Технологическая карта урока по математике
план-конспект урока по математике (3 класс)

Ершова Елена Павловна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в начальной школе

Дата: 19.01.21        

Класс: 3

Учитель: Ершова Елена Павловна

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока

Умножение суммы на число

Цель

Ознакомление с различными способами умножения суммы на число.

Задачи

Образовательные: 

- научить применять различные способы умножения суммы на число; 

-  систематизировать знания, умения и навыки учащихся по приемам устных вычислений табличного умножения, знаний порядка действий при выполнении числовых выражений, умения анализировать и решать математическую задачу.

Развивающие:

  • развивать умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • строить ответы в устной и письменной форме;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • развивать познавательный интерес к математике.

Воспитательные:

  • способствовать формированию: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; способности к оценке своей учебной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

- Учащиеся научатся моделировать приёмы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов;

- Научатся объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

- Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Личностные :

- самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

 – осознание ответственности за общее дело (Л);

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

        

Формируемые УУД

- Регулятивные  

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

- Коммуникативные

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

 

-Познавательные

– целеполагание (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств(П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– подведение под понятие (П);

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

Основные понятия

Приемы умножения суммы на число, равенства

Межпредметные связи

Русский язык, физ-ра

Оборудование

Комплект автоматизированного рабочего места учителя: компьютер, интерактивная доска; учебник М2, 2 стр.8-9, тематическая презентация; раздаточный материал: карточки с заданиями, фигуры для рефлексии

Ход урока

 Задачи  этапа урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

Личностные результаты

УУД

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Создание для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Здравствуйте ребята,

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку “5”.

Откройте тетради, отступите 4 клетки вниз от предыдущей записи и 9 клеток слева и запишите дату. Отступите одну клеточку вниз и 9 клеток слева и запишите с большой буквы Классная работа. А теперь, отложите тетради в сторону, они нам пока не понадобятся.

осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2 мин

II.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Создать условия для  актуализации изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;
актуализации соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Организовать мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

-Как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем

узнать что-то новое? (Повторить то, что мы уже

знаем, то, что нам поможет при открытии нового)

-Я подобрала вам задания, которые приведут вас к новому открытию. Вы уже знаете, как их

выполнять, но без них не получится открыть

новое.

Устный счет.

Задачи в стихах.

А) К внукам бабушка пришла,

Пирожков им напекла.

По три румяных пирожка

Бабушка каждому внуку дала:

Машеньке, Саше, Аленке, Никите.

А сколько всего пирожков ? Подскажите! (12)

Б) Шли четыре гусака,

Вдаль глядели свысока.

Сколько шло голов ног.

Сосчитаешь ли, дружок? (4 головы, 8 ног)

В) К трем зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (42)

Г) Сидели на скамейке

Куриные семейки.

У каждой мамы - квочки

Три сына и две дочки.

Сколько всего цыплят,

Если квочек 8 ? (40)

Игра «Молчанка»

- Какое число нужно разделить на 5, чтобы получилось 8 ? (40)

- Какое-то число умножили на 3 и получили 24. Какое число умножили ? ( 8)

- Во сколько раз 32 больше 8? ( В 4 )

-Сколько раз по 7 содержится в числе 49 ? ( 7)

-На сколько нужно разделить 21 , чтобы получилось 3 ? ( На 7)

- Увеличьте 6 в 8 раз. (48)

-Уменьшите 56 в 7 раз. (8)

- Первый множитель 3, произведение 27. Чему равен второй множитель? (9)

-Молодцы, идем дальше.

(на доске записаны выражения)

5 х 6 =

7 х 8 =

9 х 9 =

(5+3)х2 =

4 х 8 =

10 х 3 =

- Ребята, какое выражение отличается? (4+3)х2 =

- Вы знаете как решается такое выражение?

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы

объясняют и обосновывают действие для решения заданий

контролировать и оценивать свою работу и её результат.

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

подведение под понятие (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

5 мин

III. Выявление места и причины затруднения.

Организовать выявление учащимися места и причины затруднения

-У нас возникла проблема, скажите, в чем она заключается? ( Мы не знаем, как можно решить выражение разными способами).

учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– постановка и формулирование проблемы (П);

1 мин

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Создать условия для самостоятельного определения и формулирования детьми темы, цели, задач урока.

