Урок математики во 2 А классе
методическая разработка по математике (2 класс)

Раимова Гульнара Наилевна

Урок математики во 2классе по теме:

«Закрепление. Письменных приёмов сложения и вычитания».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики во 2классе по теме: 

«Закрепление. Письменных приёмов сложения и вычитания».

Цель: повторить изученные  приёмы  сложения  и вычитания двузначных чисел, основанные на поразрядном вычитании и сложении, развивать вычислительные навыки учащихся, совершенствовать навыки по решению задач, развитие мыслительных операций, воспитание внимательного отношения к природе.

Развивающие цели: 

а) развитие собственно – психологических умений: умение слушать, адекватно воспринимать учебную информацию, запоминать увиденное;

б) развитие учебно – интеллектуальных умений: сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать гипотезу;

 в) развитие организационно -  познавательных умений: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, умение сотрудничать.

Воспитательные цели: воспитывать в детях  чувство товарищества, взаимопомощи, самостоятельности, внимательного отношения к природе, расширять кругозор, словарный запас, воображение.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методы:

- словесные (беседа, словесно – проблемный метод);

- наглядные (методы иллюстрации: слайдов, плакатов, схем);

- практические методы (решение задач, примеров);

- проблемно – поисковые (решение проблемы в виде мозговой атаки);

- метод формирования познавательного интереса (активизация внимания при повторении, эффект удивления).

Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование: макет глобуса, компьютер, мультимедийный проектор, плакаты, дидактический раздаточный материал, слайды.

Ход урока.

I этап. Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок. Мы будем познавать, измерять, исчислять, путешествую по нашей планете Земля. Я приглашаю в путешествие всех, кто настойчив, кто не боится цифр и вычислений и чей девиз:

(На слайде)    

Хочу всё знать.  

   (Дети читают хором.)

II этап. Актуализация знаний.

( На экране изображение Земли – вид из космоса.)

-А вот она и наша планета Земля. Такой её видят космонавты из космоса, такой (показываю на глобус) вы видите Землю на уроках в школе, а вот такую модель Земли сделали ребята, из нашей школы.

- И сегодня вам будет предложено много интересных заданий, после выполнения  которых наша планета превратится в цветущий сад.

III этап. Мотивационно – целевой.

- Мы отправляемся в наше путешествие, а на пути выполним задания.

Первое задание, которое поможет назвать тему урока.

35

33

73

14

23

Письменные

сложения

приёмы

и

вычитания.

- Посмотрите на ряд чисел.

-Что это за числа? (двузначные числа) Как одним словом назвать все записанные числа?

- Почему они двузначные?

- Прочитайте их.

- Расположите числа в порядке убывания (один ученик работает у доски).

- Назовите такое  двузначное число, в котором количество  десятков равно количеству единиц. (33)

- Назовите такие числа, в которых количество десятков больше количества единиц. (73, 40)

- Назовите такие числа, в которых количество десятков меньше количества единиц. (35, 14, 23)

- Назовите число, в котором сумма цифр равна 10. (73)

- Назовите цифру, которая чаще всего повторяется в этом ряду.

Определение темы урока.

-Вы смогли ответить на все мои вопросы. Пришло время открыть эти карточки. Прочитайте. Кто же назовёт тему урока? (Ученики называют тему урока, учитель определяет цель урока.)

Вы успешно справились с заданием. Молодцы! Вот и появился первый цветок. (На макет глобуса прикрепляется цветок, сделанный из бумаги.)

IV этап. Закрепление знаний.

а) Устный счёт.

  • Отправляемся в путешествие.

Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Задача на внимание.

  • Сколько в лесу растёт  хвойных  деревьев, если там 19 елей, 7 осин и 3 сосны.     (22 дерева)  

-Осина за день поглощает 60 л воды, а берёза на 30 л меньше. Сколько литров воды поглощает берёза?   (на 30 литров) А сколько вместе?

