Технологическая карта по математике
методическая разработка по математике (4 класс)

Маликова Эльвира Петровна

Технологическая карта на тему "Числа,которые больше 1000.Нумерация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_po_matematike.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта
для работы по комплекту для начальной школы

«ПЕРСПЕКТИВА»

МАТЕМАТИКА

4 класс

I полугодие


Технологическая карта № 6

Раздел

Числа, которые больше 1000. Нумерация

Тема

Нумерация многозначных чисел (8 часов)

Цели

Сформировать представление о многозначных числах в пределах 1 000 000.

Ввести правило записи многозначного числа.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о составе трёхзначного числа. Актуализация умения выполнять сложение и вычитание, умножение и деление однозначных чисел. Актуализация умения ориентироваться в разных вариантах выполнения задания. Изучение счётных единиц: тысяча, десяток тысяч, сотня тысяч — и вычисление многозначных круглых чисел. Образование чисел от 1000 до 1 000 000. Введение понятий «класс единиц / первый класс», «единицы тысяч», «тысяча», «класс тысяч / второй класс», «четырёхзначное число», «десяток тысяч», «десятки тысяч», «пятизначное число», «сотня тысяч», «сотни тысяч», «разряд», «шестизначное число», «миллион». Изучение разрядов и классов многозначных чисел.

Термины и понятия

Десятки, десятки тысяч, десяток тысяч, единица, единицы тысяч, класс, миллион, пятизначное число, разряд, состав числа, сотни, сотни тысяч, сотня тысяч, тысяча, четырёхзначное число, шестизначное число.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание безошибочно считать и записывать многозначные числа;

— понимание своей успешности при изучении темы.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «тысяча», «четырёхзначное число», «десяток тысяч», «десятки тысяч», «пятизначное число», «сотня тысяч», «сотни тысяч», «шестизначное число», «миллион», «класс тысяч / второй класс», «класс единиц / первый класс», «разряд», «единицы тысяч»;

— определять количество единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч в составе шестизначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять разряды шестизначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять состав числа в пределах 1 000 000 и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для записи многозначного числа при оформлении бланка поступившей корреспонденции на почте.

Регулятивные умения:

— соотносить учебное действие, используя правило;

— выполнять само-, взаимопроверку и корректировку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— выполнять самоооценку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— комментировать выполнение задания в рамках учебного диалога;

– адекватно представлять результаты учебной деятельности.

 Рассказывать о составе многозначного числа.

 Называть разряды и классы многозначных чисел в пределах 1 000 000.

 Выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел.

 Раскладывать многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

 Читать, составлять и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Масштаб».

Информационный материал:

Учебник «Математика», 4 класс, ч. 1, 2; рабочая тетрадь, № 1, 2; методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал:

Таблица разрядов и классов.

Интерактивный материал:

Карточки с учебными заданиями.

Фронтальная;

индивидуальная —        ;

парная —        ;

групповая —        .

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение в деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать желание безошибочно считать и записывать многозначные числа.

Для учащихся 4-го класса была организована экскурсия на почту. Ребята узнали, что работники почты ежедневно сортируют письма, газеты, журналы, телеграммы, бандероли и посылки в соответствии с местом нахождения адресата. Для учёта и контроля корреспонденцию записывают в бланке регистрации с указанием количества и наименования.

Школьникам предложили рассортировать корреспонденцию и оформить бланк регистрации. Ребята разделились на группы и с энтузиазмом принялись за работу. Они пересчитывали поступившую корреспонденцию, определяли её количество и вносили сведения в бланк регистрации. Однако оператор, принимая их работу, обнаружил несоответствие количества корреспонденции и её наименований данным, записанным в бланке регистрации.

Ребята, почему школьники допустили ошибки при выполнении этой работы?

Учащиеся предлагали разные версии, но дискуссия показала, что они пока не имеют специальных знаний и умений для ответа на этот вопрос.

Есть ли у вас желание научиться безошибочно считать и записывать многозначные числа?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению темы.

— проявлять желание безошибочно считать и записывать многозначные числа.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Тысяча. Счёт тысячами

Цели:

 Актуализировать знания о составе трёхзначного числа.

 Актуализировать умение

выполнять сложение и вычитание, умножение и деление однозначных чисел.

