Технологическая карта урока 3 класс тема "Числовой луч"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: математика по системе Л.В.Занкова Класс: 3 «А»
Учитель: Егорова Л.В.
Тема урока: ПОНЯТИЕ «ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Образовательные ресурсы:
Учебник: Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература»: ИД «Федоров», 2012
Персональные ученические RAYбуки (работа в программе e-Learning)
Цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.
Формы и методы, технологии обучения:
Формы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Методы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде таблиц, схем) , метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока, деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Технологии: технология развития критического мышления ( на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания ( на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии ( использование презентации на всех этапах урока), технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Оборудование урока:
Презентация к уроку, компьютер, проектор, интерактивная приставка, персональные ученические RAYбуки, учебник
Планируемые образовательные результаты:
предметные
- дать понятие о единичном отрезке и его величине на числовом луче;
- развивать умение решать задачи без соотнесения с ранее знакомыми;
- развивать геометрические представления при решении задач на нахождение расстояния;
- рассмотреть несколько вариантов решения задачи;
- расширить знания по окружающему миру и стимулировать к поиску новых знаний.
метапредметные:
формировать УУД:
- интерес к новому учебному материалу,
- основы гражданской идентичности личности
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале,
- умение ориентироваться в разнообразии способов решения задачи,
- умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра,
- развитие мышления через умение сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Универсальные учебные действия | |||||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | личностные | ||
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок 1мин | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи друг другу. | - включаются в деловой ритм урока. |
| - учащиеся слушают учителя | - самоопределение настраивание на урок |
2.Актуализа-ция знаний. 3 мин
| - Мы продолжаем закреплять наши знания и умения. - Что мы обычно делаем на уроке математики?
| -решаем задачи, умножаем и делим многозначные числа, решаем сложные уравнения, выполняем математические действия с именованными числами… | - учимся работать дружно, помогаем друг другу справится с возникшими трудностями |
| - каждый ученик стремится к личному успеху |
3.Постанов-ка проблемы.
Коммуника-тивная атака.
7мин | Слайд 2 – Рассмотрите данные на доске фигуры: а б в г д е
- Что можете о них сказать?
- Дайте имя каждому рисунку.
Какое изображение здесь лишнее? Объясните почему.
Слайд 3
– Значит, какие трудности у вас возникли?
Слайд 4 - Следовательно, основной вопрос нашего урока? -А может быть кто-нибудь попробует дать название данному чертежу? (Учитель объявляет цели урока) -Мы будем строить числовой луч, и на нем будем обозначать величины; -решать задачи с помощью числового луча простые и более сложные. - решим задачу на нахождение расстояния между деревнями | - использование системы научных и теоретических знаний на практике
- Все фигуры – линии - Можно разделить на две группы: прямые и кривые … - а) прямая, т.к. у неё нет начала и нет конца - б) отрезок, т.к. прямая с двух сторон ограничена точками -в)… -г) кривая -д) ломаная е) луч-прямая, исходящая из точки
- Фигура под буквой в.Потому, что на ней есть цифры…
Как называется фигура под буквой в)
-Сегодня мы узнаем, что обозначает изображение на чертеже в).
| - инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация
-умение слушать и вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении проблем; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие | - осуществляемые действия:- контролируют правильность ответов учащихся взаимоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность
-выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий | - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности; развитие интереса к различным видам деятельности
- контроль и оценка процесса |
Физкульт минутка2мин | Закрытыми глазами кончиком носа нарисуйте столько кругов, сколько услышите хлопков, затем столько же в обратную сторону. Столько наклонов вправо, сколько цифр в записи числа 726 Столько наклонов влево, сколько окон в нашем классе (3) Столько раз поднять руки вперед, сколько знаков арифметических действий мы знаем (4) |
| - инициативное сотрудничество | - усилием воли выполнение задание в соответствии с требованиями. | -установка на здоровый образ жизни |
Решение проблемы. Введение знаний. 7мин | В ы п о л н е н и е задания № 321 из учебника
– Рассмотрите рисунок. – Что вам напоминает каждый луч? Слайд 5 У вас получилсячисловой (координатный) луч. - Итак, если от начала луча откладывать один за другим равные отрезки, у начала луча поставить число «0» и пронумеровать один за другим концы отрезков, то получится числовой луч. Слайд 6 Числовой луч открыл древнегреческий математик и астрономЕвдокс Книдский. Он жил в 410-355 гг. до н.э. Евдокс Книдский известен как автор самых различных открытий. Он составил первый каталог звёзд, описание звёздного неба, занимался врачеванием, философией и музыкой. В его честь названы кратеры на Луне и на Марсе. И одно из открытий Евдокса Книдского – это числовой луч. Числовой луч позволяет сравнивать натуральные числа: чем правее точка от начала луча, тем большему числу она соответствует, чем левее тем – меньшему. -Как на лучах найти точку, соответствующую одному прыжку лягушки? - Трем прыжкам кузнечика?
- Что означают числа на каждом луче?
