Конспект урока математики во 2 классе «Письменный приём сложения вида 87+13», Школа России
план-конспект урока по математике (2 класс)

Горишняя Наталья Александровна

Урок окрытия нового. Цель: научить складывать двузначные числа с образованием сотни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx266.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 Г.МАРКСА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Конспект урока математики во 2-м классе

Тема: «Письменный приём сложения вида 87+13»

Составила и провела:

учитель начальных классов

Горишняя Н.А.

2022 г.

Тема «Письменный приём сложения вида 87+13»

Цель: научить складывать двузначные числа с образованием сотни.

Задача - формирование УУД:

развитие интереса к учению, гибкости мышления, развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, определять цель и последовательность выполнения заданий, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Формирование вычислительных навыков при решении примеров вида 87+13, формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, применять правила делового сотрудничества, участвовать в продуктивном диалоге.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные.

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умеют доказывать свою точку зрения, проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Предметные.

Знают различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным, устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100, как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик, отличительные особенности задачи, что такое ломаная линия, как измерить длину ломаной.

Умеют складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; измерять длину ломаной линии, чертить отрезки заданной длины.

Метапредметные.

Формулируют познавательную цель и учебную задачу урока на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; составляют план и определяют последовательность действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки:

умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве, как партнеров, так и самих себя.

формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах

Основные понятия и термины: сложить, вычесть, слагаемое, сумма, увеличить, уменьшить, разность, значение разности, суммы.

Оборудование: ноутбук, экран, карточки с примерами, учебно-методическое обеспечение: М.И.Моро, Математика 2 класс (2 часть), Москва, «Просвещение», 2020

Ход урока

I. Организационный момент. (2 мин)

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече говорить 
«Здравствуйте» или «Доброе утро!»
«Здравствуйте ,ребята!» и «Доброе утро, уважаемые гости!»

– Сегодняшний урок я начну словами древнегреческого философа Саади: «Ученик , работающий на уроках без желания, что птица без крыльев» .

И я хочу, чтобы желание учиться, узнавать новое, было не только на сегодняшнем уроке, но и всегда. Только при помощи «крыльев» вы будете подниматься всё выше и выше. Нужно постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...

Слайд 2 Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.

- Приступаем к деятельности.

- Я предлагаю вам разбиться на 2 группы. Каждый выбирает листочек. Образуется 2 группы: красные и синие.

Красные: Ученик , работающий на уроках без

Синие: желания, что птица без крыльев .

- Соберите высказывание. Что получилось? (слова древнегреческого философа Саади: «Ученик , работающий на уроках без желания, что птица без крыльев»)

- Вспомним правила работы в группе:

А процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями.

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (возьмите смайлик и покажите его всем)

 – Ребята, у вас на партах лежат фигурки солнышка и тучки. Покажите своё настроение. Если настроение хорошее, покажите солнышко, если нет – тучку.
– Я рада, что у многих хорошее настроение. Его я изображу одним большим солнышком.

– Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать, помогать друг другу.

II. Актуализация опорных знаний (4-5 мин)

Отдохнуть мы все успели,

А теперь пора за дело.

Математика нас ждёт

Начинаем устный счёт.

  1. Устный счёт. Задания развивающего характера.
  1. Продолжите пословицы и поговорки с числами (по группам)

1 группа: 7 раз отмерь…(один раз отрежь)

Одна голова хорошо, а…(две лучше)

2 группа: Семеро одного…(не ждут)

Один за всех и …(все за одного)

- Как вы думаете, какую из пословиц или поговорок мы можем использовать как девиз команды? (Один за всех и все за одного.)

Именно этой поговорки придерживаются друзья и участники одной команды, мы – не исключение, ведь мы одна семья, одна команда!

  1. Игра «День-ночь» (Учащиеся закрывают глаза, учитель говорит «ночь» и медленно называет пример. Затем учитель говорит «день», учащиеся открывают глаза и каждая команда показывает  карточку с ответом.)

