Урок математики по теме "Виды треугольников", 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Применение проблемных ситуаций на уроках мтематики для формирования познавательных универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок с применением проблемных ситуаций | 268.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Конспект математики
УМК: «Школа России», 3 класс (Учебник «Математика» 3 класс, II часть, М.И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, 2 часть)
Дата: 21.04.2022г
Класс: 3 класс
Тема: «Виды треугольников»
Цели: формирование знания обучающихся о видах треугольников
Задачи:
Образовательные: научить обучающихся различать виды треугольников; совершенствовать навыки устного счета.
Развивающие: развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие монологической речи через объяснение выполненного задания у доски.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, посредством смены видов деятельности и интересных заданий; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении рабочих тетрадей.
Планируемые результаты:
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; этические чувства: доброжелательность, уважение;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: формировать умение различать треугольники по длине сторон, решать задачи разного типа, выполнять сложение и вычитание трёхзначных чисел.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Математика» 3 класс, часть 2, М.И. Моро, М. А. Бантова.
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Один из выдающихся князей XII века Владимир Мономах, делясь своим жизненным опытом, говорил: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Эти слова станут девизом нашего урока. Я желаю вам успеха на уроке математики и новых интересных открытий.
(На слайде демонстрируется портрет В. Мономаха и его изречение.)
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация знаний и умений.
- Устный счёт.
Индивидуальная работа.
У: -Откройте тетради, запишите число, классная работа.
У: - Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в царство Геометрии. В переводе с греческого – это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «мерио» - измерять).
У: - Давайте вспомним названия известных вам геометрических фигур.
О: - Прямая, луч, кривая, ломаная, отрезок, прямоугольник, треугольник, квадрат, окружность, овал, круг, многоугольник.
У: -Верно. Послушайте геометрическую сказку.
Жизнь в стране Геометрии шла своим чередом. В ней происходили разные события. Царица Геометрия следила за порядком, но однажды произошла такая история.
Прогуливались как-то по улице братцы квадраты. Проказник Фокус – Покус решил подшутить над ними. Он подкрался к одному из них и разрезал его с угла на угол пополам! Квадраты испугались. Но тут раздался голос царицы Геометрии:
- Не бойтесь, братцы квадраты. Новую фигуру я нареку…
У: - Узнать название этой фигуры мы сможем, выполнив вычисления и записав букву, соответствующую результату в таблицу.
У: - На выполнение задания вы получаете 2 минуты. (Примеры выводятся на слайде презентации, таблица с шифром у каждого на парте).
270 + 30 (ь) 96: 2 + 4 (и) 720 – 40 (е)
860 + 40 (р) 462 – 60 (о) 470 – 200 (н)
820 – 700 (л) 350 + 600 (т) 24 * 2 +2 (к)
560 + 70 (у) 350 + 150 (г)
950 | 900 | 680 | 630 | 500 | 402 | 120 | 300 | 270 | 52 | 50 |
т | р | е | у | г | о | л | ь | н | и | к |
У: - Какое слово у вас получилось?
О: - Треугольник.
У: - Верно. Молодцы! Оцените свою работу на листе самооценивания.
У: - Так о чём мы сегодня будем говорить?
О: - О треугольниках.
- Целеполагание
У: - Хорошо. Теперь в тетради поставьте слева две синих, а справа – три зелёных точки. (Образец через некоторое время показывается на слайде презентации).
У: - Далее соедините эти точки отрезками так, чтобы каждый отрезок соединял точки разного цвета. Понятно, как выполнить задание?
О: - Да, понятно.
У: - Сколько отрезков у вас получилось?
О: - Можно построить 6 отрезков.
У: - Какие геометрические фигуры образовались при соединении точек?
О: - Получились треугольники.
У: - Сколько получилось треугольников? Разве только треугольники получились при решении этой задачи? Посмотрите внимательно.
О: - На нашем рисунке есть один четырёхуголник.
У: - Верно. Закрасьте его зелёным карандашом.
У: - Что мы знаем о треугольниках? Что такое треугольник?
О: - Это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 стороны, 3 вершины.
О: - Треугольник – это многоугольник с тремя сторонами.
У: - Какие треугольники получились? Что вы о них можете сказать?
О: - Все треугольники разные.
У: - Что вы ещё знаете о треугольниках?
О: - Треугольники бывают тупоугольные, остроугольные и прямоугольные.
У: - Верно. Можете ли вы уточнить тему нашего урока, исходя из этой информации?
О: - Мы будем говорить о видах треугольников.
- Открытие новых знаний и умений
Фиксация затруднений в проблемной ситуации.
У: - Ребята, у вас на парте лежат розовые карточки. На них изображены таблица и треугольники. Ваша задача измерить стороны треугольников и заполнить таблицу. Нв выполнение задания у вас 3 минуты.
Треугольник | Название треугольника | Объяснение названия. | |||
1 сторона | |||||
2 сторона | |||||
3 сторона |
У: - Итак, ребята, проверим вашу работу и результаты запишем на доске. Всё ли у вас получилось?
О : - Нет, мы не смогли заполнить последний столбик.
