Тема" Единицы массы. Тонна. Центнер"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме
Урок изучения нового материала в 4 классе по теме" Единицы массы. Тонна, центнер" Использованы разные формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная с учетом дифференциации способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_4_klass.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Математика 4 класс
Урок изучения нового материала.
Тема: Единицы массы. Тонна. Центнер.
Цели:
Образовательные:
-познакомить учащихся с единицами массы тонной, центнером
- закрепить и обобщить знания учащихся об отношениях между изученными единицами
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки, память, речь, мышление, умение работать самостоятельно, делать выводы, объяснять, анализировать;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, коммуникативность отношений.
Оборудование: таблица единиц массы, весы : безмен, напольные, электронные,
весы
Ход урока
1.Организационный момент
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле.
Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно всё во мне ( хором)
И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке.
Я верю, что вы все любите математику и наш урок будет очень плодотворным. Сегодня на уроке мы познакомимся с крупными единицами массы, будем преобразовывать величины, решать задачи и примеры.
2. Мозговая гимнастика
( В это время 3 человека работают по карточкам)
- Я да ты, да мы с тобой? Сколько нас ?
-Сколько яблок было у Гали .если у нее было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки?
-Какой самый тяжелый день недели?
-Чем кончается как день, так и ночь?
-Масса индейки-8кг и еще половина ее собственной массы? (12кг)
-Что становится легче , когда увеличивается в размерах? (шарик)
- На одном берегу – цыплята, на другом берегу – утята. Посредине – островок. Кто быстрее доплывет? (Утята – цыплята плавать не умеют.)
- У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы? (Одна дочка Даша.)
-Что тяжелее: килограмм железа или килограмм ваты?
- Ослица и мул шли вместе, нагруженные мешками равной массы. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. «Чего ты жалуешься? — сказал мул. — Если ты дашь мне один свой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если я дам тебе один свой мешок, то наши грузы только сравнятся». Сколько мешков было у каждого? (7 и 5 мешков)
- У Вани в кармане 2 монеты на сумму 7 рублей. Одна из монет не пятирублевая. Какие это монеты? ( 2-х и 5)
-Сколько км проезжает за 1/4 часа машина, если за час она проезжает 60 км?
-В классе 28 учеников. 1/7 часть из них учится на "отлично". Сколько учеников учится на "отлично"?
Какие задачи мы повторили?-
3. Актуализация знаний
На доске – карточки со словами величины, масса, температура, запах, объем, время, длина.
Учитель. Прочитайте слова. Какое из них, на ваш взгляд, главное?
Дети. Величины.
У. А какое слово лишнее?
Д. Запах.
У. Почему?
Д. Это не величина, так как запах нельзя измерить.
Карточку со словом запах убирают с доски.
У. Назовите величины и инструменты, с помощью которых их можно измерить
Учитель открывает часть доски, на которой вывешены карточки со словами сантиметр, час, градус, килограмм, литр.
– Что означают эти слова?
Д. Это названия единиц измерения этих величин.
4 Беседа по теме урока. Выполнение практических заданий
У. На уроке речь пойдет о массе. Назовите прибор для измерения массы и единицу ее измерения.
Д. Весы и килограмм.
У.– Как проверить, что тяжелее?
Д. Подержать в руках, взвесить.
У. Давайте попробуем определить массу пакетов с помощью весов.
Учитель показывает детям безмен (кантор)
– Эти весы называются безмен. Ими очень часто пользуются в повседневной жизни, когда надо узнать массу сумки, пакета, взвесить фрукты или овощи. Безмен состоит из корпуса, на который нанесены деления шкалы, показывающие количество килограммов, из пружины, скрытой в корпусе, и крючка, на который вешается нужный нам предмет. Массу каких предметов, находящихся в классе, мы могли бы измерить?
Дети называют предметы. Учитель предлагает взвесить чей-нибудь портфель, заранее наметив самый тяжелый и самый легкий. Портфели взвешивают.
