Конспект урока математики "Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений".
план-конспект урока по математике

Цель урока: учить находить неизвестное слагаемое в усложнённых уравнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

ТЕМА:

«НАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО СЛАГАЕМОГО. РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

Учитель высшей квалификационной категории

Новикова Анжелика Евгеньевна

23 ноября 2020 года

Тема урока. Нахождение неизвестного слагаемого. 

  Цели урока: учить находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

  Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Формируемые УУД:


Предметные: учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Регулятивные:  планировать и принимать учебную задачу, составлять план действий, оценивать и корректировать свои действия; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:  сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.
Личностные:  установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование:

- мультимедийная установка; ноутбук, презентация к уроку;Математика. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ М. И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2015 г.;карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Начинаем урок математики. Он пройдет сегодня под девизом: «Учимся не для школы, а для жизни».

II. Самоопределение к учебной деятельности.

 Устный счет.

- Перед вами задание для устного счета.

- Как найти неизвестное 1 слагаемое, 2 слагаемое?

Слагаемое

3

62

52

785

448

1017

Слагаемое

4

20

24

179

75

7175

Сумма

7

82

76

964

523

8192

-На какие группы можно разделить все числа таблицы?

- Назовите все числа, в состав которых входит цифра 7.

-Определите,  к какому классу она относится. (7 - класс единиц, 76 – класс десятков, 785 – класс сотен, 179 – класс десятков, 75 – класс десятков, 1017 – класс единиц, 7175 – класс тысяч и десятков.)

- Расставь карточки с данными числами в таблицу в порядке возрастания. (7-а, 75-л,76-г,179-о, 785-р,1017-и,7175-т, + буква М).

Число

Код

7

а

75

л

76

г

179

о

785

р

1017

и

7175

т

м

-Какое слово у вас получилось? (Алгоритм)

- Я не случайно выбрала это слово. Что оно означает? (Алгори́тм — набор инструкций, описывающих порядок (последовательность) действий исполнителя для достижения некоторого результата.) К этому слову вернемся чуть позже.

  1. Актуализация знаний.

Математический диктант.

- Откройте тетради, запишите число.

– Сейчас мы напишем математический диктант. Один человек пойдёт к доске. Для выполнения работы вам понадобятся черновики. А пока мы будем решать примеры, четверо ребят самостоятельно выполнят задание на карточках.

а) Коля вышел из дома в 14 ч 30 мин и пришёл в 15 ч.40 мин. Сколько времени он отсутствовал дома? (1час 10 мин)

б) Корзина с яблоками весит 3 кг 400 гр. Пустая корзина весит 500 гр. Сколько весят яблоки? (2кг 900г)

в) Два автомобиля выехали навстречу друг другу. Первый проехал до встречи 48 км, а второй -76 км. На каком расстоянии друг от друга они были в начале пути? (124 км)

г) Высота страуса 2 м 80 см, а императорского пингвина – в 2 раза меньше. Чему равна высота императорского пингвина? (1м 40 см)

д)В 1812 году Наполеон напал на Россию. В каком веке это произошло? (XIX веке)

(Проверка в парах)

- У кого получились такие же ответы, поставьте в тетрадь +. У кого получились другие ответы? Как считали? В каком месте ошиблись? Исправьте ответы.

Индивидуальная работа на месте.

(Учитель заранее выдает карточки с разноуровневыми заданиями по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»)

№ 1. Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, а вычитание – сложением.

657 489 + 76 287  (733776)

70 009 – 38 795    (31214)

48 703 – 29 837   (18866)

№ 2. Восстанови пропущенные цифры. Выполни проверку.

        (1283)                         (516803)                    (49826)

(Обмен готовыми работами и взаимопроверка)

  1. Физминутка.

Нарисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

V. Постановка учебной задачи


Х+37=64                          84+Х=80х2    

27+Х=64                          Х+3=48:12

- Что записано на доске?


- Что такое уравнение?


- Что значит решить уравнение? (Найти значение переменной, при которой уравнение станет верным равенством.)


- Чем похожи уравнения? (Неизвестный компонент – слагаемое.)


- Как найти можно слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое.)


- Чем отличаются уравнения первого и второго столбиков?


- Какие уравнения вы можете решить? (Первого столбика.)      

- Прежде, чем решить уравнения, что нужно вспомнить? (Алгоритм решения уравнений.)

Алгоритм решения уравнения.

  1. Записать уравнение.
  2. Определить, на нахождение какого компонента данное уравнение.
  3. Вспомнить правило, как находится неизвестное в каждом из случаев.
  4. Записать решение уравнения.
  5. Сделать проверку.

