем со второй. Сколько бананов собрали с каждой пальмы? (1 раз читает ученик, второй раз я)

(на доске дана схема, отвечаем на вопросы и добавляем к схеме числа)

О чем эта задача?

Что нам известно?

Что нам нужно найти?

Сколько действий в задаче?

Эта задача простая или составная?

Какое первое действие?

Кто-то один записывает у доски.

Какое второе действие?

Как мы это узнаем?

Кто решит второе действие у доски?

Что будем искать в третьем действии?

Как мы это узнаем?

Молодцы. Читаем еще раз вопрос задачи. Записываем ответ. 80 бананов собрали с первой пальмы и 62 банана со второй пальмы.

Читают и слушают.

О бананах

Всего собрали 152 банана. С первой на 28 больше.

Нужно найти сколько бананов собрали с каждой пальмы.

3 действия.

Составная.

Из 152 вычтем 28 и получим 124 банана было на двух пальмах поровну.

Узнаем, сколько бананов было на второй пальме.

124 разделим на 2.

Решают у доски и комментируют.

Сколько бананов было на первое пальме.

К 62 прибавим 28 получим 80 бананов на первой пальме.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

-ученик осознает то, что уже освоено и что еще подлежит освоению;

-перед тем как начать действовать, ученик определяет последовательность действий.

9. Рефлексия. Итог урока.

4 мин

Домашним заданием будет номер 7 под пунктом б. Запишете его на перемене.

Ребята, закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выход.

Давайте подведем итоги нашего увлекательного урока.

Какую цель мы ставили перед собой?

Достигли ли мы этой цели?

У вас на столах лежит картинка Емели. Если вам было все понятно на уроке, то раскрасьте его шапку зеленым цветом, если были затруднения, то желтым. Если вы ничего не поняли, то красным.

У кого шапка Емели получилась зеленая? Поднимите руки. Молодцы, ребята.

У кого желтая? Ребята, вам дома стоит немного потренироваться и тогда у вас все получится.

У кого красная? Ребята, когда сегодня придете домой, не забудьте повторить все то, что мы делали на уроке и, возможно, тогда тема будет более ясна.

Оставьте себе Емелю и когда у вас появится время, сможете разукрасить его полностью.

Спасибо за урок. Урок окончен.

Узнать, как делятся многозначные числа на однозначное число.

Да.

Личностные УУД: развитие у учащихся рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 4 класса по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное число".

Тема: Күбурынлы саннарны берурынлы санга тапкырлау. (Өй төзибез)Максаты: 1. Тапкырлау турындагы белемнәрен ныгыту....

УРОК МАТЕМАТИКИ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Т е м а: ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

УРОК МАТЕМАТИКИ  УМК «ШКОЛА РОССИИ»Т е м а: ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ ДЕЛЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХЧИСЕЛ НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО...

Конспект урока по математике "Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число"

Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначное число. 4 класс.  УМК "Школа России"...

Конспект урока математики «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление». 3 класс

Цель урока: Совершенствовать: навык письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное число.Задачи:  - закреплять умения и навыки умножения и деления многозначного числа на одноз...

Конспект урока по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. Закрепление».

Закрепляли  письменные приёмы умножения и деления многозначных  чисел на однозначные; закрепляли умение решать задачи на движение.             Развивали ...

Конспект урока по математике 4 класс "Школа России" Тема : «Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число».

Предмет: Математика            УМК: «Школа России»Класс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материалом...

Карточки для деления многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число)

Карточки для автоматического подбора примеров на деление многозначных чисел на однозначное число (двузначное число и трехзначное число).Для того, чтобы примеры поменялись необходимо в любой ячейке (же...