Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики в первом классе.
статья по математике (1 класс)
Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики с целью целенаправленно использовать различные методические приемы при решении учащимися задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_resheniyu_zadach.docx | 15.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация деятельности учащихся при обучении решению задач на уроках математики в первом классе.
Организуя деятельность школьников, направленную на решение любой текстовой задачи, нельзя ограничиться только одной целью решить с детьми задачу и получить правильный ответ. Процесс обучения учащихся решению текстовых задач необходимо организовать таким образом, чтобы он способствовал формированию у них умений, которые они могли бы использовать при решении любой текстовой задачи. Это следующий умения:
- прочитать задачу и осознать ее текст, то есть понять значение каждого слова в ней, и представить ту ситуацию, которая дана в условии;
- выделить условие и вопрос задачи, известное и неизвестное;
- установить связь между условием и вопросом задачи, между данными и искомыми, т.е. провести анализ текста, результатом которого является выбор арифметического действия для ее решения;
- записать решение задачи, ее ответ.
При формировании названных умений целесообразно ориентироваться на следующие этапы работы:
- Подготовительный этап к решению задачи
На нем актуализируются знания, умения и навыки, которые учащиеся будут затем использовать при решении задач. Эта работа проводится до чтения текста задачи.
- Разъяснение (осознание) текста
На этом этапе учащиеся выделяют условия и вопрос задачи, опорные слова, представляют ту ситуацию, которая описывается в задаче.
- Разбор, анализ задачи, или поиск пути ее решения
а) анализ задачи можно начинать с условия, пытаясь установить взаимосвязь межу числами или величинами, которые в нем даны, ориентируясь при этом на вопрос задачи.
Используя такой способ от данных к вопросу, или синтетический, способ учитель начинает разбор задачи с вопросов: Что обозначает это число в условии, что можно узнать по этим данным, и нужно ли это узнавать для того, чтобы ответить на вопрос задачи.
б) можно проводить разбор задачи от вопроса к данным. В случае такого аналитического способа разбора ход рассуждений учащихся направляется следующими вопросами: Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи: что известно из условия задачи; что неизвестно; можно ли это узнать, используя те данные, которые есть в условии.
Выбор того или иного способа разбора как для простых, так и для составных задач обуславливается ее содержанием, формулировкой ее условия и вопроса, а также индивидуальными особенностями учащихся и степенью их подготовленности к анализу задачи.
Например, приступая к анализу задачи «У Коли 4 марки, у Пети 5. Сколько марок у Коли и Пети вместе?», можно сразу выяснить, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи, т.к. сама формулировка вопроса «Сколько марок у Коли и Пети вместе?» направляет мысль учащегося в нужное русло. Для этого нужно знать, сколько марок у Коли и сколько марок у Пети.
Теперь можно посмотреть в условие и ответить на вопрос, что нам известно.
Но если эта же задача сформулирована по-другому «У Коли 4 марки, а у Пети – 5. Сколько марок у них вместе?», то не каждый ученик может ответить на вопрос «Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?». так как слова «у них» не концентрируют внимание учеников на Коле и Пете, поэтому для некоторых учеников необходима конкретизация слова «у них».
Для этой цели учитель может использовать прием переформулировки вопроса задачи, которая сводится к замене слов «у них» фразой «у Коли и Пети вместе». Это поможет некоторым ученикам осознанно ответить на поставленный вопрос «Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?»
Когда первоклассники освоятся с простыми задачами, т.е. научатся выделять в них условие и вопрос, будут свободно выделять известное и неизвестное, приобретут навыки в решении, тогда наступает время включать в уроки решение простых задач с продолжением. На первых порах ученикам следует предлагать составные задачи с двумя действиями, причем в них должны содержаться не два, а три данных числа. В этом случае детям проще установить порядок действий. Сюжет первых составных задач должен быть несложным, чтобы дети ясно могли представить, какие действия нужно произвести при решении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в первом классе "Решение текстовых задач"
Решение текстовых задач....
Организация домашней работы при обучении решению задач на движение
Организация домашней работы при обучении решению задач на движение...
Педагогические условия обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальных классах
Статья...
«Активизация мыслительной деятельности учащихся при обучении решению задач»
Современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникативных технологий, а учителю все сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера....
Решение экологических задач на уроке математики в 4 классе. УМК Гармония
Открытый урок по математике. 4класс. УМК «Гармония»Тема. Решение экологических задач.Тип урока. Обобщение.Цель урока.1. Закрепление умения извлечения необходимой информации из ...
Решение задач на уроках математики в 3 классе
Технологическая карта урока подойдет для учителй начальной школы 3 классов. можно активно использовать в работе...
Методика обучения решению задач на уроках математики
В начальный период знакомства с задачами чаще всего дети понимают, как дать ответ на поставленный в задаче вопрос (знают число). В случае, когда решается задача в одно действие, дети сразу после сообщ...