- Что из школьных принадлежностей напоминает нам числовой луч? - Напомните: Какое число соответствует началу числового луча? - Сколько чисел можно изобразить на числовом луче?
- А многозначные числа можно изобразить на числовом луче?
| - дать понятие о единичном отрезке и его величине на числовом луче - Лучи на рисунке напоминают линейки с разными мерками.
- на третьем луче – это число 1 -на первом луче – это число 3 - количество прыжков каждого героя. … - линейка, метр, числовой ряд.
- число «0» - любое число, так как луч бесконечен
- любое число, каким бы оно большим не было | - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
-участвовать в коллективном обсуждении проблем | - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
- интерес к новому учебному материалу
| - логический анализ объектов с целью выделения признаков
- умение слушать и вступать в диалог |
Первичное закрепление 10мин
| 1. Практическая работа Начертите луч с началом в точке А. От начала луча будем откладывать один за другим равные отрезки =1 см. Начало луча соответствует число 0 и пронумеруем один за другим концы отрезков. Так как луч с числами как можно его назвать? (Числовой луч) Числовой луч. Это второе открытие На числовом луче можно изобразить любое число. С помощью числового луча можно сравнивать: чем левее точка от начала луча, тем меньше число оно изображает, чем правее – тем больше. 2. Работа в парах (на персональныхRAYбуках в программе e-Learning) На персональныхRAYбуках в парах поработайте с тестом. По завершению работы одна пара выйдет к доске и выполнит фронтальную проверку.(Приложение 1)
| -развивать умение решать задачи без соотнесения с ранее знакомыми
| - умение формулировать собственное мнение, контролировать действия партнёра | - умение ориентироваться в разнообразии способов решения задачи | - развитие мышления через умение - сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты. - самоопределение |
Гимнастика для глаз 3мин | Поставить карандаш перед глазами. Смотрим на кончик карандаша, не отрывая глаз Отводить карандаш медленно на расстояние вытянутой руки и обратно(повторяем 3 раза) После этого упражнения глазки закрываем, сильно сжимаем и медленно открываем, поморгаем (повторяем 3 раза) |
| инициативное сотрудничество | усилием воли выполнение задание в соответствии с требованиями.
| установка на здоровый образ жизни |
Системати-зация знаний. 5мин | Переходим к решению задач. Задача № 294 (текст из учебника) Слайд 7 Деревни Ивановка, Марьино и Аксинино расположены на одной дороге. От Ивановки до Марьино 7 км, а от Марьино до Аксинино в 3 раза дальше. Сколько км от Ивановки до Аксинино? -Как вы поняли из условия задачи, что деревни находятся на одной дороге? - Переведите текстовую информацию в графическую. Как геометрически представили эту дорогу на чертеже?
Учитель Что вы можете сказать о единичном отрезке?
Расскажите план решения
Слайд 8 | - развивать геометрические представления при решении задач на нахождение расстояния рассмотреть несколько вариантов решения задачи
- деревни расположены на одной дороге
- Построили числовой луч. -Обозначили буквами И – Ивановку, затем М – Марьино, А – Аксинино по порядку –слева-направо.
-Написали данные; 7 км, «в 3 раза дальше» -Объединили скобкой расстояние от Ивановки до Аксинино, которое надо найти.
Единичный отрезок – 7 км. Потом он повторяется 3 раза
Надо найти расстояниеИА которое состоит из ИМ и МА. Это сумма расстояний. Нам известно, что ИМ – 7 км. МА можно найти, т.к. это расстояние в 3 раза дальше, чем ИМ, значит, ИМ нужно умножить на 3.
(Проверка оформления решения по щелчку мыши).
| развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание | умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале | умение слушать и вступать в диалог |
Итог урока Рефлексия 5мин | Слайд 9 Подведем итог урока. - Что такое луч? -Чем луч отличается от прямой? - Что такое числовой луч? - Как можно сравнить два числа, используя числовой луч?
Кому задания показались трудными? Какие именно? Слайд 10 Ну и пора оценить каждому свою работу на уроке, кто как потрудился и кто как понял новую тему.
На RAYбуках (в программе e-Learning учитель на своем рабочем столе сразу видит экраны всех учеников ) Найдите папку со смайликами. Выберите себе на экран подходящего смайлика. Их всего три. Если работали отлично, со всеми заданиями справлялись и можете помочь товарищу, то выбирайте красного веселого смайлика Если работали хорошо, но иногда требовалась помощь, то выбирайте желтого смайлика Если работали, но были проблемы и вы просите помощи, то – зеленого смайлика
| моделирование; логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство | контроль, оценка, коррекция, выделение главного
Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Самоопределение
|
Организация домашнего задания. 2мин | Домашнее задание будет связано с нашей новой темой . В № 321 мы не выполнили задание под 5 пунктом. Вам нужно будет придумать своего персонажа и начертить числовой луч. И выполнить №323. |
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...
Технологическая карта урока. Конструктор урока: инструмент проектирования технологической карты урока деятельностной направленности»
конструкор урока представен в программе Microsoft Word...
Технологическая карта урока классе окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"
урок окружающего мира во 2 классе " Заглянем в кладовые Земли"...