Урок математики "Тонна. Центнер" 4 класс Школа России
презентация к уроку по математике (4 класс) на тему

Шевченко Елена Валерьевна

Конспект урока математики  и презентация по теме: "Тонна. Центнер." 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonna._tsentner._4_klass.rar1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 4-м классе по теме "Единицы массы. Тонна. Центнер. Таблица единиц массы". Программа "Школа России"

Цель:

  • знакомство с единицами массы: тонной и центнером;
  • создание благоприятных условий и систематизация знаний учащихся о соотношениях между единицами измерения массы

Задачи:

  • способствовать запоминанию единиц измерения массы, соотношения между единицами измерения массы;
  • развивать умения анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений;
  • воспитывать познавательную активность;
  • расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации; карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для парной работы (1 кг, 1 г, 1 ц, 1 т); ребус (массаж’); таблица единиц массы,   презентация, компьютер.

ХОД УРОКА

(Презентация. Включен слайд №2, черный экран, чтобы учащиеся не видели названия темы)

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке математики вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь?
(Ответы детей)
– И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

III. Актуализация знаний

(Слайд 3, 2 клика по очереди)

– Почему слово «вкус» оказалось «лишнее»? (Вкус – это не величина)
– Почему величина «кг» оказалась лишней? 
(Это единица массы)
– А что такое величина? 
(Ответы учащихся)
Величина – это свойство объектов, которое можно измерить.
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.
(Учитель показывает ребус «массаж’») Слайд 4.
(Теперь учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)
– Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? 
(1 кг = 1000 г)
– Запишите это в тетрадь.                
– Какая из этих двух величин самая маленькая? 
(г)
– Для чего нужна такая единица массы? 
(Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)

-Какими приборами пользуются для измерения массы? (весами)

 Учитель показывает детям безмен (кантор)

– Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Массу каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?

Дети называют предметы. Учитель предлагает взвесить чей-нибудь портфель, заранее наметив самый тяжелый и самый легкий. Портфели взвешивают.

– Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?

Д. Тот, у кого портфель легче.

-Поэтому в портфеле надо носить только самое необходимое.

У. А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?

Д. Нет.

У. Для измерения массы людей существуют напольные весы.

Учитель показывает весы.

– Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый?

Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика. Их массу записывают на доске: например, 22 кг и 35 кг.. Какие задачи можно составить, используя эти числа?

-Бывают кухонные весы. Ими пользуются ваши мамы и те, кто следит за фигурой. Взвешивают продукты и подсчитывают калории.

-Как вы думаете, сколько картофелин в 1кг? (проверяют) Сколько яблок?

IV. Постановка учебной проблемы

(На экране картинка яблока, ящика яблок, машины яблок) Слайд 5

– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)

(Ученик подписывает под картинкой «г»)

– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)

(Ученик подписывает под картинкой «кг»)

– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза) Слайд 6

Выдвижение гипотезы

– Что же мы можем предположить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком. 
(Учитель ставит под рисунком «?»)
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? 
(Ответы учеников)
– Давайте еще раз посмотрим на цели урока  (
Слайд 7)
– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними? 
(В учебнике)
– Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили в начале урока: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с. 45)
– Прочитайте информацию за красной чертой.
– Какие еще существуют единицы массы?

- Какова же тема нашего урока? (Ответы детей) (Слайд 8)
– Что тяжелее центнер или тонна? 
(Ответы учащихся)
– Докажите 
(1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг)
– Запишите в тетради новое соотношение единиц:
1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.
– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»
– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз 1000 больше 100?» 
(В 10 раз)
– Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?
– Запишите 1 т = 10 ц

Работа у доски

– Выразите в кг: 5 т, 6 ц,
– Выразите в ц: 7т, 5000 кг.
– Выразите в т: 9000 кг;

-2640кг=2т640кг=2т6ц40кг

- 6т8ц9кг=6809кг
– Давайте еще раз пронаблюдаем за соотношением единиц массы. А для этого поработаем в парах.

V. Работа в парах

(Слайд 9    1г, 1 кг, 1 ц, 1т)

– Расположите единицы массы в порядке возрастания.
– Готовы?
– Проверяем
(Слайд 10)

Физминутка

VI. Дифференцированная работа

(задание на цветных карточках)

– Выполните задание в тетради. (Проверка: слайд 11)
– А теперь немного отдохнем и, заодно, будем расширять свой кругозор. (
рассказ учителя с демонстрацией слайдов)

VII. Рассказ учителя

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самым сильным, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастать лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (Cлайд 12
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найти достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные не могли бы похвастаться столь мощным весом. 
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. 
(Cлайд 13При длине 6 м он весит больше 6 тонн. А среди птиц самой крупной считается страус. (Cлайд 14) 
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. 
(Cлайд 15) 
– Отдохнули?
– И снова задача. 
(Cлайд 16) 
Задача: Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? 
(Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах)

Историческая справка

В старину на Руси использовали другие меры массы. Они и сейчас иногда встречаются вам при чтении художественных произведений. Назовите, какие вы знаете старинные единицы массы.(Ответы детей)

лайд 17)

Старорусские единицы массы и сегодня встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах

VIII. Работа в группах

Детям предлагается объяснить смысл пословиц или поговорок.

  • Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь (очень хорошо знать кого либо. Чтобы съесть так много соли (16 кг), нужно прожить с человеком долгое время. )
  • Мал золотник, да дорог (смысл в том. что дело не в размере, а в его ценности, неважно насколько большой или дорогой предмет, а то насколько он важен)
  • Узнаешь почем фунт лиха  (Узнать, понять), как тяжело в горе, как тяжелы испытания, беды и т. п. Испытать горе, большие неприятности, трудности 

XI. Итог урока

– С какими новыми единицами массы вы сегодня познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
Дом.задание с.45 №202, 206

X. Рефлексия (слайд 18)

– Спасибо за урок. (Слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики. 2 класс. "Школа России"

Тема: Однозначные и двузначные числа....

Урок математики. 3 класс, школа России

Тема: Умножение на 1.- познакомить с правилом умножения на 1;- совершенствование умений решать задачи изученного вида, выполнять вычисления различного вида;-развитие внимания. памяти. элементов логиче...

Конспект урока математики 1 класс.Школа России

Тема"Составление и заучивание таблицы прибавления и вычитания 4"...

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...

Карточки для урока математики. Урок №1. 2 класс. Школа России

Представленные задания помогут вспомнить пройденный материал в первом классе( Для первого урока математики во втором классе по программе "Школа России")...

Карточки для урока математики. Урок №2. 2 класс. Школа России

Представленные задания помогут вспомнить пройденный материал в первом классе( Для первого урока математики во втором классе по программе "Школа России")...