-Долго растёт ель – 35 лет и только тогда начинают появляться на ней плоды, а кедр даёт плоды, когда ему исполняется 100 лет. На сколько позже появляются плоды у кедра, чем у ели? (на 65 лет)

- Кедр растёт в нашей стране (показ слайда). Посмотрите.

-Так как вы решили все устные задачи, распустился ещё один цветок.

- Продолжаем устную работу.

Постоянным жителем зимних хвойных лесов является одна маленькая птичка. А кто она, вы узнаете, если выполните правильно следующее задание.

- Прочитайте. Что значит уменьшить на 4?

-Уменьши на 4: 29  75  40  33  18  

(Дети по одному выходят к доске и пишут мелом результат,                                                                                                                                          подставляют магнитные буквы по ключворду)

                           25   71   36  29  14          ключворд:

        к     л     ё    с    т               14-т                                    

        25-к            36-ё

                 29-с            71-л

(Показ слайда)

Посмотрите на эту птичку. Чем она необычна? Она единственная, кто выводит птенцов в самые сильные январские морозы, потому, что зимой в лесу много еловых и сосновых шишек.

-Молодцы! И снова распустился прекрасный цветок.

б) Решение задач.

- Птицы дороги нам как часть чудесной природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Как мы можем заботиться о птицах? А хотите узнать, чем питается, например, кукушка?

- Кукушка съедает за день 62 кузнечика и 24 гусеницы бабочки капустницы. Сколько всего насекомых съедает кукушка за день? (86 насекомых)

- Подскажите, как быстрее найти значение данного выражения: 62+24 (нужно записать его столбиком, так чтобы десятки были под десятками, а единицы под единицами). Кто хочет пойти к доске и объяснить решение данного выражения? (один ученик идёт к доске, на доске прочерчены клетки)

-Составление алгоритма решения примеров (каждая часть вывешивается на доску в виде солнечных лучей).

  • Итак, что же мы проговаривали  сначала? (Пишу…)
  • Затем: Складываю единицы …(а если это пример на вычитание?) Вычитаю единицы…
  • Потом: Складываю / Вычитаю десятки…
  • Читаю ответ…

- Вот вы сами составили алгоритм письменного сложения и вычитания.

И снова распустился цветок.

V этап. Физкультминутка.

-Вот и солнышко просыпаясь, посылает на Землю лучики тепла.

Спал цветок и вдруг проснулся-

(туловище вправо, влево)

больше спать не захотел.

(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

Вы хорошо справились и с этими упражнениями. Цветок.

в) Работа с дидактическим раздаточным материалом.

(Самостоятельная работа в парах.)

Но не только солнце дарит жизнь, но и вода. Продолжаем наше путешествие.

Облака, облака-

Облака кудрявые,

Целые, дырявые,

Лёгкие, воздушные,

Ветерку послушные.

(Карточки в форме облаков)

-Вот, что принесли нам облака. Это карточки с заданиями, которые вы будете выполнять в парах.

-Прочитайте задание. На какие две группы можно разделить данные выражения? (Сложение и вычитание.)

-Договоритесь между собой, кто какую группу примеров будет выполнять.

- С чего вы начнёте выполнять вычисления? Работаем по алгоритму.

          №1                                   №2                                    

82+15=97                          73+21=94        

57-23=34                           67-24=43                

17+32=49                         47-35=12

         

  • Как называется выражение, в котором стоит знак «+».
  • Как называется выражение, в котором стоит знак «-»

-Проверим ответы.

 Облака не только летают по небу, но заботятся о деревьях и цветах. Как они это делают? (дают им воду, необходимую для жизни)

Открываю на доске два облака: 

№1-ответы примеров на сложение: 

- Назовите самый большой ответ, который получился, самый маленький, оставшийся (вывешиваю капли с ответами).

№2-ответы примеров на вычитание: 

-Кто первый выполнит, записывает ответы маркером в каплях.

г) (Дополнительная индивидуальная работа.)

Это ребусы.

 Ребусы.

