Тема урока: «Решение логических задач с помощью таблиц» | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Цель урока: Знакомство обучающихся с табличным способом решения логических задач. Задачи урока: - формировать у обучающихся умение решать логические задачи табличным способом;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать навыки сознательного усвоения материала обучающимися с применением полученных знаний на практике.
|
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; - моделировать с помощью схематических рисунков решение текстовых задач.
| Регулятивные: - формировать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя; - удерживать цель деятельности до получения её результата.
Познавательные: - проводить классификацию изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию); - устанавливать причинно-следственные связи в условиях работы с таблицей.
Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке; - способность формулировать своё мнение; - умение воспринимать различные точки зрения.
|
- формирование представлений о причинах успехов в учёбе; - развитие положительного отношения к изучению математики.
|
Межпредметные связи: окружающий мир, информатика. |
Образовательные ресурсы к уроку: интерактивная доска, проектор, карточки с заданиями, презентация, плакат «Этапы работы на уроке», плакат «Алгоритм решения логических задач», конверты, ключ к решению 3 задачи, карточки рефлексии. |
Ход урока |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный |
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.
| Приветствуют учителя, готовятся к уроку. |
Актуализация необходимых знаний |
Слайд 2. Демонстрирует плакат: «Этапы работы на уроке» и перемещает метку на первую ступень – «Подготовка». Объясняет обучающимся структуру проведения урока.
Слайд 3. Предлагает выполнить задачу:
«У Пети было 10 конфет, а у Маши на 9 конфет больше. Сколько конфет было у Маши?» Актуализирует знания о структуре задач. |
Анализируют плакат, устанавливают связь между этапами урока и ступенями демонстрируемого плаката.
Выполняют предложенную учителем задачу.
|
Мотивация познавательной деятельности (выявление проблемы) |
Предлагает обучающимся выполнить практическое задание, ранее которое еще не выполнялось.
Слайд 4. На слайде текст задачи: Во 2-А классе ученики любят мастерить поделки. На уроке технологии, Маша, Таня и Рома выполнили 6 изделий, но забыли их подписать: самолетик, открытка, гирлянда, маска, рамка, шкатулка. Помоги ребятам определить, кому принадлежат поделки, если известно, что каждый из ребят выполнил по 2 изделия. Используй данные утверждения второклассников: 1. Маша сделала открытку и рамку в подарок маме. 2. Таня не умеет делать самолётики и маски. 3. Рома забыл, какие изделия он мастерил.
Предлагает обучающимся решить задачу за короткое время. Выявляет с обучающимися проблемную ситуацию.
При помощи подводящего диалога приводит к формулировке темы урока: «Решение логических задач с помощью таблиц». |
Затрудняются в решении задачи.
Выявляют проблемную ситуацию. С помощью учителя формулируют тему урока. |
Организация познавательной деятельности |
Слайд 5. На плакате: «Этапы работы на уроке» перемещает метку на вторую ступень – «Тренировка».
Слайд 6-7. Организует выполнение логической задачи № 1. Оказывает помощь при выполнении (предлагает образец решения и возможность записи в таблицах). «В трёх тарелках лежат разные фрукты (бананы, слива и груша). Бананы лежат не в жёлтой и не в красной тарелке. Сливы – не в жёлтой и не в зелёной. В какой тарелке лежит груша? А бананы и сливы?»
Слайд 8. Представляет обучающимся алгоритм решения задач. Слайд 9. Организует выполнение логической задачи №2.
В соревнованиях по бегу Валера, Гриша и Дима заняли 3 первых места (1,2,3). Кто занял первое место, если Валера занял не первое и не второе, а Гриша не второе?
Выполняется совместно с учителем, но с большей степенью работы обучающихся. Слайд 10. Организуют контроль и оценку выполненной работы. Организует выполнение логической задачи № 3 в группах: предлагает выполнить решение логической задачи на карточках.
Текст предлагаемой задачи: «Илья, Денис, Кирилл и Игорь посещают разные кружки - борьбу, плавание, теннис и баскетбол. Илья занимается не борьбой, не теннисом и не плаванием. Денис - не плаванием и не борьбой. Кирилл – не борьбой. Чем занимается каждый из мальчиков?»
Слайд 11. Оказывает помощь в распределении ролей между участниками в группах. Напоминает о правилах работы в группе. Организует контроль и оценку выполненной работы (раздает ключ решения логической задачи). Слайд 12. Объявляет об окончании второго этапа урока. Предлагает обучающимся оценить возможности перед последним этапом урока.
| Сделаю сам(а) | Сделаю с учителем | Сомневаюсь, что смогу сделать | Перед выполнением |
|
|
| После выполнения |
|
|
|
|
Анализируют плакат, устанавливают связь между этапами урока и ступенями демонстрируемого плаката.
Решают логическую задачу № 1 под руководством учителя. Записывают решение задачи на индивидуальных карточках.
Анализируют алгоритм. Решают логическую задачу № 2. Записывают решение задачи на индивидуальных карточках.
Под руководством учителя производят проверку и оценку проделанной работы.
Производят решение логической задачи в группе: участвуют в распределении ролей; анализируют условие задачи; записывают решение; демонстрируют готовность выполненного задания; оценивают результат.
Анализируют предлагаемую карточку. Оценивают свои возможности.
|
Закрепление изученного материала |
Слайд 13. На плакате: «Этапы работы на уроке» перемещает метку на третью ступень – «Проверка». Обращает внимание обучающихся на алгоритм решения логических задач. Слайд 14. Возвращается к условию итоговой задачи. Предлагает обучающимся выбрать задание для итоговой проверки.
Слайд 15. Организует проверку итогового задания. | Анализируют плакат, устанавливают связь между этапами урока и ступенями демонстрируемого плаката.
Выбирают задания для итоговой проверки, учитывая собственные возможности.
Участвуют в проверке итогового задания. |
Рефлексия |
Слайд 16. Объявляет об окончании третьего этапа урока. Предлагает обучающимся оценить свои возможности на карточке.
|
Анализируют предлагаемую карточку. Оценивают свои возможности. |
Дополнительный материал к уроку: придумать условие к предложенной задаче. |
Диагностика достижения планируемых результатов (1-2-3 уровень): Выполнение итогового задания с разной мерой помощи.
|
Самоанализ урока |
Достижения | Сложности | Предложения |
|
|
|