Рабочая программа"Математическая шкатулка"
рабочая программа по математике (2 класс)
Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_vneurochnoy_deyatelnosti_matematicheskaya_shkatulka_2_kl.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Витимская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
2 класс
Автор программы
Пичихина Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
2022/2023 уч.г.
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» для 2 класса составлена на основании:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с внесенными изменениями;
- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, организационный раздел «План внеурочной деятельности»;
- Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 24.11.2015)
Цель программы:
Создание условий для формирования интеллектуальной активности; развитие логического мышления, внимания, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности.
Задачи программы:
- Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- Освоение эвристических приемов рассуждений;
- Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- Формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- Развитие памяти, личностной сферы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, и режим занятий:
Программа «Математическая шкатулка» рассчитана на обучающихся 2 класса, 1 раза в неделю (34 занятий в год). Продолжительность занятия: 40 минут.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Результаты первого уровня (приобретение учениками начальных математических знаний, первичного овладения основами логического мышления): приобретение учениками знаний в области знания счёта, измерения; овладения основами логического мышления; способах решения по алгоритму; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера. Приобретение умения работать в парах и группах.
Результаты второго уровня (формирование умения строить рассуждения, формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных): развитие умения легко решать занимательные задачи, ребусы, математические загадки, задачи повышенной трудности; умения выбирать рациональные способы решения, развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- сознание качества и уровня усвоения (насколько усвоили полученную информацию);
- способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов;
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера; контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Познавательные УУД:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- анализировать правила игры;
- действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Итоги реализации программы:
1.Выпуск математической газеты
2.Математический КВН.
3.Викторина. Турнир «Смекалистых».
4.Проект - «Математический журнал» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми).
Содержание программы
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Описание содержания | Формы организации | Виды деятельности |
Вводное занятие (3 ч) | ||||
1 | Вводное занятие. Весёлая нумерация. Отгадывание ребусов. | Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Игра «Весёлый счёт». Практическая работа: занимательная задача на сложение. Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 50, 100). Загадки. Объяснение игры «Весёлый счёт». | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления Вычисления, отгадывание математических загадок, ребусов |
2 | Отгадай–ка. Занимательные задачи на сложение. | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления | |
3 | Викторина. Игра «Весёлый счёт». | Игра-соревнование | Математическое соревнование | |
Весёлая нумерация. (4 ч). | ||||
4 | Упражнения на проверку знания нумерации | Упражнения на проверку знания нумерации (в пределах 100). Задачи смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления |
5 | Задачи смекалки. Задача – шутка. | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления | |
6 | Загадки. | Познавательная игра | Вычисления, отгадывание математических загадок, ребусов | |
7 | Игра «Весёлый счёт» (в пределах 30). | Познавательная игра | Вычисления, отгадывание математических загадок | |
Отгадай – ка. (3 ч). | ||||
8 | Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. | Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». Практическая работа: отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Упражнения в анализе геометрических фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | Познавательная игра | Решение задач. Практическая работа, вычисления |
9 | Упражнения в анализе геометрической фигуры. Загадки. | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления | |
10 | Задача - смекалка. Задача – шутка. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!». | Познавательная игра | ||
Викторина. (1 ч). | ||||
11 | Викторина | Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. | Викторина | Математическое соревнование |
Геометрические фигуры. (4 ч) | ||||
12 | Составление геометрических фигур из частей Задачи в стихах. Загадки. | Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка на изменение разности. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). Практическая работа: разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры. Задачи в стихах. Задача – смекалка. Загадки. Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). | Практическая работа | Практическая работа, вычисления; геометрический диктант Вычисления, отгадывание математических загадок |
13 | Задача – смекалка на изменение разности. | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления | |
14 | Игра «Задумай число» (нахождение неизвестного вычитаемого). | Познавательная игра | Вычисления, отгадывание математических загадок | |