54 + 46=100 (А)        28 + 42=70(Д)     60 + 30=90(Ч)        90 – 10 = 80(А)

23 + 37=60(А)           10-9=1                 100 – 50=50  (З)    

- Какое число лишнее? (1)

- Почему (все остальные круглые числа)

- Расставьте числа в порядке возрастания 50(З), 60(А),70(Д),80(А),90(Ч),100(А)

- КАКОЕ СЛОВО ПОЛУЧИЛОСЬ? (Задача)

  1. Задачи. Записать только решение и вычислить значение на листочках.
  • За два дня Карлсон сломал 12 игрушек. В первый день он сломал 5 игрушек. Сколько игрушек он сломал во второй день? (12 – 5 = 7)
  • После того как Малыш и Карлсон поиграли паровой машиной, папе пришлось заменить в ней 8 колесиков, а винтиков – на 9 больше. Сколько винтиков пришлось заменить папе? (8 + 9 = 17)

- В какой сказке живут эти герои? («Карлсон, который живет на крыше»)

4. - Я, вам, предлагаю отгадать ребусы: 

Красные: 100л     100рона  

Синие: 100лб  во100к.

- Какое число встретилось в этих ребусах?  (100)

III.  Самоопределение к деятельности (4-5 мин)

Игра «Парашютисты»

Цель. Приземлить парашютистов в квадрат 100. Для этого вы должны найти примеры с ответом с 100.

23+77        36+14         65+35           84+16

48+52        76+14         57+13           26+74

-Какие примеры лишние? Почему?

-Кто догадался, какие примеры мы сегодня будем решать?

Давайте определим тему урока и поставим цели

- Сегодня вы узнаете еще  один письменный прием сложения двузначных чисел, в сумме которых получается  число 100.

IV.Работа по теме урока.

Иногда приходится выполнять сложение чисел удобным способом, когда в сумме получаются круглые числа, то есть числа, состоящие из одних десятков.

Красные считают:   (33 + 7) + (27 + 3) + (22 + 8) = ?

Выполнять сложение в таких случаях не сложно.

При сложении круглых десятков получаются тоже круглые десятки.

Синие считают: 40 + 30 + 30 = 100

Но в случаях, когда оба слагаемые - двузначные числа, сразу выполнить вычисления трудно.

Посмотрите на математическую запись 87+13  ( слайд 10)

- Прочитайте её.

- Знакома ли вам такая запись или нет?

Организует работу в группе ( у каждой группы листочек)

Знакомство с новым приемом сложения

Задания для исследования:

8

7

+

1

3

1

0

0

1.Слагаемые – однозначные или двухзначные числа? _________

2.Можно ли утверждать, что при сложении этих слагаемых получилось трёхзначное число?_______

3.Сколько клеток нужно использовать для записи числа 100? _______

4.Что можно сказать про число 100?

- Это сотня? _______

- Это 10 десятков? _______

- Это 100 единиц? _______

5.100 - самое маленькое 3-хзначное число? _______

2.Запишите алгоритм сложения двузначных чисел:

Единицы пишу под_____________

Десятки пишу под _____________

Складываю _____________

7 + 3 =10

10 единиц - это  1 десяток и _____ единиц. Пишу под единицами ______, а 1 десяток запоминаю

Складываю _____________, 8+1 = 9, да ещё 1десяток, получится ____,  

10 десятков – это  __ сотня.  ___ пишу под десятками, а ___ сотню под сотнями.

Читаю  ответ,  сумма равна  100.

- Что мы должны помнить, чтобы записать столбиком данное числовое выражение? (Вспомните алгоритм сложения  примеров столбиком. (Дети вспоминают, хором повторяют)

- Найдите  значение данного выражения.

-Сотня - какое число? (самое маленькое трехзначное число)

-Значит, на каком месте справа нужно писать цифру 1?  (На третьем месте, в разряде сотен)

- Воспользуемся письменным приёмом сложения двузначных чисел с записью вычислений столбиком.

Для записи числового выражения используем разлиновку в клеточку. Пишем число 87. Под ним - число 13. Не забываем - единицы пишем под единицами, десятки под десятками. Ставим знак плюс и черту, которая выполняет функцию знака равно.

Как всегда, сложение начинаем с единиц. К 7 прибавляем 3, получается 10. Воспользуемся моделью числа 10. Мы знаем, если количество единиц  в сумме равно10, или больше 10, то 10 единиц превращаются в 1 десяток.

