Конспект открытого урока по математике Решение задач изученных видов
план-конспект урока по математике (4 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Разработка урока. Тип урока: закрепление

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

по математике в 4 классе

Тема: Решение задач изученных видов.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель: закрепить умение решать задачи изученных видов.

Задачи:

Образовательные.                                  

  • проверить умения решать задачи изученных видов: на нахождение четвёртого пропорционального, на движение, нахождение периметра и площади фигуры.
  • закрепить умения выполнять порядок действий.
  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся.

Развивающие.

  • развивать отдельные логические операции: умение анализировать и обобщать, сравнивать, делать умозаключения и выводы.
  • создать условия для развития вычислительных навыков обучающихся.

Воспитательные.

  • создать условия для воспитания взаимопомощи, умения работать в коллективе через парную и групповую форму работы.

Основное содержание темы, термины и понятия:

Содержание темы предполагает:

- закрепление умений решать задачи изученных видов на нахождение четвёртого пропорционального, на движение, нахождение периметра и площади фигуры.

- совершенствование навыков порядкового выполнения действий.

Планируемые результаты:

Личностные:

- Принимают и осваивают социальную роль обучающегося;

- Стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

- Проявляют самостоятельность.

Метапредметные:

  • Познавательные

Умение:

- формулируют познавательную цель, создают алгоритм деятельности;

- анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.

  • Регулятивные

Умение:

- формулируют учебную задачу урока;

- контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, при необходимости вносят корректировки;

- оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров;

- способны к мобилизации волевых усилий;

  • Коммуникативные

Умение:

- формировать своё мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Предметные:

- закрепление умений решать задачи изученных видов на нахождение четвёртого пропорционального, на движение, нахождение периметра и площади фигуры.

Организация образовательного пространства

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки для проверки, технологическая карта для каждого обучающегося.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята!

Математика пришла!

Занимай свои места.

Математика сложна, но скажу с почтением:

Математика нужна, всем без исключения!

- Каждый посмотрит на своё рабочее место и проверит, всё ли лежит у него на парте. У вас на столах должны лежать учебники, технологические карты, черновики, дневники, пенал.

  1. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

- Я предлагаю девизом нашего урока сделать следующее высказывание американского математика Айвена Нивена «Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед». Поэтому сегодня каждый из вас примет активное участие, проявит себя и продемонстрирует свои знания.

- Ваши знания ваших руках. Давайте мы это докажем своей работой на уроке.

  1. Актуализация знаний. Математический диктант.

- Итак, настроение у нас замечательное и я предлагаю вам приступить к работе.

- У каждого из вас на парте технологическая карта. Давайте начнем действовать в соответствии нашего девиза и каждый выполнит математический диктант (дети решают математический диктант).

1. Найдите частное если делимое 5200, делитель равен 100 (52) А

2. Бегун пробежал за 3 часа 21 км. За сколько часов он преодолеет путь 49 км? (7 ч) А

3. Частное чисел 350 и 7 увеличьте на 30 (80) Ч

4. Чему равна ширина сада, если его площадь 54 м², а длина — 9 м? (6 м) З

5. Найдите периметр квадрата со стороной 7 см (28 см) Д

6. Найдите произведение в выражении 35 · 6 · 5 · 2 (2100) И

- Сейчас я предлагаю проверить результаты по ключу на экране. Для этого прошу обменяться технологическими картами с соседом по парте. (дети проверяют и ставят знак «+» напротив правильного ответа).

- Поставьте отметку однокласснику. Если все решено верно – поставьте «5» в окне напротив задания, если допущена одна ошибка поставьте – «4», допущено две-три ошибки поставьте «3». А если допущено более трех ошибок – поставьте отметку «2» (оценивают работу соседа).

- Верните работу своему соседу.

- Ребята, встаньте те, кто выполнил работу без единой ошибки (встают те, кто все сделал верно).

- Встаньте те, кто допустил ошибки при выполнении данного задания (встают дети, кто допустил ошибки).

- Как вы думаете с какой целью мы выполняли это задание? (отрабатывали вычислительные навыки). 

  1. Введение в тему урока. Постановка цели и задач урока.