 Ввести понятия «тысяча», «четырёхзначное число», «единица тысяч».

 Научить:

— определять разряды четырёхзначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять количество единиц, десятков, сотен в составе четырёхзначного числа и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о составе четырёхзначного числа;

— читать и записывать четырёхзначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте;

— составлять четырёхзначное число из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;

— раскладывать четырёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять счёт тысячами при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел;

— сравнивать числовое выражение и число, используя знаки >, <, =;

— выполнять взаимопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— использовать речь для регуляции своего действия.

Задание 1 (З)

Объясните значение понятий «единица», «десяток», «сотня».

Назовите количество единиц, десятков и сотен в числе 297.

Сообщение учителя

Новая счётная единица «тысяча» состоит из 1000 единиц, или 100 десятков, или 10 сотен. Сокращённо 1 тысячу записывают так: 1 тыс. или 1000.

1000 ед. = 1 тыс.

100 дес. = 1 тыс.

10 сот. = 1 тыс.

Счёт тысячами ведётся так же, как счёт простыми единицами: одна тысяча, две тысячи, три тысячи и т. д. Тысячами считают, например, банковские вклады, количество участников олимпиад, готовую продукцию завода или фабрики, тираж газеты, население города, высоту полёта самолёта и др.

Сложение и вычитание, умножение и деление тысяч выполняется так же, как сложение и вычитание, умножение и деление единиц.

Например:

3 тыс. + 2 тыс. = 5 тыс.

7 тыс. – 4 тыс. = 3 тыс.

2 тыс. × 3 = 6 тыс.

8 тыс. : 4 = 2 тыс.

Задание 2 (З)

Назовите количество единиц в десятке, количество десятков в сотне, количество сотен в тысяче.

Задание 3 (З) Учебник, с. 89, № 2.

Назовите количество спичек в 1 упаковке, в 2, в 3, в 9 упаковках, если известно, что в 1 коробке 100 спичек, а в каждой упаковке по 10 коробков.

Задание 4 (З) Учебник, с. 90, № 3.

Назовите количество нефти в 2, в 3, в 4, в 9 цистернах, если известно, что в 1 цистерне 1000 кг нефти.

Задание 5 (З) Учебник, с. 90, № 5.

Назовите числа от 1000 до 8000, присчитывая по 1000.

Назовите числа от 9000 до 1000, отсчитывая по 1000.

Назовите числа от 3000 до 9000, присчитывая по 500.

Задание 6 (З)

Расскажите о сложении и вычитании, умножении и делении тысяч.

Задание 7 (П)

Можно ли утверждать, что 10 десятков — это 1 тысяча? Обоснуйте своё мнение.

Задание 8 (У) Учебник, с. 90, № 6.

Выполните вычисление выражения, используя образец.

Задание 9 (У) Учебник, с. 90, № 7, с взаимопроверкой.

Решите задачу.

Задание 10 (У) Учебник, с. 91, № 3.

Сравните числовое выражение и число, используя знаки >, <, =.

Сообщение учителя

Четырёхзначное число — это многозначное число, состоящее из единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, для записи которого используют четыре цифры.

Например: 1 435:

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

1

4

3

5

Число «одна тысяча четыреста тридцать пять» состоит из 5 единиц, 3 десятков, 4 сотен и 1 тысячи. Его можно написать в виде суммы разрядных слагаемых так: 1000 + 400 + 30 + 5 = 1 435.

Задание 11 (З) Учебник, с. 92, № 5.

Назовите каждое четырёхзначное число.

Задание 12 (З) Учебник, с. 92, № 6.

Назовите каждое четырёхзначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте.

Задание 13 (П)

Можно ли утверждать, что сумма разрядных слагаемых 3000 + 200 + 50 составляет число 3205? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что числу 5000 предшествует число 4990? Обоснуйте своё мнение.

Задание 14 (У) Учебник, с. 92, № 7, с взаимопроверкой.

Напишите число, которое состоит из:

 2 тысяч, 6 сотен, 7 десятков и 5 единиц;

 8 тысяч, 8 сотен и 3 единиц.

Задание 15 (У) Учебник, с. 92, № 8, с взаимопроверкой.

Напишите цифрами четырёхзначное число.

