Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
занимательные факты по математике (2 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»,
класс
2
срок реализации программы
1 год
Черняховск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению обще-интеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от обучающихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
МЕСТО ПРОГРАММЫ
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 2 класса. На изучение курса отводится 36 часа (1 ч в неделю).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ: развитие высших психических функций по средством математических упражнений (логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
- расширять математические знания в области чисел;
- формировать умение учиться;
- научить обучающихся решать обратные задачи, используя круговую схему.
Развивающие:
- расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций;
- оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала;
- развивать умение решать занимательные задания, связанные со счётом предметов; развивать умение решать математические ребусы и загадки;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- развивать умение выполнять арифметические действия с числами из класса миллионов;
- выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе;
- формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Проблемное обучение способствует развитию познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся.
Развивающее обучение способствует развитию личности и ее способностей.
Дифференцированное обучение способствует созданию оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей.
Игровое обучение способствует обеспечению личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений.
Обучение развитию критического мышления обеспечивает развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- Анализировать правила игры;
- Действовать в соответствии с заданными правилами;
- Включаться в групповую работу;
- Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты
- Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
- Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- Воспроизводить способ решения задачи;
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием;
- Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
- Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;
- Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- Конструировать несложные задачи;
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
- Составлять фигуры из частей; определять место заданной детали в конструкции;
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии;
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном, зональном турах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и др. дистанционных математических конкурсах.
- Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
- Выпуск стенгазет.
Учебно- тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | Теоретические часы | Практические часы |
1 | Числовые множества | 9 | 3 | 6 |
2 | Разные задачи | 9 | 2 | 7 |
3 | Забавная геометрия | 9 | 3 | 6 |
4 | Математические развлечения | 9 | - | 9 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Содержание занятия | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля | Дата | |
|
| Числовые множества. | 9 | ||||
1. | 1. | Угадать число. | 1 | Построение графических моделей чисел | Расширение знаний о науке математике, истории и записи чисел, практическом применении математических знаний. Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям, выделять существенные и несущественные признаки объектов | викторина | |
2. | 2. | Волшебная таблица. | 1 | Разгадывание и составление ребусов. | конкурс на самый сложный ребус | ||
3. | 3. | Угадать несколько задуманных чисел. | 1 | Разгадывание задуманных чисел | викторина | ||
4. | 4. | Отгадать несколько задуманных чисел, если каждое из них не превышает десяти. | 1 | Разгадывание задуманных чисел | викторина | ||
5. | 5. | Волшебные квадраты. Нахождение периметра фигур. | 1 | Заполнение волшебного квадрата по его началу. Самостоятельное составление волшебного квадрата. | практическая работа | ||
6. | 6. | Числовые головоломки. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | практическая работа | ||
7. | 7. | В мире чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. | 1 | ||||
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. | конкурс | |||||
8. | 8. | Римские цифры. Как читать римские цифры? | 1 | Конструирование и изображение римских цифр с помощью палочек. | Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Применять изученные знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания поискового и творческого характера. Ритмический счет до 40. | практическая работа | |
9. | 9. | Игры с числами и предметами. | 1 | Конструирование и изображение римских цифр с помощью палочек. | практическая работа | ||
|
| Разные задачи. | 9 | ||||
10. | 1. | Задачи – шутки. | 1 | Самостоятельное придумывание и решение задач. | Решение задач на все действия в сказках, стихотворениях, играх. Составление числовых выражений, измерение и вычисление расстояний, сравнивание длин. Составление закономерностей, решение логических задач. Решение задач на развитие аналитических способностей, способностей логически мыслить, рассуждать, делать умозаключения. Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …» «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. | конкурс на лучшую загадку-шутку | |
11. | 2. | Шуточные задачи. | 1 | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | конкурс на лучшую задачу | ||
12. | 3. | Шуточные задачи и загадки. | 1 | Составление загадок, требующих математического решения | конкурс | ||
13. | 4. | Комбинированные задачи с квадратами. | 1 | Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание и решение задач. | практическая работа | ||
14. | 5. | Старинные задачи. | 1 | Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание и решение задач. | конкурс на лучшую задачу | ||
15. | 6. | Сказки и старинные истории. | 1 | Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | проект «Моя задача» | ||
16. | 7. | Решение задач с конца. | 1 | Работа в группах «Найди пару» Самостоятельное придумывание и решение задач. | конкурс | ||
17. | 8. | Задачи на восстановление. Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным. | 1 | Инсценирование и решение задач | конкурс на лучшую задачу | ||
18. | 9. | Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. | 1 | Самостоятельное придумывание и решение задач. Работе в парах. | практическая работа | ||
|
| Забавная геометрия.
