3 класс. Адаптированная рабочая программа по математике УМК "Школа России"
рабочая программа по математике (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза
Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
общеобразовательная область «Математика и информатика»
предмет «Математика»
3 класс
на 2021 – 2022 учебный год
Составитель:
Вольтмарова Н.А.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
город Черняховск
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для 3 класса разработана в
соответствии с:
- статьями 2, 79 Федерального закона Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 года с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 г. № 1241; от 22.09.2011г. № 2357; от 8.12.2012 г. № 1060; от 29.12.2014 г. № 1643; от 18.05.2015 г. № 507; от 31.12.2015г. №1576;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной программой начального общего образования. В 2 ч. Ч.1.-2-е изд. М: Просвещение, 2009, - 317с.
- авторской программы по математике. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С.В. и др. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы
- положением о рабочей программе учебных предметов, курсов по адаптированным общеобразовательным (образовательным) программам;
-учебным планом МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского» на 2021-2022 учебный год;
- учебно-методическим комплектом «Школа Росси»;
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Цели курса: формировать и развивать логическое мышление через образовательную область «математика»: т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи курса:
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
- овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
- овладение конкретными математическими знаниями;
- воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- развитие речи;
- системы нравственных межличностных отношений.
Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой – содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания – представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами: точка, прямая и кривая линия, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, окружность и круг. Овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий: действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах, геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы, рабочая программа по математике рассчитана на 136 часа в год при 4 часах в неделю (34 учебные недели). Курс включает 109 часов программного материала и 27 часов внутрипредметного образовательного модуля «Занимательная математика».
Для реализации программного содержания используется учебное пособие Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение. 2015.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Изложение содержания курса выстраивается на основе универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира (выявления количественных и пространственных отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей фактов, процессов и явлений), что позволяет формировать у учащихся основы целостного восприятия 10 мира и использовать математические способы познания при изучении других учебных дисциплин.
Математические знания и способы их получения, усваиваемые учащимися в процессе изучения курса, имеют большую ценность, так как содержание курса (знания о числах и действиях с ними, величинах, геометрических фигурах) представляет собой тот базисный фундамент знаний, который необходим для применения на практике (в повседневной жизни), при изучении других учебных дисциплин и обеспечивает возможность продолжения образования.
Курс математики обладает большой ценностью и с точки зрения интеллектуального развития учащихся, так как в нём заложены возможности для развития логического, алгоритмического и пространственного мышления, выявления и развития творческих способностей детей на основе решения задач повышенного уровня сложности, формирования интереса к изучению математики.
Содержание курса и способы его изучения позволяют овладеть математическим языком описания (математической символикой, схемами, алгоритмами, элементами математической логики и др.) происходящих событий и явлений в окружающем мире, основами проектной деятельности, что расширяет и совершенствует коммуникативные действия учащихся, в том числе умения выслушивать и оценивать точку зрения собеседника, полноценно аргументировать свою точку зрения, выстраивать логическую цепочку её обоснования, уважительно вести диалог, воспитывает культуру мышления и общения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета, коррекционного курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
- положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
- понимание значения математических знаний в собственной жизни;
- понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
- восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
- умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
- уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Обучающиеся получит возможность для формирования:
- начальные представления об универсальности математических способов познания окружающего мира; осознание значения математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин; осознанное проведение самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности; интерес к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научится:
- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
- находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
- проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
- выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
Обучающиеся получит возможность научиться:
- самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе; самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах; контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
Познавательные УУД:
Обучающиеся научится:
- устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
- проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
- устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
- выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
- делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
- проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
- понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);
- стремление полнее использовать свои творческие возможности;
- общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
- осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- умениям самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
- принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
- знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
- контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности; согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию; контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Числа и величины.
Обучающиеся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
- сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
- читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;
- читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
Арифметические действия.
Обучающиеся научится:
- выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
- выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
- выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;
- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).
Обучающиеся получит возможность научиться:
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв; решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Работа с текстовыми задачами.