- Решите уравнения. (х=27; х=38)

- Как нам нужно действовать при решении уравнений второго столбика? (Ответы детей.)

- Сформулируйте тему и задачи урока. (Нахождение неизвестного слагаемого. Поупражняться в решении уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, рассмотреть усложненные случаи таких уравнений.)


VI. Проектирование и фиксация нового знания.


1. Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр. 62. Найдите № 276.

- Рассмотрите уравнения. Что в них необычного? (Прежде чем решать уравнение, нужно найти значение выражения в правой части.)

- Объясните решение первого уравнения. Что нужно для этого сделать? (Составить алгоритм решения уравнений нового вида.)

Алгоритм решения уравнений

1. Читаем уравнение: сумма чисел Х и 15 равна частному чисел 68 и 2.

2. Вычисляем значение выражения в правой части: 68:2=34.

3. Записываем: Х+15=34.

4. Вспоминаем правило нахождения неизвестного слагаемого: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы (34) вычесть известное слагаемое (15). Получается 19.

5. Проверяем, подставляем вместо Х его значение: 19+15=68:2; вычисляем, получаем равенство 34=34. Уравнение решено верно.

-Объясните решение второго уравнения по алгоритму.

VII. Первичное закрепление.

Стр.62.№ 277 (у доски.) Коллективное выполнение с комментированием.

VIII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Стр.62. №278 (у доски)

Решение

Х+390=70*6

Х+390=420

Х=420-390

Х=30

Проверка

30+390=70*6

420=420

- Кто выполнил задание без ошибок, поставьте знак +. Все хотели решить верно. Кто не смог?

- Проанализируем ошибки. Кто ошибся в вычислении, т.е что – то забыл из таблицы умножения? Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Повторить таблицу умножения.)

- У кого нарушен алгоритм решения уравнений?  Что вы должны делать, чтобы не допускать в дальнейшем таких ошибок? (Тренироваться в использовании алгоритма.)

-Где есть желание, найдется и путь.

IX.Физминутка.

А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

X. Включение в систему знаний и повторений.


Стр.62. №279 (Фронтальная проверка. Самооценка.     215237; 737468; 780415; 1080322. У доски работает 1 – 2 человека.)


Стр.62. №280(Работа в парах. Взаимопроверка.)

- Прочитайте условие задачи. Объясните, что обозначают выражения, и найдите их значение.

100-30 - столько км осталось уложить до конца месяца.

30+36 – столько км бригада уложила за первую и вторую декады.

36 -30 – на столько км больше было уложено за вторую декаду, чем за первую.

100 – (30+36)- столько км осталось на третью декаду.

30: 10 – столько км пути укладывала бригада ежедневно в первой декаде.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник стр.62, под чертой. Самопроверка по образцу.3 км 080 м = 3080м; 3 ц 80 кг = 380 кг.)

-Вспомните тему урока. Чему мы учились? Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо решает уравнения и сегодня работал в полную силу.

- Кому нужно потренироваться?

- Кто работал, но мог бы работать лучше.

- Кто не доволен своей работай?

XII. Домашнее задание.

  1. Стр.62. №281, 282.
  2. (По выбору.) Составить для партнёра по парте 4 уравнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика, 4 класс «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений», автор: Тарасенко Т.С. (технологическая карта)

Урок математики в 4 классе (учитель  Тарасенко ТС) 28 октября 2017 года Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений».Цели:Обучающие:1. Учить детей...

Технологическая карта урока математики в 4 классе. Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений» Автор: Тарасенко ТС

Урок математики в 4 классе (учитель  Тарасенко ТС)  Тема: «Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений».Цели:Обучающие:1. Учить детей находить неизв...

Конспект урока математики. 2 класс Тема: Уравнение. Решение уравнений методом подбора.

дать представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную. На уроке дети работают парами и группами, выводят алгоритм решения уравнений...

Технологическая карта урока по математике "Нахождение неизвестного слагаемого. Решение уравнений" для 4 класса

Цель урока: Способствовать развитию умений находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях, использовать разные способы вычислений, преобразовывать выражения для выполнения действий с ними...

Конспект урока по математике на тему "Уравнение. Решение уравнение методом подбора " по программе "Школа России" 2класс

Конспект урока  по математике на тему "Уравнениею Решение уравнений методом подбора"....

Технологическая карта урока математики «Нахождение неизвестного делимого. Решение уравнений» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о нахождении неизвестного делимого.Задачи урока:    Дидактические:1.   Познакомить обучающихся с правилом нахождения неизв...