- Какие арифметические действия вы выполняли? (умножение и деление)

- Какое умножение и деление? (табличное умножение и деление)

- Чтобы определить тему урока вам поможет предыдущее задание. Расставьте полученные результаты в порядке увеличения и составьте слово из букв, расположенных рядом с ответами. 1. 52 - А

2. 7 ч - А

3. 80 - Ч

4. 6 м - З

5. 28 см - Д

6. 2100 - И        

- Какое слово получилось? (задачи)        

- Какова же тема урока? (решение задач)

- Какие виды задач мы решали в этой четверти? (задачи на нахождение четвёртого пропорционального, на движение, нахождение площади и периметра фигуры).

- Что мы знаем теме «Решение задач»? (знание компонентов при умножении и делении, как найти неизвестный компонент, таблицы умножения и деления, знание компонентов задач на движение, умение найти искомую единицу).

- Что умеете? (находить неизвестные компоненты, решать задачи на движение).

- Какую цель мы поставим перед собой на урок? (обобщение знаний по теме решение задач изученных видов)

- Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с задачей на встречное движение.

-        Сейчас я предлагаю вам покататься на воображаемых мотоциклах. Вы согласны? (да)

-        При выполнении следующего задания, вам предстоит показать все свои знания и умения при решении задач на встречное движение. Для этого прочитайте условие задачи в задании №2 (читает один ребенок)

Из двух городов выехали одновременно навстречу друг другу два мотоциклиста. Через некоторое время они встретились. Один из них двигался со скоростью 70 км/ч и проехал 140 км, а другой двигался со скоростью      км/ч. Найди расстояние между городами.

- Что нам известно? (скорость и расстояние первого мотоциклиста)

- А скорость второго известна? (нет)

- Ваша задача вставить пропущенное число, которое вы сами пожелаете (вписывают число)

- А что нужно найти? (расстояние между городами)

-        Сможем ли мы сразу найти расстояние между городами? (нет)

- Что необходимо найти для этого? (расстояние, которое проехал второй)

- Как найдем расстояние, который проехал второй? (найдем в начале время, затем умножим его скорость)

-        Итак, выполните решение в технологической карте (дети выполняют работу).

- А теперь обменяйтесь картами, проверьте решение задачи и оцените своего товарища.

- Встаньте те, кто за свою работу получил отметку «5».

- А теперь те, кто получил «4».

        

-         Ребята, какой вид задач мы сейчас решали? (на движение)

- Какие умения вам пригодились при выполнении этого задания (знание формул решения задач на движение, знание таблиц умножения и деления).

        

6.        Физкультминутка.

-        А сейчас я предлагаю вам выполнить еще одну задачу на движение. Согласны? (да)

-        Вместе с энергичными ребятами мы выполним разминку, чтобы продолжить нашу работу.

(выполнение упражнений под видеофайл)

- Вы сейчас совместно с ребятами выполнили движения под музыку. А как называют людей, которые делают что-то вдвоем? (пара) 

- А что помогает выполнить задание в паре хорошо? (взаимопонимание и дружба)

- Я уверена, что следующее задание выполнить вам поможет дружба, слаженность и взаимопонимание.

- Посмотрите на следующее задание. К какому виду относится эта задача? (нахождение четвертого пропорционального).

        Решение задачи на нахождение четвертого пропорционального.

-        Прочитайте задачу (один хорошо читающий ребенок читает вслух).

Из 6 м ткани получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м ткани?

-         О чем идет речь в задаче? (о наволочках и ткани).

-         Что известно о наволочках? (3 наволочки выходит из 6 метров ткани)

-         Что необходимо найти? (сколько таких наволочек можно сшить из 42 метров ткани)

-         Можем мы сразу на него ответить? (нет) Почему? (не знаем сколько расходуется на 1 наволочку)

-        Совместно составьте краткую запись и решите задачу по действиям (дети в паре работают в технологической карте, одна пара работает у доски)

  1. 6 : 3 = 2 (м.) – расходуется на 1 наволочку..
  2. 42 : 2 = 21 (н.)

Ответ: 21 наволочку можно сшить из 42 метров ткани.

        

(сравниваем работу на доске и в карте.

