" Знакомство с цифрой 5"
план-конспект урока по математике (4 класс)

АООП: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Предмет: Матемтичесик представления.

Класс: 4

 Тема: "Знакомство с цифрой 5"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Знакомство с цифрой 534.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету

«Математические представления»

Тема: «Знакомство с цифрой 5»

Класс: 4

Реализуемая АООП: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)

Учитель: Курленко Юлия Николаевна

2022                                    

Пояснительная записка

Класс

4

Количество человек / краткая характеристика обучающегося

1

Семен И., 12 лет, обучается в школе-интернате № 3 с 2017 года (5 год обучения). Тип восприятия смешанный: визуальный и доминирующий - кинестетический.

Реализуемая АООП

адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

(вариант 2)

Форма работы

индивидуальная

Тип урока

изучение нового материала.

Предмет

математические представления.

Продолжительность урока

40 минут

Тема

Знакомство с цифрой  «5»

Цель урока

Познакомить с цифрой 5

Задачи

  1. Образовательные:

-  формирование умения находить, дифференцировать, называть цифру 5;

- формирование умения соотносить цифру 5 с соответствующим множеством предметов;

-  упражнение в счете предметов в пределах 5.

  1. Коррекционно-развивающие:

-  способствование развитию и коррекции высших психических функций (мышление, речь, внимание, воображение) обучающегося посредством выполнения практических заданий;

-  развитие мелкой моторики.

  1. Воспитательные:

       - воспитывать интерес к математике.

Планируемые образовательные

- результаты учащегося

- выделять от одного до четырех предметов из множества и собирать заданное множество предметов по подражанию и образцу действиям взрослого;

  1. - узнавать цифры 1, 2, 3, 4, 5 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
  2. Личностные:
  3. - владеть доступной социальной ролью (ученик).

Виды здоровьесберегающих образовательных технологий, используемых на уроке

  1. Оформление кабинета с соблюдением санитарно-гигиенических требований (чистота, оптимальная температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения).
  2. Физкультурная минутка.
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Релаксация.
  5. Смена видов деятельности.
  6. Технологии, создающие положительный психологический климат (методы и приемы, повышающие мотивацию к обучению, способствующие личностному росту и самоуважению обучающегося).
  7. Технологии эстетической направленности (музыкотерапия).
  8. Контроль правильной осанки / чередование позы обучающегося на протяжении всего урока.
  9. Демократичный и тактичный стиль общения в системе «учитель – ученик».

Способы оценки эффективности урока

Метод прямого и опосредованного наблюдения с фиксацией результата деятельности ребенка в специальном протоколе (см. приложение 1).[1]

Материально-техническое обеспечение урока

  1. Орг. техника (ноутбук)
  2. Демонстрационный материал:

- картинки: «солнышко и лучики», «облако, тучка», «цифра 5», фасоль.

  1. Раздаточный материал:

- набор геометрических фигур;

- набор цифр;

- шаблон цифр для обводки, штриховки, выкладывания;

- текстурированные цифры;

- фишка;

- фасоль.

Ход урока

  1. Приветствие    2 мин.

Деятельность учителя:

Учитель  встречает ребенка в дверях.

- Доброе утро! Как настроение? Посмотри как у нас солнечно. Для того, чтобы настроение стало еще лучше, давай солнышку подарим наше тепло и  лучики. И конечно, наши ладошки и «обнимашки».

Деятельность ученика: подходит к доске лепит солнышку лучики. Хлопает по ладони учителя, обнимает.

  1. Организационный момент   1мин.

Деятельность учителя: демонстрирует движения с речевым сопровождение.

Едет, едет паровоз, (ладонь в кулак, большой палец вверх, имитирующие движения колес у паровоза)
Много у него колес, (
сжимаем, разжимаем ладони)
Мчится паровоз по кругу, (
рисуем круг указательным пальцем)
Машем мы рукой друг другу, (
 машем рукой, приветствуем)
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!( садимся за парту)

Деятельность ученика: повторяет за учителем действия.

Проверка готовности ученика к уроку 1 мин.

