Учимся решать задачи
учебно-методический материал по математике
Учимся решать задачи.Материалы 1-4 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_reshat_zadachi.docx | 428.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИЛА ПО МАТЕМАТИКЕ
для начальной школы
СОДЕРЖАНИЕ
- Учимся решать задачи.
- Задачи на нахождение суммы двух чисел.
- Задачи на нахождение остатка.
- Задачи на увеличение числа на несколько единиц.
- Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
- Задачи на разностное сравнение двух чисел.
- Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
- Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
- Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.
- Задачи на нахождение произведения двух чисел.
- Задачи на нахождение частного двух чисел.
- Задачи на увеличение числа в несколько раз.
- Задачи на уменьшение числа в несколько раз.
- Задачи на кратное сравнение двух чисел.
- Задачи на нахождение неизвестного множителя.
- Задачи в косвенной форме.
- Цена, количество, стоимость.
- Составные задачи.
- Задачи на пропорциональное деление.
- Задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.
- Составные задачи на совместную работу.
- Задачи на движение.
- Задачи на встречное движение.
- Задачи на движение в противоположных направлениях.
- Задачи на движение в одном направлении.
- Основы геометрии.
- Площадь.
УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ.
Как работать над задачей.
- Прочитай внимательно условие задачи и представь то, о чём идёт речь.
- Запиши кратко задачу или сделай к ней рисунок, схему, чертёж.
- Объясни, что означает каждое число.
- Устно составь план решения задачи.
- Реши задачу и найди ответ.
- Проверь решение, составив обратную задачу.
- Запиши ответ.
Знак | Действие | Знак | Действие |
+ | Увеличить на … | - | Найти разность |
- | Уменьшить на … | · (х) | Увеличить в несколько раз |
- | На сколько больше? | : | Уменьшить в несколько раз |
- | На сколько меньше? | : | Во сколько раз больше? |
+ | Найти сумму | : | Во сколько раз меньше? |
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ ДВУХ ЧИСЕЛ.
Запомни!
Задачи этого вида решаются сложением, потому что находим сумму.
Задача.
Белочка припасла для маленьких друзей 4 гриба и 5 орехов. Сколько всего гостинцев приготовила белочка?
Краткое условие:
Грибов - □ Орехов - □
Решение:
4 + 5 = 9 (гост.)
Ответ: 9 гостинцев.
Запомни!
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ОСТАТКА.
Задачи этого вида решаются вычитанием, потому что находим остаток.
Задача.
На ветке было 7 ягод рябины. Снегирь склевал 3 ягоды. Сколько ягод осталось?
Краткое условие:
Было – 7 яг.
Склевал – 3 яг.
Осталось - ? яг.
Решение:
7 - 3 = 4 (яг.)
Ответ: 4 ягоды.
Задача.
ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ.
Во дворе гуляло 6 утят, а гусят на 2 больше. Сколько гуляло гусят?
Краткое условие:
Утят – 6 пт.
Гусят – ? пт., на 2 больше (>)
Решение:
6 + 2 = 8 (гус.)
Ответ: 8 гусят.
ЗАДАЧИ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА
Задача.
НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ.
На столе лежало 9 столовых ложек, а чайных на 3 меньше. Сколько чайных ложек лежало на столе?
Краткое условие:
Стол. – 9 лож.
Чайн. – ? лож., на 3 меньше (<)
Решение:
9 - 3 = 6 (лож.)
Ответ: 6 чайных ложек.
ЗАДАЧИ НА РАЗНОСТНОЕ СРАВНЕНИЕ ДВУХ ЧИСЕЛ.
Правило.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно
из большего числа вычесть меньшее.
Задача.
В одной корзине 7 яблок, а в другой – 10 груш. На сколько груш больше, чем яблок?
Краткое условие:
Яб. – 7 шт.
Гр. – 10 шт., на ? шт. больше (>)
Решение:
10 - 7 = 3 (гр.)
Ответ: на 3 груши.
Задача.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО.
Два петушка нашли 8 червячков. Первый нашёл 5. Сколько червячков нашёл второй петушок?
Краткое условие:
1 пет. – 5 чер. 8 чер. 2 пет. - ? чер.
Решение:
8 - 5 = 3 (чер.)
Ответ: 3 червячка.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ
НЕИЗВЕСТНОГО УМЕНЬШАЕМОГО.
