Урок математики "Переместительное свойство умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Парфентьева (Буриева) Анжела Рустамовна

Материалы к уроку по программе "Школа России", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока57.94 КБ
Файл Презентация к уроку2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань

«Начальная общеобразовательная школа № 9»

Конспект урока по математике

«Переместительное свойство умножения.

Решение задач и выражений»

2 «класс

УМК «Школа России»

Подгтовила:

учитель начальных классов

Буриева Анжела Рустамовна

г. Нягань

2019


Тема: «Переместительное свойство умножения. Решение задач и выражений».

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для математического развития младшего школьника в процессе смены видов деятельности.

Актуальная цель: сформировать умение применять переместительное свойство умножения в процессе решения задач и выражений.

Тип урока: урок закрепления новых знаний и способ действий.

Вид урока: урок-практикум.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint, учебник («Математика» Моро М.И., Бантова М.А, Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В., 2 класс, часть 2).

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Задачи урока:

  • Обучающая: формировать умение использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; повторить названия компонентов при умножении; закреплять навыки устных и письменных вычислений; отрабатывать навыки работы с текстовой и нетекстовой информацией при работе с презентацией и учебником.
  • Развивающая: развивать математическую речь; развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, произвольное внимание, память в процессе работы по теме урока.
  • Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к мнению друг друга и интерес к изучению математики в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты:

  • Личностные: понимание значения математики в повседневной жизни; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.
  • Предметные: умение применять переместительное свойство умножения при решении выражений и задач; моделирование задач; умение задавать вопрос к задаче.
  • Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение выделять необходимую информацию; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.
  • Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I. Самоопределение к учебной деятельности

Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

- Добрый день, ребята! Проверьте свою готовность: ручки, тетради, учебники. Садитесь.

- Ребята, покажите какое у вас сегодня настроение, для этого выберите карточку соответствующего цвета (карточки у каждого на парте). Синяя – плохое настроение, зеленая – не очень хорошее настроение, желтая – хорошее, солнечное настроение.

- Я вижу, что сегодня у вас в основном у всех хорошее настроение, но у некоторых детей не очень радостное, посмотрим, какое же настроение у вас будет после нашего урока, для этого постараемся хорошо поработать, чтобы урок прошёл интересно.

- Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

Будем сегодня задачи решать,

Сравнивать, складывать, вычитать, умножать!

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Регулятивные УУД:

- активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

- формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности

Задача:  подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала.

Проводит «минутку чистописания».

Проводит устный счет.

- Ребята, сегодня у нас непростой урок, к нам в гости прилетела Мудрая Сова. Она подготовила для вас интересные задания.

- Итак. Задание № 1 «Устный счет».

- Вычислите числовые выражения. Покажите ответ на наборном полотне. (Выражения на слайде. По очереди спрашивает обучающихся.)

45 + 29 =

42 + 8 + 9  =

40 – (21  + 7) =

16 + 7 + 13 =

82 – 55  =

- А сейчас у себя на партах расставьте полученные результаты в порядке возрастания.

- В порядке убывания.

- Какое число самое большое?

- Какое число самое маленькое?

- Назовите число, сумма цифр которого составляет 14.

- Назовите число, разность цифр которого составляет 3 .

- Какое это число? Что вы о нем можете сказать?

- Назовите разряды в этом числе.

- На каком месте стоит это число в натуральном ряду чисел?

- Возьмите наименьшее из этих чисел. Замените его суммой двух одинаковых слагаемых; трех одинаковых слагаемых.

- А как еще можно заменить?

- Ребята, а скажите, как можно назвать одним словом все эти выражения?

- А как называется каждое число?

- Что еще вы заметили в этих выражениях?

- Как по-другому можно записать эти выражения?

- Как одним словом можно назвать эти выражения?

- Как называется каждое число в выражении?

- Что показывает первый множитель?

- А второй?

- Прочитайте выражение 6*2 по-разному.