Задание 16 (У) с взаимопроверкой.

Напишите цифрами год своего рождения и год поступления в школу.

Задание 17 (У) Рабочая тетрадь, с. 84, № 2.

Разложите каждое четырёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Диагностические задания:

1. Напишите число, которое состоит из:

 3 тысяч, 7 сотен, 4 десятков и 2 единиц;

 9 тысяч, 8 сотен, 3 десятков и 1 единицы;

 5 тысяч, 4 сотен, 4 десятков и 6 единиц;

 7 тысяч, 3 сотен, 5 десятков и 9 единиц.

2. Выполните вычисление выражения и напишите результат.

5 тыс. + 4 тыс.

8 тыс. – 3 тыс.

9 тыс. : 3 тыс.

2 тыс. × 4 тыс.

3. Сравните числовое выражений и число, используя знаки >, <, =.

4 тыс. + 2 тыс. … 5 тыс.

7 тыс. – 6 тыс. … 3 тыс.

5 тыс. + 2 тыс. … 7 тыс.

4. Учебник, с. 94, № 9.

Решите задачу, используя данные иллюстрации.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «тысяча», «четырёхзначное число» и использовать их в активном словаре;

— определять разряды четырёхзначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять количество единиц, десятков, сотен в составе четырёхзначного числа и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные умения:

— использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные умения:

— рассказывать о составе четырёхзначного числа;

— читать и записывать четырёхзначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте;

— составлять четырёхзначное число из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;

— раскладывать четырёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять счёт тысячами при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел;

— сравнивать числовое выражение и число, используя знаки >, <, =.


Блок Б. Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч

Цели:

 Актуализировать знания о составе четырёхзначного числа.

 Актуализировать умения выполнять счёт тысячами.

 Ввести понятия «десяток тысяч», «пятизначное число».

 Научить:

— определять разряды пятизначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять количество единиц, десятков, сотен, единиц тысяч в составе пятизначного числа и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о составе пятизначного числа;

— читать и записывать пятизначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте;

— составлять пятизначное число из десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;

— раскладывать пятизначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять счёт десятками тысяч при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел;

— выполнять взаимооценку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Объясните значение понятия «тысяча».

Назовите числа от 1000 до 9000, присчитывая по 1000.

Назовите числа от 7000 до 2000, отсчитывая по 1000.

Сообщение учителя

Новая счётная единица «десяток тысяч» состоит из 10 000 единиц, или 1000 десятков, или 100 сотен, или 10 тысяч. Сокращённо 10 тысяч записывают так: 10 тыс. или 10 000.

Счёт десятками тысяч ведётся так же, как счёт простыми десятками: один десяток тысяч, два десятка тысяч, три десятка тысяч и т. д. или десять тысяч, двадцать тысяч, тридцать тысяч и т. д.

Задание 2 (З)

Назовите числа от 10 000 до 90 000, присчитывая по 10 000.

Назовите числа от 80 000 до 10 000, отсчитывая по 10 000.

Сообщение учителя

Пятизначное число — это многозначное число, состоящее из единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, для записи которого используют пять цифр.

Например: 53 827:

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

5

3

8

2

7

Число «пятьдесят три тысячи восемьсот двадцать семь» состоит из 7 единиц, 2 десятков, 8 сотен, 3 единиц тысяч и 5 десятков тысяч. Его можно написать в виде суммы разрядных слагаемых так: 50 000 + 3000 + 800 + 20 + 7 = 53 827.

Задание 3 (З)

Объясните значение выражения «пятизначное число».

Задание 4 (З) Учебник, с. 96, № 3.

Назовите пятизначные числа, записанные в таблице.

Задание 5 (З) Учебник, с. 96, № 4.

Назовите каждое пятизначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте.

Задание 6 (П)

Верно ли, что числу 62 170 предшествует число 62 171? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что 70 000 + 4000 + 30 + 2 — это сумма разрядных слагаемых числа 74 302? Обоснуйте своё мнение.

Задание 7 (У) Учебник, с. 96, № 5, с взаимооценкой.

Напишите число, которое состоит из:

 4 десятков тысяч, 3 единиц тысяч, 2 сотен, 6 десятков и 7 единиц;

 3 десятков тысяч, 9 сотен, 5 десятков и 2 единиц.

