Технологическая карта урока по математике "Время.Единица времени". 4 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (4 класс)

.Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование представлений учащихся об использовании новой величины «время» и новых единиц измерения времени.

Задачи урока

 

Дидактические:

  • научить обучающихся представлению об единицах времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век в процессе моделирования ситуаций, иллюстрирующих их использование;
  • научить переводить единицы времени из одних в другие.

Развивающие:

  • развивать умение осуществлять поиск информации и применять её в конкретной ситуации.
  • развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.
  •  

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и интерес к математике;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 02.04.2021

Школа: № 95

Класс: 4-4

Урок:2

Время: 8:55-9:35

Кабинет:221

Студент: Кистанова Анна

Группа: 32

Учитель: Серёгина Надежда Александровна

Методист: Иванова Наталья Викторовна

Тема урока «Время. Единицы времени»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование представлений учащихся об использовании новой величины «время» и новых единиц измерения времени.

Задачи урока

Дидактические:

  • научить обучающихся представлению об единицах времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век в процессе моделирования ситуаций, иллюстрирующих их использование;
  • научить переводить единицы времени из одних в другие.

Развивающие:

  • развивать умение осуществлять поиск информации и применять её в конкретной ситуации.
  • развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и интерес к математике;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать бережное отношение к учебнику.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Форма

(Ф )

Словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке математики! Садитесь. 

Меня зовут Анна Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

  • Ребята, вы очень много знаете, многое проходили. Скажите, какие величины вы изучали?
  • Хорошо, какие единицы измерения характеризуют величину – длина? Назовите основную единицу длины?
  • Легче или тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же оно называется?
  • Хорошо, сейчас проверим ваши знания.

1. Показывают готовность к уроку.

2.Приветствуют учителя

  • Масса, ёмкость, длина, скорость, площадь.

  • см, мм, дм, м, км.
  • Основная единица – метр.

  • Это свойство – масса.

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Л: самоопределение

П: целеполагание

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма (Ф,И)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение заданий

  • Открыть тетради, записать число, классная работа.
  • Откройте ваши тетради запишите число и «Классная работа».
  • Проводит устный счет: задание появляются на слайде, проверка демонстрируется на слайде.

Устный счет.

  • Сейчас мы с вами проведем устный счет. На слайде будут показаны цепочки. Ваша задача восстановить цепочки вычислений и записать только ответ в тетрадь.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/02ba/00030ff9-25d2dfc0/hello_html_25d299c8.pnghttps://fsd.videouroki.net/html/2019/10/04/v_5d97a70d8a814/99736927_1.png

  1. Записывают число, классная работа.

  1. Выполняют задания на слайде.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

П: использование знако-символических средств

Р: выполнение пробного учебного действия

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма

(Ф )

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

  1. Формулирование темы и цели урока.
  • Сегодня предмет нашего разговора на уроке необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и, когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно!
  • Попробуйте догадаться, что это, прослушав загадки:
  • «Вчера было,
  • Сегодня есть
  • И завтра будет», «Без ног, а бежит, Не кончается. Никогда назад не возвращается».
  • Как вы это понимаете?

Сказка  В. Даля «Старик-годовик».

«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.  Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз».

- Что за первые три птицы вылетели из рукава старика годовика? Назовите их.

- Почему вы так думаете?

«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы.

- Какую следующую тройку птиц выпустил старик-годовик? 

«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».

- О каком времени года идет речь в этой части сказки? 

«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул  холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»

- Каких теперь птиц выпустил старик - годовик?

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»

- Кто отгадает эту загадку?

«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»

  • Почему старик волшебник назван в сказке годовиком?
  • Давайте еще раз вспомним, о чем говорил старик годовик?
  • Что объединяет все эти слова?
  • Сделайте вывод.

  • Предположите тему урока.
  • Верно!
  • Зная тему урока, поставьте цели.

2.Составление плана урока

  • Теперь, нам нужно составить план урока.

  • Работа в тетради

  • Время

  • Декабрь, январь, февраль

  • Март, апрель, май.

  • Июнь, июль, август.

  • Сентябрь, октябрь, ноябрь.
  • Дни недели.

  • День, ночь – сутки.

  • Это год, а в году 12 месяцев.

  • О месяцах, днях недели, сутках.

  • Это единицы времени.
  • Месяцы, дни недели, сутки – это единицы времени.

Формулируют тему урока

  • Единицы времени

Ставят цели

  • Научиться правильно называть и использовать единицы времени.
  • Установить соотношение между единицами времени.

4.Составляют план урока

1. Познакомится с новой единицей измерения- время.

2.Будем упражняться в определении единиц времени.

3.Выполним задания из учебника для закрепления знаний.

3.Сделаем выводы

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

Л: самоопределение

Л: смыслообразование

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

П: составить план.

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма

(Ф,)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический:

Подчеркивают числа

  1. Предлагает задания для выполнения 

  • Ребята, сейчас мы с вами выполним первый пункт плана. Кто мне его напомнит?
  • Что такое время? Почему важно знать и определять время?
  • В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.
  •      Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: «время – дороже денег».