- Откройте тетради. Отступите 2 клеточки сверху и 10 клеточек вправо. Запишите число и «Классная работа».

- Следующее задание № 2. Нарисуйте 3 ряда по 5 кружков.

- Посчитайте, сколько всего кругов.

- Запишите свое решение.

- Как вы думаете, какое решение верное?

- Почему?

- Верно. Каким свойством умножения вы воспользовались?

- Расскажите, пожалуйста, правило.

- Ребята, попробуйте сформулировать тему  нашего урока?

Слушают учителя. Выполняют задания.

45 + 29 = 74

42 + 8 + 9  = 59

40 – (21 + 7) = 12

16 + 7 + 13 = 36

82 – 55  = 27

- 12, 27, 36, 59, 74.

- 74, 59, 36, 27, 12.

- 74.

- 12.

- 59.

- 74.

- Это двузначное число.

- В числе 74 – 7 десятков и 4 единицы.

- На 74.

6+6=12

4+4+4=12

3+3+3+3=3=12

1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=12

- Это суммы.

- 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

- Одинаковые слагаемые.

- Заменить умножением.

6*2=12   3*4=12

4*3=12   1*12=12

- Произведения.

- 1 множитель, 2 множитель, произведение.

- Какое слагаемое повторялось.

- Сколько раз оно повторялось.

- Шесть умножить на два; по шесть взяли два раза; произведение чисел шесть и два; первый множитель шесть, второй множитель два.

- 15.

- 5*3=15; 3*5=15.

- Оба.

- Кружки можно посчитать по строчкам, по 5 взяли 3 раза, а можно по столбикам по 3 взяли 5 раз.

- Переместительным.

- От перестановки множителей результат умножения не изменяется.

- Переместительное свойство умножения.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

- умеют слушать и понимать мнение других.

Предметные УУД:

- умеют решать выражения.

Регулятивные УУД:

- осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

- умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные УУД:

- умеют расставлять числа в указанном порядке;

- знают названия компонентов сложения, умеют их называть.

- знают названия компонентов умножения, умеют называть их;

- умеют заменять действия сложения действиями умножения.

Регулятивные УУД:

- умеют осознавать и принимать учебную задачу.

 

Предметные УУД:

- умеют находить значение выражения, применяя, переместительное свойство умножения.

III. Действие целеполагания

Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

- А какую цель поставим на урок?

- Итак, тема сегодняшнего урока «Переместительное свойство умножения». Вы будете совершенствовать умение применять переместительное свойство умножения при решении числовых выражений, решать задачи, опираясь на переместительное свойство умножения, а также решать задачи и выражения  изученных ранее видов.

- Учиться применять переместительное свойство умножения.

Коммуникативные УУД:

- умеют вступать в учебный диалог с учителем.

Регулятивные УУД: 

- умеют ставить цель.

Физическая минутка

Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей.

Солнце глянуло в тетрадку,

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать, (Приседания)

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. (Наклоны)

И на месте поскакать. (Прыжки)

На носок потом на пятку. (Ходьба на месте)

Все мы делаем зарядку.

Выполняют упражнения за учителем.

Личностные УУД:

- учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

IV. Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий

Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

- Следующее задание № 3 от Мудрой Совы.

Рассмотрите иллюстрации и равенства, записанные под ними.

             

       8*2=2*8

        7*3-3*7

- Объясните, почему верны записанные под ними равенства.

- Хорошо. Рассмотрите следующие равенства.

7 * 2 = 2 * …     9 * … = 7 * 9       13 * 5 = … * 13

3 * 5 = … * 3     … * 6 = 6 * 10     … * 18 – 18 * 2

- Что вы заметили?

- Какие числа следует вставить, чтобы равенства были верными? Обоснуйте ваш ответ. (Коллективное выполнение).

- Молодцы! А Мудрая Сова тем временем приготовила для вас интересные задачи. Задача № 1.

- Каждый из трех мальчиков купил по 4 тетради, а каждая из четырех девочек – по 3 тетради.

