Разработка урока в 4 классе по теме: "Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади."
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Разработка урока математики в 4 классе по теме: "Единицы площади. Квадратный  километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mat_-ki.docx26.96 КБ
Файл urok_matemat.pptx162.1 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект урока математики в 4 классе

Тема: Единицы площади. Квадратный  километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади.

Цель: познакомить детей с единицами измерения площади – квадратным километром и квадратным миллиметром.

Задачи:

- совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;

- составлять краткую запись, решать задачи, составлять обратные задачи на основе знания формул и взаимосвязи компонентов действий;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать аккуратность и взаимоуважение.

Планируемые результаты:

- расширение  и  систематизация  знаний о единицах площади (повторение знакомых единиц и их взаимоотношения, ознакомление с новыми единицами - квадратным километром и квадратным миллиметром).

- умение соотносить единицы площади и выбирать оптимальные для  измерения заданных объектов;

- выполнять операции анализа и синтеза;

- делать умозаключения;

- слушать учителя  и выполнять его требования.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,                                                                         Начинается урок.                                                                                                   Всё на месте, посмотрели,                                                                                               Улыбнулись и присели.

– Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно  участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания. 

II.Актуализация знаний.

На доске запись:     1 дм =….см                                     1м =… см

                       1 км = … м                                     2 км 750 м = … м            

                                 1 км 300 м = … м                         15 км 35 м = … м

                      1 км 30 м = … м                            1…2 = 100…2 

Дети подходят к доске по одному, с объяснением выполняют задание, выбирая то, что могут решить.

- Что было сложным в выполнении этого задания?

Работа с оценочным листом.

- Занесите результат в оценочный лист.

III. Самоопределение к деятельности

- С какими величинами  мы встретились, выполняя это задание?                                                                                            - Какие единицы называют квадратными?                                                                                                                                                            - Что измеряют квадратными единицами?  (площадь прямоугольника, квадрата)                                                                                                                                                         -  Можно ли площадь назвать величиной? Докажите. 

(Можно.  Площади  фигур измеряют, сравнивают, складывают и вычитают).

- Как найти площадь квадрата? Прямоугольника?

(На доске учитель прикрепляет формулы площади квадрата и прямоугольника)

- Какие единицы измерения площади вы знаете? (Квадратный сантиметр, квадратный дециметр).

- Что такое квадратный сантиметр? (Это квадрат со стороной 1 см)

- Что такое квадратный дециметр? (Это квадрат со стороной 1 дм)

-  Какую единицу измерения вы выберете, если нужно будет измерить площадь парты? Учебника?

-  А если нужно будет измерить площадь классной комнаты? Детской площадки? (Нет, они очень маленькие).

-  А можно ли ими вычислить площадь клеточки в ваших тетрадях? (Нет.  Они очень большие для этого).

- Как же измерить площадь в этих случаях? (Наверное, существуют другие: более мелкие и более крупные единицы).

- Сформулируйте тему нашего урока. (Новые единицы измерения площади)  Слайд 1

- Какая цель урока?   (Научиться пользоваться новыми единицами площади, узнать их соотношение с уже изученными единицами).

IV.Работа по теме урока

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на странице 39.

- Как называется самая большая единица площади? (Квадратный километр)

Что измеряют в квадратных километрах? (Площади больших объектов: хлебное поле, площадь села, государства, моря …)

Постановка проблемы через решение задания из учебника:

Найдите в учебнике № 166 (с.39). Прочитайте задание. Как будете выполнять? Составьте алгоритм решения. Выполните задание самостоятельно.

Проверка.

-Что нужно было сделать, чтобы вычислить площадь квадрата со стороной  1 км в квадратных метрах? (1 км = 1000 м. Чтобы найти площадь, нужно  длину  одной стороны умножить на длину другой  стороны. 1000 * 1000 = 1 000 000 м2).

Работа с оценочным листом.

- Занесите результат в оценочный лист.

- Как называется самая маленькая единица площади? (Квадратный миллиметр).

Выразите 1см2  в квадратных миллиметрах. (1 см = 10 мм. Чтобы найти площадь, нужно  длину  одной стороны умножить на длину другой  стороны.  10 * 10 = 100 см2).

- Что можно измерить в квадратных сантиметрах? (площадь тетради, альбома… )

работа с учебником № 167 (с.39). Прочитайте задание. Давайте разделимся на три группы. Первая группа работает с  первым рисунком, вторая – со вторым, третья с третьим. Выполните самостоятельно.  Фронтальная проверка.

Самооценка.

Работа с оценочным листом.

- Занесите результат в оценочный лист.

169 (с.39)

(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают у доски. Проверка)

V.Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся

(наклоны туловища вправо и влево.)

Больше спать не захотел,

(наклоны туловища вперед и назад.)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(кружатся и садятся за парты.)

VI.Закрепление изученного материала.

              1)  Задание № 170 (с.40)

(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке).

2)- Возьмите карточку №1. Рассмотрите таблицу и найдите объективное соотношение единиц измерения площади с предложенными объектами.

Единица измерения площади

Наименование объекта

м2

Клеточка в школьной тетради

км2

Стол, парта

дм2

Море, степь

см2

Спортзал, комната

мм2

Альбомный лист

 Слайд 2

Проверка самостоятельно со слайда презентации.

Работа с оценочным листом.

- Проверьте, оцените свою работу и занесите результат в оценочный лист.

Слайд 3

3)- Прочитайте задачу.