Деятельность учителя:

Учитель:

 - Посмотри,  все ли у тебя готово к уроку? На парте должны лежать: тетрадь, учебник, линейка, карандаш, ручка, цветные карандаши, фломастеры. Все лишнее попрошу  убрать в сторону.

Деятельность ученика:  ученик визуально находит, перечисленные предметы, лишнее убирает в сторону.

Организация рабочего места и правильная посадка за партой.

Деятельностьучителя:

- Спина прямая, ноги вместе, руки на парте, глаза смотрят на меня.

  1. Актуализация знаний    4 мин.

Деятельность учителя:

Учитель достает/высыпает из мешочка цифры: 1, 2, 3, 4.

- Посмотри, цифры поссорились и поменялись местами. Давай расставим цифры по порядку?

- Какая цифра стоит на первом месте (на втором, на третьем, на четвертом)?

Деятельность ученика: ученик находит среди множеств цифр, цифру 1 и ставит на первое место, далее цифру 2- на второе и.т.д.

Деятельность учителя:

Порядковый счет в пределах 4 в прямом, обратном порядках.

Работа с числовым рядом в пределах 4-х.

- Какая цифра стоит перед цифрой 3?

- Какая цифра идет после 1?

- Назови цифру между цифрами 4 и 2?

Деятельность ученика: ученик находит цифру на числовом ряде и ставит фишку.

  1. Физкультурная минутка   2 мин.

Деятельность учителя: выполняет вместе с учеником.

Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, (ладонями хлопаем по коленкам)

Гули гули гули гули гули рам зам зам, ( руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения руками).
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам,
Гули гули гули гули гули рам зам зам,
Арафи Арафи (ладони складываем вместе, подносим к уху, имитирующие движения «спать»)
Гули гули гули гули рам зам зам,
Арафи Арафи
Гули гули гули гули рам зам зам.

                  5. Постановка цели урока   2 мин.

Деятельность учителя:

Учитель:

 - Послушай внимательно стихотворение и назови слово, которое встречается чаще других? (читать необходимо стихотворение медленно, с утрированным произнесением слова «пять»)

Пять – пятерка в дневнике.
Пять – пять пальцев на руке.
Пять у звездочки концов.
Пять в скворечнике скворцов.

Деятельность ученика: ученик внимательно слушает, дает ответ.

Деятельность учителя:

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с цифрой 5, будем учиться находить и различать ее среди других цифр. Учитель показывает цифру 5.

  1. Первичное усвоение новых знаний   8 мин.

(изложение нового материала)

Предметно-практическая деятельность. Работа с геометрическим набором.

Деятельность учителя: дает четкие короткие словестные инструкции.

- Выложи в верхнем ряду 4 круга. Обозначь цифрой.

- Выложи в нижнем ряду столько же квадратов, сколько кругов.

- Можно сказать, что кругов и квадратов равное количество? Одинаковое количество? Почему? (у каждого круга есть пара).

- А, теперь пододвинь еще один квадрат? Давай вместе сосчитаем, сколько квадратов стало,  и обозначим цифрой.

- Посмотри, одному квадрату не хватает пары, значит, квадратов стало больше или меньше?

Деятельность ученика:  квадратов стало больше.

Деятельность учителя:

- Посмотри внимательно на свои ладошки. Сколько у нас пальцев?

Деятельность ученика: пять пальцев на руках.

Деятельность учителя: выполняюет совместно с учеником.

- Молодец! Давай посчитаем.

Деятельность ученика: считает, загибает пальцы.

  1. Пальчиковая гимнастика   2 мин.

Деятельность учителя: выполняет совместно с учеником.

Выполняется 2 раза на правой и левой руках с использованием прищепки.

Раз, два, три, четыре, пять (поочередно зажимаем прищепкой каждый палец)

Вышел зайчик погулять (сгибаем, разгибаем указательный и средний пальцы)

Что нам делать? Как нам быть? (разводим руки в стороны)

Нужно заиньку ловить! (хватательные движения ладонями)

Снова будем мы считать,

Раз, два, три, четыре, пять  (поочередно зажимаем прищепкой каждый палец)

  1. Первичная проверка понимания  7 мин.

