Технологическая карта урока 3 класс тема "Числовой луч"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Егорова Людмила Владимировна

Тема "Числовой луч"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx47.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 

Предмет: математика  по системе Л.В.Занкова                                                                                                           Класс: 3 «А»  

Учитель:   Егорова Л.В.

 Тема урока:  ПОНЯТИЕ «ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Образовательные ресурсы:

Учебник: Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2012

Персональные ученические RAYбуки (работа в программе e-Learning)

 

Цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.

Формы и методы, технологии обучения:

Формы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)

 Методы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) ,  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока, деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).

Технологии: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации  опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе  рефлексии),  информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Оборудование урока:

Презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная приставка, персональные ученические RAYбуки, учебник

 

 

Планируемые образовательные результаты:

предметные

  • дать понятие о  единичном отрезке и его величине на  числовом луче;
  • развивать умение решать задачи без соотнесения  с ранее знакомыми;
  • развивать геометрические представления при решении задач на нахождение расстояния;
  • рассмотреть  несколько  вариантов решения задачи;
  • расширить знания   по окружающему миру и стимулировать  к поиску новых знаний.

метапредметные:

            формировать УУД:

  • интерес к новому учебному материалу,
  • основы гражданской идентичности личности
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,
  • умение ориентироваться в разнообразии способов решения задачи,
  • умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра,
  • развитие мышления через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

познавательные

коммуникативные

регулятивные

личностные

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок  1мин

 Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 

Улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи друг другу.

- включаются в деловой ритм урока.

 

- учащиеся слушают учителя

- самоопределение  настраивание на урок

2.Актуализа-ция знаний.

3 мин

 

- Мы продолжаем закреплять наши знания и умения.

- Что мы обычно делаем на уроке математики?

 

-решаем задачи, умножаем и делим многозначные числа, решаем сложные уравнения, выполняем математические действия с именованными числами…

- учимся работать дружно, помогаем друг другу  справится с возникшими трудностями

 

- каждый ученик стремится к личному успеху

3.Постанов-ка проблемы.

 

Коммуника-тивная атака.

 

7мин

Слайд 2

– Рассмотрите данные на доске фигуры:

а  https://documents.infourok.ru/400815bf-6aee-4a11-b852-c220f793841a/0/image001.png         

б  https://documents.infourok.ru/400815bf-6aee-4a11-b852-c220f793841a/0/image002.png        

 в  https://documents.infourok.ru/400815bf-6aee-4a11-b852-c220f793841a/0/image003.png

г https://documents.infourok.ru/400815bf-6aee-4a11-b852-c220f793841a/0/image004.jpg                 

д https://documents.infourok.ru/400815bf-6aee-4a11-b852-c220f793841a/0/image005.jpg                           е                 https://documents.infourok.ru/400815bf-6aee-4a11-b852-c220f793841a/0/image006.png

 

- Что можете о них  сказать?

 

 

 - Дайте имя каждому рисунку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какое изображение здесь лишнее? Объясните почему.

 

 

Слайд 3

 

– Значит, какие трудности у вас возникли?

 

Слайд 4

 - Следовательно, основной вопрос нашего урока?

-А может быть кто-нибудь попробует дать название данному чертежу?

(Учитель объявляет цели урока)

-Мы будем строить числовой луч, и на нем будем обозначать величины;

-решать задачи  с помощью числового луча простые и более сложные.

- решим задачу на нахождение расстояния между  деревнями

- использование системы научных и теоретических знаний на практике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все фигуры – линии

- Можно разделить на две группы: прямые и кривые

- а) прямая, т.к.  у неё нет начала и нет конца

- б) отрезок, т.к.  прямая с двух сторон ограничена точками

-в)…

-г) кривая

-д) ломаная

е) луч-прямая, исходящая из точки

 

- Фигура под буквой в.Потому, что на ней есть цифры…

 

Как называется фигура под буквой в)

 

-Сегодня мы узнаем, что обозначает изображение на чертеже в).

 

 

- инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-умение слушать и вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

- осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся

взаимоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность

 

 

 

 

 

 

-выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий

- проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

развитие интереса к различным видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

- контроль и оценка процесса

Физкульт минутка2мин

Закрытыми глазами кончиком носа нарисуйте столько кругов, сколько услышите хлопков, затем столько же в обратную сторону.

Столько наклонов вправо, сколько цифр в записи числа 726

Столько наклонов влево, сколько окон в нашем классе (3)

Столько раз поднять руки вперед, сколько знаков арифметических действий мы знаем (4)

 

- инициативное сотрудничество

- усилием воли выполнение задание в соответствии с требованиями.

становка на здоровый образ жизни

Решение проблемы. Введение знаний.

7мин

В ы п о л н е н и е  задания № 321 из учебника

 

– Рассмотрите рисунок.  

– Что вам напоминает каждый луч?  

Слайд 5

У вас получилсячисловой (координатный) луч.  

- Итак, если  от начала луча откладывать один за другим равные отрезки,  у начала луча поставить число «0» и пронумеровать  один за другим концы отрезков, то получится  числовой луч.

Слайд 6

Числовой луч открыл древнегреческий математик и астрономЕвдокс Книдский. Он жил в 410-355 гг. до н.э. Евдокс Книдский известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. В его честь названы кратеры на Луне и на Марсе. И одно из открытий Евдокса Книдского – это числовой луч. Числовой луч позволяет сравнивать натуральные числа: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее  тем – меньшему.

