Урок в 4 классе "Задачи на перебор вариантов"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок проводится в 4 классе по УМК "Начальная школв 21 века". Задачи на перебор вариантов - это одно из заданий ВПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_perebor_variantov.docx | 20.81 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_zadachi_na_perebor_variantov.pptx | 388.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Задачи на перебор вариантов»
Цель: научиться решать и записывать задачи на перебор вариантов.
Задачи:
образовательные:
- понаблюдать за методом полного перебора вариантов при решении комбинаторных задач;
- вырабатывать умения применять математическую теорию в конкретных ситуациях;
- способствовать владению интеллектуальными умениями и мыслительными операциями.
развивающая:
- формировать умения самостоятельно выбирать способ решения и умения обосновать выбор;
- формировать умения решать задачи путём логических рассуждений.
воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;
- прививать сознательное отношение к труду; учить работать в парах, в группе, создавать условия для воспитания чувств, взаимовыручки, дружбы.
Формы работы:
- фронтальная,
- самостоятельная работа,
- самопроверка,
- работа в парах,
- работа в группе.
В процессе работы формируются:
регулятивные УУД:
- умение планировать, предвидеть полученный результат, контролировать и оценивать свои действия;
- умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;
- принимать и сохранять учебную задачу.
познавательные:
- умение выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.
коммуникативные:
- умение работать в парах, в группе,
- умение высказывать свои суждения,
- умение слушать и понимать других, договариваться о совместной деятельности.
личностные:
- развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения задач.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. У нас присутствуют гости. Поприветствуйте их. Садитесь.
Каждый раз, начиная урок, нам хочется, чтобы он был успешным.
Что необходимо для успешной работы?
Девиз урока: «Учимся не для школы, а для жизни»(Сенека)
Как понимаете эти слова? (ответы детей)
- Актуализация знаний
Начнем урок с устной работы.
- Слайд: Какие числа делятся на 5?
300 27 108 25 36 909 350 75
- Слайд: Какое число лишнее и почему?
46 82 504 227 24 754 668
- Слайд: Истинно или ложно?
Число 5200 содержит 2 десятка.
Неверно, что 10 км 50 м = 1050 м.
В марте 31 день и в апреле 31 день.
Если 9 ∙ 8 = 72, то 72 : 8 =9.
Тонна – единица длины или скорости.
- Слайд: Решение задачи.
Дима моет 4 тарелки за то же время, что и 6 чашек. Что он моет быстрее – тарелку или чашку?
- Работа по теме.
- Проблемная ситуация
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание.
Слайд: Составьте трёхзначные числа, используя цифры 1, 3, 5. Цифры в записи числа не должны повторяться.
Работать вы будете в паре (составляете вместе, один записывает).
Сколько чисел получилось? (спрашиваю несколько человек)
Давайте оставим пока вопрос о количестве составленных чисел без ответа. Мы к нему вернёмся чуть позже.
- Сейчас решим другую задачу.
Слайд: Папа купил три книги: Х.-К.Андерсена, В.Бианки и С.Михалкова. В каком порядке эти книги можно расставить на полку.
Чтобы удобно было «расставлять», воспользуйтесь сокращениями:
Х.-К. Андерсен - А
В.Бианки - Б
С.Михалков - М
Сколько вариантов расстановки у вас получилось?
Как же проверить, все ли варианты вы записали?
Отройте учебники на стр.46. Здесь в таблице указаны варианты ответов. Они здесь упорядочены. Сравните таблицу и свою работу.
Какие случаи вы пропустили? Почему? (не было определенного порядка составления вариантов и их записи)
Стр.46 рядом с красным треугольником.
Посмотрите на таблицу еще раз. Какой способ предложен здесь?
- Вернемся к нашей первой задаче (слайд).
Попробуем записать числа, пользуясь предложенным вариантом.
Фронтальная работа (на доске и в тетради)
Сколько чисел получилось? Сравните со своей самостоятельной работой.
- Вывод (слайд): чтобы не допустить ошибку при выполнении подобных заданий, надо придумать определённый способ перебора.
Такие задачи называются «Задачи на перебор вариантов». Так звучит тема нашего урока (посмотрите в учебнике). Решением таких задач занимается раздел математики – комбинаторика.
Чему мы сегодня будем учиться? (решать задачи, искать способы решения таких задач)
- Закрепление изученного.
- Работа в тетради на печатной основе.
Стр. 31 № 91
Ученики заполняют таблицу самостоятельно (можно обратиться за помощью к соседу).
