Технологическая карта
план-конспект урока по математике (2 класс)

Ткаченко Ольга Алексеевна

Конспект урока 2 класс Буквенные выражения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_bukvennye_vyrazheniya.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

«Математика»

2 класс I полугодие

Технологическая карта

Тема

Буквенные выражения.

Цель

Задачи

  • познакомить детей с новым математическим  понятием «буквенные выражения».

  • учить находить значения выражений с переменной вида «а +12, в – 15, 48 – с»;
  • научить записывать и читать буквенные выражения;
  • познакомить с понятием «уравнение»;
  • научить решать уравнения;
  • учить пользоваться понятиями «выражение», «буквенное выражение», «уравнение»;
  • научить проверять сложение вычитанием;
  • научить проверять вычитание сложением и вычитанием;
  • закреплять умения решать задачи.

Термины и понятия

«выражение», «буквенное выражение», «уравнение».

Информационно - образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Межпредметные связи

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч.:1 ч.  (стр.76-95)

  2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочие тетради: 2 класс: В 2 ч.: 1ч. (стр.78-80)

  3. Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (стр.36-37)

  4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: 2 класс (стр. 88-93)

  1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 2 класс (стр. 34-35, 36-37, 38-39, 40-41)

  2. Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 2 класс (стр. 32-37)

  3. Наборное полотно с прорезями для подвижной ленты с набором чисел.
  4. Магнитная доска.
  5. Иллюстративный материал к задачам: краткие записи, чертежи, верно и неверно выполненные решения.

Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс: «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание: Буквенное выражение. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях букв». «Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа». «Проверка сложения и вычитания. Устные вычисления».

Физическая культура (баскетбол, футбол). Окружающий мир (животные леса, дикие и домашние животные). Литературное чтение (литературные жанры «сказка» и «рассказ»; «стихотворение»).

  1. Планируемые  результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик научится:

  1. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы.
  2. Решать уравнения вида «12 + x = 12, 25 – x = 20, x – 2 = 8», подбирая значение неизвестного.
  3. Выполнять проверку вычислений, используя различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений. 

Ученик научится:

Познавательные УУД

  • использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения (правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойствах сложения, прикидку результата);
  • моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах;
  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный способ;
  • кодировать учебную информацию с помощью схем, рисунков, кратких записей, математических выражений.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
  • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;
  • применять полученные знания в измененных условиях;
  • освоить способы решения, объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
  • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию.

Ученик научится:

Регулятивные УУД

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
  • составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
  • выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;
  • оценивать результаты освоения темы.

Ученик получит возможность научиться:

  • принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
  • оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  • контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.

Ученик научится:

Коммуникативные УУД

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
  • уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
  • вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
  • контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.

У ученика будут сформированы:

  1. Понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами.
  2. Элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.
  3. Элементарные умения самостоятельного выполнения работы и осознание личной ответственности за проделанную работу.
  4. Проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.
  5. Элементарные правила общения (знание правил общения и их применение).

Ученик получит возможность формирования:

  1. Интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
  2. Первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;
  3. Потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

  1. Этапы изучения темы

Название этапа, темы уроков

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Выражения с переменной вида «а +12, в – 15, 48 – с». Уравнение. Проверка сложения вычитанием.

Связь между сложением, вычитанием. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Способы проверки правильности вычислений (обратное действие).

9

Фронтальная работа.

Ставят учебные задачи, используя целевые установки учебника (У – с. 76, 80, 84, 86).

Подставляют в окошки разные числа и вычисляют значения полученных выражений (У – с. 76).

Знакомятся с буквенными выражениями (У – с. 76-77).

Решают задачи разными способами (У – с. 77, 82).

Производят вычисления с устным объяснением (У – с. 78).

Находят значения числовых выражений (У – с. 77, 78).

Находят значение буквенных выражений (У – с. 78, 79, 89).

Находят значение числовых выражений удобным способом (У – с. 78).

Составляют задачи по краткой записи и решают их. Сравнивают задачи (У – с. 79, 83, 88).

Знакомятся с понятием «уравнение» (У – с. 80).

Подбирают в уравнения значения неизвестного (У – с. 80, 82).

Выписывают выражения, значение которых равно 13(У – с. 81).

Ставят вопрос к задаче и решают (У – с. 81).