Обучающиеся научится:
- анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
- составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
- преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;
- составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
- решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах; дополнять задачу с недостающими данными возможными числами; находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный; решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле; решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.
Геометрические фигуры.
Обучающиеся научится:
- обозначать геометрические фигуры буквами;
- различать круг и окружность;
- чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля;
Обучающиеся получит возможность научиться:
- различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов; изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе; читать план участка (комнаты, сада и др.).
Геометрические величины
Обучающиеся научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
- выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними;
Обучающиеся получит возможность научиться:
- выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации; вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.
Работа с информацией
Обучающиеся научится:
- анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;
- устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;
- самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;
- выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Обучающиеся получит возможность научиться:
- читать несложные готовые таблицы; понимать высказывания, содержащие логические связки («… и …», «если …, то …», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действиях, геометрических фигурах.
Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Уравнение. Решение уравнения.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного; сравнение чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами (цена, количество, стоимость и др.).
Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.
Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними. Площадь прямоугольника (квадрата).
Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление.
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приемы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком. Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на основе знания взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования чисел при счете.
Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы сложения и вычитания.
Виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные. Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в течение года.
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.
Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Письменные приемы умножения и деления на однозначное число.
Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в течение года.
Итоговое повторение.
Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 1000: устные и письменные приемы. Порядок выполнения действий. Решение уравнений. Решение задач изученных видов.
Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная математика» (27 часов)
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Логические задачи на развитие рассуждать. Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Развитие концентрации внимания. Логические задачи. Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. Логические задачи. Развитие логического мышления. Развитие внимания. Логические задачи
Решение логических и творческо-поисковых задач. Тренировка внимания. Логические задачи. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи Развитие воображения. Работа со спичками. Развитие логического мышления. Тренировка внимания Логические задачи. Логические задачи на развитие способности. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи Поиск закономерностей. Развитие пространственного воображения. Развитие концентрации внимания. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи. Поиск закономерностей. Логические задачи. Тренировка внимания. Логические задачи. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи Тренировка слуховой памяти. Логические задачи. Поиск закономерностей. Логические задачи.
Тематическое планирование
по математике (136 ч)
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Раздел 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная математика» | 11 3 | ||
1 | Устные и письменные приёмы сложения и вычитания. | 1 | Выполнять сложение и вычитание в пределах 100. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. Работа по шаблону. |
2 | Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание; находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев. Работа по алгоритму. |
3 | «Занимательная математика» Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. | 1 | Выполнять письменные задания. Работа по карточкам. |
4 | Выражение с переменной. Решение уравнений с неизвестным слагаемым. | 1 | Называть компоненты и результаты сложения и вычитания. Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание. Работа по индивидуальному маршруту. |
5 | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым. | 1 | Решать уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. Находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них). Работа по схеме. |
6 | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым. | 1 | Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при вычитании. Решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание разными способами. Работа по алгоритму. |