У: - Почему возникло затруднение?
О : - Не знаем как они называются.
У: - Какую цель урока нужно поставить? (
О: - Узнать, какие ещё есть виды треугольников кроме изученных (тупоугольный, остроугольный, прямоугольный) , научиться определять эти виды у треугольников.
У: - Верно! Давайте вернёмся к таблице. Внимательно посмотрите на результаты измерений. Что вы заметили?
Треугольник | |||
1 сторона | 3 см | 2 см | 2см |
2 сторона | 3 см | 2 см | 3 см |
3 сторона | 3 см | 1 см | 4 см |
Название треугольника | Равносторонний | Равнобедренный | Разносторонний |
Объяснение названия | Все стороны равны | Две стороны равны | Все стороны разные |
О: - У первого треугольника все стороны равны, у второго 2 стороны равны, а у третьего все стороны разные.
У: - Можем ли мы придумать название этим треугольникам, зная только эти данные и основываясь на них.
О: - Можем.
У: - Придумывайте, поработав в парах.
(Названия равностороннего и разностороннего треугольников определяют самостоятельно почти все, а вот равнобедренный затрудняются назвать.)
У: - Как вы назовёте треугольник, у которого все стороны равные? Придумай прилагательное, состоящее из 2х слов: равные стороны.
О: - Равносторонний.
У: - Как назвать треугольник, у которого все стороны различные?
О: - Разносторонний.
У: - Как называется треугольник, у которого 2 стороны равные?
(Дети сомневаются, чтобы ответить на этот вопрос,)
У: - Хорошо, чтобы ответить на этот вопрос воспользуйтесь учебником на с.73.
О: - Этот треугольник равнобедренный.
У: - А какой ещё треугольник можем назвать равнобедренным?
О: - Равносторонний треугольник тоже можно назвать равнобедренным.
У: - Отлично. Заполните таблицу самостоятельно, опираясь на новые знания.
У: - А можем ли сейчас дать определение видам треугольников?
О: - Можем.
О: Равносторонний – треугольник, у которого все три стороны равны.
О: - Равнобедренным треугольником является и равносторонний треугольник.
О: - Разносторонний – треугольник, у которого все стороны разные.
У: - Проверьте свои определения с.73 –учебник. (Проверяют.)
У: - Вам верно удалось составить определения?
О: - Да, мы дали верные определения.
- . Первичное закрепление новых знаний и умений с проговариванием во внешней речи.
У: - Замечательно. Продолжаем работать в парах. Открываем учебники на странице 74, находим задание под «?», жужжащим чтением читаем задание.
У: - Всем понятно задание?
О: - Да.
У: - У вас на выполнение 2 минуты. Те, кто выполнит задание, показывают готовность «вишенкой».
У: - Проверяем работу. (Учащиеся зачитывают записи в тетради. По очереди говорят ответы, аргументируя. Образец фиксируется на слайде презентации).
О: - Разносторонние: 2,3,5
О: - Равнобедренные: 1,4, 6,7.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.).
У: - Сейчас вы выполните небольшую самостоятельную работу. Откройте задание на зелёной карточке.
Вариант№1
На листочках, которые я вам раздала вам нужно выполнить задания самостоятельно.
№1. Рассмотри рисунок, и определи какой треугольник изображён на рисунке?
№2 Продолжи предложение
Равнобедренным называют треугольник, у которого …
№3 Назовите вид треугольника, у которого стороны равны: 4см, 5см, 3 см?
Вариант 2
№1. Рассмотри рисунок, и определи какой треугольник изображён на рисунке?
№2 Продолжи предложение
Разносторонним называют треугольник, у которого …
№3 Назовите вид треугольника, у которого стороны равны: 5см, 5см, 3 см?
У: - Обменяйтесь карточками, выполните взаимопроверку, сравнивая результаты с эталоном. (Демонстрируется на слайде презентации.)
- Физкультминутка (2 мин.)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
По сторонам веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води.
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец,
Зарядка окончилась.
Ты молодец!
- Включение в систему знаний и повторение (8 минут).
У: - Выполним задачу 2 на стр. 73. Читаем задачу жужжащим чтением.
Задача. При выпечке хлеба из 10 кг ржаной муки поучается 14 кг хлеба. Сколько килограммов припёка получается?
1.Сколько кг муки надо взять, чтобы получилось 28 кг припёка?
2.Сколько килограммов хлеба получат из этой муки?
После этого дети смогут ответить на вопрос задачи: «Сколько кг припека получают?».
У: - Итак, о чём говорится в задаче?
О: - В задаче говорится о хлебе.
У: - Все ли слова вам понятны в задаче?
О: - нет. Я не знаю слово припёк.
У: - Ребята, припёк –это увеличение в весе хлеба после выпечки по сравнению с весом затраченной муки.
У: - Что нам известно?
О: - масса муки – 10 кг, и масса хлеба – 14 кг.
У: - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
О: - да.
У: - Каким действием?
О: - 14 – 10 = 4 (кг)
У: Давайте сравним массу припека в первом случаи и во втором?
