Предмет: математика |
Класс: 3 |
Тема урока: «Натуральная последовательность трехзначных чисел» |
Тип урока: открытие нового знания |
Содержательная цель: сформировать умение определять последующие числа при счете в пределах 1000, умение записывать трехзначное число, находить значения выражений, развитие устного счета. Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений применять на практике знания о порядке следования чисел при счете в пределах 1000. |
Форма проведения урока: комбинированный |
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная |
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, доска, проектор, карточки с заданием |
Используемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка), проблемный диалог, |
Ожидаемые результаты: | - читать и записывать трехзначные числа, называть их правильную последовательность в числовом ряду; -знать и понимать, что такое «трехзначное число»; -знать порядок следования чисел при счете в пределах 1000. |
| Познавательные: -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; -строить логические рассуждения; -анализировать, обобщать информацию, делать выводы; -ориентироваться в своей системе знаний; -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы; Регулятивные: -самостоятельно организовывать свое рабочее место; -настраивать себя на продуктивную работу; -оценивать результаты чужой деятельности, анализировать собственную работу; -понимать учебную задачу, удерживать е в процессе учебной деятельности; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности; -определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; Коммуникативные: -формировать умение адекватно оценивать работу других учеников; -формулировать ответы на вопросы; -оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию; -контролировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания; Личностные: -развивать личную ответственность за свое здоровье; |
Методические задачи урока: | Обучающая: расширить и закрепить представления о трехзначном числе. Развивающие: развивать умение логически мыслить, развивать внимательность и наблюдательность. Воспитательные: воспитывать аккуратность. |
Этап урока | Содержание урока, деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Предметные | Универсальные учебные действия |
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. Приветствует учеников. -Здравствуйте, ребята! -Желаю всем хорошего дня и отличного настроения. - Проверьте на столе должны быть учебник, тетрадь, пенал и дневник. Садитесь. | Слушают учителя. Проверяют предметы на парте. |
| Р: - самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- настраивать себя на продуктивную работу.
|
2. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Создает условия для актуализации знаний, применения имеющегося опыта, проводит опрос по пройденному материалу. -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа. Проведем игру. Обратите внимание на доску. Здесь представлены числа, а ниже записаны действия, которые вы должны последовательно провести с каждым числом. 48: 2 *2 : 3= 80:10 : 2 * 5= 36: 3 : 2 * 5= 30: 3 * 3 :15= Ответы записываем в тетради в строчку через клеточку. Действия с первым числом будет выполнять…(ученик у доски), со вторым (другой ученик) и т.д. -Далее мы выполним устный счет внимание на доску. Решаем по цепочки. 63:9+23:6*7+15= 21:3*4+4:4+6= 18+6:4*7-7:5= -Ребята, скажите, какое лишнее число в этом ряду чисел? 123, 22, 43, 56
-А почему оно лишнее? -Все верно! -Какие разряды у трехзначных чисел? | Выполняют задание, вспоминают правила счета.
-16 -20 -30 -2
-50 -14 -7 -123 -Оно трехзначное -сотни, десятки, единицы | Уметь выполнять операции умножения, деления, вычитания и сложения чисел в пределах 100. Знать, что такое трехзначное число и его разряды.
| П.: - уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках;
К.: - формировать умение адекватно оценивать работу других учеников;
Р.: - оценивать результаты чужой деятельности, анализировать собственную работу.
|
3. Этап выявления места и причины затруднения; | Организует ситуацию формулирования цели и темы. -Ребята, как мы получаем каждое следующее число при счёте? -Давайте запишем число 123. -Сколько в нём сотен? -Сколько десятков? -Сколько единиц? -Назовите число предыдущее (ста двадцати трем)123, следующее за числом 123? -Назовите соседей числа 149 (ста сорока девяти)?
-Ребята, с какими числами мы сейчас работали?
-Ребята, о чём мы сегодня будем говорить?
-Какие цели поставим на урок?
|
-прибавляем единицу. Записывают число 123. -сотен – 1. -десятков – 2. -единиц – 3.
