4 класс. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5
имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор МАОУ «СОШ № 5
протокол № ______ им. И.Д.Черняховского»
от «___» _________ 2018 г. __________А.В.Галдукевич
«____» ________ 2018 г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с ЗПР
по предмету
«Окружающий мир»
4В класс
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель
Вольтмарова Н.А.,
учитель начальных классов
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4класса составлена на основе:
- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
- Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
- Авторской программы по окружающему миру. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.
- учебного плана МАОУ «СОШ № 5им. И.Д.Черняховского» на 2018-2019 учебный год;
- Учебно-методического комплекта «Школа России» по окружающему миру. Окружающий мир. 4 класс. Учебник общеобразовательных учреждений В 2 ч./ А.А.Плешаков– М.: Просвещение,2014
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)
По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправишь ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая формация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формаx(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
- работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание;
- описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;
- устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;
- оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание;
- формулировать выводы, основываясь на тексте;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ - компетентности:
- оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её чтения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснение, тезисы для презентации.
Содержание учебного предмета, курса
Земля и человечество.
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Природа России.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Родной край - часть большой страны.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Страницы Всемирной истории.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века: о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвв.
Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XV1-XVIIвв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Современная Россия.
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Внутрипредметный модуль «Планета здоровья» (14 ч)
Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
Форма промежуточной аттестации по окружающему миру – итоговая административная контрольная работа.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | |
Раздел 1. Земля и человечество Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» | 7 1 | ||
1. | Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. | 1 | |
2. | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 | |
3. | Мир глазами географа. | 1 | |
4. | Мир глазами историка. Когда и где? | 1 | |
5. | «Планета здоровья» Что такое здоровье? | 1 | |
6. | Мир глазами эколога Административная контрольная работа (входная) | 1 | |
7. | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие. | 1 | |
8. | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 | |
Раздел 2. Природа России Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» | 10 3 | ||
9. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Земля и человечество». Равнины и горы России. | 1 | |
10. | «Планета здоровья» Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ? | 1 | |
11. | Моря, озёра и реки России. | 1 | |
12. | Природные зоны России. | 1 | |
13. | Зона арктических пустынь. | 1 | |
14. | Тундра. | 1 | |
15. | «Планета здоровья» Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. | 1 | |
16. | Леса России. | 1 | |
17. | Лес и человек. | 1 | |
18. | Зона степей. | 1 | |
19. | Пустыни. | 1 | |
20. | «Планета здоровья» Мальчишки и девчонки | 1 | |
21. | У Чёрного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа России». | ||
Раздел 3. Родной край – часть большой страны Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» | 9 2 | ||
22. | Наш край. Поверхность нашего края. | 1 | |
23. | Родной край – часть большой страны. Поверхность нашего края (экскурсия). | 1 | |
24. | Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. | 1 | |
25. | «Планета здоровья» Чистота и здоровье | 1 | |
26. | Земля – кормилица. | 1 | |
27. | Административная контрольная работа (промежуточная) Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса. | 1 | |
28. | Жизнь луга. | 1 | |
29. | Жизнь в пресных водах. Экскурсия к водоёму. | 1 | |
30. | «Планета здоровья» Откуда берутся грязнули? | 1 | |
31. | Растениеводство в нашем крае. | 1 | |
32. | Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Родной край – часть большой страны». | 1 | |
Раздел 4. Страницы Всемирной истории Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» | 5 1 | ||
33. | Начало истории человечества. | 1 | |
34. | Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | |
35. | «Планета здоровья» Будем делать хорошо и не будем плохо. | 1 | |
36. | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |
37. | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | |
38. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | |
Раздел 5. Страницы истории России Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» | 15 4 | ||
39. | Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. | 1 | |
40. | «Планета здоровья» КВН «Наше здоровье» | 1 | |
41. | Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | |
42. | Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. | 1 | |
43. | Куликовская битва. | 1 | |
44. | Иван Третий. | 1 | |
45. | «Планета здоровья» Я здоровье берегу - сам себе я помогу. | 1 | |
46. | Мастера печатных дел. Патриоты России. | 1 | |
47. | Пётр Великий. | 1 | |
48. | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |
49. | Екатерина Великая. | 1 | |
50. | «Планета здоровья» Волевое поведение. | 1 | |
51. | Отечественная война 1812 года. | 1 | |
52. | Страницы истории XIX века. | 1 | |
53. | Россия вступает в XX век. | 1 | |
54. | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | 1 | |
55. | «Планета здоровья» Учимся думать и действовать. | 1 | |
56. | Великая Отечественная война и великая Победа. | 1 | |
57. | Всероссийская проверочная работа. | 1 | |
Раздел 6. Современная Россия Внутрипредметный образовательный модуль «Планета здоровья» | 8 3 | ||
58. | Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. | 1 | |
59. | Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. | 1 | |
60. | Административная контрольная работа (итоговая) Славные символы России. Такие разные праздники. | 1 | |
61. | «Планета здоровья» Учимся находить причину и последствия событий. | 1 | |
62. | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири.) | 1 | |
63. | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России). | 1 | |
64. | «Планета здоровья» Принимаю решения. | 1 | |
65. | Путешествие по России (по Волге, по югу России). | 1 | |
66. | «Планета здоровья» Будьте здоровы! | 1 | |
67. | Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая диагностическая работа. | 1 | |
68. | Презентация проектов. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Окружающий мир. 1-4 классы&ra...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России"), 4 класс
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (учебно-методический комплекс "Школа России"), 4 класс...