РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА» (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
Рабочаяоама матике для 4 класса по дополнительному образованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpr_po_do_matem.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА»
(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
4 КЛАСС (11 лет)
КАДУРИНА НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Москва
2018 – 2019 учебный год
- Пояснительная записка
Программа «Математическая шкатулка» составлена на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности : 1 - 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь программа внеурочной деятельности «Занимательная математика», расширяющая математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. Кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Место курса «Занимательная математика» в плане внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год с проведением занятий два раза в неделю. По плану внеурочной деятельности во 4 классе по 77 часов в год.
- Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
- Содержание тем программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
(Математика и конструирование : электронное учебное пособие для начальной
школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.)
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения;
число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Универсальные учебные действия:
—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
сравнивать построенную конструкцию с образцом.
( Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.)
Вместо спичек можно использовать счётные палочки.
№ п/п | Тема занятий |
1 | Вводное занятие «Математическая шкатулка». |
2 | Интеллектуальная разминка - 1. |
3 | Интеллектуальная разминка – 2. |
4 | Числовой конструктор. |
5 | Числовой ребус. |
6 | Геометрия вокруг нас. |
7 | Шаг в будущее. Интеллектуальные игры. |
8 | Интеллектуальная игра «Крестики – нолики на бесконечной доске». |
9 | Интеллектуальная игра «Морской бой». |
10 | Интеллектуальная игра «Паркеты и мозаики». |
11 | «Спичечный конструктор». |
12 | Волшебные переливания. Задачи на переливание. |
13 | В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. |
14 | Секреты чисел. Числовой палиндром. |
15 | Математический фокус. Порядок выполнения действий в числовых выражениях. |
16 | Математические игры. |
17 | Построение математических пирамид. |
18 | Числовые головоломки. |
19 | Математическая копилка -1. |
20 | Математическая копилка -2. |
21 | Математическое путешествие. |
22 | Выбери маршрут. Единицы длины. |
23 | Мир занимательных задач. |
24 | Геометрический калейдоскоп -1. |
25 | Геометрический калейдоскоп -2. |
26 | Геометрический калейдоскоп -3. |
27 | Разверни листок. Задачи на пространственное представление. |
28 | От секунды до столетия. Единицы времени. |
29 | Конкурс смекалки. |
30 | Задачи в стихах. |
31 | Это было в старину. Старинные русские меры. |
32 | Математические фокусы. Алгоритм умножения. |
33 | Математические фокусы. Алгоритм деления. |
34 | Энциклопедия математических развлечений. |
35 | Математический лабиринт. |
36 | Подготовка к олимпиадным турам -1. |
37 | Подготовка к олимпиадным турам -2. |
38 | Участие в онлайн-платформе Учи.ру. |
39 | Участие в онлайн-платформе Учи.ру. |
40 | Участие в онлайн-платформе Учи.ру. |
41 | Математическая эстафета. |
42 | Тайны окружности. |
43 | Танграм: Древнекитайская головоломка. |
44 | Путешествие точки. |
45 | Задачи с многовариантными решениями. |
46 | Решение ребусов и логических задач. |
47 | Блиц-турнир по решению задач. |
48 | Блиц-турнир по решению задач. |
49 | Римские цифры. |
50 | Числа-великаны. |
51 | Числа-великаны. |
52 | Решение занимательных задач на вычитание в пределах тысячи. |
53 | Решение занимательных задач на сложение в пределах тысячи. |
54 | Сложение с увлечением. Решение старинных задач. |
55 | Умножение с увлечением. Решение старинных задач. |
56 | Симметрия на клетчатой бумаге. |
57 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. |
58 | Порядок выполнения действий в выражениях без скобок. |
59 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. |
60 | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками. |
61 | В поиске истины. Высказывания. |
62 | Деление круга и окружности на равные части. |
63 | Умножение с увлечением. |
64 | Умножение с увлечением. |
65 | В царстве прямых линий. |
66 | Решение задач с величинами. |
67 | Умножение с увлечением. Решение старинных задач. |
68 | Единицы измерения времени. Календарь. |
69 | Деление с увлечением. |
70 | Деление с остатком. |
71 | Секреты деления на однозначное число. |
72 | Решение логических задач. |
73 | Решение многовариантных задач. |
74 | Умножение на двузначное число. |
75 | Деление на двузначное число. |
76 | Резервный урок. |
77 | Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Коррекция предмета математика...
Рабочая программа "Математические ступеньки"
Рабочая программа по математике «Математические ступеньки» для детей 6-7 лет «Школа будущего первоклассника»...
Рабочая программа. Математический кружок "Мир цифр"
Рабочая программа. Пояснительная записка. КТП....
Рабочая программа "Математические представления" 1 класс
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс...
Рабочая программа "Математический калейдоскоп" (математическая грамотность) 1-4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Математический калейдоскоп» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образоват...
Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4
Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...