Единицы массы: Тонна, центнер
план-конспект урока по математике (4 класс)

Шадрина Оксана Савельевна

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по знакомству с новыми единицами массы — тонной и центнером, их обозначениями, по усвоению соотношений между единицами массы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_shadrinoy_o.s.docx351.39 КБ
Файл list_nablyudeniya.docx46.15 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx489.95 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  4

Предмет: МАТЕМАТИКА

Тема урока: ЕДИНИЦЫ МАССЫ: ТОННА, ЦЕНТНЕР

Школа: МБОУ «Красноануйская ООШ»

Учитель:   Шадрина Оксана Савельевна

Предмет:  Математика      

Класс: 4

Тема урока: Единицы массы: тонна, центнер

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

УМК: «Начальная школа XXI века» В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева « Математика» 4 класс

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по знакомству с новыми единицами массы — тонной и центнером, их обозначениями, по усвоению соотношений между единицами массы.

Задачи урока:

- формировать умение устанавливать соотношение между единицами массы при выполнении вычислений;

- формировать умение чтения записей, содержащих единицы массы;

-совершенствовать навыки решения задач с единицами массы;

-развивать логическое мышление и математическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с единицами массы (тонной,  центнером), их обозначениями, соотношениями:

1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц;

научатся: решать арифметические задачи; устанавливать соотношения между величинами массы

Метапредметные:

Познавательные: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Регулятивные: уметь  формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно;  определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

Личностные:

 применять  правила  делового сотрудничества: сравнивать  разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять  терпение и доброжелательность в споре,  доверять к собеседнику (соучастнику деятельности); понимать  причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать  в ситуации неуспеха

ЗАМЫСЕЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ

Этапы  урока

Содержание взаимодействия

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность.

- Доброе утро, ребята! Меня зовут О.С. и сегодня урок математики проведу у вас я, а вы мне в этом поможете. Хорошо? Садитесь.

-Прозвенел уже звонок,

 Начинается урок!

 А девиз у нас такой:

 «То, что знаешь – не скрывай,

 На вопросы отвечай».

-Ребята, сегодня на уроке математики я вам предлагаю прогуляться, но

-На прогулку за наукой

  Сегодня пойдем.

  Внимание, смекалку

  С собою возьмем.

 - Ребята, раз мы сегодня идем на прогулку  за наукой, значит, мы должны все фиксировать в специальных листах наблюдения. Они лежат у каждого из вас на парте.

Посмотрите и подпишите их. Я буду вам подсказывать, когда нужно делать записи в них.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

Подписывают маршрутные листы.

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Задача: повторить изученный материал, необходимый для открытия нового знания, выявить проблему.

- Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

 - Я буду читать вам текст, а вы будете записывать все числа, которые встретятся.

-Напоминаю, числа прописываем красиво и аккуратно.

«Солонешное….Местные гордо величают его районным центром Алтайского края. Здесь есть все: вековая тайга, неприступные горные склоны, звенящие водопады, захватывающие дух просторы и цветущие луга.

   Первое упоминание о с. Солонешное относится к 1828 г. Поскольку на горе во многих местах выступали солонцы, село и назвали – Солонешное.
 В 
1924 г. с. Солонешное становится центром района. С 1931 г. в райцентре стала работать электростанция, в домах загорелись лампочки.

 В июне 1941 г. жители села узнали о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Из Солонешенского сельсовета на фронт ушли 1280 человек, погибли 820 человек. Солонешенская земля вырастила Героев Советского Союза Михаила Артамоновича Паршина, Андрея Яковлевича Давыдова, Сергея Венедиктовича Налимова. В честь М. А. Паршина и А. Я. Давыдова названы улицы в селе.

  В 1962 г. пущено в эксплуатацию новое здание школы с большими окнами, светлыми кабинетами. Численность населения с. Солоне-шное составляет 4 198 человек».

-Проверим, какие числа у вас получились?