Задание 8 (У) Учебник, с. 96, № 6, с взаимооценкой.

Напишите цифрами каждое пятизначное число.

Задание 9 (У)

Разложите каждое пятизначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

15 764, 72 398, 90 341, 54 707.

Сообщение учителя

Сложение и вычитание, умножение и деление десятков тысяч выполняется так же, как сложение и вычитание, умножение и деление единиц.

Например:

25 тыс. + 32 тыс. = 57 тыс.

70 тыс. – 40 тыс. = 30 тыс.

20 тыс. × 4 = 80 тыс.

90 тыс. : 3 = 30 тыс.

Задание 10 (З)

Расскажите о сложении и вычитании, умножении и делении пятизначных чисел.

Задание 11 (П)

Можно ли утверждать, что при сложении 56 тысяч и 37 тысяч получится 83 000? Обоснуйте своё мнение.

Задание 12 (У) Учебник, с. 97, № 3, с взаимооценкой.

Выполните вычисление выражения.

Задание 13 (У) Учебник, с. 98, № 6, с взаимооценкой.

Выполните вычисление выражения.

Диагностические задания:

1. Учебник, с. 97, № 1.

Напишите для каждого пятизначного числа предшествующее ему и следующее за ним при счёте.

2. Учебник, с. 97, № 2.

Напишите цифрами пятизначное число.

3. Учебник, с. 97, № 4, 5.

Решите задачу.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «десяток тысяч», «пятизначное число» и использовать их в активном словаре;

— определять разряды пятизначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять количество единиц, десятков, сотен, единиц тысяч в составе пятизначного числа и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять взаимооценку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о составе пятизначного числа;

— читать и записывать пятизначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте;

— составлять пятизначное число из десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;

— раскладывать пятизначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять счёт десятками тысяч при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел.

Блок В. Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Миллион

Цели:

 Актуализировать знания о составе пятизначного числа.

 Актуализировать умение выполнять счёт десятками тысяч.

 Ввести понятия «сотня тысяч», «шестизначное число», «миллион».

 Научить:

— определять разряды шестизначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять количество единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч в составе шестизначного числа и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о составе  шестизначного числа;

— читать и записывать шестизначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте;

— составлять шестизначное число из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;

— раскладывать шестизначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять счёт сотнями тысяч при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел;

— выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)

Объясните значение понятия «десяток тысяч».

Назовите числа от 10 000 до 90 000, присчитывая по 10 000.

Назовите числа от 90 000 до 10 000, отсчитывая по 10 000.

Сообщение учителя

Новая счётная единица «сотня тысяч» состоит из 10 десятков тысяч. Сокращённо 1 сотню тысяч записывают так: 1 сот. тыс., или 10 дес. тыс., или 100 000.

Счёт сотнями тысяч ведётся так же, как счёт простыми сотнями: одна сотня тысяч, две сотни тысяч, три сотни тысяч и т. д. или сто тысяч, двести тысяч, триста тысяч и т. д.

Десять сотен тысяч, или тысяча тысяч, образуют 1 миллион (от латинского mille — тысяча).

Количество сотен тысяч записывают так: 10 сот. тыс. = 1 000 000 = 1 млн.

Миллион — это многозначное число, обозначающее 10 сотен тысяч, для записи которого используют семь цифр.

Слово «миллион» сокращённо записывают так: млн (без точки). Например:

2 млн, 9 млн.

Задание 2 (З)

Назовите числа от 100 000 до 1 000 000, присчитывая по 100 000.

Назовите числа от 1 000 000 до 100 000, отсчитывая по 100 000.

Сообщение учителя

Шестизначное число — это многозначное число, состоящее из единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч, для записи которого используют шесть цифр.

Например: 627 593:

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

6

2

7

5

9

3

Число «шестьсот двадцать семь тысяч пятьсот девяносто три» состоит из 3 единиц, 9 десятков, 5 сотен, 7 единиц тысяч, 2 десятков тысяч и 6 сотен тысяч.

Его можно написать в виде суммы разрядных слагаемых так: 600 000 + 20 000 + 7000 + 500 + 90 + 3 = 627 593.

Задание 3 (З)

Объясните значение выражения «шестизначное число».