Далее задание выполняем вместе.
- Решение задачи
Слайд: Электронные часы показывают часы и минуты ( от 00:00 до 23:59 ). Сколько раз за сутки в наборе цифр на табло этих часов будут только цифры 2 и 5 или одна из этих цифр?
Один ученик за доской. Проверка
- Связь математики с жизнью
Слайд: Зачем мы изучаем эти задачи?
Чтобы быть умными
Чтобы много знать
Потому, что они есть в учебнике
Эти знания пригодятся в жизни
«Учимся не для школы, а для жизни»(Сенека)
А в какой жизненной ситуации нам приходится решать похожие задачи? (составление расписания уроков, составление меню и т.д)
Вы все сталкиваетесь с такими задачами, когда встает вопрос, что надеть.
- Домашнее задание:
У тебя есть юбка и брюки и 5 блузок: белая, розовая, голубая, в цветочек, в горошек. Составьте разные комплекты одежды. Сколько их получилось? (для девочек)
У тебя чёрные и синие брюки и 3 рубашки: белая, голубая, жёлтая. Составьте разные комплекты одежды. Сколько их получилось? (для мальчиков)
Второе задание из рабочей тетради: стр.31 № 90 или стр.32 № 92 (на выбор).
- Рефлексия
Чему мы учились на уроке?
(Решать задачи на перебор вариантов. Искали способ решения таких задач)
Закончите предложения
Я сегодня узнал(а) …
Я научился(лась)…
Мне было интересно …
Я понял(а), что …
Мне было трудно …
Свою работу я оцениваю …
Ну а я оцениваю нашу работу как хорошую. Вы были молодцы. Всем спасибо (Слайд)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие числа делятся на 5? 300 27 108 25 36 909 350 75
Какое число лишнее и почему? 46 82 504 227 24 754 668
Истинно или ложно? Число 5200 содержит 2 десятка. Неверно, что 10 км 50 м = 1050 м. В марте 31 день и в апреле 31 день.
Истинно или ложно? Если 9 8 = 72, то 72 : 8 =9. Тонна – единица длины или скорости.
Дима моет 4 тарелки за то же время, что и 6 чашек. Что он моет быстрее – тарелку или чашку?
Составьте трёхзначные числа, используя цифры 1, 3, 5. Цифры в записи числа не должны повторяться.
Папа купил три книги: Х.- К.Андерсена , В.Бианки и С.Михалкова . В каком порядке эти книги можно расставить на полку? Х.-К. Андерсен - А В.Бианки - Б С.Михалков - М
Чтобы не допустить ошибку при выполнении подобных заданий, надо придумать определённый способ перебора. Комбинаторика
Составьте трёхзначные числа, используя цифры 1, 3, 5. Цифры в записи числа не должны повторяться.
Электронные часы показывают часы и минуты ( от 00:00 до 23:59). Сколько раз за сутки в наборе цифр на табло этих часов будут только цифры 2 и 5 или одна из этих цифр?
Зачем мы изучаем эти задачи? - чтобы быть умными - чтобы много знать - потому, что они есть в учебнике - эти знания пригодятся в жизни
«Учимся не для школы, а для жизни» (Сенека)
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Задачи на перебор вариантов"
Данная презентация была использована на уроке в 4 классе по программе "Школа 21 века"...
Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.
Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". Дети знакомятся с новым видом задач, где методом перебора различных вариантов находится правильное решение. На уроке развивается лог...
Задачи на перебор вариантов. Ознакомление с решением задач путём составления таблиц.
Урок проводится в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века". На уроке дети знакомятся с задачами нового вида, учатся находить правильное решение путём перебора различных вариантов....
УРОК ЗНАНИЙ 1 кл 1 вариант
Конспект урока к Дню знаний...
Конспект урока русского языка на тему: "Варианты окончаний имён существительных во множественном числе" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление с вариантами окончаний имен существительных во множественном числе; повторение темы «Имя существительное»Планируемые результатыПредметные:Знать, как...
Урок чтения в 3 классе (вариант 2/2) "Жизнь ежей осенью в рассказе И.С. Соколова - Микитова "Ёж"
Даже незначительная потеря слуха влечет за собой огромное своеобразие восприятия речи. Конкретность мышления, специфическое понимание многих сторон окружающей действительности нарушают речевое общение...
Кроссворд к уроку чтения для детей ОВЗ, вариант 1, 2 класс. Рассказ "Дразнилка"
Данный кроссворд поможет наглядно и подробно проанализировать текст рассказа "Дразнилка"...