7 | «Занимательная математика» Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. | 1 | Выполнять письменные задания. Работа по карточкам. |
8 | Обозначение геометрических фигур буквами. | 1 | Обозначать геометрические фигуры буквами. Измерять стороны треугольника, Чертить отрезки заданной длины, делить их на части. Дополнительное инструктирование. |
9 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились.» | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера: сбор, систематизация и представление информации в табличной форме; определение закономерности, по которой составлены числовые ряды и ряды геометрических фигур. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы. Работа по схеме. |
10 | «Занимательная математика» Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Решать логические задачи. Работа по алгоритму. |
11 | Административная контрольная работа (входная) | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту. |
Раздел 2. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная математика» | 51 12 | ||
12 | Работа над ошибками. Умножение. | 1 | Использовать знания о конкретном смысле умножения при решении примеров. Работа по алгоритму. |
13 | Связь между компонентами и результатом умножения. | 1 | Закреплять знания о связи между компонентами и результатом умножения. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Работа по схеме. |
14 | Таблица умножения и деления с числом 3. Чётные и нечётные числа. | 1 | Определять чётные и нечётные числа, используя признак делимости на 2. Совершенствовать вычислительные навыки, используя знания таблицы умножения и деления на 3. Работа по шаблону. |
15 | «Занимательная математика» Логические задачи на развитие рассуждать. | 1 | Выстраивать схемы к решению логических задач. Работа по карточкам. |
16 | Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость | 1 | Анализировать текстовую задачу с терминами «цена», «количество», «стоимость», выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме.Работа по шаблону. |
17 | Решение задач с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса. | 1 | Анализировать текстовую задачу с величинами: масса одного предмета, количество предметов, общая масса, выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Работа по алгоритму. |
18 | Порядок выполнения действий | 1 | Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2-3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Работа по схеме. |
19 | «Занимательная математика» Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 | Выявлять закономерности и проводить аналогии. Работа по шаблону. |
20 | Решение задач. | 1 | Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Работа по шаблону. |
21 | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление | 1 | Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания. Работа по карточкам. |
22 | Анализ контрольных работ. Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. | 1 | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 4. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Работа по индивидуальному маршруту. |
23 | «Занимательная математика» Развитие концентрации внимания. Логические задачи | 1 | Разбирать структуру задачи. Обращать внимание на числовые данные задачи отсутствие их. Работа по схеме. |
24 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. | 1 | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Работа по алгоритму. |
25 | Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление. | 1 | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Работа по карточкам. |
26 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз | 1 | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Работа по алгоритму. |
27 | «Занимательная математика» Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Построение задач по образцу. Работа по индивидуальному маршруту. |
28 | Задачи на уменьшение числа в несколько раз. Закрепление. | 1 | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Работа по шаблону. |
29 | Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления | 1 | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 5. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. Работа по алгоритму. |
30 | Задачи на кратное сравнение | 1 | Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Работа по схеме. |
31 | Контрольная работа за 1 четверть. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту. |
32 | Анализ контрольных работ. Умножение 6 и соответствующие случаи деления. | 1 | Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 6. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. Работа по алгоритму. |
33 | «Занимательная математика» Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Выполнять письменные задания. Работа по карточкам. |
34 | Решение задач. Проверочная работа по теме «Решение задач». | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту. |
35 | Анализ контрольных работ. Задачи на нахождение четвёртого пропорционального. | 1 | Составлять план решения задачи на нахождение четвёртого пропорционального. Работа по алгоритму. |
36 | «Занимательная математика» Поиск закономерностей. Логические задачи. | 1 | Анализировать решение задачи. Искать несколько способов решения. Работа по шаблону |
37 | Умножение семи на семь и соответствующие случаи деления | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по схеме. |
38 | Площадь. Единицы площади. | 1 | Сравнивать геометрические фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов. Работа по алгоритму. |
39 | «Занимательная математика» Развитие логического мышления. | 1 | Поиск решения задач разными способами. Работа по карточкам. |