Задание 4 (З) Учебник, с. 100, № 3.

Назовите шестизначные числа, написанные в таблице.

Задание 5 (З) Учебник, с. 100, № 4.

Прочитайте каждое шестизначное число и назовите предшествующее ему и следующее за ним при счёте.

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что число «пятьсот двадцать тысяч сто восемнадцать» можно написать цифрами 502 118? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что 90 000 + 4000 + 700 + 5 — это сумма разрядных слагаемых числа 904 705? Обоснуйте своё мнение.

Задание 7 (У) Учебник, с. 100, № 5, с самопроверкой.

Напишите шестизначное число, состоящее из:

 8 сотен тысяч, 6 десятков тысяч, 5 единиц тысяч, 9 сотен, 9 десятков и 4 единиц;

 1 сотни тысяч, 5 десятков тысяч, 7 сотен, 6 десятков и 6 единиц и др.

Задание 8 (У) Учебник, с. 101, № 6, с самопроверкой.

Напишите цифрами каждое шестизначное число.

Задание 9 (У)

Разложите каждое шестизначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

235 758, 712 498, 910 376, 584 927.

Сообщение учителя

Сложение и вычитание, умножение и деление сотен тысяч выполняется так же, как сложение и вычитание, умножение и деление тысяч.

Например:

425 тыс. + 342 тыс. = 767 тыс.

740 тыс. – 420 тыс. = 320 тыс.

120 тыс. × 4 = 480 тыс.

930 тыс. : 3 = 310 тыс.

Задание 10 (З)

Расскажите о сложении и вычитании, умножении и делении сотен тысяч.

Задание 11 (П)

Верно ли, что при делении шестизначного числа 600 000 на 3 получится 30 000? Обоснуйте своё мнение.

Задание 12 (У) Учебник, с. 101, № 7, с взаимооценкой.

Выполните вычисление выражения.

Задание 13 (У) Учебник, с. 103, № 7.

Выполните вычисление выражения.

Диагностические задания:

1. Напишите число, в котором:

 5 сотен тысяч, 4 десятка тысяч, 2 единицы тысяч, 3 сотни, 7 десятков и 9 единиц;

 8 сотен тысяч, 6 десятков тысяч, 1 сотня, 2 десятка и 7 единиц;

 9 сотен тысяч, 3 десятка тысяч, 6 сотен, 4 десятка и 2 единицы;

 3 сотни тысяч, 2 десятка тысяч, 4 сотни и 9 единиц.

2. Разложите каждое шестизначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

975 458, 832 598, 614 236, 954 707.

3. Выполните вычисление выражений.

159 тыс. + 648 тыс.

940 тыс. – 570 тыс.

130 тыс. × 3

840 тыс. : 2

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «сотня тысяч», «шестизначное число», «миллион» и использовать их в активном словаре;

— определять разряды шестизначного числа и обосновывать своё мнение;

— определять количество единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч в составе шестизначного числа и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать о составе  шестизначного числа;

— читать и записывать шестизначное число, предшествующее ему и следующее за ним при счёте;

— составлять шестизначное число из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;

— раскладывать шестизначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять счёт сотнями тысяч при сложении и вычитании, умножении и делении многозначных чисел.

Блок Г. Разряды и классы чисел

Цели:

 Актуализировать знания о составе трёхзначного числа.

 Ввести понятия «класс единиц», «класс тысяч», «разряд», «единицы тысяч», «десятки тысяч», «сотни тысяч».

 Научить:

— называть разряды и классы многозначных чисел в пределах 1 000 000;

— читать и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000;

— выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел в пределах 1 000 000;

— сравнивать многозначные числа, используя знаки >, <, =;

— выполнять учебное действие, используя правило;

— выполнять самооценку учебного задания;

— комментировать выполнение задания в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) Учебник, с. 105, № 1.

Назовите и сравните многозначные числа каждого столбика.

Задание 2 (З) Учебник, с. 105, № 2.

Назовите многозначные числа, записанные в таблице.

Сообщение учителя

В математике многозначные числа  имеют разряды и классы. Первый класс, или класс единиц,— это единицы, десятки и сотни: 1-й разряд — это разряд единиц, 2-й разряд — это разряд десятков, 3-й разряд — это разряд сотен. Второй класс, или класс тысяч,— это единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч: 4-й разряд — это разряд единиц тысяч, 5-й разряд — это разряд десятков тысяч, 6-й разряд — это разряд сотен тысяч.

