Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики в первом классе.
статья по математике (1 класс)
Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики с целью целенаправленно использовать различные методические приемы при решении учащимися задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики в первом классе.
Организуя деятельность школьников, направленную на решение любой текстовой задачи, нельзя ограничиться только одной целью решить с детьми задачу и получить правильный ответ. Процесс обучения учащихся решению текстовых задач необходимо организовать таким образом, чтобы он способствовал формированию у них умений, которые они могли бы использовать при решении любой текстовой задачи. Это следующий умения:
- прочитать задачу и осознать ее текст, то есть понять значение каждого слова в ней, и представить ту ситуацию, которая дана в условии;
- выделить условие и вопрос задачи, известное и неизвестное;
- установить связь между условием и вопросом задачи, между данными и искомыми, т.е. провести анализ текста, результатом которого является выбор арифметического действия для ее решения;
- записать решение задачи, ее ответ.
При формировании названных умений целесообразно ориентироваться на следующие этапы работы:
- Подготовительный этап к решению задачи
На нем актуализируются знания, умения и навыки, которые учащиеся будут затем использовать при решении задач. Эта работа проводится до чтения текста задачи.
- Разъяснение (осознание) текста
На этом этапе учащиеся выделяют условия и вопрос задачи, опорные слова, представляют ту ситуацию, которая описывается в задаче.
- Разбор, анализ задачи, или поиск пути ее решения
а) анализ задачи можно начинать с условия, пытаясь установить взаимосвязь межу числами или величинами, которые в нем даны, ориентируясь при этом на вопрос задачи.
Используя такой способ от данных к вопросу, или синтетический, способ учитель начинает разбор задачи с вопросов: Что обозначает это число в условии, что можно узнать по этим данным, и нужно ли это узнавать для того, чтобы ответить на вопрос задачи.
б) можно проводить разбор задачи от вопроса к данным. В случае такого аналитического способа разбора ход рассуждений учащихся направляется следующими вопросами: Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи: что известно из условия задачи; что неизвестно; можно ли это узнать, используя те данные, которые есть в условии.
Выбор того или иного способа разбора как для простых, так и для составных задач обуславливается ее содержанием, формулировкой ее условия и вопроса, а также индивидуальными особенностями учащихся и степенью их подготовленности к анализу задачи.
Например, приступая к анализу задачи «У Коли 4 марки, у Пети 5. Сколько марок у Коли и Пети вместе?», можно сразу выяснить, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи, т.к. сама формулировка вопроса «Сколько марок у Коли и Пети вместе?» направляет мысль учащегося в нужное русло. Для этого нужно знать, сколько марок у Коли и сколько марок у Пети.
Теперь можно посмотреть в условие и ответить на вопрос, что нам известно.
Но если эта же задача сформулирована по-другому «У Коли 4 марки, а у Пети – 5. Сколько марок у них вместе?», то не каждый ученик может ответить на вопрос «Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?». так как слова «у них» не концентрируют внимание учеников на Коле и Пете, поэтому для некоторых учеников необходима конкретизация слова «у них».
Для этой цели учитель может использовать прием переформулировки вопроса задачи, которая сводится к замене слов «у них» фразой «у Коли и Пети вместе». Это поможет некоторым ученикам осознанно ответить на поставленный вопрос «Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?»
Когда первоклассники освоятся с простыми задачами, т.е. научатся выделять в них условие и вопрос, будут свободно выделять известное и неизвестное, приобретут навыки в решении, тогда наступает время включать в уроки решение простых задач с продолжением. На первых порах ученикам следует предлагать составные задачи с двумя действиями, причем в них должны содержаться не два, а три данных числа. В этом случае детям проще установить порядок действий. Сюжет первых составных задач должен быть несложным, чтобы дети ясно могли представить, какие действия нужно произвести при решении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в первом классе "Решение текстовых задач"
Решение текстовых задач....
Организация домашней работы при обучении решению задач на движение
Организация домашней работы при обучении решению задач на движение...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-914966-1491807777.jpg)
Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах
Статья...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/03/picture-214365-1588489112.jpg)
«Активизация мыслительной деятельности учащихся при обучении решению задач»
Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера....
Решение экологических задач на уроке математики в 4 классе. УМК Гармония
Открытый урок по математике. 4класс. УМК «Гармония»Тема. Решение экологических задач.Тип урока. Обобщение.Цель урока.1. Закрепление умения извлечения необходимой информации из ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/16/picture-506351-1450284471.jpg)
Решение задач на уроках математики в 3 классе
Технологическая карта урока подойдет для учителй начальной школы 3 классов. можно активно использовать в работе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-137372-1473271429.jpg)
Методика обучения решению задач на уроках математики
В начальный период знакомства с задачами чаще всего дети понимают, как дать ответ на поставленный в задаче вопрос (знают число). В случае, когда решается задача в одно действие, дети сразу после сообщ...