Узнайте, сколько тетрадей купили мальчики и сколько девочки. Сравни полученные выражения, сравни их значения.

- Что известно в задаче?

- Что следует узнать?  

- Узнайте, сколько тетрадей купили мальчики, выполнив предварительно чертеж (рисунок). Кто желает к доске?

- Каким действием найдем количество тетрадей?

- Найдите, сколько тетрадей купили девочки, предварительно выполнив чертеж.

- Каким действием будем узнавать количество тетрадей, купленных девочками?

- Сравните записанные вами выражения. Что вы думаете об их значениях?

- Найдите значения полученных выражений. Запишите ответ.

Выполняют задания.

Рассматривают иллюстрации и записанные под ними равенства.

- От перестановки множителей значение произведения не меняется.

Рассматривают равенства.

Отвечают по очереди.

- Что есть знак равенства, значит левая и правая части будут равны.  И еще в равенствах встречаются одинаковые числа, значит

Один ученик читает задачу.

- Известно сколько тетрадей купили трое мальчиков и сколько тетрадей купили четыре девочки.

- Нужно узнать, сколько тетрадей купили мальчики и сколько девочки.

Один ученик выходит к доске.

- Умножением.

- Умножением.

- Они похожи, и значения будут одинаковыми.

3*4=12

4*3=12

Ответ: мальчики и девочки всего купили по 12 тетрадей.

Познавательные УУД

- умеют

осуществлять анализ, сравнение

объектов, равенств, делают выводы.

Коммуникативные УУД:

- умеют строить свое речевое высказывание;

-умеют слушать и понимать мнение друг друга.

Коммуникативные УУД:

- умеют с достаточной полнотой и точностью строить свое высказывание;

- дают пояснение к действиям при решении задачи.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задача:

организовать ситуацию оценки успеха в деятельности.

- Прочитайте следующую задачу. Задача № 2.

1) Высота ели 19 м, березы на 4 м меньше, чем ели, а высота рябины на 6 м меньше высоты березы.

- Объясните, что обозначают выражения:

19 – 4,     (19 – 4) – 6.

- Что известно в задаче?

- Что сказано про высоту березы? Рябины?

- Что узнаете, выполнив первое выражение?

- Что узнаете, выполнив второе выражение?

-  Решите выражения. Узнайте, какова высота березы и какова высота рябины. Запишите ответ. (Коллективная проверка.)

2) Составьте устно по данным выражениям похожие задачи и решите их.

1 вариант (40 – 8) – 7        

2 вариант (40 + 8) – 7

- Хорошо, молодцы!

- А мы переходим к следующему заданию № 4 от Мудрой Совы.

- Посмотрите на выражения на слайде.

90 – (46 – 40)      28 + 6 + 54         0 + 9

10 + (59 – 9)        90 – 79 – 8         0 + 0

- Какое правило нужно помнить, решая выражения первого столбика?

- Решите эти выражения. Проверьте работу друг друга (ответы на слайде), если верно, поставьте «+».

- Как удобно решить выражения второго столбика?

- Сгруппируйте числа нужным образом и найдите значения этих выражений. Проверьте свою работу (ответы на слайде), если верно, поставьте «+».

- Чем интересны выражения последнего столбика? Каковы будут их значения?

Один ученик читает задачу.

- Известно, что высота ели 19 м.

- Сказано, что высота березы на 4 м меньше высоты ели. Высота рябины на 6 м меньше высоты березы.

- Какова высота березы.

- Какова высота рябины.

- 19 – 4 = 15 (м) – высота березы.

(19 – 4) – 6 = 9 (м) – высота рябины.

Ответ: 15 м, 9 м.

Составляют задачи и решают их. Несколько человек отвечают.

Решают выражения.

- В выражениях со скобками сначала вычисляют значения выражений в скобках.

Выполняют взаимопроверку.

- Сгруппировать числа удобным способом.

Выполняют самопроверку.

- Если к 0 прибавить какое-либо число, в значении суммы получим это же число.