-Как на лучах найти точку, соответствующую одному прыжку лягушки?

- Трем прыжкам кузнечика?

 

- Что означают числа на каждом луче?

 

 

- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч?  

- Напомните:   Какое  число соответствует  началу  числового луча?   

-  Сколько чисел  можно изобразить на числовом луче?

 

- А многозначные числа можно изобразить на числовом луче?

 

- дать понятие о  единичном отрезке и его величине на  числовом луче

- Лучи на рисунке напоминают линейки с разными мерками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- на третьем луче – это число 1

-на первом луче – это число 3

- количество прыжков каждого героя. …

- линейка, метр, числовой ряд.

 

- число «0»

- любое число, так как луч бесконечен

 

- любое число, каким бы  оно большим не было

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-участвовать в коллективном обсуждении проблем

- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

 

- интерес к новому учебному материалу

 

- логический анализ объектов с целью выделения признаков

 

умение слушать и вступать в диалог

Первичное закрепление

10мин

 

1.     Практическая работа

Начертите луч с началом в точке А.  От начала луча будем откладывать один за другим равные отрезки =1 см. Начало луча соответствует число 0 и пронумеруем один за другим концы отрезков.

Так как луч с числами как можно его назвать? (Числовой луч) Числовой луч. Это второе открытие

 На числовом луче можно изобразить любое число.

С помощью числового луча можно сравнивать: чем левее точка от начала луча, тем меньше число оно изображает, чем правее – тем больше.

2.      Работа в парах

(на персональныхRAYбуках в программе e-Learning)

На персональныхRAYбуках в парах поработайте с тестом. По завершению работы одна пара выйдет к доске и выполнит фронтальную проверку.(Приложение 1)

 

 -развивать умение решать задачи без соотнесения  с ранее знакомыми

 

- умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра

- умение ориентироваться в разнообразии способов решения задачи

- развитие мышления через умение

- сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.

- самоопределение

Гимнастика для глаз

3мин

 Поставить карандаш перед глазами. Смотрим на кончик карандаша, не отрывая глаз Отводить карандаш медленно  на расстояние вытянутой руки и обратно(повторяем 3 раза)

После этого упражнения глазки закрываем, сильно сжимаем и медленно открываем, поморгаем (повторяем 3 раза) 

 

инициативное сотрудничество

усилием воли выполнение задание в соответствии с требованиями.

 

 установка на здоровый образ жизни

Системати-зация знаний.

5мин

Переходим к решению задач.

Задача № 294 (текст из  учебника)

Слайд 7

Деревни Ивановка, Марьино  и Аксинино расположены на одной дороге. От Ивановки до Марьино 7 км, а от Марьино  до  Аксинино в 3 раза дальше. Сколько км от Ивановки до Аксинино?

-Как вы поняли  из условия задачи, что деревни  находятся на одной дороге? 

- Переведите текстовую информацию в графическую. Как геометрически представили эту дорогу на чертеже?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель Что вы можете сказать о  единичном отрезке?

 

 Расскажите план решения

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

- развивать геометрические представления при решении задач на нахождение      расстояния

рассмотреть  несколько  вариантов решения задачи

 

 

 

 

 

- деревни расположены на одной дороге

 

- Построили  числовой луч.

-Обозначили буквами  И – Ивановку,  затем М – Марьино,  А – Аксинино по порядку –слева-направо.

 

-Написали  данные; 7 км, «в 3 раза дальше»

-Объединили скобкой расстояние от Ивановки до Аксинино, которое надо найти.

 

Единичный отрезок – 7 км. Потом он повторяется 3 раза

 

Надо найти расстояниеИА   которое состоит из ИМ и МА. Это сумма расстояний. Нам известно, что  ИМ – 7

км.  МА можно найти, т.к. это расстояние  в 3 раза дальше, чем ИМ, значит, ИМ нужно умножить на 3.

 

 (Проверка оформления решения по щелчку мыши).

 

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

умение слушать и вступать в диалог

Итог урока

Рефлексия

5мин

Слайд 9

Подведем итог урока.

- Что такое луч?

-Чем луч отличается от прямой?

- Что такое числовой луч?

 - Как можно сравнить два числа, используя числовой луч?

 

Кому задания показались трудными? Какие именно?

Слайд 10

Ну и пора оценить каждому свою работу на уроке, кто как потрудился и кто как понял новую тему.

 

На RAYбуках (в программе       e-Learning учитель на своем рабочем столе сразу видит экраны всех учеников )

Найдите папку со смайликами. Выберите себе на экран подходящего смайлика. Их всего три.

Если работали отлично, со всеми заданиями справлялись и можете помочь товарищу, то выбирайте красного веселого смайлика

Если работали хорошо, но иногда требовалась помощь, то выбирайте желтого смайлика

Если работали, но были проблемы и вы просите  помощи, то –  зеленого смайлика

 

 

моделирование;

логическое   решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство

контроль, оценка, коррекция, выделение главного

 

 

 

 

 

 Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Адекватно понимать причины успешности/

неуспешности учебной деятельности

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Самоопределение

 

 

 

Организация домашнего задания.

2мин

Домашнее задание будет связано с нашей новой темой . В № 321 мы не выполнили задание под 5 пунктом. Вам нужно будет придумать своего персонажа и начертить числовой луч.

И выполнить №323.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"

Технологическая карта урока  "Класс миллионов. Класс миллиардов"...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...

Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"

урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...