Находят среди записей уравнения, выписывают и решают. Сравнивают уравнения (У – с. 82).

Составляют по таблице уравнения и решают устно (У – с. 83).

Выписывают уравнения, в которых значение неизвестного равно 10 (У – с. 83).

Знакомятся с правилами проверки действия сложения (У – с. 84).

Выполняют сложение  и проверку (У – с. 84).

По таблице находят слагаемые и сумму (У – с. 85).

Устно решают задачу на разностное сравнение (У – с. 85).

Составляют и решают две задачи, обратные данной (У – с. 85, 87).

Знакомятся с правилами проверки действия вычитания (У – с. 86-87).

Выполняют действия и объясняют, как получено в каждом столбике второе равенство из первого (У – с. 86-87).

Выполняют вычитание и проверку (У – с. 86-87).

Индивидуальная работа

Решают задачу разными способами (У – с. 77).

Выполняют задания повышенной сложности (У – с. 77, 81, 83, 89).

Записывают сумму и разность чисел a и 8, находят их значение при a = 12, 20, 32, 48(У – с. 78).

Чертят отрезки, сравнивают их длины (У – с. 78).

Подставляют числа в верные равенства (У – с. 78, 79).

Сравнивают фигуры и их периметры (У – с. 78).

Составляют верные равенства (У – с. 80).

Находят разности (У – с. 81).

Записывают выражения и сравнивают их (У – с. 81).

Находят значение буквенных выражений (У – с. 82).

Сравнивают длины ломаных линий (У – с. 82).

Сравнивают числовые выражения со скобками и без них (У – с. 82).

Решают ребусы (У – с. 82).

Решают составные задачи, включающие уменьшение (увеличение) числа на несколько единиц и нахождение суммы (У – с. 83).

Сравнивают выражения и их значения (У – с. 85).

Пользуясь записями в таблице, отвечают на вопросы задачи (У – с. 85).

Составляют по условию задачи разные выражения и находят их значение (У – с. 88).

Вычисляют значения выражений и проверяют правильность (У – с. 88).

Составляют две задачи, обратные данной (У – с. 88-89).

Решают уравнения (У – с. 89).

Составляют по схематическому чертежу задачу и решают ее (У – с. 89).

Находят периметр треугольника равный длине отрезка (У – с. 89).

Используя числа, составляют уравнения и решают (У – с. 89).

Работа в парах

Набирают число «18» (У – с. 77).

 Играют в игру «Лабиринт» (У – с. 79).

Набирают число «14» (У – с. 86).

Определяют маршрут от избушки к замку и обратно. Выясняют, сколько будет маршрутов различной длины (У – с. 88).

Вычисляет значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы.

Решает уравнения вида «12 + x = 12, 25 – x = 20, x – 2 = 8», подбирая значение неизвестного.

Выполняет проверку вычислений, используя различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений.

Использует различные приёмы при вычислении значения числового выражения (правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойствах сложения, прикидку результата).

  1. Найди значения выражений: a + 13 при a = 10, b - 8 при b = 30.
  2. Вычисли, если k = 10: 14 – k,  6 + 6 – k.
  3. Вычисли, если b = 8: 13 – b, 7 + b.
  4. Выбери и запиши уравнения: 28 + a, 20 – x, 14 – 9 = 5, x +3 = 10, x – 8 = 12, b>10.
  5. Выполни сложение и проверку: 27 + 3, 4 + 56, 20 + 68, 35 + 40.
  6. Вычисли суммы и выполни проверку: 9 + 6, 70 + 30, 42 + 8, 25 + 6.
  7. Выполни вычитание и проверку: 40 – 9, 12 – 5, 74 – 30, 82 – 40, 100 – 20, 100 – 8.
  8. Вычисли разности и выполни проверку двумя способами: 14 – 9, 59 – 40, 80 – 20.
  9. Выполни задания в тетради  «Проверочные работы» (ПР – с. 34 - 35, 36 - 37) 

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Рубрика «Что узнали? Чему научились?»

Работа с заданиями учебника из рубрики «Что узнали? Чему научились?» (У – с. 90 – 93)

2

Фронтальная работа 

Сопоставляют полученные знания с целевыми установками изучения темы.

Отвечают на вопросы «Что узнали? Чему научились?»

Находят значения выражений со скобками и без них (У -  с. 90).

Сравнивают выражения, делят их на группы (У -  с. 91).

