Технологическая карта урока математики во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс)

Яшпатрова Любовь Петровна

Технологическая карта урока математики во 2 классе

Урок математики "Переместительное свойство умножения "

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Урок разработан в соответствии с содержанием программы по математике во 2 классе (УМК "Школа России"). 

Тема урока: “ Переместительное свойство умножения ” 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_vo_2_klasse.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики во 2 классе

Урок математики "Переместительное свойство умножения "

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по математике во 2 классе (УМК "Школа России"). 
Тема урока: “ Переместительное свойство умножения ” 

Обучающие цели: 
- Знакомство учащихся с переместительным свойством умножения;  формирование умения применять его на практике; закрепление смысла умножения;

 - Развитие вычислительных навыков, мыслительных операций сравнения, классификации;

 - Воспитание интереса к изучению предмета, формирование умений работать в группах.

Формирование УУД:

- Личностных: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивных: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативных: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательных: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: урок объяснения нового материала. 
Технологии: игровая, деятельностного подхода, проблемно-диалогического обучения, информационно-коммуникационная.

Методы: 
• наглядный 
• словесный 
• репродуктивный 
• частично-поисковый 

проблемно-исследовательский
Формы организации урока: 
• индивидуальная 
• фронтальная 
• парная 

• в группах
Оборудование: 
• презентация к уроку.  электронные физкультминутки, ЭОР

  • алгоритм самооценки

      Методической особенностью урока, является использование проблемно-исследовательского метода. Важно то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. 
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом учителя, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. 

Тема

«Переместительное свойство умножения».

Цели

- Знакомство  учащихся с переместительным свойством умножения;  формирование умения применять его на практике; закрепление смысла умножения;

 - Развитие вычислительных навыков, мыслительных операций сравнения, классификации;

 - Воспитание интереса к изучению предмета, формирование умений работать в группах.

Формирование УУД:

- Личностных: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивных: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируе

мый результат

Предметные: Понимать, что такое «переместительное свойство умножения». Закрепить смысл умножения. Уметь решать текстовые задачи.  Уметь решать комбинаторные задачи на установление числа пар, составленных из элементов двух множеств. Нахождение целого или частей, читать математические выражения, неравенства, равенства.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Понятия:

- пропедевтическая работа с понятием деление (на равные части и по содержанию)

Ресурсы:

-основные

-дополни

тельные

- М.И.Моро, М.А.Батова Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 2. Стр. 56

- презентация «Переместительное свойство  умножения»

- тетрадь

- электронные физкультминутки, ЭОР

- алгоритм самооценки

Организация прост ранства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формирование УУД

I этап.  Организационный момент.

Цель:  -активизация учащихся.

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их. 

Слушают и смотрят слайд с данным этапом.

            Проводит инструктаж, настраивает детей на работу. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

  Эмоциональный настрой на урок.

              Дети, вам повезло? (Да!)

              В классе светло? (Да!)

              Прозвенел уже звонок? (Да!)

              Уже закончился урок? (Нет!)

              Только начался урок? (Да!)

              Хотите учиться? (Да!)

              Значит можно всем садиться!

- Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

  Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

                    Знайка – математик в гостях у нас.

                    Значит с новой темой познакомится класс.

                    Сегодня мы откроем без сомнения

                    Очень нужное для нас свойство умножения.

                    Будьте все внимательны, активны и старательны.

- Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, потому что мы отправимся с вами в путешествие на корабле.(Слайд)

I этап.  Организационный момент.

 Уметь совместно договариваться о правилах поведения и

общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое

от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II этап. Актуализация знаний.

Цель –

- организация актуализации умений задачи на нахождение целого или частей;

- организация выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организация фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

Работают с информацией.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов,

Формулируют

собственное мнение и аргументируют  его.

Дети самостоятельно работают

Слушают и смотрят слайд с содержанием данного этапа

урока.

.

Организует фронтальную работу,  предлагает задания для отработки устных вычислений, на знание состава чисел, на развитие логического мышления, обобщение актуализированных знаний;

включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Организует работу обеспечивает

контроль за выполнением

задания.