Ребята объясняют решение)

-        Кто рассуждал точно также и у кого такое же решение, поставьте отметку «5».

-        Кто допустил ошибку вычислении – поставьте «4».

- Кто не справился с заданием, поставьте знак вопроса.

-        Образуйте руками мостик те, кто получил «5».

-        Поднимите руки те, кто получил «4».

-        Какие умения вам помогли правильно решить задачу? (умение правильно записать краткую запись, умение решать примеры на умножение, деление, порядок действий)

-         Подскажите, людям каких профессий требуется умение находить результат числовых выражений? (перечисляют профессии)

Самостоятельная работа.

-         А хотите проверить свои знания каждый сам? (да)

-        Вам предстоит выполнить самостоятельную работу. А как вы думаете, по какой теме будет эта самостоятельная работа? (решение задач).

-        В вашей технологической карте даны задачи по вариантам. Определите вид задачи. (нахождение периметра и площади фигуры). 

- Выполните самостоятельно, вспомнив формулы нахождения данных величин.

-        Думайте быстро, решайте правильно, записывайте внимательно (выполняют индивидуальные задания).

1 вариант.

Ширина огорода 8 м, а длина в 3 раза больше. Найдите периметр и площадь огорода.

2 вариант.

Длина комнаты 12 м, а ширина в 3 раза меньше. Найдите периметр и площадь комнаты.

- Проверьте решение задач по ключу на экране (сравнивают)

- Кто верно справился с заданием, поставьте себе в графе «5».

- Кто ошибся в вычислении, но правильно составил решение – поставьте «4».

- Кто не справился с заданием поставьте знак вопроса.

-         Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (для закрепления полученных знаний)

  1. Рефлексия деятельности.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог вашей работе в технологических картах.

- Оцените себя. У кого большинство пятёрок – поставьте себе итоговую оценку «5»

- У кого четверок больше, чем пятёрок – поставьте итоговую «4».

- У кого есть знаки вопроса, значит есть над чем подумать.

-        Встаньте те, кто за работу на уроке получил «5»

-        Встаньте те, кто получил «4».

-        Ребята, какая цель стола пред нами в начале урока (закрепить умение решать задачи изученных видов)

-        Достигли ли мы цели урока? (да) 

-        А как вы думаете, где нам могут пригодиться полученные знания в жизни? (при покупке в магазине, в дальнейшем обучении и т.д.)

  1. Домашнее задание.

- Домашнее задание на выбор:

1)        Вам необходимо составить равенства и неравенства из №98 и выполнить деление с остатком и проверить решение из задания №99 на с.28.

2) Составьте задачу на отдельном листке на любой вид из изученных ранее для своего товарища.

  1.  Подведение итогов работы.

- Ну а теперь давайте подведем итоги урока.

- С какими видами задач мы с вами работали на уроке?        

- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте в технологической карте весёлого человечка.

-         Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте второго человечка.

-        Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справились, нарисуйте грустного человечка.

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Решение задач различных видов".

Дан конспект урока по математике по учебнику М.И. Моро, 2 класс по теме "Решение задач различных видов"....

Открытый урок по математике «Решение задач на увеличение числа в несколько единиц».

Открытый урок по математике. 3 класс. УМК «Школа России»Тема: «Решение задач на увеличение числа в несколько единиц»....

Разработка урока на тему "Решение задач, изученных видов"

Цель: Закрепить умение решать задачи изученных видов, закрепить таблицу умножения на 2, подготовиться к составлению таблицы умножения на 3. Развивать логическое мышление, внимание, памят...

Конспект открытого урока по математике "Решение задач на движение" 4 класс

Разработка урока по математике для 4 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является закрепление умений учащихся решать задачи на встречное и противоположное движение. С учетом цели урока состав...

План - конспект открытого урока по математике " Решение задач".

Материал содержит подробный конспект открытого урока по математике. 1 класс. Умк Школа России. Тема урока: " Решение задач. Повторение"....

План-конспект открытого урока по математике "Решение задач и числовых выражений "

обобщить полученные ранее знания о структуре текстовой задачи,  правила оформления задачи. закрепить навыки решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.отрабатывать зн...