-предыдущее – 122, следующее – 124.
-148 и 150. - с трехзначными числами. -будем говорить о трехзначных числах и их последовательности. -цель – научиться называть правильную последовательность трехзначных чисел, записывать их. | Умеют называть соседей чисел. Умеют определять разряды трехзначных чисел. | П: - строить логические рассуждения;
Р.: - понимать учебную задачу, удерживать е в процессе учебной деятельности;
К.: - формулировать ответы на вопросы;
- оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию.
|
4. Этап построения проекта выхода из затруднения | Формулирует цель урока, знакомит с планом урока. -Итак, чтобы добиться нашей цели, научиться называть правильную последовательность трехзначных чисел, записывать их, давайте составим план нашей работы. Чему мы научимся? Что будем делать на уроке?
| Отвечают на вопросы учителя. Научимся читать трехзначные числа. Определять их место в числовом ряду. Научиться записывать их. |
| Р.: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
|
5. Этап реализации построенного проекта. | Организует работу по учебнику. Организует построение проекта выхода из затруднений. В ряду трехзначных чисел, так же как и в ряду однозначных и в ряду двухзначных, есть первое – самое наименьшее число, и есть последнее – наибольшее число. Посмотрите на слайд, в указанных рядах чисел определите наименьшее и наибольшее числа: 1, 2, 3, …, 7, 8, 9. 10, 11, 12, …, 97, 98, 99. 100, 101, 102, …, 997, 998, 999.
-Давайте все вместе в обратной последовательности назовем числа от 875 до 870. -Назовите наименьшее трехзначное число. -Хорошо, запомните его, сейчас мы с ним поработаем. -Откройте учебники на стр. 46 -Прочитайте правило и расскажите, как получается каждое следующее число при счёте? (Присчитываем по одному, начиная с числа 100: 101, 102, 103, …) -Давайте вернемся к числу 100. -Присчитываем по одному, начиная с числа 100. Какое число получается? -Присчитываем по одному к предыдущему. -Дальше? -Давайте теперь отсчитаем по одному от предыдущего. Какое число будет, если от 102 отнять единицу? -Давайте выполним №1. Прочитайте задание. Итак, как вы думаете, какие числа необходимо вставить? Выполним устно. 1). 196, 197, 198, 199, 200, 201, 202, 203; По какой закономерности вы вставили именно такие числа? 2). 903, 902, 901, 900, 899, 898, 897, 896. Как здесь вы вставляли пропущенные числа?
| Отвечают на вопросы учителя. Работают по учебнику. - 1 – наименьшее, 9 – наибольшее; 10 – наим., 99 – наибольш.; 100наим., 999 – наиб. -875, 874, 873, 872, 871, 870 - 100 Открывают учебники. Читают правило. - присчитываем по одному, начиная с числа 100. -101 -102 -103
-101 Читают задание. Решают. - присчитывали по одному к предыдущему.
-отсчитывали по одному от предыдущего.
|
| П.: - анализировать, обобщать информацию, делать выводы;
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
К.: - формулировать ответы на вопросы.
|
5.Физкультминутка | Организует физкульт минутку и следит за правильностью ее выполнения. -Давайте встанем, отдохнем немного. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, 2, 3! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Выполнение определённых движений.
|
| Л: · - развивать личную ответственность за свое здоровье;
|
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Ребята, №2 выполните самостоятельно в тетрадях по вариантам, потом проверим. -Первый вариант выполняет первые 2 столбика, а второй вариант следующие 2 столбика. (два ученика у доски) 1 вариант 319 +1 = 760 – 1 = 940 – 1 = 439 + 1 = 2 вариант 509 + 1 = 690 – 1 = 800 – 1 = 299 + 1 = Проверяем.
Ребята, посмотрите №4. Прочитайте задачу.
-О чём в ней говорится? Что нам известно?
-Все ли данные у нас есть? Что нужно сделать? -Какие числа можно подобрать? Давайте, например, 20 р. –шапки, 15 р. – шарфы. -Что нужно найти?