– Как вы думаете, кто из владельцев портфелей дольше сохранит правильную осанку?
Д. Тот, у кого портфель легче.
У. А мы с вами имеем массу? Можно ли ее измерить с помощью безмена?
Д. Нет.
У. Для измерения массы людей существуют напольные весы.
Учитель показывает весы.
– Как вы думаете, кто у нас в классе самый легкий? А кто самый тяжелый?
Дети высказывают предположения. Взвешиваются два ученика. Их массу записывают на доске: например, 22 кг и 35 кг.. Какие задачи можно составить, используя эти числа?
У. Можно ли на таких весах взвесить слона?
Д. Конечно, нет.
У. А кто знает, сколько весит слон?
Выслушиваются ответы детей. Учитель записывает на доске:
Слон может весить 8000 кг. Переведите в граммы.
– Как вы думаете, наша Земля имеет массу? А как ее взвесить?
Выслушиваются ответы детей.
– Ученые подсчитали, сколько весит Земля. Чтобы записать ее массу, надо к числу, показывающему массу слона, приписать еще 24 нуля. А можно ли на напольных весах взвесить спичечный коробок?
Д. Нет, для этого нужны маленькие весы.(демонстрация весов)
-У. Какой вывод можем сделать?
-Д. Для измерения разных грузов нужны разные единицы массы
5 Физкультминутка
Мозговая гимнастика
«Качания головой», «ленивые восьмерки»- по 2 раза каждой рукой, затем обеими,» шапка для размышлений» наденьте шапку,» зоркие глазки»- по 3 круга по и против часовой стрелки.
6.Работа над новой темой
Давайте отправимся в прошлое, на рынок и посмотрим, с помощью каких мер и что будут продавать
В Древней Руси многие измерения были очень примитивными и приблизительными. Например, “горсть”, “охапка”. Но поскольку товары были разные сыпучие и штучные стали применять и разные меры
Рыбу купцы продавали “возами”, соленую – “бочками”, квас – “ведрами”, зерно – “кадями” (кадка, кадь, бочка по верху окованная железом, чтобы нельзя было ее уменьшить).
Позднее появился пуд – 16 кг 380 г., фунт – 400 г.
ФУНТ (от латинского слова 'pondus' - вес, гиря) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, 1/40 пуда, в соврменном исчислении 409,50 г. Используется в сочетаниях: "не фунт изюма", "узнать почём фунт лиха"..
Сахар продавали фунтами. Чай покупали на золотники. Золотник = 4,266г.
До недавнего времени, маленькая пачка чаю, весом в 50 грамм называлась "осьмушка" (1/8 фунта)
Гривна (позднейший фунт) оставалась неизменной. Слово "гривна" употребляли для обозначения как весовой, так и денежной единицы. Это наиболее распространенная мера веса в розничной торговле и ремесле. Ее применяли и для взвешивания металлов, в частности, золота и серебра.
БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д.
Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на остров Бьерк. (163,8 кг)..
ЗОЛОТНИК равнялся 1/96 фунта, в современном исчислении 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". Это слово, первоначально обозначало зoлотую монет
ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,797 граммам.
ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.
ПУД равнялся 40 фунтам, в современном исчислении - 16,38 кг. Применялся уже в 12 веке.
Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г.
Единицы измерений, к которым мы так привыкли и пользуемся в современной жизни, поя вились позже. В 1889 году были изготовлены образцы наиточнейших мер в 1 кг. и 1 м. У нас в стране тоже есть эталоны 1 кг. и 1 м. Они хранятся в Санкт-Петербурге в специальном здании в несгораемой камере. Дверь, заперта на 3 ключа. А ключи эти у трех разных людей. Внутри камеры сейф, он тоже заперт на 3 разных ключа.ились только в 18 веке во Франции – 1 кг, 1 м, 1 л.