О: - 1-й раз получили припек – 4 кг из 10 кг муки;
О: - 2-й раз получили припек 28 кг.
У: - Что произошло с припеком?
О: - Он увеличился.
У: - Во сколько раз?
О: - В 7 раз.
У: - Как узнали?
О: - 28:4 = 7 – во столько раз больше.
У: - Значит, и муки надо взять в 7 раз больше. Как узнать массу муки?
О: - 7*10 = 70 (кг)
У: - Мы узнали массу муки – 70 кг, а масса припека – 28 кг. Какова же тогда масса хлеба?
О: - 70+28 = 98 (кг)
У: - Матвей, выйди к доске и запиши решение?
У: - А теперь, ребята, царица Геометрия просит вас самостоятельно найти длину третьей стороны треугольника и определить его вид.
Задача (выводится на слайде презентации).
Найди длину третьей стороны треугольника, если его периметр равен 15 см, а длины двух сторон 5 см и 4 см. Определи вид треугольника.
На решение этой задачи у вас 3 минуты, записываем его в тетрадях.
У: - Проверяем и объясняем решение. Вероника, пожалуйста, расскажи, как ты решала.
О: - Я знаю, что периметр – это сумма длин всех сторон. Он нам известен и равен 15 см, поэтому я от 15 отнимаю длину двух известных сторон.
Решение.
15-5-4= 6 (см)
Ответ: 6 см длина стороны; треугольник разносторонний.
У: Проверка. Сверяем с экраном. Можно было по-другому записать решение.
О: - Да можно было отнять от 15 сумму длин сторон 5+4 = 9 (см); 15 – 9 = 6 см.
У: - Оцените свою работу над этим заданием на листе самооценки в 1 балл, кто правильно решил задачку от царицы Геометрии.
У: - Царица Геометрия переживает, что вы забыли единицы длины и предлагает вам выполнить задание 4 на стр. 73. Вам нужно сравнить правую и левую части, чтобы равенство или неравенство стало верным. У доски работает Кирилл К.
О: - (Выполняет задание с комментированием).
3 м 5 см < 5 м 3см 4 м > 398 см
870 см < 10 м 60 см > 550 мм
У: - Оцените свою работу над этим заданием на листе самооценки в 1 балл, кто правильно расставил все знаки.
У: - Царица Геометрия предлагает вам решить номер 5 на стр. 74, в Нём нужно найти ошибки в вычислениях. Примеры с ошибками нужно выписать в тетрадь в исправленном виде.
О: - Мы нашли и исправили ошибки в примерах:
75:25 =3
88:8 = 11
98:7 = 14
96:12= 8.
У: - Оцените свою работу над этим заданием на листе самооценки в 1 балл, кто правильно нашёл все примеры и верно исправил ошибки.
- Рефлексия.
У: Наш урок подошёл к концу. Вспомним, какую цель мы сегодня поставили.
О: - Узнать, какие бывают виды треугольников по длине сторон.
У: - Мы достигли цели?
О: - Да.
У: - Какие бывают треугольники по сторонам?
О: - 1. Равносторонние 2. Равнобедренные. 3. Разносторонние
У: - Кто скажет, какие треугольники называются: 1. Равносторонние 2. Равнобедренные. 3. Разносторонние.
О: - (Дают определение треугольников)
У: - В чём вы испытывали затруднение?
У: - За что вы можете себя похвалить?
О: - За усердную работу, за правильные ответы.
У: - Продолжите, пожалуйста фразы.
- Сегодня на уроке я научился …
- Мне было интересно…
-Мне было трудно…
У: -Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня солнечное. А у вас?
О: - У нас тоже хорошее настроение.
Спасибо за урок!
- Инструкция о домашней работе.
У: - Откройте дневники запишите домашнюю работу: стр. 73, №1, №3. Выучить виды треугольников.
У: - Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. Масса. Килограмм. 1 класс. "Школа России"
Урок математики. Программа "Школа России". 1 класс. Тема: "Масса. Килограмм." На уроке дети знакомятся с величиной "Масса" и единицей измерения массы килограммом, различными видами весов. Закрепляются...
Открытый интегрированный урок (математика +окружающий мир) 2 класс Школа России
Тема урока: " Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания" + " Наша дружная семья". Удачное совмещение тем двух учебных предметов в одном уроке.Сюжет одного предмета позволяет с интересом выпо...
Урок математики "Тонна. Центнер" 4 класс Школа России
Конспект урока математики и презентация по теме: "Тонна. Центнер." 4 класс...
Урок математики "Числовые выражения" 2 класс Школа России
На уроке формируются умения решать составные задачи выражениями со скобками и без. Совершенствуются навыки определения порядка действий в выражениях....
Интегрированный урок математики и технологии, 2 класс "Школа России"
Периметр многоугольника. Складывание фигуры лебедя из бумаги....
Урок математики "Решение задач" 1 класс "Школа России"
с использованием образовательной платформы Учи.ру...
Конспект урока математики. Тема: "Виды треугольников" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство с разными видами треугольников; отработка вычислительных навыков, отработка умения решать задачи.Планируемые результаты:Предметные: Знать виды треугольников: разн...