40 | Квадратный сантиметр | 1 | Измерять площади фигур в квадратных сантиметрах. Решать составные задачи, совершенствовать вычислительные навыки. Работа по шаблону. |
41 | Площадь прямоугольника | 1 | Выводить правило вычисления площади прямоугольника. Совершенствовать вычислительные навыки. Решать уравнения, задачи. Работа по шаблону. |
42 | Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. | 1 | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 8. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. Работа по шаблону. |
43 | «Занимательная математика» Развитие внимания. Логические задачи | 1 | Подобрать алгоритм к решению задач одного и того же вида. Дополнительное инструктирование. |
44 | Решение задач. | 1 | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Работа по схеме. |
45 | Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления | 1 | Составлять таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числом 9. Вычислять значения числовых выражений с изучаемыми действиями. Работа по образцу. |
46 | Квадратный дециметр. | 1 | Измерять площади фигур в квадратных дециметрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. Работа по шаблону. |
47 | «Занимательная математика» Тренировка внимания. Логические задачи | 1 | Решение логических заданий. Работа по карточкам. |
48 | Таблица умножения. | 1 | Совершенствовать знание таблицы умножения, решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. Работа по алгоритму. |
49 | Квадратный метр. | 1 | Измерять площади фигур в квадратных метрах. Находить площадь прямоугольника и квадрата. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. Работа по шаблону. |
50 | Решение задач. | 1 | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Работа по шаблону. |
51 | «Занимательная математика» Тренировка зрительной памяти. Логические задачи | 1 | Выполнять письменные задания. Работа по карточкам. |
52 | Умножение на 1. Умножение на 0. | 1 | Умножать любое число на 1. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи. Выполнять задания на логическое мышление. Умножать на 0. Совершенствовать знание таблицы умножения, умения решать задачи, уравнения. Выполнять задания на логическое мышление. Работа по алгоритму. |
53 | Случаи деления вида: а : а; а : 1 при а ≠ 0. Деление нуля на число. | 1 | Делить число на то же число и на 1. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Выполнять деление нуля на число, не равное 0. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по схеме. |
54 | Решение задач | 1 | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Работа по алгоритму. |
55 | «Занимательная математика» Развитие воображения. Работа со спичками. | 1 | Выполнять не сложные операции с перестроением спичек в пространстве. Добиваться правильного решения. Работа по карточкам. |
56 | Окружность. Круг. | 1 | Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Работа по образцу. |
57 | Административная контрольная работа (промежуточная) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Анализировать задачи-расчёты и решать их. Выполнять задания на логическое мышление. Работа по шаблону. |
58 | Анализ контрольных работ. Доли. | 1 | Образовывать, называть и записывать доли. Находить долю величины. Совершенствовать умение решать задачи. Работа по алгоритму. |
59 | «Занимательная математика» Развитие логического мышления. | 1 | Решение нестандартных задач. Работа по карточкам. |
60 | Проверочная работа по темам «Таблица умножения и деления. Решение задач». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту. |
61 | Диаметр окружности (круга). | 1 | Чертить диаметр окружности. Находить долю величины и величину по её доле. Работа по шаблону. |
62 | Единицы времени. | 1 | Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Совершенствовать умение решать задачи. Работа по алгоритму. |
Раздел 3. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная математика») | 27 7 | ||
63 | Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60: 3. | 1 | Знакомиться с приёмами умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём. Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Работа по образцу. |
64 | Случаи деления вида 80 : 20. | 1 | Знакомиться с приёмом деления двузначных чисел, оканчивающихся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Работа по схеме. |
65 | «Занимательная математика» Тренировка внимания Логические задачи | 1 | Выполнять письменные задания. Работа по карточкам. |
66 | Умножение суммы на число. | 1 | Знакомиться с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. Работа по алгоритму. |
67 | Умножение суммы на число. | 1 | Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения. Работа по алгоритму. |
68 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | Учиться умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное. Работа по схеме. Повторять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число. Работа по шаблону. |
69 | «Занимательная математика» Логические задачи на развитие способности | 1 | Упражнять в решении задач на слух, передавать содержание задачи, числовые данные задачи. Работа по карточкам. |
70 | Умножение двузначного числа на однозначное | 1 | Использовать правила умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Работа по схеме. |
71 | Решение задач. | 1 | Решать задачи на приведение к единице пропорционального. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Работа по индивидуальному маршруту. |
72 | Выражения с двумя переменными. | 1 | Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результатов. Работа по карточкам. |
73 | «Занимательная математика» Тренировка зрительной памяти. Логические задачи | 1 | Восстановление последовательности в числовой цепочке. Видеть закономерность и завершать упражнение. Решать магические квадраты. Работа по алгоритму. |