-Составим краткую запись. Один ученик выходит к доске.
-Итак, можем ли мы ответить на вопрос задачи? Как? Что на что надо умножить? Смотрите на схему.
-Можем ли мы составить выражение? Как?
-Скажите, можно ли решить задачу другим способом? Следующий человек к доске, решит задачу вторым способом. Хорошо, запишите ответ.
-Смотрим на упражнение 3. Прочитайте задание. -Сколько всего квадратных сантиметров в 4 дм2? 5 дм2? 4 дм2 и 5 см2? -Ребята, а сколько квадратных сантиметров в 1 дм2? -Следующее упражнение 6. Внимательно на него посмотрите. Что нам здесь нужно сделать?
а | 12 | 11 | 10 | 9 |
| в | 32 | 48 | 56 | 64 | а · 8 |
|
|
|
| в : 8 |
|
|
|
|
-Задание выполним по цепочке. Начинаем с первого ряда.
| Слушают задание учителя. Выполняют задание по вариантам. Два ученика у доски. 1 вариант 319 +1 = 320 760 – 1 = 759 940 – 1 = 939 439 + 1 = 440 2 вариант 509 + 1 = 510 690 – 1 = 689 800 – 1 = 799 299 + 1 = 300 Смотрят №4, читают задачу. -купили 3 шапки и столько же шарфов. - неизвестно, сколько рублей стоило 3 шапки и 3 шарфа -нужно найти стоимость трех шапок и стоимость трех шарфов, затем стоимость всей покупки. Записывает краткую запись (цена, кол-во, стоимость) 3 шап. - по 20 руб. 3 шарф. – по 15 руб. -да. 1. 20 * 3 = 60 (руб.) – стоят шапки 2. 15 * 3= 45 (руб.) – стоят шарфы 3. 60 + 45 = 105 (руб.) – стоимость покупки Ответ: 105 рублей. Отвечают: да. (20 * 3) + (15* 3) = 105 рублей. - да.
2 способ (20+15)*3 = 105 (руб.) – стоимость покупки Ответ: 105 рублей.
1 дм2 = 100 см2
-Нам известно какие числа под буквой а и в, нужно подставить значение а и в в выражение ниже и решить | Умеют применять на практике знания о порядке следования чисел.
| П.: - ориентироваться в своей системе знаний;
Р.: - принимать и сохранять учебную задачу;
К.: - формулировать ответы на вопросы;
- оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию.
|
7.Этап включения в систему знаний и повторения | Организовывает работу учащихся. -Слушайте внимательно и. записывайте в тетрадь. Кто сделал поднимают глазки на меня и ставят руку на локоток так я увижу, что вы готовы. -Запишите число, которое на 1 меньше числа 540. -Запишите число, которое при счете называют перед числом 580. -Запишите число, в котором четыре сотни и восемь десятков. -Запишите пропущенное число: 281, …, 279. -На сколько число 439 меньше, чем 440? -Запишите число, которое при счете называют сразу за числом 599. -Проверьте такие ли у вас получились числа 539, 579, 480, 280, на 1, 600? -После ответов напишите сколько у вас правильных. | Внимательно слушают. Записывают в тетради.
-539 -579
-480
-280 -На 1 -600
Выполняют самопроверку | Умеют правильно использовать математическую речь при решении учебной задачи. | П.: - уметь ориентироваться в своей системе знаний;
Р.: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
К.: - контролировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания.
|
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Организует рефлексию. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
-Итак, ребята, давайте подведём итог урока. -С какими числами мы с вами сегодня работали. -Назовите наименьшее и наибольшее трехзначное число -Как вы думаете, вы справились со всеми поставленными задачами? Как звучала цель? Мы достигли ее? …- хорошо сегодня работали на уроке, я бы поставила им пятерки, молодцы. Д/з: №4 (2 способ), №9 стр.46 *Задание дополнительно: РТ стр.41 №2.
| Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат работы на уроке. -с трехзначными - 100 и 999
|
| П.: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы;
К.: - оформлять мысли в устной форме.
|