Например: 480 312:

Второй класс — класс тысяч

Первый класс — класс единиц

Сотни тысяч

Десятки тысяч

Единицы тысяч

Сотни

Десятки

Единицы

Шестой разряд

Пятый разряд

Четвёртый разряд

Третий разряд

Второй разряд

Первый разряд

4

8

0

3

1

2

Для того чтобы написать шестизначное число, надо учитывать классы и соответствующие им разряды. Например, шестизначное число 123 456 имеет класс тысяч и класс единиц. В классе единиц представлены: 1-й разряд цифрой 6, 2-й — 5, 3-й — 4. В классе тысяч представлены: 4-й разряд цифрой 3, 5-й — 2, 6-й — 1. Запись шестизначного числа начинаем с 6-го разряда, цифры записываем последовательно слева направо.

Ноль в записи многозначного числа обозначает отсутствие единиц соответствующего разряда. Например, в числе 480 312 отсутствуют единицы тысяч, поэтому в 4-м разряде пишем 0.

Задание 3 (З)

Назовите разряды и классы многозначного числа 564 807.

Расскажите правило записи многозначного числа.

Задание 4 (З) Учебник, с. 107, № 6.

Назовите разряды и классы каждого многозначного числа.

Задание 5 (П)

Верно ли, что число 260 174 является шестизначным? Обоснуйте своё мнение.

Задание 6 (У) Учебник, с. 106, № 5.

Напишите в таблицу многозначное число, которое содержит 7 единиц 2-го разряда, 4 единицы 4-го разряда и 8 единиц 3-го разряда и т. д.

Задание 7 (У) Учебник, с. 107, № 7, с самооценкой.

Напишите цифрами число, которое содержит:

 234 единицы 2-го класса и 109 единиц 1-го класса;

 630 единиц 2-го класса и 481 единицу 1-го класса.

Задание 8 (У) Учебник, с. 108, № 1, с самооценкой.

Напишите по порядку числа от 997 до 1004, от 9998 до 10 003, от 99 996 до 100 001.

Задание 9 (У) с самооценкой.

Сравните многозначные числа, используя знаки >, <, =.

8 001 … 80 001                           204 042 … 204 240

30 200 … 30 020                         550 700 … 550 007

909 000 … 99 000                       69 090 … 96 009

Задание 10 (У) Учебник, с. 108, № 5.

Выполните вычисления с многозначными числами.

Задание 11 (У) Рабочая тетрадь, с. 92, № 1, с самооценкой.

Составьте многозначное число и напишите его в таблицу.

Диагностические задания:

1. Напишите число, в котором:

 5 единиц 2-го разряда, 4 единицы 3-го разряда и 9 единиц 4-го разряда;

 3 единицы 5-го разряда и 6 единиц 6-го разряда;

 620 единиц 2-го класса и 550 единиц 1-го класса;

 104 единицы 2-го класса и 736 единиц 1-го класса.

2. Сравните многозначные числа, используя знаки >, <, =.

330 200 … 202 330

59 470 … 59 407

181 008 … 811 008

972 972 … 972 729

3. Выполните вычисления с многозначными числами.

520 000 + 370 000

940 000 – 250 000

125 000 × 2 : 5

240 000 : 12

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «класс тысяч / второй класс», «класс единиц / первый класс», «разряд», «единицы тысяч», «десятки тысяч», «сотни тысяч» и использовать их в активном словаре;

— определять состав чисел в пределах 1 000 000 и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие, используя правило;

— выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

— комментировать выполнение задания в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— называть разряды и классы многозначных чисел в пределах 1 000 000;

— читать и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000;

— выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел в пределах 1 000 000;

— сравнивать многозначные числа, используя знаки >, <, =.


Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:

 Установить степень освоения темы, а именно умения:

— составлять и записывать многозначное число, учитывая его разряд и класс;

— сравнивать многозначные числа, используя знаки >, <, =;

— раскладывать многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел.