(На слайде 1)

– Прочитайте числа, которые записали.  Спасибо.  

 

-А теперь возьмите лист наблюдения, найдите  таблицу 1и  расставьте в ней числа, которые записали в тетрадях, в порядке убывания и соответствующие им буквы. Данный вид работы выполняете в паре.

-Если вы расставили правильно, у вас должно получиться слово. Прочитайте его. (Величины)

- О чём пойдёт речь на уроке?

- А что такое величина?

-Какие величины вы знаете?

– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус, который у вас находится в листе наблюдения под заданием №2 http://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157963/97341/97341.doc_html_m1b052cc8.jpg

-Итак, назовите величину, о которой мы сегодня будем говорить.

-Для чего нам нужно знать единицы массы?

-Ребята, скажите, а с помощью какого прибора узнают массу?

- А какие виды весов вам известны?

– А какие единицы массы вы уже знаете?

-– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? 

– Какая из этих двух величин самая маленькая? 

– Для чего нужна такая единица массы? 

Записывают в тетради:  

30 ноября

Классная работа

1828, 1924, 1931, 1941, 1280, 820, 1962, 4198

-1 Ученик читает числа.

-Заполняют таблицу 1, работая в паре:

1828

1924

1931

1941

1280

820

1962

4198

и

ч

и

л

н

ы

е

в

4198

1962

1941

1931

1924

1828

1280

820

в

е

л

и

ч

и

н

ы

-Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом

-массы, длины, времени, площади

Выполняют в листе наблюдения Задание 2

-масса

-весы

Электронные, механические, напольные, кухонные.

-кг, г

-1 кг = 1000 г

г


Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов

На слайде 1

На доске вывесить

На доске

3.Постановка учебной проблемы и целеполагание

4. Физминутка

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.


-Давайте решим задачу устно (показать пакетик чая)  взвесить на весах

-Вот этот пакетик чая весит 2 г. Сколько весят 10 пакетиков (20 г), 100 пакетиков (200 г), 1000 пакетиков (2000 г)?

– Какую из этих величин можно перевести в большую величину? 

– Запишите на доске. Спасибо. Молодцы.

На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)

– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь?

https://tsummarket.ru/wp-content/uploads/2020/04/apple_red_ves.jpg

– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? 

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%81-%D1%83%D1%87%D0%B0%D0%B9-%D1%81-%D1%8F%D0%B1-%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8-78963726.jpg

– Ну, а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? 

https://s13.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/912151/wx1080.jpg

 Выдвижение гипотезы

– Что же мы можем предположить? 

-Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)

-Исходя из вышесказанного,  сформулируйте цель урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? Запишите себе в листы наблюдения.


– И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны, что еще установить?


– А где же мы можем узнать о новых единицах массы и познакомиться с ними? 

– Я предлагаю вам открыть учебник на стр.99 и выполнить  задание под № 1. Прочитайте « про себя»

-Что известно в этой задаче?

– Что надо узнать в этой задаче?

– Как узнать, сколько килограммов пшеничной муки отправили в магазины? Запишите в тетрадь.

– Как узнать, сколько килограммов ржаной муки отправили в магазины? Запишите в тетрадь.

-Мы ответили на главный вопрос задачи? Запишите ответ.

- Ребята, вы знаете, что я работаю в другой школе. И со своим 4 классом тоже решала такую задачу. Посмотрите, какое решение у них получилось. И сравните.

1) 1  1000 = 1000 (кг) – пшеничной муки.

2) 1  100 = 100 (кг) – ржаной муки.

1000 кг = 1 т

100 кг = 1 ц

Ответ: 1 т, 1 ц.

– Похожи ли наши решения?  Чем они отличаются?

– Какие новые именованные числа появились в записи у моих четвероклассников?

– Догадались ли вы, что обозначают буквы т и ц?

– Прочитайте информацию под знаком «обрати внимание».
–Итак, какие еще существуют единицы массы?