  • Ребята, с помощью чего в древности измеряли время?
  • Правильно, раньше не было привычных нам электронных часов, да и механические появились не сразу.
  • Откройте учебник на странице 58.
  • Скажите, какие существуют единицы времени?

  • Давайте, вместе с вами заполним памятку с единицами времени. Открываем тетради записываем в столбик.
  • 1 ч. = … мин               1 мин = … сек
  • 1 сут. = … ч.               1 год = … мес.
  • 1 год = …  дней          1 мес.=…суток
  • 1 век = … лет

  • Зимние месяцы - ?
  • Весенние – ?
  • Летние – ?
  • Осенние –?
  • Почему в году бывает разное количество суток?
  • - Кто знает ответ на этот вопрос?
  • Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней.  Потому что   високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше. В феврале в високосном году 29 дней. Говорят, что Високосный год приносит беды. Но это не правда. В Високосный год не начиналась ни одна война.
  • Почему в месяцах разное количество суток?
  • А это, ребята, к нам пришло еще из Древнего Египта.  В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.
  1. Слушают и отвечают на вопросы
  • Познакомится с новой единицей измерения- время

Ответы детей

  • Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.
  • С помощью солнечных, водяных и песочных часов.

  • Час, минута, секунда; крупные – сутки, месяц, год, век.

1 ч. = 60 мин           1 мин = 60 сек

1 сут. = 24 ч.           1 год = 12мес.

1 год = 365\366дней    

1 мес.=30\31\29суток

1 век = 100 лет

  • Декабрь, январь, февраль.
  • Март, апрель, май.
  • Июнь, июль, август.
  • Сентябрь, октябрь, ноябрь
  • Каждый четвертый год бывает високосный, а значит, год имеет 366 дней.

Ответы детей

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

        

П: использование знако-символических средств

Р: выполнение пробного учебного действия

Слайд 14

Учебник стр.58

Слайд 15

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

(Ф)

Метод

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

  1. Организует: беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
  • Давайте используем наши знания при выполнении заданий. Откройте номер 1, стр.59. Что надо сделать?
  • Ребята, сколько часов в 1 сут.? значит, в 2 сут. будет?  в 3 сут.? в 10 сут.? (как посчитать? 24*10 = 240)

  • Кто уже сделал? Какие ответы у вас получились?
  • Ребята вы усвоили для себя преобразование единиц времени?
  • Теперь переходим к №2. Что тут нужно сделать?
  • Молодце!
  • Найдите номер №3. Давайте в месте по размышляем, как делать данный номер.      
  1. Выдает инструкцию проверки
  • Проверти себя со слайда.
  1. Проводит динамическую паузу.

Динамическая пауза

Давайте немного разомнемся. Я буду называть предметы и показывать действия этих предметов, а вы будете за мной повторять.

1) "Часики" - повороты глазами влево - вправо без поворота головы.

2) "Маятник" - наклоны туловища влево и вправо, а затем вперед и назад.

3) "Колесики" - круговые движения согнутыми в локтях и приставленными к плечам

руками.

4) "Будильник" - хлопки над головой.

5) "Пружинка" - приседания.

6) "Часы идут, идут, а с места не сойду..." - ходьба на месте.

  1. Работа в тетради.

  • 2 сут. = 24 ч * 2 = 48 ч
  • 3 сут. = 24 ч * 3 = 72 ч
  • 10 сут. = 24 ч * 10 = 240 ч
  • 2) 3 ч = (3 * 60) мин =180мин
  • 4 ч = (4 * 60) мин = 240 мин
  • 10 ч = (10 * 60) мин =600мин
  • 3) 2 мин = (2 * 60) с = 120 с
  • 3 мин = (3 * 60) с = 180 с
  • 5 мин = (5 * 60) с = 300 с

  1. Выполняют работу устно

Читают задание

  • В году 12 месяцев. 31 день в январе, март, май, июль, август, октябрь, декабрь.

Читают задание

  • 365 в обычном, 366 в високосном.  в 2007- 365, 2020 - 366. Високосный год каждый 4 по счету.

Оценивают себя

Выполняют физические упражнения.

П: выполнение парной работы;

выполнение упражнений из учебника.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 16

Учебник стр 59 №1

Слайд 17

Слайд 18

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма

(И,)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

  1. Выдает задание на самостоятельное решение (по вариантам)
  • Чтобы понять, что каждый для себя понял достаточно он усвоил данную тему. Я предлагаю выполнить самостоятельную работу. На слайде вам предлагается задание. В тетрадь вы записываете только ответы. В конце мы сделаем взаимопроверку.
  1. Контролирует процесс выполнения
  • 1.Вырази величины:

Сколько в 48 часов суток?

Сколько в 120 мин – часов?

Сколько в 72 мес. – лет?

Сколько в 5 мин – секунд?

Сколько в 8 лет и 4 мес. – месяцев?

Сколько в 600 с – минут?

  • Ученик 3 класса имеет технику чтения 120 слов в минуту. Сколько слов он читает в минуту?
  • Сердце колибри бьется с частотой 1200 ударов в минуту. Сколько ударов за 1 с?