Решают задачи (У -  с. 91, 92, 93).

Находят слагаемые, сумму, уменьшаемое, вычитаемое, разность по таблице (У -  с. 92, 93).

Индивидуальная работа 

Списывают выражение, исправляя ошибки (У -  с. 90).

Вычисляют значение числовых выражений и выполняют проверку (У -  с. 90).

Расставляют скобки в выражениях, чтобы равенства были верными (У -  с. 90, 91).

Подбирают математические знаки в верные равенства (У -  с. 90).

Составляют выражения и находят их значения (У -  с. 90).

Сравнивают выражения (У -  с. 90).

Решают примеры с пропущенными  числами (У -  с. 90).

Выполняют задания повышенной сложности (У -  с. 90, 91).

Чертят многоугольники по образцу в учебнике. Находят периметр каждого многоугольника, сравнивают их (У -  с. 91).

Составляют и решают две задачи, обратные данной (У -  с. 91).

Вычисляют суммы удобным способом (У -  с. 92).

Находят значение буквенных выражений (У -  с. 92).

Дополняют задачи данными и решают их (У -  с. 92).

Решают уравнения, определяют в каком из них неизвестное равно 16 (У -  с. 92).

Вычисляют значение выражений вида «36 + 2, 36 + 20, 60 +18, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7, 35 – 8» (У -  с. 92).

Выполняют действия и проверяют вычитание сложением, а сложение вычитанием (У -  с. 93).

Анализируют условие задачи, объясняют значение выражений, обозначающих действия при её решении (У -  с. 93).

Составляют по схематическому чертежу задачу и решают её (У -  с. 93).

Работа в паре 

Находят промежуточные значения в цепочке выражений (У -  с. 90).

Определяют короткий путь животных леса (У -  с. 92).

Вычисляет значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы.

Решает уравнения вида «12 + x = 12, 25 – x = 20, x – 2 = 8», подбирая значение неизвестного.

Выполняет проверку вычислений, используя различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений.

Использует различные приёмы при вычислении значения числового выражения (правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойствах сложения, прикидку результата).

Выполняет сложение и вычитание в пределах 100, используя приёмы вычислений для случаев вида:36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 +7, 35 – 7». Находит значение числового выражения, используя свойства сложения. Находит значение числового выражения со скобками. Находит значение выражения удобным способом.

Вычисляет периметр многоугольника, сравнивает периметры многоугольников.

Решает простые и составные задачи на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел. Выполняет краткую запись задачи, схематический рисунок.

Составляет текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

«Проверочные работы» (ПР – с. 38 - 39, 40 - 41)

Проверка и оценка усвоенных знаний и  способов действий

«Проверим себя и оценим свои достижения»

Выполнение проверочной работы «Проверим себя и оценим свои достижения» (контрольная работа)   с. 94 - 95). Анализ результатов

2

Фронтальная работа 

Анализируют предложенные задания.

Выбирают задания в соответствии с учебными возможностями.  

Выясняют форму работы.  

Индивидуальная работа 

Выполняют задания контрольной работы (У - с. 94 - 95).

Выполняют самопроверку.

Выясняют, с какими трудностями столкнулись во время работы, с какими заданиями справились быстро и легко. Отвечают на вопросы: «Какие задания вызвали затруднения во время проверочной работы?»,

«С какими заданиями ты справился?»

«Почему тебе удалось/не удалось выполнить все задания?».

Выполняет самостоятельно задания.

Осуществляет самопроверку.

Выполни задания в рабочей тетради «Математика 2 часть 1» (РТ – с. 78, 79, 80).  

Коррекция знаний и способов действий

Для введения понятий буквенного выражения и уравнения необходимо иметь демонстрационное наборное полотно с прорезями, чтобы вставлять подвижную ленту с набором чисел. Для правильного усвоения понятия «уравнение» следует предлагать детям примеры с пропущенными числами. Важно, чтобы примеры решались подбором, где подходит несколько чисел. Чтобы ученики усвоили способы проверки сложения вычитанием и пользовались ими правильно, следует включать задания не только вида «решить и проверить», но и вида «проверить решённые примеры» во избежание формального отношения к проверке. На данных уроках рекомендуется использовать электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс: «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание: Буквенное выражение. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях букв». «Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа». «Проверка сложения и вычитания. Устные вычисления».

III. Рефлексия педагогической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...