Урок в 4 классе "Задачи на перебор вариантов"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Ионова Ольга Владимировна

Урок проводится в 4 классе по УМК "Начальная школв 21 века". Задачи на перебор вариантов - это одно из заданий ВПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Задачи на перебор вариантов»

Цель: научиться решать и записывать задачи на перебор вариантов.

Задачи:

образовательные:

  • понаблюдать за методом полного перебора вариантов при решении комбинаторных задач;
  • вырабатывать умения применять математическую теорию в конкретных ситуациях;
  • способствовать владению интеллектуальными умениями и мыслительными операциями.

развивающая:

  • формировать умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор;
  • формировать умения решать задачи путём логических рассуждений.

воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
  • прививать сознательное отношение к труду; учить работать в парах, в группе, создавать условия для воспитания чувств, взаимовыручки, дружбы.

Формы работы:

  • фронтальная,
  • самостоятельная работа,
  • самопроверка,
  • работа в парах,
  • работа в группе.

В процессе работы формируются:

регулятивные УУД: 

  • умение планировать, предвидеть полученный результат, контролировать и оценивать свои действия;
  • умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

познавательные: 

  • умение выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.

коммуникативные: 

  • умение работать в парах, в группе,
  • умение высказывать свои суждения,
  • умение слушать и понимать других, договариваться о совместной деятельности.

личностные: 

  • развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения задач.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости. Поприветствуйте их. Садитесь.

Каждый раз, начиная урок, нам хочется, чтобы он был успешным.

Что необходимо для успешной работы?

Девиз урока: «Учимся не для школы, а для жизни»(Сенека)

Как понимаете эти слова? (ответы детей)

  1. Актуализация знаний

Начнем урок с устной работы.

  • Слайд: Какие числа делятся на 5?

300   27   108   25   36   909   350   75

  • Слайд: Какое число лишнее и почему?

46   82   504   227   24    754   668

  • Слайд: Истинно или ложно?

Число 5200 содержит 2 десятка.

Неверно, что 10 км 50 м = 1050 м.

В марте 31 день и в апреле 31 день.

Если 9  8 = 72, то 72 : 8 =9.

Тонна – единица длины или скорости.

  • Слайд: Решение задачи.

Дима моет 4 тарелки за то же время, что и 6 чашек. Что он моет быстрее – тарелку или чашку?

  1. Работа по теме.
  • Проблемная ситуация

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание.

Слайд: Составьте трёхзначные числа, используя цифры 1, 3, 5. Цифры в записи числа не должны  повторяться.

Работать вы будете в паре (составляете вместе, один записывает).

Сколько чисел получилось? (спрашиваю несколько человек)

Давайте оставим пока вопрос о количестве составленных чисел без ответа. Мы к нему вернёмся чуть позже.

  • Сейчас решим другую задачу.

Слайд: Папа купил три книги: Х.-К.Андерсена, В.Бианки и С.Михалкова. В каком порядке эти книги можно расставить на полку.

Чтобы удобно было «расставлять», воспользуйтесь сокращениями:

Х.-К. Андерсен  -  А

В.Бианки  -  Б

С.Михалков  -  М

Сколько вариантов расстановки у вас получилось?

Как же проверить, все ли варианты вы записали?

Отройте учебники на стр.46. Здесь в таблице указаны варианты ответов. Они здесь упорядочены. Сравните таблицу и свою работу.

Какие случаи вы пропустили? Почему? (не было определенного порядка составления вариантов и их записи)

Стр.46 рядом с красным треугольником.

Посмотрите на таблицу еще раз. Какой способ предложен здесь?

  • Вернемся к нашей первой задаче (слайд).

Попробуем записать числа, пользуясь предложенным вариантом.

Фронтальная работа (на доске и в тетради)

Сколько чисел получилось? Сравните со своей самостоятельной работой.

  • Вывод (слайд): чтобы не допустить ошибку при выполнении  подобных заданий, надо придумать определённый способ перебора.

Такие задачи называются «Задачи на перебор вариантов». Так звучит тема нашего урока (посмотрите в учебнике).  Решением таких задач  занимается раздел математики – комбинаторика.

Чему мы сегодня будем учиться? (решать задачи, искать способы решения таких задач)

  1. Закрепление изученного.
  • Работа в тетради на печатной основе.

Стр. 31 № 91

Ученики заполняют таблицу самостоятельно (можно обратиться за помощью к соседу).

Далее задание выполняем вместе.