Организует индивидуальную работу

Устный счёт

Фронтальная работа

1. Запишите сегодняшнее число.

      - Что вы можете сказать о числе 16?  ( Натуральное, двузначное, чётное, состоит из 1 дес. и 6 ед., количество десятков на 5 меньше, чем количество единиц, а количество единиц  на 5 больше, чем десятков, в натуральном ряду стоит после числа 15 и перед числом 17, сумма цифр равна 7.)

      - Как получить число 16 с помощью двух одинаковых слагаемых?

      - Можно заменить сложение умножением? Почему?

      - Прочитайте выражение разными способами.

      - Что обозначает каждый множитель в записи числа?

2. Прочитайте слова: слагаемое, множитель, значение произведения, слагаемое, множитель, значение суммы.

     - Кто мне поможет разделить эти слова на группы?   (I – компоненты действия сложения, II – компоненты действия умножения)

3. Математический диктант (Устный)

    - Сколько будет, если по 4 взять 3 раза (12)

    - Какое слагаемое надо взять 3 раза, чтобы получилось число 12?

    -Число, которое можно представить в виде суммы 5 одинаковых слагаемых, каждое из которых равно 10?

    - Сколько раз по 5 входит в число 10 (2 раза)

    - У попугая 2 лапки. Сколько лапок у 7 попугаев? (14)

    - Обезьяна за завтраком съела 3 банана. Сколько бананов съели 6 обезьянок? (18)

    - Сколько ушей у 4 поросят?

    - Сколько лапок у трёх котят?

4.  На пути – Остров обезьян. Хозяйка острова просит помочь ее подругам:

  3 веселые подружки,

  Обезьян – хохотушки

  Собрались купить игрушки.

  Чтобы было чем играть,

  Игрушек нужно им по 5.

  Посчитай игрушки

  Малышам – хохотушкам.

(5 х 3=15)

  5.  Рассмотрите записи. Как можно их назвать?

    12 + 12 +12 + 12 + 12         33 + 33 + 33 + 33          а + а + а (суммы)

   - Можно ли заменить действие сложение умножением? Почему?

   (Да. Потому что везде действие сложение и слагаемые одинаковые)

Индивидуальная работа

   - Замените сложение умножением. (1 человек у доски)

  - Что показывает 1 множитель? 2 множитель? ( Какое слагаемое мы берём. Сколько раз мы берём это слагаемое.)

 -  Как можно назвать числовые выражения, которые я записала?

      6 · 2             4 · 5             7 · 3             ( Это произведения.)

  - Прочитайте разными способами

 ( 6 умножить на 2, по 6 взять 2 раза, шестью два,

 1 множитель – 6, 2 множитель – 2, произведение чисел 6 и 2.)

  - Найдите значения данных произведений. С помощью какого действия мы будем находить? (С помощью сложения.)  (1 человек работает у доски)

- Что показывает 1 множитель? 2 множитель?

 (Какое слагаемое мы берём. Сколько раз мы берём это слагаемое.)

-  Посмотрите на данные выражения. Кто догадался, какое задание надо выполнить?

       2 + 7 … 7 + 2                 2 · 7 …  7 · 2

       9 + 3 … 3 + 9                 9 · 3 …  3 · 9

 (Надо сравнить и поставить знак  >,  <  или   = .)

 - Рассмотрим 1 столбик. Можно ли сравнить не находя значения выражений? Каким свойством сложения мы воспользуемся?

- Рассмотрим 2 столбик. Чем отличаются выражения во втором столбике?

- Можем ли мы не считая, сравнить произведения?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

III этап. Постановка проблемы

Цель – формирование умения делать первоначальное предположение о том, что произведение не зависит от перестановки множителей

Участвуют в исследовательской практической работе  

Работают в команде

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают  в группе).

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

.

Организует практическую исследовательскую работу, работу  в группах,

обеспечивает

контроль за выполнением

задания. Оценивает правиль

ность выпол нения заданий.

Включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

Работа в парах и группах  Карточка с заданием.

- Что нам нужно сделать? (Доказать, что переместительное свойство можно применять и при умножении)

Тема нашего урока «Переместительное свойство умножения».

- Какие цели мы поставим?

