Конспект урока по математике "Решение текстовых задач"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Данный урок направлен на формирование функциональной (математической) грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 338.56 КБ |
![]() | 1.51 МБ |
![]() | 245.07 КБ |
![]() | 10.04 КБ |
![]() | 476.17 КБ |
![]() | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс методических разработок, направленных
на формирование, развитие и оценку функциональной
грамотности обучающихся образовательных организаций
Мурманской области
«Лучшая методическая разработка урока/внеурочного мероприятия, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся начальной школы»
Конспект урока математики в 4 класс "Решение текстовых задач"
Автор: Малаева Анна Васильевна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Мурманска "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Мурманск
Структура методической разработки
1. Пояснительная записка.
1.1. Номинация конкурса: «Лучшая методическая разработка урока/внеурочного мероприятия, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности учащихся начальной школы».
1.2. Вид функциональной грамотности: математическая грамотность.
1.3. Тема и обоснование её выбора (актуальность) : "Решение текстовых задач".
В программе развития УУД отмечается, что сюжетные математические задачи являются моделями жизненных ситуаций, связующим звеном между разнообразными сюжетами реального мира и строгими формами математических выражений и операций
В материал для задач необходимо включать ситуации из повседневной жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.
Такие задачи в жизни ребята, наверняка, не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители/взрослые, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться.
Таким образом, формируя общие способы и методы решения сюжетных математических задач, мы учим детей определенным образом действовать на основе математических знаний, в ситуациях, возникающих в повседневной жизни.
1.4. Целевая аудитория (с указанием возраста/класса): обучающиеся 4 класса, 10-11 лет.
1.5. Роль и место конкурсного мероприятия в формирования функциональной грамотности (связь с другими мероприятиями, преемственность):
Конспект урока по математике для 4 класса разработан к УМК "Школа России" и нацелен на отработку навыка решения текстовых задач. Данный урок связан с другими в системе закрепления и отработки навыка.
1.6. Цель, задачи и планируемые результаты.
Цель: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Задачи:
I. Образовательные.
- Совершенствовать умение решать текстовые задачи.
- Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
II. Развивающие.
- Развивать умение рассуждать, делать выводы.
- Формировать познавательную активность.
III. Воспитательные.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- Формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.
Планируемые результаты: учащиеся закрепят навыки счёта; научатся решать задачи разных видов; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Формируемые УУД:
Регулятивные: совершенствовать умение ставить учебную задачу, контролировать, корректировать и оценивать свою работу, выбирать способы и приемы действий.
Познавательные: развивать математическую речь, внимание, память;
- совершенствовать умение отбирать информацию, представлять ее в виде схем; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками.
Личностные: понимание значения математических знаний в собственной жизни; проявлять творческое отношение к процессу обучения; проявлять эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
1.7. Форма проведение и обоснование её выбора: групповая, фронтальная, индивидуальная.
У каждого учителя может быть свой путь и свои способы организации обучения. Одним из критериев качественного обучения является умение воспроизвести знания и применить их на практике в различных ситуациях. Для этого нужно иметь опыт учебного сотрудничества. Чтобы усилить это направление в работе, я применила на уроке групповую форму работы. Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
1.8. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Педагогические технологии: групповое обучение, здоровьесберегающая технология, разноуровневое обучение.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый.
Приемы: беседа, упражнение, дидактические игры.
1.9. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения конкурсного мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): персональный компьютер для показа презентации, принтер для печати наглядности, раздаточный материал (рабочий лист, номера столов, карточки с ребусами, карточки для организации групповой работы, разноцветные камушки (можно заменить)).
1.10. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы по формированию функциональной грамотности.
Рекомендую использовать данный урок в системе формирования математической функциональной грамотности при закреплении материала.
Так как задачи разные по уровню сложности, есть возможность создать распределить по группам каждого ребенка с учетом его способностей, создавая ситуацию успеха. Это позволит применить дифференциацию.
Также рекомендую для решения каждой задачи приготовить карточку-помощницу. Например, с краткой записью или планом решения.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки.
Необходимо заранее распределить обучающихся с учетом их способностей для создания ситуации успеха на группы, определиться с ролью каждого ребенка в группе. Для проведения урока необходимо подготовить раздаточный материал: рабочие листы, карточки с номером группы, карточки с выражением для устного счета, ребусы, карточки для организации групповой работы. (См. приложения). Для рефлексии - разноцветные камушки (можно заменить).
2.2. Описание проведения: конспект урока математики в 4 классе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Обучающиеся разделены на 6 групп.
- Здравствуйте, дорогие ребята.
2. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
- Сегодня урок математики пройдет под девизом «Учимся не для школы, а для жизни!».
- Подпишите свой рабочий лист.
Актуализация знаний (Устный счет)
- Сейчас вам предстоит работа в группе. Вспомним основные правила работы в группах (Слайд 1).
Правила работы в группе.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
Детям выдаются карточки.
- Найдите значение выражения.
45*10:9+90-36= 104
(186+24):3*8:1= 560
(64+96):4*9-62= 298
480:4*5-50+300=850
440*2:8-101=9
100:25*24*4-184=200
3. Определение темы урока, постановка целей.
- Поставьте числа в порядке возрастания и назовите полученной слово (Слайд 2).
104 - а
200 - д
9 - з
560 - ч
298 - а
850 - а
9 | 104 | 200 | 298 | 560 | 850 |
з | а | д | а | ч | а |
(Ответ: задача)
- Итак, сформулируйте тему урока, продолжив фразу: "Решение текстовых ... (задач)". Тема урока - на доске.
- Запишите тему в рабочий лист урока.
- Как вы понимаете значение слова «задача», подберите синонимы?
Примерные ответы обучающихся: задание, поручение.
- Как вы думаете, какая ваша задача на сегодняшнем уроке?
Примерные ответы обучающихся: учиться решать задачи, рассуждать, внимательно слушать/читать, понимать новую информацию.
- Зачем вам нужно уметь решать задачи?
Примерные ответы учащихся: учиться принимать решения в различных жизненных ситуациях.
4. Работа по теме урока.
- Верно, ребята. Сегодня на уроке мы будем отрабатывать умение решать задачи, содержащие жизненные ситуации на примере одного дня жизни из семьи Скворцовых (Слайд 3).
- Для начала узнаем, где каждому члену семьи предстоит встретится с решением задач. У каждой группы на столах лежат карточка под № 2, переверните ее и выполните задание.
Работа в группе.
1 группа: дочка Катя, ребус (Ответ: школа)
2 группа: мама Лариса, ребус (Ответ: магазин)
3 группа: мама Лариса, ребус (ответ: ателье)
4 группа: папа Виктор, ребус (ответ: работа)
5 группа: сын Сережа, ребус (ответ: валюта)
6 группа: семейный поход в кинотеатр, ребус (ответ: кинотеатр)
- Итак, 1 группа будет помогать Кате собраться в школу, 2 группа - маме в магазине, 3 группа - в ателье, 4 группа поможет папе решить рабочий вопрос, 5 группа - Сереже обменять валюту, а 6 группа поможет сходить семье в кинотеатр (Слайд 4).
- Предлагаю сначала набраться сил.
Физкульминутка.
Так проворны наши руки,
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать,
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Работа в группе.
- Сейчас каждой группе необходимо решить задачу (1 группа - задачу под № 1, вторая группа - под № 2 и т.д.) Время на обсуждение решения и его оформление - 7 минут.
Если ребята затрудняются решить, можно выдать карточку-помошницу с краткой записью или планом решения.
- Время вышло. Хочу напомнить правила обсуждения ответов.
- Будьте внимательны. Представитель группы отвечает, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).
На доске висят карточки, напоминающие данное правило (ухо, глаз, сигнальные карточки).
Каждая группа выступает с ответом, записывая решение задачи на доске. Другие группы - в рабочий лист. После ответа одной команды, другие оценивают правильность решения, показывая сигнальную карточку ("плюс" или "минус").
5. Подведение итогов урока.
- Сегодня на уроке мы закрепляли умение решать текстовые задачи.
- Важно ли уметь решать задачи? Почему?
- Закончите предложение (Слайд 5):
Сегодня на уроке я узнал…
Теперь я могу…
Было трудно…
Мне захотелось…
Мне было интересно…
6. Рефлексия.
Приём «Камушек»
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано "Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".
- Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на занятии, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
Подойдите и опустите камень в один из стаканов:
В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о задачах.
Во второй стакан – вам предстоит заново изучить теорию, чтобы понять как решать задачи.
В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на нём.
Поставьте себе такую отметку, какую, по вашему мнению, вы заработали сегодня на уроке.
7. Домашнее задание
-Всем большое спасибо! Вы очень хорошие и дружные ребята! Благодарю вас за помощь в проведении сегодняшнего урока математики! До свидания!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Устный счёт 104 200 9 560 298 850 а д з ч а а
Гости урока – семья Скворцовых Здравствуйте, ребята!
Распорядок дня Скворцовых
Закончи предложение Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Было трудно… Мне захотелось… Мне было интересно…
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
45*10:9+90-36=
(186+24):3*8:1=
(64+96):4*9-62=
480:4*5-50+300=
440*2:8-101=
100:25*24*4-184=
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".
Открытый урок математики игра-путешествие по учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...
Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.
Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о скорости, времени, расстоянии; формировать вычислительные навыки, навыки...
Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)
Конспект урока по математике "Решение задач выражениями" (2 урок)...

Конспект урока “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word. Создание одинаковых фрагментов текста” (3 класс)
Тема: “Пересечение множеств. Текстовый редактор Word.Создание одинаковых фрагментов текста”Цели: познакомить с понятием пересечение множеств; научиться создавать одинаковые фрагменты текст...

Конспект урока по математике "Решение задач, раскрывающих смысл умножения и деления. Задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость".", 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя:знакомство с новым типом задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»;формирование умений решать задачи с величинами «цена&r...

Конспект урока по математике. Тема: "Задача. Решение задач"
Урок построен на использовании регионального компонента....