Урок математики 4 класс. "Площадь. Решение задач на нахождение площади фиур".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Повторение. Решение задач на нахождение площади прямоугольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 180.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике в 4а классе (по сингапурской методике обучения).
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №1 г. Нижнекамска» РТ Кузнецова Наталья Валерьевна
Тема: Повторение: Площадь .Решение задач на нахождение площади фигур.
Урок – повторения и закрепления ЗУН
Цель урока:
- закрепить вычислительные навыки, отрабатывать умения решать задачи на построение, опираясь на знание формул и зрительное представление задачи, способствовать умению рассуждать и логически мыслить
- способствовать воспитанию умения работать в парах и группах;
- способствовать развитию умения рассуждать и логически мыслить.
Задачи:
Способствовать овладению навыками критического и креативного мышления.
Оборудование: номера столов и участников, карточки с заданиями, презентация
Ход урока:
- Организационный момент.
ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы проведём урок, применяя сингапурские структуры урока. Тему и цель нашего урока вы сформулируете сами, после выполнения математической разминки
2 Повторение
1) Цель сформулировать цель и тему урока
КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (обсуждение по очереди по кругу). Организуется расшифровка пословицы. Дети работают в группах, по кругу. После решения примеров заполняют таблицу, которая состоит из пяти строк разного цвета. Каждый цвет соответствует слову. Каждому числу соответствует буквенное значение.
- Ваша задача решить примеры и восстановить пословицу.
Ь | 190 * 4 | |
Е | 60 * 6 | |
М | 220 * 3 | |
С | 80 * 4 | |
А | 14 *10 | |
З | 240 * 3 | |
Р | 100 : 4 | |
Т | 260 * 3 | |
Р | 430 * 2 | |
Ь | 136 *100 | |
М | 140 *5 | |
Е | 90 * 9 | |
О | 400:5 | |
___ | 75 : 3 | |
И | 190 * 5 | |
Д | 51:3 | |
О | 84:21 | |
Н | 72:2 | |
Р | 81:90 | |
З | 290 * 2 | |
А | 38:2 | |
Ж | 64 :2 | |
Е | 144 * 2 | |
Т | 1000: 25 | |
Ь | 231 *3 | |
О | 99: 33 | |
Р | 444:2 | |
. | 666:111 |
320 | 360 | 660 | 760 | ||||||||
25 | 140 | 720 | |||||||||
80 | 780 | 700 | 810 | 860 | 13600 | ||||||
| |||||||||||
4 | 17 | 900 | 36 | ||||||||
9 | 19 | 580 | |||||||||
3 | 40 | 222 | 288 | 32 | 693 | ||||||
25
6
- В первой группе первое слово пословицы читает тот, кто выше всех. СЕМЬ
- Во второй подгруппе озвучивает второе слово тот, у кого самые короткие волосы РАЗ
- В третьей подгруппе Участник под №3 прочтёт третье слово. ОТМЕРЬ
- В четвёртой подгруппе участник с карими глазами прочтёт 4 слово, если такого нет, отвечает руководитель группы. ОДИН
- В пятой подгруппе ответит тот, кто ростом ниже остальных. РАЗ
- В шестой подгруппе ответит тот, чей день рождения ближе к сентябрю. ОТРЕЖЬ
- Подумайте, эту пословицу можно связать только с математикой или она относится к любой области нашей жизни.
КОНЕРС (УГЛЫ)
- Те, кто считают, что эта пословица относится только к математике, займите место в переднем левом углу, а те, кто отнёс бы её к любой области нашей жизни, займите место в переднем правом углу.
- Постарайтесь доказать свой выбор
ВЫВОД
- В математике можно измерить длину, ширину, а затем узнать площадь или периметр; можно измерить высоту, температуру
- Все в жизни сталкиваются с моментом, когда нам нужно решать какую-то проблему, чтобы прийти к действительно правильному решению. Эта проблема не всегда касается математических измерений. Человек должен всё хорошо обдумать, просчитать все ошибки, возможные неудачи и только потом принять решение.
Спасибо, займите , пожалуйста, свои места.
- Прочитайте наибольшее числительное в данной пословице.
СЕМЬ
- Найдите сумму цифр каждой буквы в данном числительном, выпишите цифры, которые обозначают получившиеся числовые значения и прочитайте полученное число.
с 3+2+0=5 591 213
е 3+6+0=9
м 6+6+0=12
ь 7+6+0=13
- Назовите, какое число у вас получилось. 591 213
- Если вы согласны друг с другом, покажите
ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
РАБОТА С ПАРТНЁРОМ ПО ПЛЕЧУ
Каждый отвечает друг – другу 1 минуты 2 мин общее время
- Перед вами число 591 213. Расскажите друг другу об этом числе по плану, который представлен на слайде, кому плохо видно, можно воспользоваться картами - опорами.
Карта – опора
1. Какое это число.
2. Назовите предшествующее и следующее за ним число.
3. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
4. Сколько в этом числе – десятков?
– единиц тысяч?
– сотен?
– сотен тысяч?
- всего единиц?
5 . Возможно ли его разделить на 2, на 5 , на 3, на 9? Почему?
- Назарова Зарина проговорит правильный ответ.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Запишите в тетради, по каким формулам мы можем вычислить площадь, прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника.
S =a*b
S =(a*b): 2
S = a*a
- Руководитель группы 4 проверит соответствие формул, соединив формулу с фигурой. (ДАННЫЙ РИСУНОК НА СЛАЙДЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ)
S=a*b
S=(a*b): 2
S= a*a
-Кто согласен, покажите ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
Вернёмся к числу, 591213 найдите сумму цифр данного числа.
5+9+1+2+1+3= 21
-Какие геометрические фигуры с площадью 21 см. кв. можно построить?
-Возможно ли, построить квадрат, прямоугольный треугольник, прямоугольник с данной площадью? Учитывая, что стороны фигур это целые натуральные числа. Обсудите ответ в группах.
- Первый номер группы 5 даст свой вариант ответа по прямоугольнику.
Возможные длины сторон прямоугольного треугольника прокомментирует …..
S =a*b | S =(a*b): 2 | S = a*a |
а=21 b=1 а=7 b=3 | а=6 b=7 а=1 4 b=3 а=21 b=2 а=42 b=1 |
-Кто согласен, покажите ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН) участники смешиваются под музыку, образуют пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему.
- Как найти сторону прямоугольника , зная площадь и вторую сторону?
- Назовите формулу для вычисления периметра квадрата
- Как, по известному периметру и стороне найти другую сторону?
- Назовите формулу для вычисления периметра прямоугольного треугольника
- Назовите формулу для вычисления площади прямоугольника
- Если фигура состоит из нескольких других фигур, как найти её площадь?
Задача (карточки на столах) и на слайде.
На участке прямоугольной форм длиной 120 м и шириной 80 м построили открытый стадион. На стадионе построили хоккейную площадку длиной 15 м и шириной 40 м . По углам стадиона установили крытые одинаковые по площади треугольные трибуны, забрав от сторон, образующих прямой угол 7 м и 6 м. Чему равна свободная площадь стадиона?
- В тетрадях постройте чертёж к данной задаче. Нанесите на него все предлагаемые измерения.
Решите данную задачу.
7м 120м 7м
6м 6м
80м
6м
6м
7м 7 м
Готовность групп:
ПОЗИТИВНУЮ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
-На доске представлено 3 варианта решения данной задачи. какой из них является верным?
9000 м кв
9579 м кв
8916 м кв
- Проговорим последовательность решения задачи.
Отвечает №3 группы 1
1) 120* 80 =9600 (м кв) площадь стадиона
Отвечает №5 группы 4
2) 15*40= 600 ( м кв) - площадь хоккейного поля
Отвечает №2 группы 3
3) (7*6): 2 = 21 ( м кв) - занимает одна трибуна
Отвечает №1 группы 6
4)21*4 = 84 (м кв) - занимают 4 трибуны
Отвечает №3 группы 2
5) 600+ 84 = 684( м кв)- занимает хоккейное поле и трибуны
Отвечает №4 группы 5
6) 9600 – 684 = 8 916 (м кв )- свободная площадь
-Запишите ответ к задаче.
Обратите внимание на слайд перед вами самый большой стадион в мире Стадион «Первого мая». Он находится в Северной Корее в городе Пьхеньян. Его площадь составляет 207 000м2. Вместимость 150.000 зрителей. Был открыт 1 мая 1989 года.
Самым большим стадионом России считается Московский стадион «Лужники» Площадь 7140м2, вмещает 78 360 зрителей.
- Перед вами карточки для индивидуальной работы. Подпишите их.
НАЙДИТЕ ПЛОЩАДИ ДАННЫХ ФИГУР.
8см
¾ от длины
2см 8см
- Как из имеющихся фигур получить фигуры, площади которых 72 см2,
52см2 , 64см2 , 60см2?
- Внимательно рассмотрите чертёж, как расположены фигуры по отношению друг к другу.
-Вычислите площадь прямоугольника, длина которого 8 см , а ширина составляет 3/ 4 длины.
- Как вычислить площадь квадрата? Вычислите.
- Как вычислить площадь прямоугольного треугольника? Вычислите.
S большого прямоугольника =48см2
S прямоугольного треугольника = 24см2
S квадрата = 36см2
S маленького прямоугольника = 16см2
S=52см2 = 36см2 +16см2
S=64 см2 = 48см2+ 16см2.
S= 60 см2 = 24см2 + 36см2
Обменяйтесь тетрадями с соседом по плечу и 1) проверьте друг друга,
2)по слайду проверьте как вы проверили работу партнёра. Карандашом напишите фамилию того, кто проверял.
Дополнительные задания
Решите задачи
1. Найди площадь непрямоугольной площадки.
