Технологическая карта урока "Число 0. Действия с нулем"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кузьменко Елена Анатольевна

Урок разработан для обучающихся с ЗПР и ОВЗ. Программа 6.2. Второй год обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Число 0. Действия с нулем

Тип: урок повторения

Цель: повторить полученные знания о числе и цифре 0.

Задачи урока:

  • восстановить знания о числе и цифре 0;
  • определить место нуля в числовом ряду;
  • повторить особенности сложения и вычитания с числом 0;
  • совершенствовать умение сравнивать числа, составлять рассказ по серии  рисунков;
  • воспитывать чувство ответственности за собственную деятельность;
  • пробуждать интерес к родному городу.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать место числа 0 в числовом ряду;
  • уметь выполнять вычисления с числом 0;
  • уметь сравнивать и упорядочивать числа в пределах 10;
  • составлять математический рассказ по серии рисунков.

Метапредметные:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя;
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • фиксировать в конце урока удовлетворение/неудовлетворение своей работой с помощью графических символов;
  • понимать и выполнять несложные обобщения.

Личностные:

  • осознавать личную ответственность за успешность в учебной деятельности;
  • ответственное отношение к урокам математики.

Ресурсы урока: учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова 1 часть, презентация, счетный материал, карточка с примерами для обучающихся

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников и гостей, выясняет, с каким настроением дети начинают урок, делится своим хорошим настроением с каждым обучающимся.

Высказывает пожелание:

- Я желаю, чтоб для всех на урок пришел успех.

- Ребята, а какие качества помогут вам быть успешным на уроке?

Приветствуют учителя. Делятся своим настроением

Высказывают свои предположения.

Актуализация необходимых знаний, постановка цели  и задач урока  

1. Организует игру «Веришь  - не веришь» (Слайд 5)

- Правда ли, что сегодня четверг?

- Верите ли вы, что на слайде есть соседи числа 7?

- Что действие сложения обозначается знаком «+»?

- Правда ли, что среди данных чисел есть слагаемые числа 5?

- Верите ли вы, что если к числу прибавить 1, то получится предыдущее число?

- Правда ли, что на слайде есть соседи числа 4?

Учитель открывает ответы.

2. Предлагает послушать стихотворение и посчитать зверят:

3 волчонка, 5 ежат

Ходят вместе в детский сад.

Посчитай-ка поскорей,

Сколько их в саду зверей?

- Кто был в детском саду?

- Положите на парту столько зеленых кругов, сколько было волчат; столько красных, сколько было ежат.

- Пришли мамы и забрали всех ежат. Покажите это на парте.

- Потом пришли мамы волчат и забрали всех волчат.

- Сколько зверят осталось в саду?

- Как можно сказать это по-другому?

- Как вы думаете, какому числу будет посвящен наш урок?

- Вы уже знакомились в прошлом году с числом и цифрой 0. Как вы думаете, есть ли что-нибудь еще, что вам не знакомо?

Учитель уточняет цели урока (Слайд 6)

Выкладывают на парту зеленый кружок, если согласны с утверждением, красный, если не согласны, желтый, если не знают, что сказать.

Проверяют свою работу.

Слушают стихотворение, показывают ответ.

Работают со счетным материалом.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока с помощью учителя.

Высказывают свои предположения.

Принимают учебную задачу.

Работа по теме урока

1. Работа с учебником

Учитель предлагает открыть учебник на стр. 70.

- Как быстро открыть учебник?

Предлагает прочитать молча задание № 1.

- Что нужно сделать?

- Предлагает прочитать равенства, подобрать равенство к картинке, составить рассказ по двум другим равенствам.

№ 2. Составление рассказа по рисункам, сравнение чисел.

Предлагает записать в тетрадь неравенство 0 < 1.

2. Предлагает определить место числа 0 в числовом ряду (Слайд 7).

Ставит проблемный вопрос:

- Если 0 даже меньше 1,  обозначает «нисколько», может быть он и не нужен вовсе? Может, это какая-то пустяковая цифра, без которой легко обойтись?

Слушает ответы обучающихся, подводит итог:

- Нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа, а если он встанет справа, число сразу увеличивается в 10 раз.

Предлагает прочитать числа на слайде.

- Где мы в жизни встречаем с цифрой 0 слева от числа? Что обозначают эти числа? (Поясняет, в случае затруднений).