  • Решение задачи

Слайд: Электронные часы показывают часы и минуты ( от 00:00 до 23:59 ). Сколько раз за сутки в наборе цифр на табло этих часов будут только цифры 2 и 5 или одна из этих цифр?

Один ученик за доской. Проверка

  • Связь математики с жизнью

Слайд: Зачем мы изучаем эти задачи?

Чтобы быть умными

Чтобы много знать

Потому, что они есть в учебнике

Эти знания пригодятся в жизни

«Учимся не для школы, а для жизни»(Сенека)

А в какой жизненной ситуации нам приходится решать похожие задачи? (составление расписания уроков, составление меню и т.д)

Вы все сталкиваетесь с  такими  задачами, когда встает вопрос, что надеть.

  1. Домашнее задание:

У тебя есть юбка и брюки и 5 блузок: белая, розовая, голубая, в цветочек, в горошек. Составьте разные комплекты  одежды. Сколько их получилось? (для девочек)

У тебя чёрные и синие брюки и 3 рубашки: белая, голубая, жёлтая.  Составьте разные комплекты  одежды. Сколько их получилось? (для мальчиков)

Второе задание из рабочей тетради: стр.31 № 90 или стр.32 № 92 (на выбор).

  1. Рефлексия

Чему мы учились на уроке?

(Решать задачи на перебор вариантов. Искали способ решения таких задач)

Закончите предложения

Я сегодня узнал(а) …
Я научился(лась)…
Мне было интересно …
Я понял(а), что …
Мне было трудно …
Свою работу я оцениваю …

Ну а я оцениваю нашу работу как хорошую. Вы были молодцы. Всем спасибо (Слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики

Слайд 2

Какие числа делятся на 5? 300 27 108 25 36 909 350 75

Слайд 3

Какое число лишнее и почему? 46 82 504 227 24 754 668

Слайд 4

Истинно или ложно? Число 5200 содержит 2 десятка. Неверно, что 10 км 50 м = 1050 м. В марте 31 день и в апреле 31 день.

Слайд 5

Истинно или ложно? Если 9  8 = 72, то 72 : 8 =9. Тонна – единица длины или скорости.

Слайд 6

Дима моет 4 тарелки за то же время, что и 6 чашек. Что он моет быстрее – тарелку или чашку?

Слайд 7

Составьте трёхзначные числа, используя цифры 1, 3, 5. Цифры в записи числа не должны повторяться.

Слайд 8

Папа купил три книги: Х.- К.Андерсена , В.Бианки и С.Михалкова . В каком порядке эти книги можно расставить на полку? Х.-К. Андерсен - А В.Бианки - Б С.Михалков - М

Слайд 9

Чтобы не допустить ошибку при выполнении подобных заданий, надо придумать определённый способ перебора. Комбинаторика

Слайд 10

Составьте трёхзначные числа, используя цифры 1, 3, 5. Цифры в записи числа не должны повторяться.

Слайд 11

Электронные часы показывают часы и минуты ( от 00:00 до 23:59). Сколько раз за сутки в наборе цифр на табло этих часов будут только цифры 2 и 5 или одна из этих цифр?

Слайд 12

Зачем мы изучаем эти задачи? - чтобы быть умными - чтобы много знать - потому, что они есть в учебнике - эти знания пригодятся в жизни

Слайд 13

«Учимся не для школы, а для жизни» (Сенека)

Слайд 14

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Задачи на перебор вариантов"

Данная презентация была использована на уроке в 4 классе по программе "Школа 21 века"...

Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.

Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Дети знакомятся с новым видом задач, где методом перебора различных вариантов находится правильное решение. На уроке развивается лог...

Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.

Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". На уроке дети знакомятся с задачами нового вида, учатся находить правильное решение путём перебора различных вариантов....

УРОК ЗНАНИЙ 1 кл 1 вариант

Конспект урока к Дню знаний...

Конспект урока русского языка на тему: "Варианты окончаний имён существительных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать, как...

Урок чтения в 3 классе (вариант 2/2) "Жизнь ежей осенью в рассказе И.С. Соколова - Микитова "Ёж"

Даже незначительная потеря слуха влечет за собой огромное своеобразие восприятия речи. Конкретность мышления, специфическое понимание многих сторон окружающей действительности нарушают речевое общение...

Кроссворд к уроку чтения для детей ОВЗ, вариант 1, 2 класс. Рассказ "Дразнилка"

Данный кроссворд поможет наглядно и подробно проанализировать текст рассказа "Дразнилка"...