Длина приусадебного участка прямоугольной формы равна 20 м, это на 5 метров больше  ширины. Найди площадь приусадебного участка.

- Вспомните формулу площади прямоугольника. Как удобно записать краткую запись? (В таблицу)

Слайд 4

S (площадь)

a (длина)

b (ширина)

?

20 м

На 5 м меньше

Решите самостоятельно.

Проверка у доски. 

Работа с оценочным листом.

- Проверьте своё решение, оцените его и занесите результат в оценочный лист.

S = a * b

  1. 20-5=15(м)
  2. S = 20 * 15 = 300 ( м2)

Ответ: площадь участка прямоугольной формы 300  м2.

- Составим и решим  обратные задачи, пользуясь формулой и взаимосвязью компонентов действия умножения.  

I  вариант находит ширину участка.

II вариант – длину.

Обратные задачи.

Площадь приусадебного участка прямоугольной формы равна 300м2 .  Ширина участка 15 м. Найди длину участка. (300 : 15 =20( м).

        Площадь приусадебного участка прямоугольной формы равна 300 м2 . Длина участка 20 м. Найди ширину участка. (300: 20 = 15( м).

Работа с оценочным листом.

- Проверьте своё решение, оцените его и занесите результат в оценочный лист.

  VII. Подведение итогов урока.

- С какими новыми единицами площади вы познакомились сегодня на уроке?

- Выразите 1 км2  в квадратных метрах.

- Выразите 1 см2  в квадратных миллиметрах. 

  1. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на результат, который получился. Поднимите руку, кто доволен своим результатом. Молодцы.

- У кого ещё есть вопросы по теме?

- Ребята, завершить наш урок мне  хочется словами Г.Гессе: «Всякая хорошо решенная задача доставляет умственное наслаждение». Я желаю всем справляться с задачами, которые будут вставать перед вами, и не только на уроках.

- Вложите листы самооценки в тетрадь.

Домашнее задание.

Учебник: № 171  (дифференцировано: №1 всем, №2 – по желанию), №172 (1, 2 столбик),

Приложение 1

Образец карточки №1

Единица измерения площади

Наименование объекта

м2  

Клеточка в школьной тетради

км2

Стол, парта

дм2

Море, степь

см2 

Спортзал, комната

мм2

Альбомный лист

Приложение 2

Образец индивидуального листа самооценки

Индивидуальный лист самооценки ученика 4 класса

____________________________________________________

(Фамилия, имя обучающегося)

по теме: «Единицы площади. Квадратный  километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади»

Вид работы

Образец задания

Самооценка

Итоговая оценка

2

Самостоятельная работа

№ 166       = 

3

Работа в группе

Показать на рисунке часть 1, №167 

4

Индивидуальная работа

Карточка №1

5

Самостоятельная работа с задачей

Задача на нахождение площади

6

Рефлексия

Библиография

М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И.Волкова, С. В. Степанова «Математика». Учебник для 4 класса начальной школы в двух частях. «Школа России».

О.И.Дмитриева, О.А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике 4 класс» к учебному комплекту М. И. Моро. «Школа России».

Шоган В.В., “Технология личностно – ориентированного урока”, издательство “Учитель”, 2003 г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет- ресурсы:

www.prosv.ru    http//school-russia.ru                                                  

http/ /www tverobr.ru    http/ /www edu.ru                                                

 www.pedsovet.su         www 1 september.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Новоключевская СОШ Купинского района МАТЕМАТИКА «Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади». «Школа России», 4 класс . Учитель начальных классов Недбаева Светлана Викторовна

Слайд 2

ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА, КВАДРАТА . S = a * b S = a * a

Слайд 3

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ м ² Клетка в ученической тетради км² Стол, парта дм² Море, степь см ² Спортзал, комната мм² Альбомный лист

Слайд 4

ЗАДАЧА Длина приусадебного участка прямоугольной формы равна 20 м, это на 5 метров больше ширины. Найди площадь приусадебного участка.

Слайд 5

ЗАДАЧА Длина приусадебного участка прямоугольной формы равна 20 м, это на 5 метров больше ширины. Найди площадь приусадебного участка. S (площадь) a (длина) b ( ширина )

Слайд 6

ЗАДАЧА Длина приусадебного участка прямоугольной формы равна 20 м, это на 5 метров больше ширины. Найди площадь приусадебного участка. S (площадь) a (длина) b ( ширина ) ? 2 0 м ? на 5 м меньше

Слайд 7

6400 – 2496 = ... – 3496 6400 – 2496 = ... – 3496 МАТЕМАТИКЕ УЧИТЬСЯ – ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ! 6400 – 2496 = ... – 3496


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 4 класс. "Площадь. Решение задач на нахождение площади фиур".

Повторение. Решение задач на нахождение площади прямоугольника....

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Единица площади - квадратный сантиметр"...

Конспект урока в 3 классе по теме "Единицы площади. Квадратный сантиметр" (УМК "Школа России")

Конспект урока математики по теме "Единицы площади. Квадратный сантиметр"...

Технологическая карта урока математики. Тема "Решение задач на нахождение площади".

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место и роль урока в изучаемой теме: 7 урок по теме «Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей» Цель: совершенствовать умени...

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме « Единица площади – квадратный дециметр».

Урок способствует  развитию умений соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые задачи на нахождение ...

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр».

Урок математики 3 класс по теме: «Единицы площади - квадратный сантиметр». Цели урока:- Способствовать ознакомлению с единицей площади (см2).- Содействовать развитию умений наход...