74 | Деление суммы на число. | 1 | Делить различными способами на число сумму, каждое слагаемое которой делится на это число. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении деления. Работа по алгоритму. |
75 | Деление суммы на число. | 1 | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по схеме. |
76 | Приёмы деления вида 69 : 3, 78 : 2 | 1 | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по шаблону. |
77 | «Занимательная математика» Поиск закономерностей. | 1 | Анализировать структуру и решение задач разными способами. Работа по карточкам. |
78 | Проверка деления. | 1 | Использовать разные способы для проверки выполненных действий при решении примеров и уравнений. Совершенствовать вычислительные навыки. Работа по схеме. |
79 | Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. | 1 | Делить двузначное число на двузначное способом подбора. Работа по схеме. |
80 | Проверка умножения делением. | 1 | Учиться проверять умножение делением. Чертить отрезки заданной длины и сравнивать их. Работа по шаблону. |
81 | «Занимательная математика» Развитие пространственного воображения. | 1 | Упражнять в ориентировке в пространстве. Работа по шаблону. |
82 | Решение уравнений. | 1 | Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Работа по образцу. |
83 | «Занимательная математика» Развитие концентрации внимания. | 1 | Решение и составление задач, а так же задач обратных данным. Работа по шаблону. |
84 | Деление с остатком. Деление с остатком методом подбора. | 1 | Делить с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. Решать простые и составные задачи. Работа по карточкам. |
85 | Задачи на деление с остатком. | 1 | Решать задачи на деление с остатком, опираясь на знание табличного умножения и деления. |
86 | Случаи деления, когда делитель больше остатка. | 1 | Рассмотреть случай деления с остатком, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя). Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по схеме. |
87 | «Занимательная математика» Тренировка зрительной памяти. Логические задачи | 1 | Решение логических задач. Выявление закономерностей. Работа по индивидуальному маршруту. |
88 | Проверка деления с остатком. | 1 | Выполнять деление с остатком и его проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по шаблону. |
89 | Наш проект " Задачи - расчёты". | 1 | Составлять и решать практические задачи с жизненным сюжетом. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Работа по шаблону. |
Раздел 4. Числа от 1 до 1000. Нумерация Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная математика» | 15 4 | ||
90 | Устная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | Читать трёхзначные числа. Знакомиться с новой единицей измерения – 1000. Образовывать числа из сотен, десятков, единиц; называть эти числа. Работа по схеме. |
91 | «Занимательная математика». Тренировка зрительной памяти. Логические задачи | 1 | Находить решения магическим квадратам, треугольникам. Работа по карточкам. |
92 | Разряды счётных единиц. | 1 | Знакомиться с десятичным составом трёхзначных чисел. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи, преобразовывать единицы длины. Работа по алгоритму. |
93 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | Записывать трёхзначные числа. Упорядочивать заданные числа, устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа. Работа по алгоритму. |
94 | Увеличение, уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз | 1 | Увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10 раз, в 100 раз. Решать задачи на кратное и разностное сравнение. Читать, записывать трёхзначные числа. Работа по алгоритму. |
95 | «Занимательная математика» Поиск закономерностей. Логические задачи | 1 | Решение логических задач. Объяснять свой ход решения. Работа по шаблону. |
96 | Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых. | 1 | Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по схеме. |
97 | Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Приёмы устных вычислений. | 1 | Рассматривать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. |
98 | «Занимательная математика» Тренировка внимания. Логические задачи. | 1 | Выполнять письменные задания. Работа по алгоритму. |
99 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по схеме. |
100 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000. | 1 | Рассматривать приёмы сравнения трёхзначных чисел. Проверять усвоение изучаемой темы. Работа по карточкам. |
101 | Единицы массы | 1 | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать, соотносить единицы измерения длины. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Работа по шаблону. |
102 | «Занимательная математика» Тренировка слуховой памяти. Логические задачи | 1 | Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Работа по схеме. |
103 | Приёмы устных вычислений вида: 450 + 30, 620–200. | 1 | Умение решать задачи, искать новые способы решения, опираясь на знания законов математики. Работа по алгоритму. |
104 | Контрольная работа по теме: «Нумерация в пределах 1000» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Закреплять умения делить с остатком, решать задачи. Работа по индивидуальному маршруту. |
Раздел 5. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание Внутрипредметный образовательный модуль «Занимательная математика» | 10 1 | ||
105 | Анализ контрольных работ. Приёмы устных вычислений. | 1 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приёмы сложения и вычитания чисел, запись которых оканчивается нулями. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по шаблону. |