Задача.
На тарелке лежали пряники. Когда дети взяли 4 пряника, на тарелке осталось 8. Сколько пряников было на тарелке?
Краткое условие:
Было – ? пр. Взяли – 4 пр. Осталось – 8 пр.
Решение:
8 + 4 = 12 (пр.)
Ответ: 12 пряников.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО ВЫЧИТАЕМОГО.
Задача.
В вазе стояло 7 гвоздик. Когда несколько гвоздик отдали, в вазе осталось 5 гвоздик. Сколько гвоздик отдали?
Краткое условие:
Было – 7 гв. Отдали – ? гв. Осталось – 5 гв.
Решение:
7 - 5 = 2 (гв.)
Ответ: 2 гвоздики.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДВУХ ЧИСЕЛ.
Задача.
В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 коробках?
Краткое условие:
1 кор. – 6 кар. 4 кор. - ? кар.
Решение:
6 · 4 = 24 (кар.)
Ответ: 24 карандаша.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ЧАСТНОГО ДВУХ ЧИСЕЛ.
Задача 1.
ДЕЛЕНИЕ НА РАВНЫЕ ЧАСТИ.
15 шариков раздали 5 ученикам поровну. Сколько шариков получил каждый ученик?
Краткое условие:
15 шар. – 5 уч. Поровну шар. – 1 уч.
Решение:
15 : 5 = 3 (шар.)
Ответ: 3 шарика.
Задача 2.
ДЕЛЕНИЕ ПО СОДЕРЖАНИЮ.
12 лимонов разложили в пакеты по 4 лимона в каждый. Сколько получилось пакетов с лимонами?
Краткое условие:
12 лим. – ? пак. 4 лим. – 1 пак.
Решение:
12 : 4 = 3 (пак.)
Ответ: 3 пакета.
ЗАДАЧИ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ.
Задача.
У Тани было 4 ириски, а карамелек в 2 раза больше. Сколько карамелек было у Тани?
Краткое условие:
Ириски – 4 шт.
Карамельки – ? шт., в 2 раза больше (>)
Решение:
4 · 2 = 8 (кар.)
Ответ: 8 карамелек.
ЗАДАЧИ НА УМЕНЬШЕНИЕ ЧИСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ.
Задача.
На одной полке стоит 12 книг, а на второй – в 3 раза меньше. Сколько книг на второй полке?
Краткое условие:
- – 12 кн.
- – ? кн., в 3 раза меньше (<)
Решение:
12 : 3 = 4 (кн.)
Ответ: 4 книг.
ЗАДАЧИ НА КРАТНОЕ СРАВНЕНИЕ ДВУХ ЧИСЕЛ.
Правило.
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше (меньше) другого, нужно большее число разделить на меньшее.
Задача.
Петя почистил 27 картофелин, а Коля – 9. Во сколько раз больше картофелин почистил Петя, чем Коля?
Краткое условие:
Петя – 27 кар. во ? раз больше (>) Коля – 9 кар.,
Решение:
27 : 9 = 3 (гр.)
Ответ: в 3 раза больше.
Задача.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО МНОЖИТЕЛЯ.
20 яблок разложили в сетки по 5 яблок в каждую. Сколько потребовалось
сеток?
Краткое условие:
1 сет. – 5 яб.
? сет. – 20 яб.
Решение:
- ый способ: 20 : 5 = 4 (сет.)
- ой способ: запишем решение задачи, составив уравнение.
х · 5 = 20
х = 20 : 5
х = 4 (сет.)
Ответ: 4 сетки.
ЗАДАЧИ В КОСВЕННОЙ ФОРМЕ.
Правило.
При решении задач в косвенной форме помни: если одна величина на несколько единиц (в несколько раз) больше, то другая на столько же единиц (во столько же раз) меньше.
Задача.
Брату 5 лет, он на 2 года старше сестры. Сколько лет сестре?
Краткое условие:
Брат – 5 лет, на 2 года больше (>) Сестра – ? лет
Если брат старше на 2 года, значит, сестра на 2 года младше. Чтобы стало меньше, нужно вычитать.
Решение:
5 - 2 = 3 (г.)
Ответ: 3 года.
Задача.
У Нины 7 марок. Это на 4 марки меньше, чес у Тани. Сколько марок у
Тани?
