Рабочая программа.Математика.4 класс.
рабочая программа по математике (4 класс)
Математика.Рабочая программа.4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа.Математика.4 класс. | 51.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА «математика» 1—4 классы
Автор: Г. В.Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука
Пояснительная записка
Математика 4 класс
УМК «Перспектива»
1. Роль и место дисциплины | Математика - один из основных предметов в начальной школе. Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучению этому предмету, а также необходимыми для применения в жизни. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся четвёртых классов общеобразовательных школ. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по предмету «Математика» 4 класс разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с:
|
4. 4. Цели и задачи | Изучение математики направлено на достижение следующих целей:
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Основные задачи данного курса:
|
5. Специфика программы | Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний: обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС. «Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике, направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. В этой связи, содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Важное значение уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления ребенка и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания. |
6. Основные содержательные линии курса | Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». В учебнике выделены два основных раздела: 1. Числа от 100 до 1000. 2. Числа , которые больше 1000. |
7. Структура программы | Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа. Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби. Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса. Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.). Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний. Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. |
8. Требования к результатам | ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У учащегося будут сформированы:
Метапредметные результаты. Регулятивные: Учащийся научится:
— различать способы и результат действия. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Учащийся научится:
— проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
— самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
КОММУНИКАТИВНЫЕ Учащийся научится:
Ученик получит возможность научиться:
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится:
—.сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ Учащийся научится:
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ Учащийся научится: — анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ Учащийся научится:
— распознавать шар, цилиндр, конус;
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ Учащийся научится:
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ Учащийся научится:
|
9. Формы организации учебного процесса |
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой форм учебной работы обучающихся, работу в парах, проектную деятельность. |
10. Итоговый контроль | Для отслеживания результатов предусмотрены следующие формы контроля: 1. Текущий контроль - его можно осуществлять как в письменной так и в устной форме:
2. Тематический контроль;(т/к) 3. Итоговый контроль: (и/к) комплексная итоговая работа по итогам обучения. |
11. Объем и сроки изучения | На изучение математики отводится 4 часа в неделю, всего - 136 часов: |
Тематическое планирование по математике
4 класс
УМК «Перспектива»
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | ||
Числа от 100 до 1000 – 26 ч. | ||||
Числа от 100 до 1000. Трёхзначные числа и действия над ними.
Приёмы рациональных вычислений. | Нумерация трёхзначных чисел. Устные и письменные приёмы выполнения действий. Умножение и деление круглых сотен, приёмы умножения и деления трёхзначного числа на однозначное число. Числовые выражения. Порядок выполнения действий. Рациональные вычисления: группировка и округление слагаемых. Средний арифметический нескольких величин. Скорость тела при прямолинейном движении. Проверка арифметических действий. Умножение и деление числа на произведение. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение двузначного числа на круглые десятки. Умножение двузначного числа на двузначное. Деление двузначного числа на двузначное число. | Читать, записывать и сравнивать числовые выражения. Устанавливать порядок выполнения действий в числовых выражениях, находить их значения. Сравнивать разные способы вычислений, находить наиболее удобный. Использовать свойства арифметических действий, приёмы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Сравнивать различные способы умножения числа на произведение. Находить среднее арифметическое нескольких слагаемых. Выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное. Выполнять деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Выполнять устно деление на круглые десятки в пределах 1000. Выполнять в пределах 1000 письменно деление на двузначное число. Выполнять проверку действия деления разными способами. | ||
Числа, которые больше 1000 – 58 ч. | ||||
Числа, которые больше 1000.
Нумерация.