4 м
10 м 2 м
- Найдите площадь непрямоугольной площадки.
2. Найдите площадь квадрата
- Кто решил задачу двумя способами?
- Какие дополнительные линии необходимо построить на чертеже для второго способа решения?
ПЕРВЫЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ
- радиус окружности равен половине стороны квадрата. Значит, вся сторона – 4 *2 = 8 см
8*8=64 см² площадь квадрата
ВТОРОЙ СПОСОБ РЕШЕНИЯ
Диаметры окружности разделили квадрат на 4 равные части, каждая часть - это квадрат, со стороной, равной радиусу окружности, т. е. 4 см.
Площадь квадрата равна сумме площадей составляющих его квадратов.
(4*4) *4 = 16*4 =64 см²
ИТОГ
- В группах напишите на листочках основные формулы для вычисления площадей
- Какие задания на уроке запомнились больше, почему?
- На полях тетради отобразите своё впечатление об уроке
- Работаю легко, всё понимаю,
- С заданиями справляюсь, но нужно ещё поработать
-Справляюсь, но прошу о помощи
-Спасибо за урок.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ь | 190 * 4 | |
Е | 60 * 6 | |
М | 220 * 3 | |
С | 80 * 4 | |
А | 14 *10 | |
З | 240 * 3 | |
Р | 100 : 4 | |
Т | 260 * 3 | |
Р | 430 * 2 | |
Ь | 136 *100 | |
М | 140 *5 | |
Е | 80 * 9 | |
О | 400:5 | |
___ | 75 : 3 | |
И | 190 * 5 | |
Д | 51:3 | |
О | 84:21 | |
Н | 72:2 | |
Р | 81:9 | |
З | 290 * 2 | |
А | 38:2 | |
Ж | 64 :2 | |
Е | 144 * 2 | |
Т | 1000: 25 | |
Ь | 231 *3 | |
О | 99: 33 | |
Р | 444:2 | |
. | 666:111 |
320 | 360 | 660 | 760 | ||||||||
25 | 140 | 720 | |||||||||
80 | 780 | 700 | 810 | 860 | 13600 | ||||||
4 | 17 | 900 | 36 | ||||||||
9 | 19 | 580 | |||||||||
3 | 40 | 222 | 288 | 32 | 693 | ||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта – опора
1. Какое это число.
2. Назовите предшествующее и следующее за ним число.
3. Представьте в виде суммы разрядных слагаемых.
4. Сколько в этом числе – десятков?
– единиц тысяч?
– сотен?
– сотен тысяч?
- всего единиц?
5 . Возможно ли его разделить на 2, на 5 , на 3, на 9? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Найдите площадь каждой фигуры.
8см
¾ от длины
- Как из имеющихся фигур получить фигуры, площади которых 72 см2,
52см2 , 64см2 , 60см2?
Решите задачу.
На участке прямоугольной форм длиной 120 м и шириной 80 м построили открытый стадион. На стадионе построили хоккейную площадку длиной 15 м и шириной 40 м . По углам стадиона установили крытые одинаковые по площади треугольные трибуны, забрав от сторон, образующих прямой угол 7 м и 6 м. Чему равна свободная площадь стадиона?
Демонстрация на слайд
7м 120м 7м
6м 6м
80м
6м
6м
7м 7 м
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-324816-1383326992.jpg)
конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение скорости и времени"
На уроке используются элементы технологии проблемного обучения, позволяющие создать ситуацию открытия учащимися нового знания.В ходе урока расписана деятельность учителя и учащихся. Это позволяет учит...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-495417-1412959388.jpg)
Разработка урока математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника».
Урок математики по теме «Решение задач на нахождение площади прямоугольного треугольника» в технике деятельностого метода обучения. Тип урока: урок изучения нового материала. Мето...
Урок математики в 4 классе УМК "Школа России". Тема «Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. Решение задач на нахождение площади»
Методическая разработка урока математики с приложениями в виде карточек, индивидуального оценочного листа и авторской презентации в 4 классе по программе «Школа России». Раздел «Числ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-726476-1450285967.jpg)
Презентация к уроку математики на тему "Решение задач на нахождение время, скорости и расстояния"
Презентация содержит основные понятия времени, скорости и расстояния; закрепительную часть - задачи на нахождение данных понятий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-401722-1391969648.jpg)
Конспект урока математики по теме: «Решение задач на нахождение скорости движения» 3 класс
Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач на нахождение скорости движения" с использованием интерактивноко метода кластер и технологической карты урока....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1099160-1610904556.jpg)
Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого"
Разработка содержит готовую технологическую карту урока математики по теме "Решение задач на нахождение неизвестного вычитаемого" во 2 классе (УМК "Школа России" и презентацию...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-79014-1518288899.jpg)
Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса
Конспект урока математики по теме "Решение задач на нахождение целого и части" для учащихся 1 класса по УМК "Перспектива"...