– Как при числах мы будем записывать слово «тонна»? (т)


– А центнер? 
(ц)

-Какова же тема нашего урока? 


– Что тяжелее центнер или тонна? Докажите 

-А вы знаете, ребята, слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100».

- Значит, в 1 ц = 100 кг.  Запишите в тетрадь

-- Слово «тонна» с греческого означает «бочка». Представляете себе бочку? Значит это очень много.

-Значит, в 1 т = 1000 кг.  Запишите в тетрадь

– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» 

-Как вы ответите на вопрос в задании 431?

«Верно ли, что 1 т содержит 10 ц?»

-Попробуйте доказать, обсудив в группах (первые парты поворачиваются ко вторым, а третьи к четвертым)

- Докажите, сделав запись на доске.

– Значит верно, что 1 т= 10 ц

– Запишите 1 т = 10 ц

-Итак, ребята, мы составили таблицу соотношений единиц массы. Прочитаем хором.

1 ц = 100 кг  

1 т = 1000 кг

1 т = 10 ц

-Прежде, чем мы продолжим дальше прогулку за наукой, давайте немного отдохнем.

- Итак, какие единицы измерения массы используются при взвешивании очень больших предметов? (показать на картинку с машиной)

– Посмотрите внимательно на цели, которые вы сегодня перед собой поставили. Что можете сказать?

-– Люди, каких профессий в своей работе используют такие единицы массы как тонна и центнер?

-Даже если вы выберите другие профессии, вам обязательно пригодятся наши сегодняшние знания. Так как в жизни мы встречаемся с разными единицами массы, нам надо потренироваться в преобразовании  крупных единиц массы в более мелкие. Для этого выполним № 432 на с. 99 учебника по цепочке.

-А перед выполнением вспомните, какое математическое действие надо сделать, переходя от большей мерки к меньшей?(умножение)

-А при переходе от меньшей мерки к большей? (деление)

-Молодцы. Как преобразовывать, мы с вами повторили. А что еще можно делать с величинами?

-Правильно, сравнивать. А как это нужно делать. Давайте составим алгоритм, который поможет нам для выполнения № 433. (слайд)

Алгоритм

1.Переводим в одинаковые единицы измерения (выбираем меньшую).

2.Определяем, что надо узнать.

– Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.

– Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

3. Сравниваем величины: выполняем необходимые вычисления, отвечая на вопрос задания.

4. Записываем результат сравнения.

 Продолжаем работать у доски по цепочке.

-Молодцы.

2000 г = 2 кг

Грамм (подписывают под картинкой на доске)

Килограмм (подписывают под картинкой на доске)

Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)

-Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)

Записывают цели в маршрутный лист

Сегодня на уроке мы должны:

-узнать новые единицы массы для измерения тяжелых грузов.

-установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
-уметь переводить одни единицы измерения в другие

В учебнике

- Пшеничную муку развесили по 1 кг в 1000 пакетов, а ржаную по 1 кг в 100 пакетов.

-Сколько килограммов муки разного сорта отправили в магазины

1)1 кг*1000=1000(кг)-пшеничной муки

2) 1кг*100=100(кг)- ржаной муки

Ответ: 1000 кг, 100 к

Учащиеся приходят к выводу, что решения одинаковые, а ответ другой, потому что в записи появились новые именованные числа.

Стр.99

Ответы детей. Запишите в маршрутных листах на самой верхней строчке. Единицы массы: тонна, центнер 

Ответы учащихся 1 ц – 100 кг, 1 т – 1000 кг


В 10 раз

Способ 1

1 ц = 100 кг, 10 ц = 100 кг ・ 10 = 1 000 кг = 1 т. Значит, 10 ц = 1 т, т. е. в одной тонне действительно содержится 10 ц.

Способ 2

1 т = 1 000 кг, 1 000 кг = 10 ・ 100 кг = 10 ・ 1 ц = 10 ц.