3. Итак, мы выяснили, что 0 – очень нужное число. Во многих столицах мира есть особый знак, который находится в центре города и называется «Нулевой километр». От этого знака раньше отсчитывали все расстояния в стране.

- А наш Санкт-Петербург был когда-нибудь столицей России?

- Да, и в гашем городе тоже есть такой знак (Слайд 8). Он находится на Почтамптской улице, не очень далеко от Исаакиевского собора, в котором мы вчера были.

- А Венгрии есть даже единственный в мире памятник нулю (Слайд 9).

Читают задание, выполняют фронтально.

Составляют рассказы, сравнивают числа, записывают в тетрадь.

Высказывают свои предположения.

Высказывают и аргументируют свои предположения.

Пробуют прочитать числа с нулями.

Слушают учителя.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

4. Предлагает расположить данные числа в порядке возрастания, убывания (Слайд 10).

Организует проверку.

5. Учитель предлагает рассмотреть рисунок на стр.72.

3 + 0 = 3    А если к 4 + 0 =? А к 10 + 0 =?

- Сформулируйте общее правило  (Слайд 11).

- Если поменять слагаемые местами?

- Сформулируйте правила вычитания.

6. Предлагает выполнить работу на карточке, затем проверить свою работу самостоятельно (Слайды 12-13).

7. Устная работа:

- Сколько груш может вырасти на яблоне?

- Таня пошла в лес за грибами, но вернулась с пустой корзинкой. Сколько грибов нашла Маша?

- Во двор прилетели 5 коршунов и 4 орла. Сколько кур гуляло во дворе?

- Зачем на уроке математики задают такие вопросы?

Записывают числа в тетрадь.

Рассматривают рисунок, вспоминают правила сложения и вычитания, формулируют правила.

Решают примеры, проверяют свою работу самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Рефлексия

Предлагает каждому вытащить из коробки вопрос и ответить на него.

- Что хотели повторить на уроке?

- Какая тема урока?

- Назови правила сложения с числом 0.

- Назови правила вычитания с числом 0.

Вопрос ко всем:

- Что вы уже знали до сегодняшнего урока, а что было для вас новым?

Учитель предлагает вспомнить задания, выполненные на уроке и оценить свою работу на уроке с помощью графических символов (Слайд 14).

Довольны ли вы своей работой?

Оценивают свою работу на уроке.

Домашнее задание

1. Подумать, бывают ли числа меньше 0 и, если да, то где их можно встретить?

2. Подумать, что обозначают выражения «ноль внимания», «начинать с нуля», «ноль без палочки» (Слайд 15).

Знакомятся с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Порядок выполнения действий. Скобки"

Технологическая карта "Порядок выполнения действий. Скобки"...

Технологическая карта урока математики «Деление вида нуля на число» 3 класс УМК Школа России М.И.Моро

Цель урока: формирование знаний о приёме деления нуля на число Задачи урока Дидактические:Научить делить ноль на число;Закрепить правила умножения на 1 и на 0;Развивающие:Развивать лог...

Технологическая карта урока математики«Умножение на нуль»( УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Умножение на нуль» Тип урока:  «открытие нового знания»Цель урока:  развитие умений применять правило умножения числа на нуль;Задачи урокаДидактическ...

Технологическая карта урока информатики «Действия предметов. Последовательность действий. Текстовый редактор WordPad» (УМК Горячев А.В.)(2 класс)

Цель урока: формирование понятия действия предметов, последовательность действий, создание условий для работы в текстовом редакторе с помощью мыши, с использованием начертаний текста и изменения цвета...

Технологическая карта урока информатики «Действия предметов. Последовательность. Третий лишний» (УМК Горячев А.В.)(1 класс)

Цель урока: формирование понятий «действия предметов, последовательность, третий лишний», создание условий для решения заданий «последовательность, третий лишний».Задачи урокаД...

Технологическая карта урока по математике "Деление нуля на число" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: знакомство обучающихся с приемом деления нуля на число.Задачи урока:Дидактические:1 познакомить обучающихся с приемом деления нуля на число;2 обобщить и систематизировать знания о таблице ...

Технологическая карта урока математики "Действия с величинами. Повторение" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Тип урока: рефлексииЦель урока: совершенствование умений переводить одни единицы величин в другие, складывать, вычитать и сравнивать величины, умножать величину на число, решать задачи.Задачи урока:Ди...