Коммуникативные УУД:

- умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

- участвуют в диалоге, слушают и понимают других.

Познавательные УУД:

- умеют анализировать задачу;

- умеют объяснять действие для решения задачи.

Познавательные УУД:

- умеют составлять задачи к заданным выражениям.

Предметные УУД:

- знают и умеют применять правила вычислений выражений со скобками, без скобок.

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия по алгоритму;

- умеют выполнять действия взаимоконтроля;

- осуществляют самоконтроль.

VI. Самостоятельная работа

Задача:

организовать самостоятельную работу.

Организует самостоятельную работу

- Мудрая Сова предлагает вам выполнить самостоятельную работу.

Задание: запишите, как можно разными способами узнать, сколько фигур на каждом рисунке.

- Проверьте себя. (Ответы на слайде).

- Поставьте «+» у кого все верно.

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.

Решение:

3 * 4 = 12

4 * 3 = 12

2 * 5 = 10

5 * 2 = 10

Регулятивные УУД:

- умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

- осуществление самоконтроля.

VII. Рефлексивно оценочные действия

Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

- Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

- Скажите, какая была тема сегодняшнего урока?

- Как звучит правило?

- Что вам понравилось?

- Что нового вы узнали?

- Что вызвало у вас затруднения?

- Ребята, покажите сейчас, какое у вас настроение.

- Отлично!

- Урок окончен. Мудрая Сова и я вами очень довольны. Вы отлично сегодня поработали.

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания содержания домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики «Переместительное свойство умножения. Решение задач и выражений» 2 класс УМК «Школа России» Подготовила: учитель начальных классов Буриева Анжела Рустамовна. Нягань 2019

Слайд 2

Здравствуйте, ребята!

Слайд 3

Задание № 1. Устный счет 45 + 29 = 82 – 55 = 42 + 8 + 9 = 40 – (21 + 7) = 16 + 7 + 13 = 74 59 12 36 27

Слайд 4

12, 27, 36, 59, 74. 74, 59, 36, 27, 12.

Слайд 5

6+6=12 4+4+4=12 3+3+3+3=3=12 1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1=12 6*2=12 3*4=12 4*3=12 1*12=12

Слайд 6

Задание № 2 5*3=15 3*5=15

Слайд 7

Задание № 3 8*2=2*8 7*3=3*7

Слайд 8

Задание № 3 7 * 2 = 2 * 3 * 5 = * 3 9 * = 7 * 9 * 6 = 6 * 10 13 * 5 = * 13 * 18 – 18 * 2 7 5 7 10 5 2

Слайд 9

Задача № 1 Каждый из трех мальчиков купил по 4 тетради, а каждая из четырех девочек – по 3 тетради. Узнайте, сколько тетрадей купили мальчики и сколько девочки .

Слайд 10

Задача № 2 Высота ели 19 м, березы на 4 м меньше, чем ели, а высота рябины на 6 м меньше высоты березы. 19 – 4 (19 – 4) – 6

Слайд 11

Задание № 4 90 – (46 – 40) 10 + (59 – 9) 28 + 6 + 54 90 – 79 – 8 0 + 9 0 + 0

Слайд 12

Запишите, как можно разными способами узнать, сколько фигур на каждом рисунке. 3 * 4 = 12 4 * 3 = 12 2 * 5 = 10 5 * 2 = 10

Слайд 13

Молодцы! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Свойства умножения и деления. Площадь прямоугольника.

Урок разработан для учащихся 2 класса, обучающихся по программе "Школа 2000". Основная задача учителя на уроке - это организовать детей на сотрудничество, применяя групповую, коллективную формы работы...

презентация к уроку "Распределительное свойство умножения"

презентация к уроку "Распределительное свойство умножения"...

Конспект урока "Переместительное свойство умножения"

Конспект урока "Переместительное свойство умножения"...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»

Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...

Конспект урока "Переместительное свойство умножения " 2 класс

Конспект урока для 2 класса по теме "Переместительное свойство сложения"...