- У. Какие единицы массы мы знаем?
-Д .кг ,г 1 кг=1000г
-У. Сегодня мы познакомимся с более крупными единицами массы- с. 49.
Как вы думаете, что можно измерить с помощью тонны и центнера?
5. Синий кит весит 150 тонн- *кг (150000кг)
Тюлень-монах-300кг -*ц (3ц)
Бегемот-4000кг- *т (4т=40ц)
Бурый медведь-7ц50кг-* кг (750 кг)
(по ходу учитель спрашивает о животных)
Продолжим записи, используя №236
3ц=300кг 10ц=1000кг 8ц=800кг 2т=2000кг 1т=1000кг=10ц
1т5ц=15ц 200кг=2ц 1000000г=1000кг=1 ( запись в 3 столбика)
7. Работа над пройденным материалом.
Часть от числа находится- делением
Число по его части- умножением
Угадайте слово: «Первое предлог, второе - летний дом. А целое порой решается с трудом?» (Задача)
1.Задача №237 самостоятельно (два ученика за доской)
8. Физкультминутка под музыку
2.Задача №240 у доски с объяснением
3.Примеры №238 по вариантам- самостоятельно. Дети –консультанты помогают проверить.
4.Геометрическое задание (резерв)
Назовите номер фигуры, у которой больше всего углов и как она называется?-8,8-угольник
Чем отличаются 5 и 2 фигуры? -размерами
С помощью какого инструмента можно изобразить 3,2,5 фигуры?- циркуля
Сколько на рисунке треугольников?-2
Дайте характеристику углам в треугольниках
8. Итоги урока
Что нового узнали на уроке? Довольны ли вы своей работой?
-Вернитесь к стихотворению, с которого мы начали урок. Кто работал на уроке с таким же настроением? ( на партах смайлики «с разным настроением»)
Выставление оценок
9. Домашнее задание с.49 №239
Приложение (карточки для индивидуальной работы)
1.Садовый участок имеет площадь, равную 600 м. Цветник занимает пятую часть участка. Сколько квадратных метров занимает цветник?
2. Три четверти часа Митя гулял с собакой в парке, а затем сел на скамейку и в течение 25 минут читал книгу. Сколько времени ушло на эти занятия?
-------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------
3. 65 км=---------- м
4308 м=-------км-------м
2 см=--------мм
1га-----------м
4. 9205 м=------км-------м
4 см=-------мм
1а=--------м
5км=--------га
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный материал к уроку математики в 3 классе "Тонна, центнер"
Тема урока «Единицы массы. Тонна и центнер» Тип урока: изучение нового материала.Цели урока :- Расширить у детей понятие о единицах массы, по...
Разработка урока на тему "Тонна. Центнер"
Этот открытый урок я провела в 4 классе по математике на тему "Тонна. Центнер" для национальных школ по программе "Школа России" по учебнику М.И. Моро...
Конспект урока по математике3 класс "Тонна. Центнер"
Расчитан для закрепления знаний учащихся об известных единицах массы; знакомства с новыми единицами массы; установления соотношения междутонной и килограммом, центнером и килограммом; закреп...
Единицы массы. Тонна, центнер.
Урок в 4 классе по математике.УРОК-МОДУЛЬ ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГОЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ Тема: Единицы массы. Тонна, центнер. УЭО. Интегрирующая цель урока.Знать: 1) Новые единицы массы – т...
Урок математики в 3 классе "Тонна, центнер"
Это урок по программе "Школа 2100" в 3 классе, урок изучения нового материала по теме масса...
Математика.: Единица массы. Тонна. Центнер.
Познакомить с новой единицой массы, центнер, тонна. Решать познавательные задачи....
Урок математики с презентацией по теме "Единицы массы.Тонна.Центнер"
Урок математики по программе " Перспективной начальной школы" в 4 классе по теме " Единицы массы.Тонна.Центнер." Урок с использованием презентации....