4 класс. Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Вольтмарова Наталья Александровна

Рабочая программа. УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr-rp_okr._mir_4v_kl.docx51.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5

имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

СОГЛАСОВАНО                                                                           УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                           Директор МАОУ «СОШ № 5

протокол № ______                                                     им. И.Д.Черняховского»

от «___» _________ 2018 г.                                         __________А.В.Галдукевич

                                                                                       «____» ________ 2018 г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

для обучающихся с ЗПР

по предмету

«Окружающий мир»

4В класс

на 2018 – 2019 учебный год

Составитель

Вольтмарова Н.А.,

учитель начальных классов

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4класса составлена на основе:

  • Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;
  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-Ф3;
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373;
  • Примерной программы начального общего образования. В 2 ч.Ч.1.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с.- (Стандарты второго поколения).
  • Авторской программы по окружающему миру. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014. — 205 с.
  • учебного плана МАОУ «СОШ № 5им. И.Д.Черняховского» на 2018-2019 учебный год;
  • Учебно-методического комплекта «Школа России» по окружающему миру. Окружающий мир. 4 класс. Учебник общеобразовательных учреждений В 2 ч./ А.А.Плешаков– М.: Просвещение,2014
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (с внесенными изменениями в санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 – 10, постановление от 24.11.2015 г.)

По данной общеобразовательной программе предусмотрено обучение детей с ЗПР. Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют создания для них особых образовательных условий. На основании ст.79 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 «Об образовании в РФ» обучение учащихся с ЗПР ведется в общеобразовательных классах в форме инклюзивного обучения, которое предполагает организацию индивидуального подхода при проведении уроков и дифференциацию материала при планировании уроков и заданий. Программа адаптирована для обучения лиц с задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Она построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с задержкой психического развития. Представленная программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает коррекционную направленность обучения. Учебники позволяют строить обучение с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы на уроке.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  •  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправишь ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая формация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формаx(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
  • работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание;
  • описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;
  • устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период;
  • оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание;
  • формулировать выводы, основываясь на тексте;
  • находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

  •  доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  •  доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты

У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  •  понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  •  уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  •  осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  •  осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  •  устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ - компетентности:

  •  оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её чтения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  •  создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснение, тезисы для презентации.

Содержание учебного предмета, курса

Земля и человечество.

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России.

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край - часть большой страны.

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Страницы Всемирной истории.

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века: о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России.

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII-XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII-XVвв.

Наше Отечество в XVI-XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XV1-XVIIвв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Современная Россия.

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Внутрипредметный модуль «Планета здоровья» (14 ч)

Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

Форма промежуточной аттестации по окружающему миру – итоговая административная контрольная работа.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Раздел 1.   Земля и человечество

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета здоровья»

7

1

1.

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы.

1

2.

Звёздное небо – Великая книга Природы.

1

3.

Мир глазами географа.

1

4.

Мир глазами историка. Когда и где?

1

5.

«Планета здоровья»

Что такое здоровье?

1

6.

Мир глазами эколога

Административная контрольная работа (входная)

1

7.

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие.

1

8.

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга.

1

Раздел 2.   Природа России

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета здоровья»

10

3

9.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Земля и человечество». Равнины и горы России.

1

10.

«Планета здоровья»

Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?

1

11.

Моря, озёра и реки России.

1

12.

Природные зоны России.

1

13.

Зона арктических пустынь.

1

14.

Тундра.

1

15.

«Планета здоровья»

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

1

16.

Леса России.

1

17.

Лес и человек.

1

18.

Зона степей.

1

19.

Пустыни.

1

20.

«Планета здоровья»

Мальчишки и девчонки

1

21.

У Чёрного моря. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Природа России».

Раздел 3.   Родной край – часть большой страны

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета здоровья»

9

2

22.

Наш край. Поверхность нашего края.

1

23.

Родной край – часть большой страны. Поверхность нашего края (экскурсия).

1

24.

Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства.

1

25.

«Планета здоровья»

Чистота и здоровье

1

26.

Земля – кормилица.

1

27.

Административная контрольная работа (промежуточная)

Экскурсия в лес и на луг. Жизнь леса.

1

28.

Жизнь луга.

1

29.

Жизнь в пресных водах. Экскурсия к водоёму.

1

30.

«Планета здоровья»

Откуда берутся грязнули?

1

31.

Растениеводство в нашем крае.

1

32.

Животноводство в нашем крае. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Родной край – часть большой страны».

1

Раздел 4.   Страницы Всемирной истории

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета здоровья»

5

1

33.

Начало истории человечества.

1

34.

Мир древности: далёкий и близкий.

1

35.

«Планета здоровья»

Будем делать хорошо и не будем плохо.

1

36.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

37.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

38.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Раздел 5.   Страницы истории России

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета здоровья»

15

4

39.

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси.

1

40.

«Планета здоровья»

КВН «Наше здоровье»

1

41.

Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

42.

Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья.

1

43.

Куликовская битва.

1

44.

Иван Третий.

1

45.

«Планета здоровья»

Я здоровье берегу - сам себе я помогу.

1

46.

Мастера печатных дел. Патриоты России.

1

47.

Пётр Великий.

1

48.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

49.

Екатерина Великая.

1

50.

«Планета здоровья»

Волевое поведение.

1

51.

Отечественная война 1812 года.

1

52.

Страницы истории XIX века.

1

53.

Россия вступает в XX век.

1

54.

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

1

55.

«Планета здоровья»

Учимся думать и действовать.

1

56.

Великая Отечественная война и великая Победа.

1

57.

Всероссийская проверочная работа.

1

Раздел 6.   Современная Россия

Внутрипредметный образовательный модуль

«Планета здоровья»

8

3

58.

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России.

1

59.

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России.

1

60.

Административная контрольная работа (итоговая)

Славные символы России. Такие разные праздники.

1

61.

«Планета здоровья»

Учимся находить причину и последствия событий.

1

62.

Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири.)

1

63.

Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России).

1

64.

«Планета здоровья»

Принимаю решения.

1

65.

Путешествие по России (по Волге, по югу России).

1

66.

«Планета здоровья»

Будьте здоровы!

1

67.

Проверим себя и оценим свои достижения. Итоговая диагностическая работа.

1

68.

Презентация проектов.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"

Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Окружающий мир. 1-4 классы&ra...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России"), 4 класс

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (учебно-методический комплекс "Школа России"), 4 класс...