Деятельность учителя:

- На что похоже цифра 5?

Деятельность ученика: ответ (крючок).

Деятельность учителя:

- Давай посмотрим, из каких элементов она состоит?

Деятельность ученика: анализирует, ответ (палочка, палочка, полукруг).

Деятельность учителя: учитель дает вырезанную цифру из текстурированного материала.

- Хорошо, теперь обведи пальцем цифру.

Деятельность ученика: ученик указательным пальцем обводит вырезанную цифру 5 из текстурированной бумаги/материала (наждачная бумага, бархатная бумага).

Деятельность учителя: 

- А, теперь, раскрась цифру 5 желтым цветом.

Деятельность учителя:

- Смотри, что у меня есть:

В стручках всегда она растет,

На грядке садовод ее найдет.

Фасоль мы любим, уважаем,

Все вместе дружно собираем

Деятельность учителя: учитель демонстрирует картинку

-  Обведи цифру 5 по контуру, а затем, выложи из фасоли цифру 5.

Деятельность учащегося: выкладывает из фасоли цифру 5.

Деятельность учителя:

- Молодец, ты справился!!!! Дай, пять!

  1. Релаксация  1 мин.

Релаксация проводится под классическую музыку (Иоганн Себастьян Бах- Ave Maria)

Деятельность учителя:

- Сядь в удобной позе, закрой глаза, расслабься. Почувствуй, как расслабляются мышцы руг, ног и все мышцы от макушки до пяток. Делай ровный вдох-выдох, вдох-выдох.

10. Первичное закрепление нового материала   10 мин.

Деятельность учителя:

- Посмотри, у меня волшебный ковер.  Что изображено на ковре? (цифры). Какие цифры изображены? Назови.

Деятельность ученика: ученик называет цифры.

Деятельность учителя:

- А, теперь, нужно найти и закрасить карандашом синего цвета все цифры 5.

Деятельность ученика: ученик находит и закрашивает все цифры 5

Деятельность учителя:

- Ты справился с заданием на 5, а теперь, посмотри внимательно и помоги мне найти все пятерки, которые разбежались по классу.

Деятельность ученика: передвигается по классу и ищет расклеенную по классу цифру 5.

11.Рефлексия  1 мин.

Деятельность учителя:

- У нашего солнышка сегодня прекрасное настроение. А какое настроение было у тебя?

-  Что ты подаришь солнышку? Если тебе понравился урок, тебе было интересно, ты отзанимался на отлично - выбери облачко.

- Если тебе было не очень интересно, тебя что-то огорчило - выбери тучку.

- Если тебе урок не понравился - дождик.

Деятельность ученика:  оценивает  и  наклеивает на доску, выбранную картинку.

                                                 

ПРИЛОЖЕНИЯ К КОНСПЕКТУ

    Приложение 1

Протокол наблюдения

за деятельностью обучающегося на уроке

Виды задания

Действия

+ / -

Примечание

Штриховка

С помощью учителя

По подражанию

По образцу

Самостоятельное выполнение

+

Обводка по контуру

С помощью учителя

По подражанию

По образцу

Самостоятельное выполнение

+

Закрашивание

С помощью учителя

По подражанию

По образцу

Самостоятельное выполнение

+

Развитие мелкой моторики  (выкладывание по контору)

С помощью учителя

+

По подражанию

По образцу

Самостоятельное выполнение


[1] Обучение осуществляется без бального оценивания знаний обучающегося и домашних заданий. Результат продвижения, обучающегося в развитии, определяется на основе анализа продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в подготовительной группе:"Знакомство с цифрой семь"

Тема занятия:  «Знакомство с цифрой семь»Цель: познакомить с образованием и составом числа 7. Цифрой 7.Задачи:Воспитательная: воспитывать коммуникативные качества воспитанниковОбучающая: закрепит...

знакомство с цифрами 0-9

материал  по математике 1 класс...

«Знакомство с цифрой и числом 5»

Предмет: «Математические представления и конструирование», 5 класс. Индивидуальное обучение. Технологическая карта урока....

"Знакомство с цифрой 6, с числом 6"

                                                      ...