тонна, центнер

- мы узнали новые единицы массы для измерения тяжелых грузов –тонна и центнер и их взаимосвязь

-работники зоопарка, дрессировщики, грузчики,  строители, работники магазинов, кладовщики.

№ 432

3 т = 3000 кг

6 т = 6000 кг

14 т = 14000 кг

5 т = 50 ц

12 т = 120 ц

20 т = 200 ц

6 ц = 600 кг

8 ц = 800 кг

15 ц = 1500 кг

-Сравнивать.

№ 433

– 15 т = 150 ц, 150 : 5 = 30 (раз).          15 т > 5 ц в 30 раз

– 150 – 5 = 145 (ц).                                15 т > 5 ц на 145 ц

– 2 ц = 200 кг, 200 – 160 = 40 (кг).      160 кг < 2 ц на 40 кг

– 4 т = 40 ц, 40 – 4 = 36 (ц).                  4 т > 4 ц на 36 ц

– 4 кг = 4000 г, 4000 – 500 = 3500 (г). 500 г < 4 кг на 3 500 г

На доске табличка

На доске вывесить

 На доске

По времени

6Первичная проверка понимания

-Давайте проверим, как вы поняли и усвоили новый материал.

-Вспомните цели нашего урока. Что мы узнали? Чему научились?

-Найдите в листах наблюдения рисунок лестницы и расположите на ней единицы массы в порядке убывания (ц, кг, т, г)

-Давайте проверим, прочитайте, что у вас получилось.

– Какие задания в рабочей тетради помогут нам проверить себя? Давайте откроем рабочие тетради на стр. 73 и посмотрим.

-Выполните № 231. Осуществите взаимопроверку и оцените партнера, поставив определенный цвет в листе наблюдения

-А теперь проверим, как вы поняли взаимосвязь между единицами массы и научились ли переводить одни единицы в другие, выполнив в тетради № 232:

- Проверьте свой результат по эталону (слайд)

И оценку поставьте в листе наблюдения

- т, ц, кг, г

№ 231 т, ц, кг, г

№232

2 ц = 200 кг

600 т = 6 000 кг

10 ц = 1 000 кг

1 т = 1 000 000 г

1 ц = 100 000 г

1 т 5 ц = 15 ц

Подведение итога.

Цель: дать анализ успешности усвоения знаний.

Ребята, скажите, куда мы сегодня отправились в начале урока?

-Пора возвращаться и подвести итоги. Посмотрите на свой лист наблюдения.

-Какие новые единицы массы вы узнали сегодня на уроке?
-Как они связаны между собой?
-Люди каких профессий применяют единицы массы чаще всего?
-А вам пригодятся в жизни знания полученные на уроке?

На прогулку за наукой

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: формирование умения рефлексировать пройденный материал.

-А теперь, посмотрите на весь свой лист наблюдения, на все задания, которые вы выполняли и оцените этап, где вы ставили перед собой цели.

-Что вы можете сказать, достигнуты они или нужно еще поработать?

-

Домашнее задание

Цель: закрепление знаний полученных на уроке.

– Достаточно ли одного урока, чтобы правильно использовать новые единицы массы?

– У вас есть возможность дома потренироваться в применении новых знаний на практике. Для этого вы выполните номера из учебника № 5 (с. 122) и № 8 (с. 123). Внимательно прочитайте задания и спрогнозируйте, сможете ли вы их выполнить самостоятельно. Если у вас есть вопросы по домашнему заданию, сформулируйте их.

(По желанию) найти пословицы и поговорки с единицами массы и объяснить их.

Записывают в дневниках:

стр.99 № 434,

стр.100 № 437

по желанию:  найти пословицы и поговорки с единицами массы и объяснить их.

Итоговая рефлексия

«Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению

hello_html_205d2a89.jpg

hello_html_12254c4a.jpg

- Спасибо, ребята, за урок. Мне очень приятно было с вами работать. До свидания.