Сложение и вычитание. Умножение и деление. | Нумерация многозначных чисел в пределах 1 000 000. Приёмы письменных вычислений. Счётные единицы (тысяча, десяток тысяч, сотня тысяч, миллион). Прямой и обратный счёт. Чтение и запись многозначных | Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять массу в центнерах и тоннах. Заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот. Называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части. Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания составных именованных величин. Выполнять проверку действия деления разными способами. Выполнять письменно умножение многозначного числа на однозначное число. Выполнять умножение многозначного числа на 10,100,1000,10000 и 100000. Выполнять деление чисел, которые оканчиваются нулями, на 10, 100, 1000,10000 и 100000. Выполнять в пределах миллиона умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. Заменять крупные единицы длины (массы) мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц длины (массы). Выполнять в пределах миллиона письменное умножение на двузначное число. Анализировать ситуации, требующие умения измерять промежутки времени в сутках, неделях, месяцах, годах и веках. Выполнять в пределах миллиона письменное умножение составной именованной величины на число. Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц времени. Выполнять в пределах миллиона письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа с остатком. Моделировать ситуации, требующие умения находить число по его дроби. Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на двузначное и трёхзначное число. Использовать приём округления делителя для подбора цифры частного при делении многозначных чисел в пределах миллиона. | ||
Текстовые задачи – 29 ч. | ||||
Задачи на движение, характеризующие зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Задачи на нахождение дроби от числа. Задачи на встречное движение. Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на нахождение числа по его дроби. Задачи на движение по реке. | Скорость. Время. Расстояние. Взаимосвязь между величинами. Обратные задачи на движение. Задачи на пропорциональное деление: на нахождение по двум суммам, на равномерное прямолинейное движение. Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами. Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены и скорости; определение доли числа и числа по доле; определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Задачи на нахождение неизвестного числа по двум разностям. Задачи на встречное движение. Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на движение по реке. Скорость сближения. Скорость удаления. Задачи на встречное движение двумя способами. | Моделировать и решать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок, таблицу или диаграмму. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Составлять и решать задачи, обратные задачам, характеризующим зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Решать задачи на нахождение дроби от числа. Моделировать и решать задачи на встречное движение. Составлять задачи на встречное движение по схематическому рисунку, решать эти задачи. Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях. Составлять задачи на движение в противоположных направлениях по схематическому рисунку, решать эти задачи. Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях и движение в одном направлении. Составлять задачи на движение в одном направлении по схематическому рисунку, решать эти задачи. Дополнять условие задачи недостающим вопросом, числовым данным. Решать задачи на нахождение числа по его дроби. | ||
Геометрические фигуры и величины – 13ч. | ||||
Диагональ многоугольника. Окружность и круг. Виды треугольников. Цилиндр. Виды углов. Конус. Шар. | Диагональ многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Окружность. Круг. Виды треугольников по сторонам (разносторонний, равнобедренный и равносторонний). Моделирование геометрических фигур. Единицы длины. Метрические соотношения между изученными единицами длины. Цилиндр, боковая поверхность и основания цилиндра. Развёртка цилиндра. Знакомство с видами углов (прямые, тупые и острые). Алгоритм определения вида угла на чертеже с помощью чертёжного треугольника. Конус, боковая поверхность, вершина и основание конуса. Развёртка конуса. Знакомство с шаром, его изображением. Центр и радиус шара. | Проводить диагонали многоугольника, характеризовать свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойство этих фигур. Классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать разносторонние треугольники. Находить в окружающей обстановке предметы цилиндрической формы. Классифицировать углы на острые, прямые и тупые. Находить в окружающей обстановке предметы конической формы. Конструировать модель конуса по его развёртке, исследовать и характеризовать свойства конуса. Находить в окружающей обстановке предметы шарообразной формы. Определять объём геометрических фигур в единичных кубиках. | ||
Работа с данными – 10 ч. | ||||
Таблицы (чтение, заполнение, планирование маршрута). Диаграммы. | Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма, круговая диаграмма). | Работать с диаграммами. Заполнять таблицы. Планировать маршрут. |
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |
1 | ЧИСЛА ОТ 0 ДО 100 . Повторение - часов | 8ч. | |
2 | Числовые выражения | 8 ч. | |
3 | Сложение | 5ч. | |
4 | Умножение | 13ч. | |
5 | Деление | 14ч. | |
6 | Нумерация | 13 ч. | |
7 | Сложение и вычитание многозначных чисел. | 11 ч. | |
8 | Умножение многозначных чисел на однозначное. Деление круглых чисел на круглые. Свойства умножения. | 8ч. | |
9 | Умножение многозначных на двузначное число. Задачи на движение. | 19ч. | |
10 | Деление многозначного числа на однозначное . | 11ч. | |
11 | Умножение и деление многозначных чисел на двузначное, трехзначное. | 18ч. | |
12 | Повторение. | 8ч. | |
13 | Итого: Контрольных работ:13 Математических диктантов:5 | 136ч. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации содержания предмета «Математика» в 4 классе используется следующий учебно-методический комплекс:
- Дорофеев Г.В, Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика», М. «Просвещение», 2016 год.
- Варианты контрольных работ. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие к учебнику «Математика», М., «Просвещение», 2016 год.
- «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М., Просвещение, 2012 год.
- Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. М., «Просвещение», 2016 год.
5.Технологические карты - http//1-4.prosv.ru
6.Рабочая программа по математике. 1-4 классы. Предметная линия учебников Г.В.Дорофеевой и Т.Н. Мираковой. Москва, Просвещение. «2012г.
7. Приложение к учебнику на электронном носителе (в 2 частях)(СД)
8. Комьютер, проектор, экран.
9. Опорные таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа Математика 1 класс
По система Занкова Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.) и авторской прогр...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа "Математика 2 класс"
Рабочая программа и тематическое планирование "Математика 2 класс" для работы с учащимися по программе Л. В. Занкова....
Рабочая программа Математика 2 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2 класса разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.);- про...
Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина)
Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина), 2016-17 уч. год...