Тема урока: Решение задач на проценты (урок обобщения)
Цель урока: закрепление практических навыков решения задач на проценты и формирование навыков при решении реальных жизненных задач.
Результаты урока:
Предметные результаты:
- знать: определение понятия «проценты»
- уметь: в процессе реальной ситуации использовать понятие процента; решать задачи на проценты Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности - коммуникативные УУД: формировать коммуникативную компетенцию учащихся; - познавательные УУД: : уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; - личностные УУД: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Личностные результаты: Этап урока | Формы работы
| Деятельность
| Ведущие УУД
| Предметные результаты
| Личностные результаты
| I. Мотивационный | Фронтальная | Учитель: Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Рассмотрим следующую задачу: Учитель подводит итоги успеваемости за четверть по математики. В 4а 13 учеников учатся на отлично и хорошо, а в 4б -12, но в 4а- 25 учеников, а в 4б -27 учеников. Как выяснить какой класс лучше учится? - Ответить на этот вопрос помогут проценты. Если мы выразим количество учащихся в процентах, ответ будет ясен. - Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Кроме того, полученные знания на уроках математики, помогут вам в дальнейшем при решении задач по химии, физике, биологии. А также при сдаче экзамена ЕГЭ. Сегодня вы будете работать в роли продавцов, высчитывающих скидку покупателю; в роли классного руководителя; в роли бухгалтера, начисляющего заработную плату сотруднику. Тема нашего урока: Решение задач на проценты. Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных ситуациях.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе
| Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | Совершенствовать умение решать задачи на проценты | Личностные: самоопределение. | II. Ориентировочный | Групповая | Учитель: организация и контроль за процессом решения задач. Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. 1. Классный руководитель – завуч школы. 1) В классе 25 учеников, 10 из них учатся на “4” и “5”. Какой процент учащихся закончили четверть на“4” и “5”? 2) 12 учеников посещают спортивные секции, 13 учеников посещают различные кружки. Какой процент учащихся посещают спортивные секции, кружки? 2. Продавец -покупатель. Ученики в парах вычисляют скидку на два, заранее определенных, товара, и стоимость покупки. Товар: скидка на данный товар: Шуба - 38 500 рублей 14 % Сапоги – 7 800 рублей 10% Шапка - 2 200 рублей 8 % Спортивный костюм - 3 200 рублей 11 % Кроссовки – 1 850 рублей. 5 % 3. Бухгалтер – сотрудник фирмы. Ставка сотрудника – 13 500 рублей. Доплата за совмещение обязанностей – 60 % Доплата на транспорт 10% Какова заработная плата сотрудника? Прибавить к ней 45% от начисленной суммы – премия. И вычесть 13% налоги. Какую сумму получит сотрудник?
Учащиеся: Работают в группах над поставленными задачами. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата | Умение решить задачи на проценты при реальных ситуациях. В процессе реальной ситуации использовать понятие процента; решать задачи на проценты.
| Личностные: формирование готовности к самообразованию | III. Исполнительский | Фронтальная, групповая | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. Устный счет: 0,12 1,03 0,5 0,26 0,004 73% 28% 60% 97% 142% Задание: в первой строке замените десятичные дроби процентами, а во второй строке проценты замените десятичными дробями. Давайте вспомним основные задачи на проценты. а) как найти процент от числа; Найдите: 28% от 25 Решение: 28% = 0,28 25 ⋅ 0,28 =7 б) как найти по проценту целую величину; Найдите: число, 6% которого равны 18. Решение: 6% = 0,06 18 : 0,06 =300. в) как найти процентное соотношение одного числа от другого. Сколько процентов составляет 15 от 60? Решение: 15 : 60 ⋅ 100% = 25%.
У учащиеся: Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся устно выполняют предложенные задания. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Развивать умение переводить десятичные дроби в проценты и обратно; решать различные задачи на проценты. | Личностные: формирование позитивной самооценки | IV.Контрольный
| Фронтальная
| Учитель: Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Учащиеся: анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. По окончании работы защищают свою задачу.
| Коммуникативные, регулятивные
| Проверить уровень усвоения решение задач на проценты. Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
| Личностные: формирование позитивной самооценки
| IV. Рефлексивный
| Фронтальная
| Учитель: Подводит итоги работы групп и класса в целом. Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Учащимся предлагается обсудить работу в группах и выставить оценки.
Учащиеся: обсуждают работу групп и выставляют оценки. Оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
| Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
| Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
|