Подходят к той картине, которая отражает их настроение

На доске



Предварительный просмотр:

Лист наблюдения

Ученика (цы) 4 класса___________________________________________

Тема:_______________________________________________________________________________

Оцениваем полученные знания по цвету:

Зеленый- материал усвоен, можно идти дальше;

Желтый- материал усвоен слабо, повторить;

Красный –материал не усвоен, выучить.

Задания

Выводы,наблюдения

Оценка

Задание 1

Таблица 1

1828

1924

1931

1941

1280

820

1962

4198

и

ч

и

л

н

ы

е

в

Таблица 1

Задание 2

http://www.uchmet.ru/library/convert/result/526/157963/97341/97341.doc_html_m1b052cc8.jpg

Цели урока

Узнать_____________________________________

____________________________________________

Установить____________________________________

______________________________________________

Уметь_______________________________________

_____________________________________________

№ 431

«Верно ли, что 1 т содержит 10 ц?»

Работа с учебником: № 432

Работа с учебником: № 433

Задание 3

Расположите единицы массы в порядке убывания

ц, кг, т, г

Работа в Р.Т. стр.73 № 231

Работа в Р.Т. стр.73 № 232

«0» ошибок -зеленый

«1-2» ошибки- желтый

 «3» и более - красный


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прозвенел уже звонок, Начинается урок! А девиз у нас такой: «То, что знаешь – не скрывай, На вопросы отвечай».

Слайд 2

Проверь 1828, 1924, 1931, 1941, 1280, 820, 1962, 4198

Слайд 4

1) 1  1000 = 1000 (кг) – пшеничной муки. 2) 1  100 = 100 (кг) – ржаной муки. 1000 кг = 1 т 100 кг = 1 ц Ответ: 1 т, 1 ц

Слайд 5

Тема урока: Единицы массы: тонна, центнер

Слайд 6

1 ц = 100 кг 1 т = 1000 кг 1 т = 10 ц

Слайд 7

Алгоритм: 1. Переводим в одинаковые единицы измерения (выбираем меньшую). 2.Определяем, что надо узнать – Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее – Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее. 3.Сравниваем величины: выполняем необходимые вычисления, отвечая на вопрос задания. 4. Записываем результат сравнения.

Слайд 8

Р.Т. № 232 Какие из равенств верные? 2 ц = 200 кг 600 т = 6 000 кг 10 ц = 1 000 кг 1 т = 1 000 000 г 1 ц = 100 000 г 1 т 5 ц = 15 ц

Слайд 9

Домашнее задание: Учебник: стр.99 № 434, стр.100 № 437 по желанию: найти пословицы и поговорки с единицами массы и объяснить их.

Слайд 10

Старорусские меры массы 1 пуд = 40 фунтов = 16 кг 1 фунт = 410 г 1 золотник = 4 г Пословицы, поговорки, выражения Болезнь входит пудами, а уходит золотниками . Мал золотник, да дорог . Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единицы массы. Тонна, центнер.

Урок в 4 классе по математике.УРОК-МОДУЛЬ ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГОЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ  Тема: Единицы массы. Тонна, центнер.  УЭО. Интегрирующая цель урока.Знать: 1) Новые единицы массы – т...

Математика.: Единица массы. Тонна. Центнер.

Познакомить с новой единицой массы, центнер, тонна. Решать познавательные задачи....

Урок математики с презентацией по теме "Единицы массы.Тонна.Центнер"

Урок математики по программе " Перспективной начальной школы" в 4 классе по теме " Единицы массы.Тонна.Центнер." Урок с использованием презентации....

Единицы массы. Тонна. Центнер.I

Урок по УМК "Школа XXI века"...

Единицы массы. Тонна. Центнер.I

Урок по УМК "Школа XXI века"...

Единицы массы. Тонна. Центнер.I

Урок по УМК "Школа XXI века"...

Тема" Единицы массы. Тонна. Центнер"

Урок изучения нового материала в 4 классе по теме" Единицы массы. Тонна, центнер"  Использованы разные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, ...