 1. Свойство   (вывести переместительное свойство умножения)

 2. Формула    (замоделировать)

 3. Закрепить  

Начнём сначала. Сформулировать переместительное свойство умножения:

- вы можете прочитать в учебнике.

- я могу вам рассказать

- или вы будете работать в группе и выведите сами?

- Чтобы ответить на поставленный вопрос, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, уметь оформлять свои мысли в правильный ответ, и тогда найдем правильное решение вопроса.

Работа в парах и группах

Задание № 1, с. 55.

Работа с текстом учебника со знаком ?!

По окончании работы группы отчитываются о проведённом исследовании.

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (Познавательные УДД)

IV этап.

 «Открытие детьми нового знания.

Цель – формирование умения

1) делать вывод о том, что площадь прямоугольника можно найти действием умножения; 2) проверять свои предположения о том, что произведение не зависит от порядка множителей, находя площадь прямоугольника пересчётом единичных квадратов и заменой сумм произведениями

.

V.  Первичное закрепление.

1)найти значе ние выражений, сначала опира ясь на сформули рованное свойст во, а затем путём вычисле ний (заменяя произведения суммами);

2) развивать математическую речь и логичес кое мышление, строя цепочки умозаключений.

VI. Физкультминутка

VI. Самостоя тельная работа

VII. Система тизация и повторение ранее изученного.

VIII. Рефлексия деятельности.  Цели: зафиксировать новое содержание урока;

- подвести итог проделанной работе на уроке.

IX. Домашняя работа(включает инвариант и вариант)

Работают с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Выполняют задания

Выполняют движения, мо билизуют си лу и энергию

Самостоятельное применение получен ной информации. Выполняют самопроверку по эталону.

Выполняют задания

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока

Формулируют конечный ре зультат своей работы на уро ке.

Записывают задание, задают вопросы

 

Проводит инструктаж обучающихся.

Организует выступление групп, обмен мнениями

Организует усвоение учениками нового способа действия

Работа в парах и группах

Всю работу в группах построим по плану:

1.Найдите значения левой и правой части с помощью сложения.

       2 · 7 = _______________________                        7 · 2 = ____________________

2. Изменилось ли значение произведения?

3. Какой вывод можно сделать?

 

- Ответили мы на первый пункт плана? Поставим +

- Выведем переместительное свойство в буквенном выражении, записав латинскими буквами.

Обсуждение в группах.

Формула

- Ответили мы на второй пункт плана? +

- Запишите формулу в тетрадь и обведите в рамочку.

№ 2, с. 55

Задание № 3, с. 55

( самостоятельная работа)

Работа с текстом учебника в оранжевой рамке

Парно-групповая работа

Задание № 4, с. 55

Организует физкультминутку

Давайте потихоньку встанем. Смотрите на слайд и повторяйте движения (Звучит музыка.)

Организует выполнение сам. работы, самопроверку по этало ну,  работу над ошибками, самооценку

Самостоятельная работа  

1в.

5 · 6 = 30        2 · 36 = 72

6 · 5 =___       36 · 2 =___

4 · 6 =___        5 · 7 =___

2в.

3 · 8 = 24         16 · 4 = 64

8 · 3 =___        4 · 16 =___

3 · 7 =___        5 · 9 =___

- Поменяйтесь листочками. Проверьте.         

- Если всё правильно, поставьте 5..

а) задание №5 а, с. 55, (фронтальная работа)

б) Вычислите с объяснением и проверкой. Задание № 5, с. 55

- Что нового узнали на уроке?

- Где будем использовать новое свойство умножения?

- Какие правила нужно соблюдать на водоёмах?

Организует рефлексию

Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности.

- Возьмите светофоры и раскрасьте (зажгите свет  

Зелёным цветом – если на  уроке вам было всё понятно и вы сможете объяснить другому. Жёлтым – если вы всё поняли, но объяснить другому затрудняетесь

Красным – если поняли, но нужна помощь. Поднимите светофоры.

Все работали замечательно. Отдыхайте и спасибо за урок.

Формулирует и объясняет домашнее задание

С. 55 № 6  

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке 

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

 

Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

(Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

Способность к самооцнке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...