15 | Проект «Придумай фигуру» | Проект | Поэтапная работа над проектом | |
Математическая газета (2 ч) | ||||
16-17 | Проект «Математическая стенгазета» | Коллективная работа членов кружка по выпуску математической стенгазеты. Игра «Не собьюсь» (с целью закрепления случаев табличного умножения). Практическая работа: коллективный выпуск математической стенгазеты. Логическая игра, «Не собьюсь» (развивает логику, внимание, мышление, память). | Проект | Поэтапная работа над проектом |
Математический КВН. (2 ч). | ||||
18-19 | Математический КВН. | Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Игра «Таблицу знаю». Практическая работа: подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Задача – шутка. Разучивание игры «Таблицу знаю» (с целью закрепления табличного умножения). | Игра-соревнование | Математическое соревнование |
Отгадывание ребусов. (3ч). | ||||
20 | Отгадывание ребусов. Задачи – смекалки. Составление ребусов. | Отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт» (в пределах 50). | Познавательная игра | Практическая работа, вычисления; геометрический диктант, отгадывание ребусов |
21 | Задача – шутка. Загадки. | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления | |
22 | Игра «Таблицу знаю». | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления | |
Числа великаны. (2 ч). | ||||
23 | Занимательные задачи. Задача – смекалка | Коллективный счёт. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Знай свой разряд». Практическая работа: экскурсия в парк, занимательные задачи. Задача – смекалка. Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. Загадки. Разучивание правил игры «Знай свой разряд». | Познавательная игра | Вычисления, отгадывание математических загадок Решение задач-головоломок, смекалок; рассуждения |
24 | Задача – шутка. Упражнения на сравнение чисел великанов. | Познавательная игра | Решение задач. Практическая работа, вычисления | |
Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач. (1 ч). | ||||
25 | Составление ребусов, математических загадок, задач. | Практическая работа: отгадывание ребусов. Занимательные задачи на сложение. Упражнения на знания нумерации. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Игры «Таблицу знаю», «Весёлый счёт» | Познавательная игра Практическая работа | Решение задач, рассуждение, вычисления |
Веселые задачки (4 ч) | ||||
26 | Занимательные квадраты. | Задача - шутка. Отгадывание ребусов. Задачи в стихах на сложение. Логические упражнения на сравнение фигур. Задача – смекалка. Задача – шутка. Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». Практическая работа: занимательные задачи на сложение и вычитание. Упражнения на проверку знания нумерации. Загадки, подготовленные детьми. Задача - смекалка. Разучивание игры «Узнай, какой значок на твоей шапочке» (развивает логику, внимание, мышление, память). | Познавательная игра | Вычисления, отгадывание математических загадок, ребусов |
27 | Логические упражнения на сравнение фигур. | Познавательная игра | Наблюдения, рассуждения | |
28 | Задача – смекалка. Задача – шутка. | Познавательная игра | Вычисления, отгадывание математических загадок | |
29 | Загадки. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке». | Познавательная игра | Наблюдения, рассуждения | |
Таблица умножения на пальцах. ( 2ч). | ||||
30 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Запомни таблицу» | Задачи в стихах. Задачи – смекалки. Задача – шутка. Загадки. Игра «Телефон». Практическая работа: разучить с детьми таблицу умножения на пальцах, занимательные задачи в стихах, задачи – смекалки, задача – шутка. Загадки. Объяснение игры «Телефон». | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления |
31 | Разучивание таблицы умножения на пальцах. Игра «Веселый счет» | Познавательная игра | Решение задач, рассуждение, вычисления | |
Задачи, связанные с величинами (2 ч) | ||||
32 | Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. | Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Задачи повышенной трудности. Задачи геометрического содержания. Задача на вычисление времени. Задача – шутка. Задача – смекалка. Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». | Познавательная игра | Вычисления, отгадывание математических загадок |
33 | Загадки на меры времени. Игра «Волшебный циферблат». | Познавательная игра | Наблюдения, рассуждения | |
Наши итоги (1 ч) | ||||
34 | Олимпиада | Подведение итогов. Задачи в стихах. Логические упражнения на простейшие умозаключения из суждений с отношениями «равно», «больше», «меньше». Практическая работа по организации выставки детских работ; КВН, награждение | Олимпиада | Математическое соревнование |
Тематическое планирование
№ | Перечень разделов | Количество часов |
1 | Вводное занятие. | 3 |
2 | Весёлая нумерация | 4 |
3 | Отгадай – ка | 3 |
4 | Викторина | 1 |
5 | Геометрические фигуры | 4 |
6 | Математическая стенгазета | 2 |
7 | Математический КВН | 2 |
8 | Отгадывание ребусов | 3 |
9 | Числа великаны | 2 |
10 | Подведение итогов. Составление ребусов, математических загадок, задач | 1 |
11 | Веселые задачки | 4 |
12 | Таблица умножения на пальцах | 2 |
13 | Задачи, связанные с величинами | 2 |
14 | Наши итоги | 1 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработки занятий внеурочной деятельности по программе «Математическая шкатулка»
Данная программа занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка...
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Коррекция предмета математика...
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию....
Рабочая программа " Волшебная шкатулка"
РП с КТП по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...
Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4
Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...