Краткое условие:
Нина – 7 мар., на 4 мар. меньше (<) Таня – ? мар.
Если у Нины на 4 марки меньше, значит, у Тани на 4 марки больше.
Чтобы стало больше, нужно прибавлять. Решение:
7 + 4 = 11 (мар.)
Ответ: 11 марок.
ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ.
Цена (Ц) – это количество денег, которое нужно заплатить за 1 предмет (1 кг), то есть за единицу товара.
Количество (К) – это число, которое показывает, сколько куплено единиц товара.
Стоимость (С) – это количество денег, затраченных на всю покупку.
Правило 1.
Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.
С = Ц · К
Правило 2.
Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.
К = С : Ц
Правило 3.
Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.
Ц = С : К
Вид записи задачи:
Цена | Количество | Стоимость |
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ.
Запомни!
Составные задачи состоят из нескольких простых и решаются в два и больше действия.
Задача.
Рыбак поймал 10 щук, а лещей на 8 больше. Сколько всего рыб поймал рыбак?
Краткое условие:
Щуки – 10 рыб ? рыб
Лещи – ? рыб, на 8
Схема анализа задачи:
- Можем ли мы сразу ответь на главный вопрос задачи?
- Нет.
- Почему?
- Мы не знаем количество лещей.
- А мы можем сразу это узнать?
- Да. Из условия нам известно, что лещей было на 8 больше, чем щук.
- Каким действием и почему?
- Сложением. Чтобы стало больше, нужно прибавить.
- Теперь можно ответить на главный вопрос задачи?
- Да.
Решение:
1) 10 + 8 = 18 (рыб) – лещей.
2) 10 + 18 = 28 (рыб)
10 + (10 + 18) = 28
Ответ: 28 рыб всего.
ЗАДАЧИ НА ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ.
Задача.
В 6 коробках 72 кг печенья. Сколько потребуется коробок, чтобы разложить 48 кг печенья?
Краткое условие:
6 кор. – 72 кг
? кор. – 48 кг 1 кор. - ? кг
Сначала надо узнать, сколько кг печенья в одной коробке.
Решение:
- 72 : 6 = 12 (кг) – печенья в одной коробке 2) 48 : 12 = 4 (кор.)
48 : (72 : 6) = 4
Ответ: 4 коробки потребуется.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СЛАГАЕМОГО И ВЫЧИТАЕМОГО.
Задача.
Папа съел 16 пельменей, мама – 10, а сын на 20 пельменей меньше, чем папа и мама вместе. Сколько пельменей съел сын?
Краткое условие:
Папа – 16 п. ? п. Мама – 10 п.
Сын - ? п., на 20 п. меньше (<)
Сразу ответить на главный вопрос задачи нельзя, потому что неизвестно, сколько пельменей съели папа и мама вместе.
Решение:
1) 16 + 10 = 26 (п.) – съели мама и папа вместе 2) 26 - 20 = 6 (п.)
(16 + 10) - 20 = 6
Ответ: 6 пельменей съел сын.
СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ.
Задача.
Первый насос выкачивает 960 вёдер воды за 32 минуты, а второй – за 48 минут. За сколько минут оба насоса выкачают 1000 вёдер воды, если будут работать одновременно??
Краткое условие:
I – 960 в. – 32 мин 1000 в. –
II – 960 в. – 48 мин. ? мин
Решение:
- 960 : 32 = 30 (в.) – выкачивает за 1 минуту 1 насос
- 960 : 48 = 20 (в.) – выкачивает за 1 минуту 2 насос 3) 30 + 20 = 50 (в.)
4) 1000 : 50 = 20 (мин)
1000 : (960 : 32 + 960 : 48) = 20
Ответ: за 20 минут.
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ.
Задачи на движение содержат пропорциональные величины: скорость (V), время (t), расстояние (S).
Правило 1.
Чтобы найти расстояние, нужно скорость умножить на время.
S = V · t
Задача.
Электропоезд двигается со скоростью 65 км/ч. Какое расстояние он пройдёт за 7 часов?
Краткое условие:
V | t | S |
65 км/ч | 7 ч. | ? км |
Решение:
65 · 7 = 455 (км)
Ответ: 455 км пройдёт электропоезд.
Правило 2.
Чтобы найти скорость, нужно расстояние разделить на время.
V = S : t
Задача.