(на доске записано выражение)

(4+3)х2

- Прочитайте выражение. (Сумма чисел 4 и 3 умножить на 2.)

- Сколько раз повторяется сумма 4+3? (2.)

- Проиллюстрируем это с помощью палочек двух цветов. Выложите 4 палочки одного цвета и три палочки другого цвета.

 

- Сколько раз вы выложили сумму 4+3 (Один.)

- Что нужно сделать дальше? (Выложить еще одну такую сумму.)

- Выложите сумму еще раз.

 

        

- Как можно вычислить результат? (Сложить палочки в первом ряду и умножить на 2.)

(Учитель делает запись на доске.)

(4+3) · 2 = 7 · 2 = 14

- Как еще можно вычислить результат? (Сложить сначала палочки одного цвета, потом другого и сложить результаты.)

(Учитель делает запись на доске.)

(4+3) · 2 = 4 · 2 + 3 · 2 = 8+ 6 = 14

Как можно умножить сумму на число? Прочитайте оба равенства на математическом языке.

- Какая будет цель нашего урока? (Узнать, как можно умножить сумму на число.)

Сформулируйте тему нашего урока.

-Верно! Тема нашего урока: «Умножение суммы на число».

- А какая будет задача нашего урока? (Научиться выполнять умножение суммы на число).

учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели.

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

– постановка и формулирование проблемы (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

2 мин

V. Реализация построенного проекта.

Создать условия для осуществления учебных действий.

  1. Работа по учебнику.

- Ребята, откройте учебник на стр.6. Прочитайте способы умножения суммы на число.

https://sun9-4.userapi.com/impf/0D_hlx-1C5oogPBgQnfLUY1eIEVu-mCGq0dOEg/cdsEgQtuoOg.jpg?size=1600x533&quality=96&proxy=1&sign=baf64ed4559a8d563ec564638d272bb2&type=album

 №1(с.6).

- Прочитайте условие и вопрос задачи.

- Рассмотрите рисунки.

https://sun9-60.userapi.com/impf/EOIl3Zd3ntp2pGNlUWO0vnSbLDYpdiTIDnhQag/A7TjZWg3kiw.jpg?size=1600x709&quality=96&proxy=1&sign=becea98d32b93e446fe1efb44906748c&type=album

- Как можно найти стоимость покупки по первому рисунку? (Сначала можно посчитать, сколько стоит пара: блюдце и чашка, потом умножить стоимость на 2.)

- Запишите первый способ решения по действиям.

Решение:

  1. 2+1 = 3 (руб.) – стоит чашка и блюдце;
  2. 3+3 = 6 (руб.)

Ответ: вся покупка стоит 6 руб.

- Рассмотрите второй рисунок. Расскажите по нему, каким еще способом можно узнать стоимость покупки. (Сначала узнать, сколько стоят две чашки, потом – два блюдца и сложить результаты.)

- Запишите этот способ решения по действиям.

Решение:

  1. 2+2 = 4 (руб.) – стоят две чашки;
  2. 1+1 = 2 (руб.) – стоят два блюдца;
  3. 4+2 = 6 (руб.).

Ответ: вся покупка стоит 6 руб.

- Какой способ удобнее? (Ответы детей.)

№2 (с.6)

- Прочитайте задание.

- Что значит «найти периметр фигуры»

- Как найти периметр треугольника?

- Запишите выражение и найдите его значение.

Р   = 10 + 14 + 9 = 33 (см)

Ответ: периметр треугольника 33 сантиметра.

(Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с.6.))

- Молодцы ребята.

- Следующий номер 3.

https://sun9-39.userapi.com/impf/XfPBxRAVNIfEuJMciPbPLxSZ2iL3SnYXG0PDdQ/BUS8jOGmcgA.jpg?size=1600x317&quality=96&proxy=1&sign=8942c39454528ab561deed8de187e62a&type=album

- Данный номер, мы порешаем у доски.

90 : 30 = 3

80 : 40 = 2

5 • 20 – 16 = 100 – 16 = 84

74 – 60 : 2 = 74 – 30 = 44

7 • (42 – 34) = 7 • 8 = 56

(36 + 36) : 9 = 72 : 9 = 8

0 • 1 : 12 = 0

0 : 5 • 20 = 0

- Какие вы молодцы!

Знакомятся с новой темой.

Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы друг друга. Дополняют их и корректируют

Записывают первый способ решения задачи

Записывают второй способ решения задачи

Учащиеся выходят к доске и с проговариванием решают выражения.

- Учащиеся научатся моделировать приёмы умножения суммы на число с помощью схематических рисунков; читать равенства, используя математическую терминологию;

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств

10 мин

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Создать условия для осуществления учебных действий.

  1. Работа в рабочих тетрадях.

- Откройте печатные тетради на стр. 10 №19(1).

- Ребята, сейчас вы поработаете в парах.

- Для детского сада купили 6 красных шаров и 3 синих, по цене 5 р. за каждый. Сколько денег заплатили за все эти шары? Реши задачу двумя способами, составляя выражения.

Проверка фронтальная.

1-й способ                              2-й способ
6 • 5 + 3 • 5 = 45 (р.)               (6 + 3) • 5 = 45 (р.) 

Ответ: заплатили 45 р.        Ответ: заплатили 45 р.

-Молодцы! Идем дальше.

 учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в парах, индивидуально) осваивают упражнения на новое правило с проговариванием алгоритма выполнения вслух.

Выполняют задание. Слушают ответы одноклассников, дополняют и корректируют их ответы.

контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Работать в парах

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

5мин.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Создать условия для осуществления учащимися контроля (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)

. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

- Перед тем, как проверить себя, я предлагаю вам отдохнуть. Ребята выйдите из – за парт, встаньте так, чтобы не мешать соседу.

Динамическая пауза

Раз – подняться. Потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту сесть опять.

- Молодцы, присаживайтесь.

- Теперь мы проверим себя, у вас на столах лежат карточки, переверните их и выполните задания.
1. Вычисли, используя правило умножения суммы на число.
(4+8) ∙ 5= __________________________________
(6+7) ∙ 3= __________________________________
(9+5) ∙ 6= __________________________________
(3+8) ∙ 7= __________________________________
(7+8) ∙ 4= __________________________________
(6+9) ∙ 9= __________________________________
2. Вычисли удобным способом.
14 ∙ 6= ____________________________________
15 ∙ 5= ____________________________________

- Итак, давайте сверим ваши ответы по эталону.

-Вы справились с заданием и поняли тему. У кого не получилось, тем нужно еще поработать. Мы с вами приходим в школу, чтобы учиться.

- Какой была цель нашего урока? (Узнать, как можно умножить сумму на число) Достигли ли мы цели? (да) - Как вы думаете, пригодится ли вам это умение в жизни? (Варианты детей).

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

контролировать и оценивать свою работу и её результат.

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения(Р);

7мин

IX.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Создать условия для фиксации нового содержания, изученного на уроке, организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется успешность.

-Скажите, что мы делали на уроке сегодня? (Изучали новую тему, повторяли то, что уже знаем)

-О чем новом мы узнали на уроке, какая была тема? ( Умножение суммы на число)

-Кто может рассказать, какие 2 способа, мы сегодня узнали? (Ответы по желанию)

-Что еще мы делали на уроке? (варианты ответов учеников)

-Какие задачи мы ставили?

- Удалось ли достичь этих задач? (да)

- Возникали у вас затруднения? (да)

- Вы смогли их преодолеть? (да)

- Чем интересен был сегодняшний урок? (ответы детей)

-Оцените свою работу на уроке!

У вас на столах лежат фигуры, выберите соответствующую фигуру.

-Если вы довольны своей работой, у вас все получилось, то желтый круг. Если вы ошибались немного, но поняли свои ошибки. То зелёный круг. Если вам требуется помощь, чтобы понять новый материал, то поднимите красный круг.

- Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать.

- До свидания! Урок окончен!

Участвуют в проведении рефлексии, аргументируя свой выбор.

Подводят итоги урока.

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

2-3 мин

Преподаватель: _______________/ Ершова Е.П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике "Числа от 0 до 10" (урок-закрепление)

Данный конспект "Числа от 0 до 10" для 1 класса. Проводится в виде игры-путешествия....

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике по теме «Число 8. Цифра 8».Урок открытия новых знаний

Класс:    1УМК: Образовательная система Школа 2100; Учебник «Моя математика»ДемидоваУчебный предмет: математика            Тема ур...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике. Тема урока Прямой угол.

         Технологическая  карта урока по математике....

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...