1.Выполняют самостоятельную работу

Вырази величины:

в сутках 48 часов -2 суток

в часах 120 мин – 2 часа;

в годах 72 мес. – 6 лет;

в секундах 5 мин – 300 с;

в месяцах 8 лет и 4 мес. – 100 мес.;

в минутах 600 с – 10 мин

  • 120:60=2 (сл.)

  • 1200:60=20 (уд.)

П: выполнить самостоятельную работу.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: выполнение действий по алгоритму

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: самостоятельное создание способов решения проблем

Слайд 19

Слайд 20

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма

(Г)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

1.Вспоминанают правила

2.Дает задание в группе

  • Открываем номер №4. Вы в парах выполняете задание. Затем все вместе обсуждаем.  
  • Сейчас выполним №7.
  • Этот номер будем решать по вариантам.
  • 1 вариант решает верхнею строчку.
  • 2 вариант решает нижнею строчку.

 1.Вспоминают правила работы в парах

  • В 21 веке. Предшествовал 20.  1992, 1996, 2000, 2004, 2008.
  • 480 : 24 = 20

500 : 25 = 20

600 : 12 = 50

800 : 16 = 50

264 : 12 * 35 = 770

396 * 25 : 45 = 220

169 : (1300 : 100) = 13

196 : (2800 : 200) = 14

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Слайд 21

Слайд 22

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма

(Ф)

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

1.  Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  • Итак, давайте подведем итоги нашей работы на уроке.
  • Над какой темой мы работали?
  • Что нового вы узнали?
  • А теперь пришло время для оценки результатов своей работы на уроке с помощью «Лесенки успеха».
  • Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активными ребятами.
  • Спасибо вам за урок, до свидания!
  1. Формируют конечные результаты своей работы на уроке.
  • На уроке мы работали над темой: «Время. Единицы времени»
  • Мы узнали, как правильно называть единицы времени и использовать.

Л: самооценка на основе критерия успешности

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Слайд 23

Слайд 24


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята!

Слайд 2

2 апреля Классная работа

Слайд 5

«Вчера было, Сегодня есть И завтра будет», « Без ног, а бежит, Не кончается. Никогда назад не возвращается». Время

Слайд 6

«Вышел старик - годовик. Стал махать руками и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик - годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод и мороз»

Слайд 7

«Махнул старик - годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, и на полях появились цветы .»

Слайд 8

«Махнул старик - годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало душно, жарко, знойно».

Слайд 9

«Махнул старик - годовик в четвертый раз - полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы»

Слайд 10

«А птицы были не простые. У каждой по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев»

Слайд 11

«Каждое перо со своим именем. Одна половинка пера белая, а другая- черная. Махнет птица крылом раз - станет светлым-светло, махнет другой- станет темным-темно»

Слайд 12

Тема урока: Время. Единица времени.

Слайд 13

Цель: Научиться правильно называть и использовать единицы времени. Установить соотношение между единицами времени

Слайд 14

План: Выполним задания из учебника для закрепления знаний. Сделаем выводы. Будем упражняться в определении единиц времени. Познакомится с новой единицей измерения- время.

Слайд 16

1 ч. = … мин 1 мин = … сек 1 сут . = … ч. 1 год = … мес. 1 год = … дней 1 мес .=… суток 1 век = … лет 60 24 365/366 28/29/30/31 100 60 12

Слайд 18

Ученик 3 класса имеет технику чтения 120 слов в минуту. Сколько слов он читает в минуту? Сердце колибри бьется с частотой 1200 ударов в минуту. Сколько ударов за 1 с?

Слайд 19

Сколько в 48 часах- суток ? Сколько в 120 мин – часов? Сколько в 72 мес. – лет? Сколько в 5 мин – секунд? Сколько в 8 лет и 4 мес. – месяцев? Сколько в 600 с – минут?

Слайд 20

Ответы 2 суток 120:60=2 (сл .) 2 часа ; 1200:60=20 (уд .) 6 лет ; 300 с; 100 мес.; 10 мин

Слайд 22

Тема урока: Время. Единица времени.

Слайд 24

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ! могу назвать только тему, есть ошибки могу назвать этапы проекта, есть ошибки могу назвать этапы проекта, нет ошибок могу назвать этапы проекта, могу рассказать о них; нет ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)" 1 класс «Школа России».

Формирование представления « раньше, позже, сначала, потом»; закрепление умений считать предметы; сравнивать группы предметов....

Технологическая карта урока "Путешествие по ленте времени"

познакомить с понятием «историческое время», способом расположения исторического времени на ленте времени....

Технологическая карта урока по математике "Определение времени по часам", 2 класс, программа "Планета знаний"

Тема: Определение времени по часамЦель: познакомить с единицами измерения времени - часом и минутойЗадачи:Обучающие: определение времени по часам; формирование представлений о единицах време...

Технологическая карта урока математики "Величины. Единицы времени" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Величины. Единицы времени» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у учащихся представлений о величинах, единицах времени, закреплен...