Контрольное задание

1. Напишите многозначное число, которое содержит:

 7 сотен тысяч, 3 десятка тысяч, 5 единиц тысяч, 8 сотен, 2 десятка и 1 единицу;

 8 сотен тысяч, 9 десятков тысяч, 3 сотни, 2 десятка и 4 единицы;

 5 сотен тысяч, 3 десятка тысяч, 9 сотен, 4 десятка и 7 единиц;

 2 сотни тысяч, 3 десятка тысяч, 6 сотен и 9 десятков.

2. Напишите для каждого числа предшествующее и следующее за ним число по образцу: …, 900 000, …

32 720, 487 539, 100 010, 50 400.

3. Сравните многозначные числа, используя знаки >, <, =.

770 200 … 707 200

92 570 … 92 507

184 004 … 814 004

362 982 … 362 829

4. Разложите каждое многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

475 638, 952 591, 641 326, 594 740.

5. Выполните вычисления с многозначными числами.

360 000 + 570 000

850 000 – 480 000

200 000 × 2 : 5

360 000 : 12

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

— составлять и записывать многозначное число, учитывая его разряд и класс;

— сравнивать многозначные числа, используя знаки >, <, =;

— раскладывать многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

— выполнять сложение и вычитание, умножение и деление многозначных чисел.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Стимулировать желание безошибочно считать многозначные числа.

 Актуализировать умение ориентироваться в разных вариантах выполнения задания.

 Научить:

— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с целью;

— представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Информативный вариант

Определите соответствие в записи многозначных чисел при регистрации в бланке поступившей корреспонденции, если известно, что газет поступило четырнадцать тысяч двести восемнадцать штук, журналов — две тысячи двести пять штук, телеграмм — одна тысяча девяносто штук, писем — три тысячи восемьдесят семь штук, а бандеролей — пять тысяч шесть штук. При необходимости, внесите изменения.

Наименование

1-я группа

2-я группа

Газеты

14 280

14 218

Журналы

2 315

225

Телеграммы

1 900

1 090

Письма

3 807

3 087

Бандероли

5 060

506

Импровизационный вариант

Оформите бланк регистрации поступившей корреспонденции и впишите цифровые данные, если известно, что газет поступило четырнадцать тысяч двести восемнадцать штук, журналов — две тысячи двести пять штук, телеграмм — одна тысяча девяносто штук, писем — три тысячи восемьдесят семь штук, а бандеролей — пять тысяч шесть штук.

Наименование

Количество

Газеты

Журналы

Телеграммы

Письма

Бандероли

Эвристический вариант

Предположите возможное количество корреспонденции, поступившей на почту, используя многозначные числа, и оформите бланк регистрации.

Личностные умения:

— стимулировать желание безошибочно считать многозначные числа.

Познавательные умения:

— выбирать вариант выполнения задания;

— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание

Закончите предложения:

1. Мне важно научиться записывать многозначные числа в пределах 1 000 000, потому что…

2. Для того чтобы выполнить вычисление многозначных чисел в пределах 1 000 000 без ошибок, нужно...

Самооценка

II. Задание

Закончите предложение:

Я ... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) … (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

— проявлять понимание успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

— соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 Соотнести полученный результат с поставленной целью.

 Оценить результат своей деятельности.

Цели:

Сформировать представление о многозначных числах в пределах 1 000 000.

Ввести правило записи многозначного числа.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

— проявлять желание безошибочно считать и записывать многозначные числа.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания для записи многозначного числа при оформлении бланка поступившей корреспонденции на почте.

Регулятивные умения:

— соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

— адекватно представлять результаты учебной деятельности.

Предметные умения:

— читать, составлять и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000.

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по защите проекта в 1 классе "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках".

Материал будет полезен учителям начальных классов. Урок- сказка не оставит равнодушным ни одного ученика. Урок в форме технологической карты + презентация....

технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...

Технологическая карта урока математики в 3 классе УМК: «Школа России» Предмет: математика Тема: Приемы устных вычислений в пределах 1000.

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: математикаТема: Приемы устных вычислений в пределах 1000....

Технологическая карта урока математики "Как в математике применяют союз "и" и союз "или" (4 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

Цель урока: рассмотрение строгого логического смысла союзов «и», «или» при построении математических предложений, формирование представления о двойном неравенстве.Задачи урокаД...