106 | Приёмы устных вычислений вида: 470 + 80, 560–90. | 1 | Выявлять закономерности. Искать решения. Работа по шаблону. |
107 | «Занимательная математика» Поиск закономерностей. Логические задачи | 1 | Решение задач. Работа по схеме. |
108 | Приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670–140. | 1 | Выполнять устно вычисления, используя приёмы устных вычислений вида: 260 + 310, 670 – 140. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Работа по алгоритму. |
109 | Приёмы письменных вычислений | 1 | Применять приёмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Работа по алгоритму. |
110 | Письменное сложение трёхзначных чисел. | 1 | Применять алгоритм письменного сложения чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Работа по алгоритму. |
111 | Приёмы письменного вычитания в пределах 1000. | 1 | Упражнять в решении задач с развитием пространственного воображения. Работа по карточкам. |
112 | Виды треугольников. | 1 | Применять алгоритм письменного вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений. Работа по схеме. |
113 | Контрольная работа по теме: «Приемы письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел». | 1 | Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их. Работа по индивидуальному маршруту. |
114 | Анализ контрольных работ. Приёмы устных вычислений. | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по образцу. |
Раздел 6. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление | 14 | ||
115 | Приёмы устных вычислений вида: 180 · 4, 900: 3. | 1 | Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приём умножения и деления трёхзначных чисел, которые оканчиваются нулями. Работа по образцу. |
116 | Приёмы устных вычислений вида: 240 · 4, 203 · 4, 960 : 3. | 1 | Выполнять устно деление и умножение трёхзначных чисел на основе умножения суммы на число и деления суммы на число. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по алгоритму. |
117 | Приёмы устных вычислений вида: 100 : 50, 800 : 400. | 1 | Выполнять устное деление трёхзначных чисел способом подбора. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Работа по алгоритму. |
118 | Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление. | 1 | Обращать внимание на структуру задачи и данные задачи. Работа по карточкам. |
119 | Приёмы письменного умножения в пределах 1000. | 1 | Выполнять устное деление трёхзначных чисел. Работа по схеме. |
120 | Закрепление изученного. | 1 | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по шаблону. |
121 | Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное | 1 | Самостоятельно составлять задачи, работая в парах. Анализировать содержание задачи. Правильно выстраивать свою речь. Работа по карточкам. |
122 | Приём письменного деления на однозначное число | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по алгоритму. |
123 | Проверка деления. | 1 | Делить трёхзначные числа и соответственно проверять деление умножением. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения. Работа по алгоритму. |
124 | Приём письменного деления на однозначное число. | 1 | Находить и объяснять ошибки в вычислениях. Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по алгоритму. |
125 | Проверочная работа по теме «Деление многозначного числа на однозначное». | 1 | Развивать умение рассуждать. Проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Работа по схеме. |
126 | Административная контрольная работа (итоговая) | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по индивидуальному маршруту. |
127 | Знакомство с калькулятором. | 1 | Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. Работа по шаблону. |
128 | Контрольная работа по теме: «Приёмы письменного умножения и деления в пределах 1000». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Работа по карточкам. |
Раздел 7. Повторение изученного | 8 | ||
129 | Анализ контрольных работ. Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание. | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по образцу. |
130 | Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание. | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа покарточкам. |
131 | Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание. | 1 | Найти закономерности в решении цепочки примеров. Работа по карточкам. |
132 | Задачи. | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по схеме. |
133 | Умножение и деление. | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по шаблону. |
134 | Умножение и деление. | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Работа по алгоритму. |
135 | Умножение и деление. | 1 | Анализировать структуру и решение задач разными способами. Работа по образцу. |
136 | Что узнали. Чему научились. | 1 | Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Составлять план работы, анализировать, оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи. Работа по карточкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса (СКК VII) вида по программе "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класса предназначена для специальных коррекционных классов VII вида, создаваемых на базе общеобразовательных школ для детей с задержкой психическог...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по математике. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
4 класс. Адаптированная рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России"
Рабочая программа. УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по математике 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Адаптированная рабочая программа по математике. 4 класс. УМК "Школа России"
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Математика. 1-4 классы»...