| 9 | ||||
19. | 1. | Упражнения со спичками. | 1 | Конструирование фигур из спичек. | Составление головоломок, магических квадратов, лабиринтов, приобретение способов работы с ними, работа в парах. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. | практическая работа | |
20. | 2. | Упражнения со спичками. Греческий храм. | 1 | Конструирование фигур из спичек. | практическая работа | ||
21. | 3. | Упражнения со спичками. Ключ. | 1 | Конструирование фигур из спичек. | практическая работа | ||
22. | 4. | Фигуры, вычерчиваемые одним росчерком. | 1 | Конструирование фигур | практическая работа | ||
23. | 5. | Упражнения с куском бумаги. | 1 | Конструирование оригами | практическая работа | ||
24. | 6. | Разрежьте правильно на части. | 1 | Разрезание на части | практическая работа | ||
25. | 7. | Построения с препятствиями и ограничениями. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части. | практическая работа | ||
26. | 8. | Геометрические головоломки. | 1 | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | практическая работа | ||
27. | 9. | Замечательные кривые. | 1 | Путешествие в страну кривых линий. | практическая работа | ||
|
| Математические развлечения. | 7 | ||||
28. | 1. | Арифметическая викторина. | 1 | Решение нестандартных заданий | Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания. Работа с играми на совершенствование воображения. Задание по логическому раскрашиванию. Конструирование предметов по точкам и рисование по клеточкам. Различать способ и результат действия принятия практической задачи; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи | конкурс | |
29. | 2. | Геометрическая викторина. | 1 | Решение нестандартных геометрический задач | конкурс | ||
30. | 3. | Головоломный лабиринт. | 1 | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). | беседа по вопросам | ||
31. | 4. | Лабиринт английского короля. | 1 | Решение нестандартных задач | беседа по вопросам | ||
32. | 5. | Веселые вопросы. | 1 | Выполнение заданий презентации «Математическое путешествие» | конкурс | ||
33. | 6. | Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче. | 1 | Построение графических моделей чисел | практическая работа | ||
34. | 7. | Математическая викторина. | 1 | Работа в группах. Оформление математической информации. | тест |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Используемая литература (книгопечатная продукция)
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
2. Печатные пособия
Демонстрационные таблицы по темам.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.
3. Игры и другие пособия
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
- 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
- 10, 20, 30, 40, … , 90;
- 100, 200, 300, 400, … , 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние:
на одной стороне — задание, на другой — ответ.
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
Математические настольные игры: математические пирамиды
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и д
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Минобрнауки от 6октября 2009 года, №373.
- Примерные программы начального общего образования. Просвещение.2010г.
- Программа по математике А.Л.Чекина, Р.Г.Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011 год.
- Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.
Волгоград: «Учитель», 2007
5. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и
упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
6.. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и
великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
- http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
- http://suhin.narod.ru - Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат».
- http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА И КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" 3 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика и конструирование" является программой общеинтеллектуальной направленности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
ДЛя реализации программного содержания можно исполдьзовать учебник О.А. Холодовой "Юным умниикам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности Математика и конструирование 4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Математика и конструирование» 1 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных"
Рабочая прогрмма внеурочной деятельности по математике...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика и конструирование» составлена по программе Волковой С.И....