Число 10 – это один десяток и ноль единиц.  Под разрядом единиц пишем 0, а 1 десяток мы отдаем разряду десятков. Это мы показываем цифрой 1, записанной над разрядом десятков

Теперь переходим к вычислениям в разряде десятков. К 8 прибавить 1, равно 9. И еще прибавляем 1 десяток, получается 10. Записываем число 0 в разряде десятков.

А вот цифру 1 пишем в другой клеточке, находящейся перед десятками.

Получилось число 100.

Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимали ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто из нас вот так шагал –

Не споткнулся, не упал.

Вот мы в лес пришли,

Белый гриб нашли.

Вот грибок, другой грибок,

Положу их в кузовок.

V. Первичное закрепление знаний. Работа с учебником.

№1 стр.16

Красные решают и объясняют 1 и 3 примеры по алгоритму

Синие – 2 и 4 примеры. 

№2 – устное выполнение

VI. Закрепление изученного материала

Красные:

Предлагает учащимся работать в парах. Выполнить задание (перевод информации из одного вида в другой – работа с таблицей), которое способствует развитию навыков счета, закреплению изученных школьниками приемов сложения и вычитания.

Три подруги решили заняться спортивными упражнениями, а результаты — кто сколько раз прыгнул на скакалке, присел и отжался — записали в таблицу. Ответь на вопросы.

Сколько отжиманий  сделала Оля?

Ответ: ___________

Сколько всего приседаний сделала Вика?

Ответ: _______

Сколько всего раз перепрыгнули через скакалку   Вика и Даша вместе?

Ответ: __________

Упражнения

Скакалка

Отжимания

Приседания

Оля

35

23

44

Вика

48

12

56

Даша

52

16

35

Запишите решение в тетрадь столбиком.

4

8

+

5

2

1

0

0

Объясните прием сложения.

IX. Рефлексия (Слайд 7)

-Какие примеры мы научились решать сегодня на уроке?

-Чем вы, можете похвалиться дома?

-Всё ли было понятно на уроке?

- Вспомните нашу цель урока.

- Удалось ли нам выполнить, поставленные на урок цели?

– С каким настроением заканчиваем урок?

- У вас на столе картинки (чемодан, мясорубка, корзина)

- Если знания пригодятся в дальнейшем, возьмите   «Чемодан».

- Если информация перерабатывается, возьмите  «Мясорубку»

- Если не пригодится, все выброшу, то  возьмите «Корзину».

 -Спасибо за работу! 

Я ничуть не сомневалась в ваших успехах, ведь только много знающие и много умеющие дети могли так плодотворно работать. Я вас благодарю за работу, без ваших знаний и умений такого хорошего урока могло и не получиться. Ребята, я вами горжусь! Я посылаю вам в награду солнышко, чтобы оно своими лучиками коснулось каждого из вас и поцеловало за ваши достойные труды.

 - Ребята, не переживайте, если у кого-то из вас сейчас не получилось, потом обязательно получится.

Домашнее задание:

А чтобы не было сорняков надо постоянно мыслить. Поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Стр.16 №4, №7

И в заключении хочу сказать:  «Наберись смелости – сделай попытку».  Не бойтесь применять инновационные методы.    

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа России.Урок математики.1 класс.Общие приёмы сложения с переходом через 10.

Предлагаемая методическая разработка представляет собой план-конспект урока математики для 1 класса по программе "Школа России".  Тема урока: "Общие приёмы сложения с переходом через...

Технологическая карта открытого урока математики 2 класс «Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9»

Технологическая карта открытого урока математики 2 класс «Устные приёмы сложения вида 26+7, 64+9»Программа«Школа России»Класс2Тип урокаОткрытие новых знанийТема урокаПриёмы сло...

Конспект урока математики, 3 класс. Тема: «Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с приемами вычислений вида 260+310, 670-140; закреплениевычислительных навыков, умение решать задачи изученных видов.Планируемые результаты:Предметные: ...

Конспект урока математики, 2 класс. Тема: «Свойства противоположных сторон прямоугольника». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со свойствами противоположных сторон прямоугольника; закреплениевычислительных знаков; совершенствование навыка решения текстовых задач; развитие умения ...

Урок математики по теме "Письменный приём сложения вида 37 + 48"

Конспект урока по математике во 2 классе по теме "Письменный прием сложения вида 37 + 48" (урок формирования новых знаний)...

Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Таблица умножения на 2". УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2; знакомство учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление табли...