_  68         **        _75            68-34=34

    **         52          **            34+52=86          

    34         86          33            75-42=33        

 6*         _*8          3*        62+34=96        

  *4           2*          *3        48-22=26        

  96           26          49        36+13=49

2*          _*7           46        26+12=38

12            45           **        87-45=42        

*8            4*           59         46+13=59

Молодцы! Вы все справились с этим заданием, и усвоили изученные приёмы вычитания и сложения.

Распустился ещё один цветок.

  • Все капельки словно ожили. Посмотрите, какой у нас весёлый получился дождик! Всё живое на Земле нуждается в воде.

-На Земле много разных рек: больших и маленьких (слайды), все они куда-то бегут и впадают в моря и океаны.

-Продолжаем наше путешествие дальше.

д) Решение задачи с комментированием.

-Одним из необыкновенных обитателей морей и океанов является кит (слайды).

    Всего насчитывают около 30 видов китов. Все киты разных размеров. Давайте узнаем длину одного из них и решим задачу.

На стола : Длина туловища кита 14 метров, а длина его головы на 6 метров короче. Какова общая длина кита?

-Прочитайте вопрос задачи.

-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет) Почему? (Неизвестно какова длина головы.)

-Можем это узнать? (Да) Каким действием? (Вычитанием) Почему? (Потому что столько же, да на 6 меньше). Запишем первое действие. (Один ученик работает у доски).  

1)14-6=8(м)-длина головы.

-Можем теперь ответить на вопрос задачи? ( Да) Каким действием? (Сложением) Почему? (Находим сколько вместе) Запишем:

2)14+8=22(м)-общая длина кита.

-Запишите решение задачи выражением. Кто записал по другому?

 (Один ученик у доски)

 (14-6)+14=22(м)

-Ответили мы на вопрос задачи? (Да) Как запишем ответ? ( На доске записывает ученик)

-Теперь вы знаете, что кит может быть длиной 22 метра. Вот такой он большой.

С решением задачи вы справились. На нашем глобусе появляется цветок.

е)Решение задач.

(Самостоятельная работа)

-Мы побывали во многих уголках нашей планеты.

-Итак, что же на Земле самое прекрасное? Пение птиц? Шум волн? Бездонная голубизна неба? Нет на Земле ничего прекраснее и поэтичнее цветов.

- Что это за цветы?

  Решите самостоятельно задачи о цветах, записывая решение в столбик.

Задачи(для девочек): В парке посадили пионы и розы. Всего 35 цветов, из них 12 пионов. Сколько роз посадили в парке?(23 розы)

Задачи(для мальчиков): В саду росли тюльпаны, когда сорвали 15 тюльпанов, то их осталось 13. Сколько тюльпанов расло в саду?(28  тюльпанов)

 -Проверка: дети отвечают устно.

  • Эти цветы можно вырастить на школьной клумбе, которая имеет вот такую форму. (Показываю форму клумбы.) Назовите из каких фигур она состоит?

  • Выполните задание.

1 вариант: Сосчитайте из скольких треугольников состоит данная фигура.

2 вариант: Из скольких прямоугольников состоит данная фигура.

-Покажите на рисунке.

-Я вижу, что и самостоятельно вы умеете работать.

Поэтому  расцвёл снова цветок.

ж)  Письменное решение примеров с комментированием.

- Наше путешествие подходит к концу. И я предлагаю вам совершить прогулку по цветочной поляне.

(Звучит «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.)

-Посмотрите на цветы. Вы видите, что они не простые, а с заданиями.

-Кто уже догадался, что это за задания? (Круговые примеры.)

- Ваша задача  найти цветок с ответом 24. При этом читать выражения разными способами и записывать их столбиком.

32-11                +16            -25                +33                -21                

                               

-Молодцы, у вас неплохо получилось. Распустился цветок.

VI этап. Рефлексия.

  • Помните, что учиться, всегда пригодиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» (авт. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс , часть 2, урок 15)

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа»  Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Урок математики в 1 классе «Путешествие по стране математики» (урок-закрепление)

Урок математики в 1 классе«Путешествие по стране математики»(урок-закрепление)...