За 3 часа автобус проехал 195 км. С какой скоростью двигался автобус?
Краткое условие:
V | t | S |
? км/ч | 3 ч. | 195 км |
Решение:
195 : 3 = 65 (км/ч)
Ответ: 65 км/ч – скорость автобуса.
Правило 3.
Чтобы найти время, нужно расстояние разделить на скорость.
t = S : V
Задача.
Пешеход двигался со скоростью 5 км/ч и прошёл 15 км. Сколько часов пешеход был в пути?
Краткое условие:
V | t | S |
5 км/ч | ? ч. | 15 км |
Решение:
15 : 5 = 3 (ч)
Ответ: 3 часа пешеход был в пути.
ЗАДАЧИ НА ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Если два тела одновременно движутся навстречу друг другу, то расстояние между ними постоянно изменяется на одно и то же число, равное сумме расстояний, которые проходят тела за единицу времени.
Задача.
Два лыжника одновременно вышли навстречу друг другу из двух посёлков и встретились через 3 часа. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии находятся посёлки?
Краткое условие:
V = 12 км/ч t = 3 ч V = 14 км/ч
S = ? км
Схема анализа задачи:
способ:
- О чём говорится в задаче?
- О движении двух лыжников. Поэтому краткое условие оформляем в виде чертежа.
- Что известно о начале движения?
- Лыжники начали двигаться одновременно. Покажем это стрелочками «навстречу».
Выводы:
- Расстояние между лыжниками всё время уменьшается.
- Всё расстояние складывается из расстояния, которое прошёл первый лыжник, и расстояния, которое прошёл второй лыжник.
- Лыжники начали и закончили движение одновременно, поэтому они провели в пути одинаковое количество времени.
Решим задачу, опираясь на схему:
? - расстояние между посёлками
S - ?
- первый лыжник
S - ?
- второй лыжник
12 · 3 14 · 3
Решение:
- 12 · 3 = 36 (км) – прошёл первый лыжник
- 14 · 3 = 42 (км) – прошёл второй лыжник 3) 36 + 42 = 78 (км)
12 · 3 + 14 · 3 = 78
Ответ: 78 км – расстояние между посёлками.
способ:
Решим эту задачу, используя понятие «скорость сближения».
Если первый лыжник пройдёт за 1 час 12 км, а второй – 14 км, то расстояние между ними за 1 час уменьшится (это и есть скорость сближения) на: 12 + 14 = 26 км. За второй час расстояние уменьшится ещё на 26 км.
Решение:
- 12 + 14 = 26 (км) – скорость сближения
- 26 · 3 = 78 (км) – прошёл второй лыжник (12 + 14) · 3 = 78
Ответ: 78 км – расстояние между посёлками.
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ.
Задача.
Два лыжника одновременно вышли из пункта А в противоположных направлениях. Первый лыжник шёл со скоростью 12 км/ч, а второй – 14 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 часа?
Краткое условие:
V = 12 км/ч А V = 14 км/ч
S = ? км
способ:
Решение:
- 12 · 3 = 36 (км) – прошёл первый лыжник за 3 часа
- 14 · 3 = 42 (км) – прошёл второй лыжник за 3 часа 3) 36 + 42 = 78 (км)
12 · 3 + 14 · 3 = 78
Ответ: 78 км – расстояние между лыжниками через 3 часа.
способ:
Обрати внимание, что расстояние, которое проходят лыжники за 1 час при движении в противоположных направлениях, называется скоростью удаления.
Решение:
- 12 + 14 = 26 (км) – скорость удаления
- 26 · 3 = 78 (км) – прошёл второй лыжник
(12 + 14) · 3 = 78
Ответ: 78 км – расстояние между лыжниками через 3 часа.
Правило.
Решая задачи на нахождение расстояния при одновременном движении навстречу или в противоположных направлениях, пользуйся планом:
- Находим скорость сближения (удаления).
- Находим расстояние, которое прошли объекты.
ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ.
Задача.
Автомобиль за 2 часа проехал 192 км. Следующие 3 часа он двигался со скоростью на 6 км/ч меньше. Сколько всего километров проехал автомобиль?
Краткое условие:
V = ? км/ч V = ? км/ч, на 6 км/ч меньше (<) t = 2 ч.
S = ? км
Решение:
- 192 : 2 = 96 (км/ч) – первая скорость
- 96 - 6 = 90 (км/ч) – вторая скорость
- 90 · 3 = 270 (км) – второе расстояние 4) 192 + 270 = 462 (км)
192 + (192 : 2 - 6) · 3 = 462
Ответ: 462 км проехал автомобиль.
ОСНОВЫ ГЕОМЕТРИИ. ТОЧКА.
Точку обозначают заглавной буквой N
латинского алфавита: A, D, E, K, M, O, B, C, N и т.д. M C
Буква пишется рядом с точкой. K
ПРЯМАЯ И КРИВАЯ ЛИНИИ.
У прямой линии нет ни начала, ни конца – она бесконечна. прямая линия кривая линия
Правило 1.
Через одну точку можно провести сколько угодно прямых или кривых
линий.
Правило 2.
Через две точки можно провести только одну прямую линию, а кривых - сколько угодно.
ОТРЕЗОК.
Отрезок – это часть прямой линии, ограниченная двумя точками – началом и концом. Начало и конец отрезка обозначают точками или штрихами.
А В
ЛУЧ.
Луч имеет начало (точку), но не имеет конца.
А
луч
ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ.
Ломаная линия состоит из отрезков, последовательно соединённых друг с другом.
незамкнутая ломаная линия ABCDE
B E
А D
замкнутая ломаная линия ABCDEF
B C
А D
C
ОКРУЖНОСТЬ, КРУГ.
Окружность – это замкнутая кривая, все точки которой одинаково удалены от центра (точки О).
Круг – это геометрическая фигура, которая ограничена окружностью.
УГОЛ.
Угол образуют два луча, выходящие из одной точки (1 вершина, 2 стороны).
Виды углов
острый прямой тупой
меньше прямого равен 90° больше прямого
ТРЕУГОЛЬНИК.
Треугольник – это геометрическая фигура, у которой три угла (вершины) и три стороны.
Точки A, B, C – вершины. AB, BC, AC – стороны. A, B, C – углы.
Виды треугольников
прямоугольный равнобедренный
равносторонний разносторонний
ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКИ.
Четырёхугольник – это геометрическая фигура, у которой четыре угла, четыре вершины и четыре стороны.
Прямоугольник – это B C
четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Противоположные стороны прямоугольника равны между собой.
AB = CD; BC = AD
BC – длина AB - ширина
M N
Квадрат – это прямоугольник,
у которого все стороны равны.
MK = NO = MN = KO
K O
ПЕРИМЕТР.
Периметр (Р) - это сумма длин всех сторон многоугольника.
Периметр треугольника | |
b c a | Pтр. = a + b + c |
Периметр прямоугольника | |
b a a b | Pпр. = (a + b) · 2 a = P : 2 - b |
Периметр квадрата | |
a a a a | Pкв. = a · 4 a = P : 4 |
ПЛОЩАДЬ.
Площадь (S) – это внутренняя часть любой плоской геометрической фигуры.
Периметр прямоугольника | |
b a a b | S. = a · b Зная площадь и одну из сторон, можно найти другую сторону: a = S : b b = S : a |
Периметр квадрата | |
a a a a | S. = a · a |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики по теме "Учимся решать задачи"
Урок по УМК "Гармония" 3 класс в разделе "Деление суммы на число". Урок применения метапредметных и предметных знаний при решении задач, формирования логических приемов мышления, которые обеспечивали ...
Сборник задач "Учимся решать задачи" ПНШ
Сборник задач №1, №2, №3 "Учимся решать задачи" (всего 24 задачи разного вида). Распечатать и раздать детям как дополнительное пособие по решению разных видов задач...
Программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися: "Учимся решать задачи повышенной сложности"
Авторская программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися. Программа расчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 4 года. Автор Резакова Ольга Николаевна....
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"
План-конспект урока математики по теме "Учимся решать задачи" УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по курсу "Учимся решать задачи" для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС
Рабочая программа по курсу "Учимся решать задачи" для 3 класса УМК "Гармония" ФГОС. Составлена на основе рабочей тетради Н.Б. Истоминой "Учимся решать задачи". Может использоваться во внеурочной деяте...
Статья "Учить решать задачи – учить решать проблемы"
Выступление на конференции...
Учимся решать задачи. 4 класс. Задача №247.
Задача №247. 4 класс. 4 четверть....